ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Уличные танцы»
Художественная направленность
для учащихся 5-8 лет
Срок реализации программы: 144 часа
Разработчик:
Леонтьева Наталья Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
Промышленная, 2024г.
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………3
1.2. Цели программы и задачи………………………………………………6
1.3. Содержание программы…………………………………………………7
1.3.1 Учебно- тематический план …….……………………………………..7
1.3.2. Содержание учебно- тематического плана……………….………….8
1.4. Планируемые результаты ……………………………………………..9
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график…………………………………………..10
2.2. Условия реализации программы ……………………………………….10
2.3. Формы аттестации ………………………………………………………12
2.4. Диагностические и оценочные материалы……………………………..13
2.5. Методические материалы…………………………………………….….13
- Список литературы ………………………………………….………..….14
- Приложения
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уличные танцы» (далее – Программа) стартового уровня, является модифицированной, реализует художественную направленность в дополнительном образовании детей, срок реализации – 1 год.
Программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Современный танец» (раздел комплексной авторской образовательной программы образцовой хореографической студии «Фантазия» авторы И.Н. Игумнова, Н.А. Митина, педагоги ДО МОУ ДОД ЦДТ. – г. о. Жуковский, 2012 год).
Программа разработана в соответствии с:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022г. № 678-р;
– Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (от 29.05.2015 г. № 996-р);
– Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
– Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны (Письмо Министерства просвещения РФ от 29.09.2023г. № АБ-3935/06);
– Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 11.10.2023г. №1678;
– Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28, вступившее в силу 01.01.2021г. «Об утверждении СанПиН 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Законом «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013г. № 86-ОЗ;
– Уставом УДО «Дом детского творчества»;
– Учебным планом УДО «Дом детского творчества»;
– Календарным учебным графиком УДО «Дом детского творчества».
В современном мире уличные танцы являются для представителей молодого поколения одним из востребованных хореографических направлений.
Это «молодые» виды танцев, которые возникли пять десятилетий назад. Они в прямом смысле слова «родились» на улице. Первоначально «танцы на улице» представляли собой соревнование, так называемый, «танцевальный батл». Молодые люди демонстрировали свои танцевальные умения в открытом пространстве. Позднее уличные танцы переместились в танцевальные классы и превратились в один из общепризнанных разновидностей танцев.
Уличные танцы — это смесь различных танцевальных жанров и культур, включая брейк-данс, хип-хоп, и хаус, RnB и множество других. Название этого стиля объединяет множество танцевальных направлений, которые родились за пределами танцевальных студий балетных школ.
Актуальность данной Программы заключается в том, что в век информационных технологий, когда у детей сокращается время на активную двигательную деятельность, уличные танцы позволяют восполнить указанный пробел. Это отличный способ занять детей в свободное от школы время, полезная и увлекательная альтернатива гаджетам и безделью, возможность провести время с пользой, зарядиться позитивной энергией. Уличные танцы являются уникальным способом социализации детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, без излишних назиданий воспитывают их, включают в общественно значимую, согласованную деятельность, способствуют проявлению свободы самовыражения, креативности и соревновательного духа. Привлекают детей и подростков, учат красоте и выразительности, развивают физическую силу, танцевальные, музыкальные и творческие способности.
Новизна программы заключается в том, что уличные танцы – это новый и привлекательный вид досуговой деятельности для детей сельской территории, связанный со здоровье сбережением, развитием творческого потенциала ребенка, повышением уровня его танцевальной и общей культуры. Реализация Программы возможна в условиях дистанционного обучения, ее легко адаптировать под различные технологические и временные возможности учащихся. Не смотря на то, что обучение в дистанционной форме создает определенные сложности, физические упражнения и танцевальные композиции возможно выполнять и в небольшом по площади помещении. Продолжительность занятия в режиме онлайн 30 минут + 30 на самостоятельную отработку и демонстрацию результатов родителям. Занятия могут быть организованы на платформе Zoom.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предоставляет детям возможность творческой самореализации через исполнение танцевальной импровизации, повышает уровень позитивной социальной активности, формирует потребность в здоровом образе жизни, умении владеть своим телом.
Программа адресована учащимся 5-8 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа «Уличные танцы» предусматривает групповые формы занятий. Численный состав группы – 10 – 12 человек.
Срок реализации программы – 1год, 144 часа, с 1 сентября по 31 мая.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения – очная.
1.2. Цель программы: Формирование мотивации к занятиям уличными танцами, как условию творческого самовыражения ребенка и средству укрепления его физического и эмоционального здоровья.
