Леонтьева Наталья Евгеньевна
педагог дополнительного образования
УДО «Дом детского творчества»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174636
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучшая дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа (ДООП)/Лучшая авторская методическая разработка», в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уличные танцы»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174636


                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Уличные танцы»

Художественная направленность

для учащихся 5-8 лет

Срок реализации программы: 144 часа

Разработчик:

Леонтьева Наталья Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

Промышленная, 2024г.

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………3

1.2.  Цели  программы и задачи………………………………………………6

1.3. Содержание программы…………………………………………………7

1.3.1 Учебно- тематический  план …….……………………………………..7

1.3.2. Содержание учебно- тематического плана……………….………….8

1.4. Планируемые результаты   ……………………………………………..9

2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график…………………………………………..10

2.2. Условия реализации программы ……………………………………….10

2.3. Формы аттестации ………………………………………………………12

2.4. Диагностические и оценочные материалы……………………………..13

2.5. Методические материалы…………………………………………….….13

  1. Список литературы ………………………………………….………..….14
  2. Приложения

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уличные танцы» (далее – Программа) стартового уровня, является    модифицированной,   реализует  художественную направленность в дополнительном образовании детей, срок реализации –  1 год. 

Программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Современный танец» (раздел комплексной авторской образовательной программы образцовой хореографической студии «Фантазия»  авторы И.Н. Игумнова, Н.А. Митина, педагоги ДО МОУ ДОД ЦДТ. – г. о. Жуковский, 2012 год).

Программа разработана в соответствии с:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022г. № 678-р;

–  Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р); 

– Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 

– Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

– Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны (Письмо Министерства просвещения РФ от 29.09.2023г. № АБ-3935/06);

– Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 11.10.2023г. №1678;

– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28, вступившее в силу 01.01.2021г. «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

–  Законом «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013г.  № 86-ОЗ; 

– Уставом УДО «Дом детского творчества»;

– Учебным планом УДО «Дом детского творчества»;

– Календарным учебным графиком УДО «Дом детского творчества». 

В современном мире уличные танцы являются для представителей молодого поколения одним из востребованных хореографических направлений. 

  Это «молодые» виды танцев, которые  возникли  пять десятилетий назад. Они в прямом смысле слова «родились» на улице. Первоначально «танцы на улице» представляли собой соревнование, так называемый, «танцевальный батл». Молодые люди  демонстрировали свои танцевальные умения в открытом пространстве. Позднее уличные танцы переместились в танцевальные классы и превратились в один из общепризнанных разновидностей танцев.

Уличные танцы — это смесь различных танцевальных жанров и культур, включая брейк-данс,   хип-хоп, и хаус,  RnB и   множество других. Название этого стиля объединяет множество танцевальных направлений, которые родились за пределами танцевальных студий балетных школ. 

Актуальность данной Программы заключается в том, что в  век информационных технологий, когда  у детей сокращается   время  на активную двигательную деятельность, уличные танцы позволяют  восполнить  указанный пробел. Это отличный способ занять детей в свободное от школы время, полезная  и увлекательная альтернатива гаджетам и безделью,   возможность провести время с пользой, зарядиться позитивной энергией. Уличные танцы  являются уникальным способом социализации детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, без излишних назиданий воспитывают их, включают в общественно значимую, согласованную деятельность, способствуют проявлению свободы самовыражения, креативности и соревновательного духа. Привлекают  детей и подростков, учат красоте и выразительности, развивают физическую силу,   танцевальные, музыкальные и творческие способности.

Новизна программы заключается в том, что  уличные танцы  – это новый и привлекательный вид  досуговой деятельности для  детей сельской территории, связанный со здоровье сбережением,   развитием творческого потенциала  ребенка,  повышением уровня  его танцевальной и общей   культуры. Реализация Программы возможна  в условиях  дистанционного обучения, ее легко адаптировать под различные технологические и временные возможности учащихся. Не смотря на то, что обучение в дистанционной форме создает определенные  сложности, физические упражнения и  танцевальные  композиции возможно выполнять и в небольшом по площади  помещении.  Продолжительность занятия в режиме онлайн   30 минут + 30 на самостоятельную отработку и демонстрацию результатов родителям. Занятия   могут быть организованы  на платформе Zoom.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предоставляет детям  возможность творческой самореализации через исполнение танцевальной импровизации,  повышает уровень  позитивной социальной активности, формирует    потребность в здоровом образе жизни, умении владеть своим телом.  

Программа адресована учащимся 5-8 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 

Программа «Уличные танцы» предусматривает групповые формы занятий. Численный состав группы – 10 – 12  человек. 

Срок реализации программы  – 1год, 144 часа, с 1 сентября по 31 мая.

Режим занятий: 

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 

Форма обучения – очная. 

