Кувшинова Екатерина Борисовна
воспитатель
Структурное подразделение «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174516
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Образовательная деятельность в ДОУ», в рамках реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Социализация личности дошкольника посредством ознакомления их с различными профессиями
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174516


Социализация личности дошкольника посредством ознакомления их с различными профессиями

 

В нашем современном мире столько интересных профессий и в жизни каждого

человека профессиональная деятельность занимает значимое место.

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и расширить словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. 

С первых шагов ребенка родители задумываются  о его будущем, внимательно следят за интересами своего ребенка, стараются определить дальнейшую профессиональную судьбу. Но родители не всегда знают, когда именно нужно начинать  знакомить ребенка с профессиями?  Этот момент очень важен. Знакомство детей с профессиями стоит начинать как можно раньше. Они должны понимать, чем они отличаются, для чего нужны и чем важны. В этом вопросе  помочь родителям всегда смогут воспитатели.  В рамках дошкольного учреждения есть очень много возможностей рассказать малышам о разных специальностях. Благодаря такому знакомству дети учатся проявлять уважение к чужому труду, начинают понимать важность и сложность каждой профессии. Они начинают проявлять интерес к занятиям взрослых. Задача педагогов – выбрать адекватную форму знакомства детей с профессиями в соответствии с их возрастом.  Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора – двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире профессиям, необходимо помнить о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или о чем совершенно не имеют представления. Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто:  продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, полицейские. Когда ребенок уже имеет некое представление о компьютерах, машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.

С 3 – 4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены их семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем она ценна. С возрастом информация должна дополняться. 

Экскурсии на предприятия помогут ребенку ближе узнать специфику некоторых специальностей.  Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т.д.

Чтение книг также способствует ознакомлению детей с профессиями. Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Джанни  Родари  «Чем пахнут ремесла?»,  В. Маяковский  «Кем быть?», А. Барто «Маляр»,  «Песня моряков», «Ветеринарный врач», С. Михалков  «Дядя Степа»,  Б. Заходер  «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер», С. Чертков  « Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и другие 

Не забываем про сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Пожарные на учениях», «Понраничники», «Магазин», «Больница».  В процессе игр можно использовать как подручные средства (например, пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы, игрушки в  виде прилавка, кассы супермаркета.

Просмотр мультфильмов  и специальных видеороликов о профессиях не оставят детей равнодушными. Этот  вариант знакомства подойдет для спокойных и усидчивых малышей. Современные специальные видеоролики в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно продемонстрируют особенности труда швеи и продавца, машиниста, учителя или художника. Ребенок, наблюдая за действиями героев видеоролика  на экране, имеет возможность воочию увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.

Дидактический материал – ценный ресурс в  процессе ознакомления детей с профессиями. Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садов  разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек и т.д.

Алгоритм ознакомления ребенка с профессиями.

  1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.
  2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.
  3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с внешним видом костюма, рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет полицейский, а во что пожарный, машинист поезда и пр.
  4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Учителю нужна указка, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.
  5. Описать, а по возможности и  показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – смешит  публику.
  6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты труда: приготовленный обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.
  7. Постоянно следует говорить с детьми  о значимости, полезности и необходимости труда.

Обучайте ребенка, играя!

Социализация личности дошкольника посредством ознакомления их с различными профессиями