Форма: Вечер – реквием «Никто не забыт, ничто не забыто»
Направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное.
Цель: создание условий для формирования у учащихся патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на основе единых патриотических ценностей, гордости за собственную страну, ее историю и культуру, ценностного отношения к учению вообще, к школе и труду учителя, сохранения памяти о подвиге наших солдат, тружеников тыла в Великой Отечественной войне.
Планируемые результаты:
Сформированное понимание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, и российской государственности; уважение прав и свобод, законных интересов других людей; уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране и мире.
Сформированная готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражение неприятия антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Аудитория: 5-9 классы
Оборудование:
ПК, проектор, экран
Дополнительные файлы:
- Презентация «Никто не забыт, ничто не забыто.pptx»;
- видеоролики (Начало войны, клип к песне «Ах, война, что ты сделала подлая», клип к песне «Дети войны», Фрагмент видеофильма. Воспоминания блокадников о школе, Родина! Светлой памяти павших в борьбе против фашизма. Минута памяти 9 мая, Клип на песню «Память Великой Победы»);
- звуковое сопровождение («Реквием» В.А. Моцарт, Д. Шостакович «Ленинградская симфония»).
Сценарий мероприятия
Сценка «В школу»
Два ученика встречаются утром по дороге в школу Один в форме с портфелем, второй в джинсах свитере в наушниках в кармане тетрадь, ручка, мобильный телефон. |
||
Ученик1 | О! Привет!
Протягивает руку |
|
Ученик2 | Здорово! | |
Ученик1 | А ты почему без портфеля? Как в школе без учебников? | |
Ученик2 | Да кому нужны эти учебники? Скукота! Я вообще не понимаю, зачем проводить долгие часы в четырех стенах, узнавая то, что за минуту можно найти в Интернете!
Показывает мобильный телефон Я вообще туда не пойду! Время такое опасное. Все говорят война, террористы… |
|
Ученик1 | Ты не прав! Школа это очень важно. Здесь мы не только получаем знания, учимся общаться, преодолевать трудности, да, много всего. А ты знаешь, что и во время Великой Отечественной Войны школы работали по всей стране.
Конец сценки. Гаснет свет |
|
Танец «Тучи в голубом» | ||
Звучит голос Левитана, песня Священная война.
Видеоролик начало войны |
||
Ведущий1 | Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды. | |
Чтец | Сорок тополей
Елена Никифорова С рассветом, после бала выпускного, Они на память возле школы Ушел на фронт и молодой учитель, И в эшелоне все шутил учитель,
По всем фронтам война их разбросала: Четыре года в сапогах солдатских! Из сорока лишь четверо вернулись, Шумели долго на ветру у школы Они в окно учителю кивали, Но и деревья тоже умирают. Клип к песне «Ах, война, что ты сделала подлая» |
|
Ведущий 2 | В 1940-41 учебном году общая численность учащихся школ составляла 34 784 000 человек. Сразу после объявления войны из многих прифронтовых районов началась эвакуация воспитанников детских домов, детских садов и учащихся школ в глубокий тыл. Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем. |
|
Ведущий 1 | Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. Особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Неслучайно её называют Великой. Она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». | |
Хореографическая композиция на песню «Дети войны» | ||
Ведущий1 | Школы Оренбуржья приняли в те годы тысячи тысяч школьников со всей страны. Вспоминает учитель математики. | |
Чтец | Началась война… В годы войны в тяжелых условиях приходилось работать не только нам, учителям, но и ученикам. Невольно вспоминается зима. В классах такой холод, что замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, шубейках – да кто в чем мог! И это несмотря на то, что топку готовили заблаговременно. Учителя вместе с родителями учащихся летом делали кизяк, которым отапливались помещения. Да что это за топливо?! Мальчиков на лошадях посылали в лес за дровами. О тетрадях в то время дети и понятия не имели. Какие-то листочки из архивных бумаг использовали они для письменных работ. Летом и школьники, и учителя работали в поле. Вручную пололи пшеницу, просо. Зерновые, колхозники успевали скашивать до зимы. А мы, по скошенным полям, собирали колоски, оставшиеся на полях, чтобы было минимум потерь. А затем на рабочих волах возили зерно на элеватор. На каждую подводу усаживались несколько ребятишек, водружался самодельный флаг с надписью «Все для фронта, все для Победы!» Но на полях оставался неубранный подсолнечник. В выходные дни, в каникулы мы отправлялись в поле и срезали шляпки. И каково было работать нам, взрослым, утопающим по пояс в снегу, да еще в сильные морозы?! А что уж говорить о детях! Тем не менее, мы все делали возможное, чтобы не пропал урожай. А вечерами, в зимнее время собирались в помещении сельского Совета при свете коптилки, вязали шерстяные носки для солдат. Варежки вязали с двумя пальцами, чтобы солдатам удобнее было нажимать на курок. | |
Ведущий 2 | Читать про блокаду всегда страшно и больно. Но в дни Великой Победы это делать необходимо. Сегодня мы предлагаем вам отрывки из дневника школьной учительницы Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец. Она преподавала историю в “школе со львами” недалеко от Исаакиевского собора. | |
Чтец | “Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников.