1.2. Цель программы: Формирование мотивации к занятиям уличными танцами, как условию  творческого самовыражения  ребенка и  средству укрепления его физического и эмоционального здоровья.

Задачи программы:  

Образовательные:

– познакомить учащихся  с понятием «танцевальная композиция», ее видами  и  законами   построения, выразительными средствами;

– научить учащихся танцевальному рисунку с сочетанием различных направлений: «Хип-хоп», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Хаус», «Футворк»;

-познакомить учащихся  с основами  драматургии и законами   композиционного построения  уличных танцев.

Развивающие: 

 -развивать у учащихся творческое  мышление, творческое воображение и мышечную память;

-формировать у учащихся умение передавать   манеру и стиль исполнения уличных танцев;

-развивать у учащихся навыки владения танцевальными движениями в стиле направлений: «Хип-хоп», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Хаус», «Футворк».

Воспитательные: 

– воспитывать у учащихся  уважительное отношение к окружающим людям, толерантность, навыки    культурного  коллективного  взаимодействия;

 – воспитывать  у учащихся коммуникативную  и сценическую культуру;

– воспитывать  уважительное отношение к русской культуре и культуре других народов.

1.3. Содержание программы

 1.3.1. Учебный план

№ П/П Наименование тем Всего часов В том числе Форма контроля
Теория Практика
1 Вводное занятие по технике безопасности при занятиях танцами. 2 2   Устный опрос
2 Танцевальная композиция 10 2 6 Устный опрос
3 Трюковая работа 10 2 10 Наблюдение
4 Выразительные средства  Уличного танца (рисунок, музыка, танцевальные комбинации) 10 2 8 Устный опрос, наблюдение
5 Понятия танцевальных стилей «Уличного танца». Танцевальные комбинации  «Уличного танца» 12 2 10 Устный опрос, наблюдение
6 Постановка и презентация танцевальных батлов 100 2 98 Показы
Итого: 144 12 132

 

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана 

  1. Вводное занятия. (2 часа)

Теория: Инструктаж по правильному и безопасному выполнению физических    упражнений и танцевальных движений на занятиях уличными танцами.  

Форма контроля: устный опрос.

  1. Танцевальная композиция. (10 часов)

Теория: Понятия «Драматургия  танцевальной композиции». Основные этапы построения  танцевальной композиции. Составление танцевальных  комбинаций. 

Практика: Соединение танцевальных комбинаций  в единую танцевальную композицию

Форма контроля: устный опрос.

  1. Трюковая работа.(10 часов)

Теория:  понятие «Трюк».

Практика: Колесо и колесо на одной руке, «Мост» на коленях, фляг вперед, построение пирамид.

Колесо- акробатический трюк, в ходе которого учащийся совершает вращение при помощи руки на 360 градусов.

«Мост» на коленях – учащийся встает на колени, ноги чуть расставив, руками берется за пятки. Таз тянем вперед, чтобы поймать равновесие. Далее прогибается назад, голова тянется к максимально назад.

Фляк вперед – одна из разновидностей переворота вперед. Особенность этого элемента в том, что учащийся начинает трюк с двух ног. 

Построение пирамид – разнообразные комбинации стоек, поддержек, выпадов, упоров, мостов и равновесий.

Форма контроля: наблюдение.

  1. Выразительные средства  Уличного танца.(10 часов)

Теория: Понятия «рисунок». Виды рисунка

Практика: Распределение танца по сценической площадке. Взаимодействие рисунка танца с музыкальным материалом.

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

  1. Понятия танцевальных стилей «Уличного танца». Танцевальные комбинации  «Уличного танца»(12 часов)

Теория: Понятия ««Хип-хоп», «Хаус», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Футворк»

Практика: Исполнение и построение танцевальных комбинаций «Хип-хоп», «Хаус», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Футворк»

Форма контроля: устный опрос, наблюдение.

  1. Постановка и презентация танцевальных батлов. (100 часов)

Практика: Показ танцевальных батлов.

Форма контроля: показы.

1.4. Планируемые результаты. По окончании программы учащиеся 

  будут знать:

– понятие «танцевальная композиция», ее виды,  законы  построения, выразительные средства;

–   виды танцевального рисунка с сочетанием различных направлений: «Хип-хоп», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Хаус», «Футворк»;;

-основы драматургии  уличного танца;

– законы композиционного построения уличного танца;

 будут уметь

-творчески  мыслить и воображать;

-выполнять  виды танцевальных рисунков с сочетанием различных направлений: «Хип-хоп», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Хаус», «Футворк»;  

-передавать манеру и стиль исполнения уличных танцев;

  1. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график  

Количество учебных недель по программе – 36, с 1 сентября по 31 мая. Общее количество часов –  144. 