Задачи программы:
Образовательные:
– познакомить учащихся с понятием «танцевальная композиция», ее видами и законами построения, выразительными средствами;
– научить учащихся танцевальному рисунку с сочетанием различных направлений: «Хип-хоп», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Хаус», «Футворк»;
-познакомить учащихся с основами драматургии и законами композиционного построения уличных танцев.
Развивающие:
-развивать у учащихся творческое мышление, творческое воображение и мышечную память;
-формировать у учащихся умение передавать манеру и стиль исполнения уличных танцев;
-развивать у учащихся навыки владения танцевальными движениями в стиле направлений: «Хип-хоп», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Хаус», «Футворк».
Воспитательные:
– воспитывать у учащихся уважительное отношение к окружающим людям, толерантность, навыки культурного коллективного взаимодействия;
– воспитывать у учащихся коммуникативную и сценическую культуру;
– воспитывать уважительное отношение к русской культуре и культуре других народов.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ П/П | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие по технике безопасности при занятиях танцами. | 2 | 2 | Устный опрос | |
2 | Танцевальная композиция | 10 | 2 | 6 | Устный опрос |
3 | Трюковая работа | 10 | 2 | 10 | Наблюдение |
4 | Выразительные средства Уличного танца (рисунок, музыка, танцевальные комбинации) | 10 | 2 | 8 | Устный опрос, наблюдение |
5 | Понятия танцевальных стилей «Уличного танца». Танцевальные комбинации «Уличного танца» | 12 | 2 | 10 | Устный опрос, наблюдение |
6 | Постановка и презентация танцевальных батлов | 100 | 2 | 98 | Показы |
Итого: | 144 | 12 | 132 |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
- Вводное занятия. (2 часа)
Теория: Инструктаж по правильному и безопасному выполнению физических упражнений и танцевальных движений на занятиях уличными танцами.
Форма контроля: устный опрос.
- Танцевальная композиция. (10 часов)
Теория: Понятия «Драматургия танцевальной композиции». Основные этапы построения танцевальной композиции. Составление танцевальных комбинаций.
Практика: Соединение танцевальных комбинаций в единую танцевальную композицию
Форма контроля: устный опрос.
- Трюковая работа.(10 часов)
Теория: понятие «Трюк».
Практика: Колесо и колесо на одной руке, «Мост» на коленях, фляг вперед, построение пирамид.
Колесо- акробатический трюк, в ходе которого учащийся совершает вращение при помощи руки на 360 градусов.
«Мост» на коленях – учащийся встает на колени, ноги чуть расставив, руками берется за пятки. Таз тянем вперед, чтобы поймать равновесие. Далее прогибается назад, голова тянется к максимально назад.
Фляк вперед – одна из разновидностей переворота вперед. Особенность этого элемента в том, что учащийся начинает трюк с двух ног.
Построение пирамид – разнообразные комбинации стоек, поддержек, выпадов, упоров, мостов и равновесий.
Форма контроля: наблюдение.
- Выразительные средства Уличного танца.(10 часов)
Теория: Понятия «рисунок». Виды рисунка
Практика: Распределение танца по сценической площадке. Взаимодействие рисунка танца с музыкальным материалом.
Форма контроля: устный опрос, наблюдение.
- Понятия танцевальных стилей «Уличного танца». Танцевальные комбинации «Уличного танца»(12 часов)
Теория: Понятия ««Хип-хоп», «Хаус», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Футворк»
Практика: Исполнение и построение танцевальных комбинаций «Хип-хоп», «Хаус», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Футворк»
Форма контроля: устный опрос, наблюдение.
- Постановка и презентация танцевальных батлов. (100 часов)
Практика: Показ танцевальных батлов.
Форма контроля: показы.
1.4. Планируемые результаты. По окончании программы учащиеся
будут знать:
– понятие «танцевальная композиция», ее виды, законы построения, выразительные средства;
– виды танцевального рисунка с сочетанием различных направлений: «Хип-хоп», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Хаус», «Футворк»;;
-основы драматургии уличного танца;
– законы композиционного построения уличного танца;
будут уметь:
-творчески мыслить и воображать;
-выполнять виды танцевальных рисунков с сочетанием различных направлений: «Хип-хоп», «Брейк», «Поппинг», «Локинг», «Хаус», «Футворк»;
-передавать манеру и стиль исполнения уличных танцев;
- Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель по программе – 36, с 1 сентября по 31 мая. Общее количество часов – 144.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. В каникулярное время программа реализуется в форме танцевальных батлов, мастер-классов, творческих выступлений.
