Эксперимент, направленный на изучение лексического строя речи детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР), обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
Тема «Коррекция лексического строя речи»
Учитель – логопед
Арсланова М.Б.
Москва, 2024г.
Актуальность эксперимента
Обследуя учащихся с ОВЗ, учитель – логопед отмечает бедность словарного запаса и фиксирует это записью: «Словарь ограничен реалиями обиходно – бытовой тематики, качественно неполноценен». Однако в процессе стандартного обследования невозможно понять, каким правилом пользуется ребёнок в процессе поиска слов, посредством каких связей накапливается словарь, и какой грамматический класс слов является наиболее частотным для данного школьника. Найти ответ на интересующие специалиста вопросы и наметить пути коррекционного воздействия поможет ассоциативный эксперимент, введенный в практику с 1901 года врачом Тумбой.
Цели эксперимента:
- выявить, посредством каких связей ребёнок накапливает словарь;
- определить, каким правилом пользуется учащийся при поиске слов в процессе говорения.
Нормой являются 2 правила: смысловая связь слов и ситуативная (на основе сочетаемости слов);
- определить какой грамматический класс слов является наиболее частотным для данного ребёнка;
- выявить какие цепочки слов встречаются в речи чаще.
Содержание эксперимента
Учащимся для прослушивания предлагается 30 слов различных частей речи.
Инструкция: «Будем играть в слова. Я тебе назову слово, а ты мне то, которое вспомнишь».
Требования к выбору лексики:
- слова подбираются из книг, ориентированных на детский возраст;
- в список включаются: 9 существительных, 9 глаголов, 9 прилагательных, 1 числительное и 2 наречия. Слова предлагаются вразброс;
- слова должны обладать конкретным и абстрактным значением.
В ходе эксперимента учитель – логопед отмечает время необходимое школьнику для поиска слова. А.Р. Лурия говорил, что взрослому человеку необходимо 0,02 сек., а ребёнку 0,05 секунды (смотрим, где возникло затруднение).
Анализ полученных данных
Полученная речевая продукция анализируется по количественным и качественным показателям.
Количественный анализ
- Дано 30 слов – получено 30. В том случае, если у ребёнка выявляется разница в данных показателях можно говорить о резко ограниченном объеме лексики и несформированном навыке поиска слов в долговременной памяти, что безусловно будет влиять на процесс обучения в целом.
- Подсчитываем количество синтагматических и парадигматических связей.
Синтагматические связи (ситуативные – на основе сочетаемости слов)- самые простые, поскольку формируются в совместной практической деятельности со взрослыми и указывает на наличие наглядно – действенного мышления. Например: узкий коридор, красивый цветок, последний вагон, котёнок маленький и т.д.
Парадигматические – более ценные т.к. они формируют языковую систему и свидетельствуют о наличии логического мышления.
Качественный анализ типов ассоциаций
- синонимы – самые дорогие связи, поскольку отвечают за точную передачу мысли в процессе коммуникации, как устной, так и письменной. Синонимы составляют ядро словаря!
- перенос значения – ценные связи т.к. именно из них в последующем образуются синонимы. Ученики подбирают слова, ориентируясь на их общее значение. Например: бабушка – дедушка; голубой – розовый; костыль – трость; река – лужа и т.д.
- антонимы – указывают на то, что ребёнок использует в процессе поиска слов смысловые связи.
- общечастное – отношение общего к частному (своеобразный лексический анализ и синтез). Например: животное – корова; самолёт – транспорт; ягода – клубника и т.д.
- парадигматические ситуативные – означает, что слово возникло в памяти на основе образного представления, картинки.
Например: старик – рыбка; дуб – кот и т.д.
- фонематические – ребёнок называет слова, опираясь на звуковую форму.
Например: сумма – сумка; скрипка – скрепка и т.д.
- морфемные – ученик не ищет слово, а просто изменяет форму данного, например, по числу (гриб – грибы), использует слово с отрицательной частицей «не» либо образует родственное слово.
- случайные – ничем не объяснимые связи. Как показывает практика, ребёнок начинает называть слова, которые видит в данный момент.
Грамматический (количественный) анализ
Вывод делается на основании подсчёта слов преобладающей части речи. Наиболее частотной частью речи является существительное, следовательно, именно ей ребёнок преимущественно пользуется в свободной речи. Но мы помним, что важная часть речи – это глагол т.к. именно он является валентным, то есть способен устанавливать связи с другими словами, а, следовательно, ответственен за передачу мысли.
Можно провести анализ словосочетаний (частотные: существительное + прилагательное).
По итогам обследования строится структура семантического поля.
Масштаб – 1пара слов – 0,5 клеточки.
В центре ядро – слова синонимы.
I концентр – в него входят 1-е три типа ассоциации: перенос значения, антонимы, общечастное.