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.  В каникулярное время   программа реализуется  в форме танцевальных батлов,  мастер-классов,  творческих выступлений.

2.2. Условия реализации программы.

Количество учащихся в группе 10 – 12 человек. Принимаются учащиеся с уровнем стартовой подготовки, не имеющие серьёзных отклонений по состоянию здоровья и физическим данным.

Важнейшими принципами построения программы являются:

-научность и доступность: использование на занятиях доступных для учащихся понятий и терминов, учет уровня подготовки; 

-последовательность: опора на имеющийся у учащихся опыт, переход  от простого к сложному;

-системность    в освоении трудовых приемов: освоение нового материала опирается на ранее приобретенные знания и умения;

-разнообразие и приоритет практической деятельности;

-личностно-ориентированный подход в обучении;

-осмысленный подход учащихся к творческой деятельности, процессу ее  осуществления и  значимому  результату.

При этом последовательно должна происходить:

-адаптация учащегося в творческом коллективе,

-целенаправленное усвоение учащимся необходимых знаний  и умений по уличному танцу, демонстрация навыков исполнительской деятельности,

-переход от любопытства к увлечению и мастерству.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Учебный кабинет, хореографический  зал, оборудованный зеркалами, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности к данному виду деятельности и открытая площадка. 
  2. Видео-аудио аппаратура.
  3. Тренировочные коврики.

Музыкальное сопровождение занятия:

Все занятия сопровождаются аудиозаписями. Педагог готовит разнообразный музыкальный материал,    знакомит учащихся с различными стилями уличных танцев, формирует музыкальную культуру, слух,  манеру исполнения.

Формы занятий:

-комплексы практических упражнений,

-импровизация,

-постановки,

-репетиции,

-выступления,

-видео-просмотры,

-батлы,

-творческие обсуждения, беседы, собеседования,

-самостоятельная творческая работа

Типы занятий:

-групповое,

-внеаудиторное (с участием всех учебных групп)  

Основной формой обучения является комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики.

2.3. Формы аттестации.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) – выступление. Показ танцевального батла.  

Для реализации данной программы, как показывает практика работы,   необходимо учитывать:

-возрастные особенности учащихся;

-личные интересы и приоритеты учащихся;

-потенциал группы в целом и каждого учащегося отдельно;

-качество подготовки к моменту начала освоения программы.

Технологии, используемые в обучении:

  1. Информационно-коммуникативные технологии позволят учащимся получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так  они полезны при просмотре концертов и выступлений, в которых учащиеся сами будут принимать участие, для осмысления и оценки своего собственного результата.
  2. Образовательные технологии  системно – деятельностного типа, посредством которых учащиеся изучат новый материал через личный показ педагогом и его объяснения с последующим повторением.
  3. Игровые технологии помогут развитию творческого мышления, развивают художественное воображение и фантазию, повысят уровень  общения и взаимодействие в творческом коллективе.

4.Технологии дифференцированного обучения помогут в  успешном обучении каждого  учащегося на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.

2.4 Диагностические и оценочные материалы

Ф.и. учащегося Раздел программы
теория Практика
низкий  средний высокий Стартовый Базовый Углубленный
1.

После изучения каждого раздела проводится мониторинг освоения программного материала, данные заносятся в таблицу.   

 

2.5. Методические материалы      

Педагогические технологии

  • Технология личностно-ориентированного развивающего обучения  помогает максимально развить  индивидуальные познавательные способности ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности (Амонашвили Ш.А.);
  • Технологии на основе эффективности управления и организации образовательной деятельности (Селевко Г.К.)
  • Групповые технологии ( Виноградова М.Д., Щуркова Н.Е.);
  • Технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.П), согласно которым, мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию;
  • Здоровье сберегающие технологии (Голобородько Н. В.).
  •   Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (Кидняева О. Н.)
  1. Список литературы.

Для педагога:

  1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы для детей. С.-П., 2019-36с.

2.Танец hip-hop // «Энциклопедия танца», 2020г.

3.Королева М. Слушай музыку, делай кач, будь собой! Как танцевать  хип-хоп.  С.-Петербург, 2021г.

  1. Чечетин А.И. Основы драматургии. – М., 2019г.
  2. Письменская А. Хип-хоп и R’n’ С- Петербург. 2019г.
  3. Руднева, Э Фиш. Музыкальное движение. М. «Просвещение», 2020г.

Для  учащихся:

  1. Е.А. Гринберг «Растем красивыми» Новосибирск, 2019г.
  2. История костюма. М.: Искусство, 2021г.

3.Фильм Шаг вперёд 1,2,3,4,5 (про современный стиль танца)

  1. Издательство «Один из лучших», Москва 2019г.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уличные танцы»