2.2. Условия реализации программы.
Количество учащихся в группе 10 – 12 человек. Принимаются учащиеся с уровнем стартовой подготовки, не имеющие серьёзных отклонений по состоянию здоровья и физическим данным.
Важнейшими принципами построения программы являются:
-научность и доступность: использование на занятиях доступных для учащихся понятий и терминов, учет уровня подготовки;
-последовательность: опора на имеющийся у учащихся опыт, переход от простого к сложному;
-системность в освоении трудовых приемов: освоение нового материала опирается на ранее приобретенные знания и умения;
-разнообразие и приоритет практической деятельности;
-личностно-ориентированный подход в обучении;
-осмысленный подход учащихся к творческой деятельности, процессу ее осуществления и значимому результату.
При этом последовательно должна происходить:
-адаптация учащегося в творческом коллективе,
-целенаправленное усвоение учащимся необходимых знаний и умений по уличному танцу, демонстрация навыков исполнительской деятельности,
-переход от любопытства к увлечению и мастерству.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебный кабинет, хореографический зал, оборудованный зеркалами, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности к данному виду деятельности и открытая площадка.
- Видео-аудио аппаратура.
- Тренировочные коврики.
Музыкальное сопровождение занятия:
Все занятия сопровождаются аудиозаписями. Педагог готовит разнообразный музыкальный материал, знакомит учащихся с различными стилями уличных танцев, формирует музыкальную культуру, слух, манеру исполнения.
Формы занятий:
-комплексы практических упражнений,
-импровизация,
-постановки,
-репетиции,
-выступления,
-видео-просмотры,
-батлы,
-творческие обсуждения, беседы, собеседования,
-самостоятельная творческая работа
Типы занятий:
-групповое,
-внеаудиторное (с участием всех учебных групп)
Основной формой обучения является комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики.
2.3. Формы аттестации.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) – выступление. Показ танцевального батла.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы, необходимо учитывать:
-возрастные особенности учащихся;
-личные интересы и приоритеты учащихся;
-потенциал группы в целом и каждого учащегося отдельно;
-качество подготовки к моменту начала освоения программы.
Технологии, используемые в обучении:
- Информационно-коммуникативные технологии позволят учащимся получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так они полезны при просмотре концертов и выступлений, в которых учащиеся сами будут принимать участие, для осмысления и оценки своего собственного результата.
- Образовательные технологии системно – деятельностного типа, посредством которых учащиеся изучат новый материал через личный показ педагогом и его объяснения с последующим повторением.
- Игровые технологии помогут развитию творческого мышления, развивают художественное воображение и фантазию, повысят уровень общения и взаимодействие в творческом коллективе.
4.Технологии дифференцированного обучения помогут в успешном обучении каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.
2.4 Диагностические и оценочные материалы
Ф.и. учащегося | Раздел программы | |||||
теория | Практика | |||||
низкий | средний | высокий | Стартовый | Базовый | Углубленный | |
1. |
После изучения каждого раздела проводится мониторинг освоения программного материала, данные заносятся в таблицу.
2.5. Методические материалы
Педагогические технологии
- Технология личностно-ориентированного развивающего обучения помогает максимально развить индивидуальные познавательные способности ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности (Амонашвили Ш.А.);
- Технологии на основе эффективности управления и организации образовательной деятельности (Селевко Г.К.)
- Групповые технологии ( Виноградова М.Д., Щуркова Н.Е.);
- Технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.П), согласно которым, мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию;
- Здоровье сберегающие технологии (Голобородько Н. В.).
- Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ (Кидняева О. Н.)
- Список литературы.
Для педагога:
- Буренина А.И. Коммуникативные танцы для детей. С.-П., 2019-36с.
2.Танец hip-hop // «Энциклопедия танца», 2020г.
3.Королева М. Слушай музыку, делай кач, будь собой! Как танцевать хип-хоп. С.-Петербург, 2021г.
- Чечетин А.И. Основы драматургии. – М., 2019г.
- Письменская А. Хип-хоп и R’n’ С- Петербург. 2019г.
- Руднева, Э Фиш. Музыкальное движение. М. «Просвещение», 2020г.
Для учащихся:
- Е.А. Гринберг «Растем красивыми» Новосибирск, 2019г.
- История костюма. М.: Искусство, 2021г.
3.Фильм Шаг вперёд 1,2,3,4,5 (про современный стиль танца)
- Издательство «Один из лучших», Москва 2019г.