II концентр – оставшиеся типы ассоциаций.
Формирование лексического строя речи.
Работа по формированию лексического строя речи ведётся на протяжении всего периода коррекционно – развивающего обучения и условно делиться на два этапа:
- накопление пассивного словаря;
- пополнение и расширение объёма активного словаря.
Далее остановимся на выделенных этапах.
Пассивный словарь – ассоциативный эксперимент показал, что школьники преимущественно пользуются номинативной частью речи, следовательно, необходимо накапливать предикативный словарь и словарь признаков. В процессе формирования фонематического восприятия (когда ведётся работа по дифференциации звуков) очень полезно предлагать учащимся для прослушивания слова различных частей речи. Например: «Я произношу слова, услышите звук «с»- поднимите его символ, если звук «с’» – символ звука «с’».
Словарь: сойка, семь, отзовись, свила, сизокрылая, оставила, лесок, аист, скрипит, гусь, красота, степь, усатый и т.д.
Пополнение и расширение объёма активного словаря.
Учитель – логопед в течение всего учебного года решает коррекционные задачи с опорой на лексические темы. В дополнение предлагаю проводить работу по расширению объёма активного словаря с использованием денотативно – предикативного плана предложенного А.К. Марковой. Данная работа универсальна и позволяет одновременно решать многие задачи.
Денотативно – предикативный план очень полезно и удобно использовать в процессе работы над темами: «Речь и предложение; Предложение и слово; Составление рассказа с использованием пиктограмм, опорных слов; Предлоги и т.д.».
1 модель – субъект – предикат
На доску помещается денотат (картинка с изображение предмета) и стрелка – обозначающая действие предмета (стрелка указывает на движение мысли, т.к. именно глагол отвечает за её передачу). На данном этапе проводится работа по:
-
- расширению объёма глагольного словаря – помещаем «знак запрета» на стрелку и предлагаем школьникам дополнительно подобрать слова- действия (предикаты). Например: машина едет – стоит, поворачивает, тормозит, выезжает и т.д.;
- развитию глагольной синонимии – помещаем «знак запрета» на стрелку и предлагаем школьникам заменить слово другим – похожим по смыслу. Например: машина едет – несётся, гонит, колесит, мчится и т.д. Важно помнить, что на начальном этапе обучения учитель- логопед имеет право самостоятельно предлагать учащимся на выбор ряд слов, состоящий из синонимичных и неподходящих слов. А учитывая данные ассоциативного эксперимента, который часто указывает на то, что дети ориентируется на звуковую оболочку слова, а не смысловую, нужно включать в цепочку слов именно слова похожие по звучанию, но не связанные по смыслу.
Например: «закопал – зарыл – закрыл; стрекочет – хохочет, трещит; скупой – слепой – жадный»».
- формирование понятий «общее – частное» – теперь «знак запрета» помещается на слово предмет, следовательно, его называть нельзя. Например: машина – автомобиль, транспорт, жигули и т.д.
2 модель – субъект – предикат – объект действия
Далее работа ведётся по аналогии с учётом задач, которые ставит перед собой специалист.
Например: Собака грызёт кость.
- расширение объёма глагольного словаря: грызёт – лижет, нюхает, любуется, закапывает и т.д.
- развитие глагольной синонимии: грызёт – ест, терзает (теряет – по звуку), кусает, обгладывает и т.д.
3 модель – субъект – предикат – объект действия
На данном этапе появляется фишка – маркёр: треугольник жёлтого цвета, обозначающий слова – признаки (прилагательное). Теперь в дополнение к вышесказанному полезно работать над словарём признаков:
-
- расширение объёма. Например: Лиса, какая? Рыжая, красивая, хитрая, длинномордая, огненная и т.д.
- формирование синонимии. Например: Жадная лиса съела сыр. Ребята, как вы думаете жадная – это слепая или скупая и т.д.
Необходимо помнить, что слово появиться в активном лексиконе учащихся только тогда, когда понятно его значение. Поэтому учитель – логопед должен объяснять значение незнакомых слов. Методически неверно просить детей самостоятельно толковать незнакомое слово.
Способы семантизации:
- наглядно – действенный – используется предметная картинка либо демонстрация действия. Применяется в том случае, когда легче показать, чем витиевато объяснять. Например: цветок ирис; Папа прикрыл дверь и т.д.
- словесно – контекстный – объяснение значения слова ведётся через словотолкование, подбор синонимов, антонимов, фразеологических оборотов. Например: Вода в реке была студёная (очень холодная).
- Смешенный – словотолкование сопровождается демонстрацией предметной наглядности, либо показом действия. Самый удачный способ т.к. помогает плавно переводить учащихся с наглядно – действенного мышления на вербально – логическое. Например: Попугай нахохлился – поднял, распушил перья, хохолок.