В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу. “Город в блокаде, город окружен врагами, а мы выполняем свой долг и садимся за книги”, — говорите вы всему миру. Мужественные дети растут в Советской стране. Они учатся в городе, который бомбят, обстреливают из пушек и лишают продовольствия”. |
|
Чтец | Занятия проходили в экстремальной обстановке и постоянно прерывались воем сирены. Ученики вместе с учителями спускались в бомбоубежища и продолжали уроки там. От больших кафельных печей веет холодом: их давно не топят. Чернила покрываются коркой темно-лилового льда. Ребята каждый день устраивают в чернильницах “проруби” и через них обмакивают перья. | |
Чтец | Ксения Владимировна пишет, что 4-й урок в классе давать трудно, всё занятие дети настороженно ждут звонка “к супу”, он приобрел для всех особую ценность. Получить две тарелки супу — мечта каждого: “Сегодня дежурила в школьной столовой. На моей обязанности — следить, чтобы учащиеся съедали суп в столовой, а не отливали его в баночки и кружки и не уносили домой. А многим очень хочется это сделать. Дома мать, отец, младшие дети не имеют тарелки супу.
— Позвольте отнести суп домой! — просит меня Надя. — Мне, правда, довольно одной тарелки, а дома у меня мама и сестренка. — Нельзя, девочка, суп вам дают, чтобы поддержать силы и помочь вашему ученью. |
|
Чтец | Память детей слабеет. Хорошая ученица во время рассказа об итальянском Возрождении вдруг запнулась, подняла на меня большие серые глаза и как-то скорбно сказала:
— Я помню биографию замечательного художника и ученого, но я забыла его имя. — А потом дрогнувшим голосом: — Я… я даю вам честное слово, что я урок учила. Я говорю спокойно: — Ты имеешь в виду Леонардо да Винчи, конечно. Садись. — И ставлю в журнал: “Отлично”. Почему я это делаю? Я знаю: урок она учила и хорошо ответила. |
|
Чтец | К весне численность учеников в школах снизилась почти в три раза: кого-то эвакуировали, кто-то перестал ходить, многие погибли. Но, несмотря на чудовищные условия блокады, дети, которые посещали школу, занимались даже усердней, чем в мирное время:
“В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок. Если кто-нибудь говорит, что он не знает урока, то причина всегда серьезная. Тот, кто отказался, на следующем уроке непременно напоминает: “Вы меня спросите, пожалуйста, я ведь в прошлый раз отказался”. Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не тревожат учителей. В школе непривычно тихо. Ребята учатся по-настоящему; нет отметок “плохо”, и почти нет “посредственно”. Вот каково мужество детей!” Фрагмент видеофильма. Воспоминания блокадников о школе |
|
Ведущий 1 | Замечательной страницей в летописи всенародной борьбы против гитлеризма являлась деятельность советских школ в тылу врага.
Немецко-фашистские захватчики, стремившиеся превратить нашу страну в свою колонию, а советских людей в рабов. Но и в те страшные годы школы продолжали работать. Правда, теперь по немецким правилам: преподавание истории было запрещено, из учебников вырывались страницы, рассказывающие о героическом прошлом нашей родины и прославлявшие светлое коммунистическое настоящее. Взамен вводились «уроки текущих событий», для которых требовалось использовать немецкие газеты и политические брошюры. Учителя были обязаны строго следовать всем указанием фашистов. Шаг вправо, шаг влево приравнивался к расстрелу. Но даже в той страшной обстановке учителя не отступили от своего жизненного принципа: всегда говорить правду. Они продолжали вести уроки так, как всегда: с гордостью говоря о прошлом; с вызовом – о настоящем; и с верой – о будущем. Воспитание душевной стойкости – такого предмета не было в расписании. По сути, это были репортажи с петлей на шее, вернее – уроки под дулом пистолета. |
|
Ведущий 2
|
А разве можно не вспомнить польского педагога и писателя Януша Корчака, основавшего «Дом сирот» для еврейский детей, которого вместе с ребятами гитлеровцы переселили в гетто? Корчак считал, что «люди несут общую ответственность … за традицию помощи детям». Наверное, потому, когда бывшие коллеги организовывали учителю побег из гетто, он отказывался: разве можно жить с сознанием, что покинул детей в минуту их смерти… И он остался. Только для того, чтобы скрыть от ребят правду, чтобы до последней минуты, искренне глядя им в глаза, говорить, что они едут за город, в деревню… Корчак шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку девочку. Шел, вероятно, с улыбкой, ведь дети – народ наблюдательный и сразу бы поняли все. О своей смерти он, конечно же, не думал… Обман, на который способны только родители умирающего ребенка… Януш Корчак не пожелал расстаться со своими воспитанниками и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году. | |
Чтец |
Треблинка – лагерь смерти Юлия Вихарева памяти Януша Корчака Пропитан болью и молитвами Где так над пленными куражатся, Невинны души. Тем не менее, Что за бумажками и фразами? – Здесь всё под бдительной охраною – Без тени страха и сомнения Ему ведь жизнь была предложена! Кто ж сам на смерть пойти отважится? В протест на зверства (всем известные) Смотрела вслед обескуражено
|
|
Ведущий | Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле, могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя – ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях. 17 – 20 – летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями.
Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. Недаром маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский писал об учителях: “Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии – личным примером учил, как надо воевать.” |
|
Чтец | «Первый учитель»
Владимир Фирсов Я помню сожжённые сёла Где нам однорукий учитель Он жил одиноко при школе. Мелок под рукою крошился, Ему мы во всём подражали — Зато из рассказов недлинных В том же самом году в сорок пятом Дымок от землянок лучился И слово заметное это А после поношенный китель Ушёл, говорили, до срока. Могилу землёй закидали, Ить он никогда не казал… Ты с нами идёшь сквозь года. И думой о судьбах Отчизны, |
|
Ведущий 1 | Предлагаем почтить память всех, погибших и умерших защитников Отечества минутой молчания.
Видеоролик «Минута памяти. Родина! Светлой памяти павших в борьбе против фашизма». |
|
Ведущий 2 | Настало время прощаться. До свидания, ребята, до новых встреч. Несите в своих сердцах память от тех, кто не должен быть забыт, никогда!
Клип на песню «Память Великой Победы» |