Зыкова Любовь Валерьевна
Музыкальный руководитель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85» г. Нижнего Новгорода
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174670
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Творчество А.С. Пушкина как средство нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста», в соответствии с ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Конспект музыкального занятия «Сказки А.С. Пушкина в музыке»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174670


Конспект комплексного музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

Сказки А.С.Пушкина в музыке

Цель: 

Закрепить знания сказок А.С.Пушкина.

Задачи: 

Формировать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия; способствовать развитию мышления, памяти; развитию эмоциональной сферы, формировать творческую личность.

Оборудование:

Портрет А.С. Пушкина, рисунки детей по сказкам А.С.Пушкина, сундучок для атрибутов, золотой ключик для сундучка, зеркало, яблоко, мягкая игрушка-«шмель», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…», мечи для богатырей, орешки для белочек, белые шарфики для лебедей, голубые ленты для изображения моря.

Организационный компонент:

Дети под музыку входят в зал, садятся на места.

 Ребята, а вы любите сказки? (да). Сегодня наше занятие будет посвящено не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин. 

На экране появляется изображение портрета А.С.Пушкина

(Звучит музыка)

На экране видео «Лукоморье», дети читают стихи под клип.

1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
 И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;


2 ребенок. Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
 Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

3 ребенок. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;


4 ребенок. В темнице там царевна тужит,
                  А бурый волк ей верно служит;

5 ребенок. Там ступа с Бабою Ягой
                  Идёт, бредёт сама собой,

6 ребенок. Там царь Кащей над златом чахнет;

Хором. Там русский дух… там Русью пахнет!

 

Педагог: У меня есть сундучок с загадками. Хотите поиграть? (да) Чтобы заглянуть в сундучок, мы должны сказать волшебные слова и попросить ключик открыть его. Повторяйте все за мной: 

                              Ключик, ключик золотой, сундучок скорей открой,

                              Ты смотри, не подведи, сундучок ты отопри!

Под музыку сундучок открывается. Педагог предлагает по подсказке угадать предмет, который лежит в сундучке. Когда дети отгадывают, педагог достает предмет (зеркало, яблоко, мягкую игрушку-«шмеля») из сундучка.

Педагог. Этот предмет в одной из сказок говорил человеческим голосом (зеркало)

Дети показывают сценку из «Сказки о мертвой царевне…».

Царица. Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду расскажи.

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?!

Педагог.     И ей зеркальце в ответ

Зеркало. Ты, конечно, спору нет. Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Педагог. Скажите, ребята, а в какой сказке царевич, чтобы пересечь море-океан, превращался в насекомых? («Сказка о царе Салтане») . А в кого превращался царевич Гвидон? (комар, шмель, муха) Великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков, посмотрите его портрет, написал музыку к этой сказке, послушайте, как он изобразил полет шмеля

Педагог достает из сундучка мягкую игрушку-«шмеля» и предлагает послушать музыку Н.А.Римского-Корсакова «Полет шмеля». 

Педагог. А какие три чуда были в «Сказке о царе Салтане»? (белка, 33 богатыря, царевна-лебедь)

Педагог показывает иллюстрации к сказке с изображением белки, 33 богатырей и царевны-лебедя, предлагает послушать отрывки из сказки.

Дети (по очереди)

1.Ель растет перед дворцом,

  А под ней хрустальный дом;

  Белка там живет ручная,

  Да, затейница какая!

  Белка песенки поет

  И орешки все грызет.

  А орешки не простые,

  Все скорлупки золотые,

  Ядра – чистый изумруд,

  Слуги белку стерегут.

2.В свете есть иное диво:

  Море вздуется бурливо,

  Закипит, подымет вой,

  Хлынет на берег пустой,

  Разольется в шумном беге,

  И очутятся на бреге,

  В чешуе, как жар горя,

  Тридцать три богатыря.

.

3.Лебедь, тут взмахнув крылами,

  Полетела над волнами

  И на берег с высоты

  Опустилась, отряхнулась

  И царевной обернулась…

 

Педагог предлагает вспомнить музыку Н.А.Римского-Корсакова «Три чуда», побуждает детей придумать движения под эту музыку: изобразить белочку, море, богатырей, лебедя.  Детей делят на группы – белочки, лебеди, богатыри, море; раздают соответствующие образу атрибуты – орешки, белые шарфики, мечи, голубые ленты. Под музыку дети импровизируют, создавая сказочные образы.

Педагог. Наше занятие подошло к концу. Давайте, закроем сундучок волшебным ключиком. Повторяйте за мной: 

Ключик, ключик золотой, сундучок скорей закрой,

Ты смотри, не подведи, сказки ждут нас впереди!

            Вот какие интересные загадки были спрятаны в сундучке. 

Педагог. Я рада, что вы, ребята, хорошо знакомы со сказками великого русского поэта А.С.Пушкина и отгадали все загадки. Надеюсь, что вы полюбили эти сказки и еще не раз возьмете книгу с произведениями А.С.Пушкина. А еще, думаю, что музыка А.Н.Римского-Корсакова помогла вам лучше представить сказочных героев и оставила у вас яркие впечатления.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Песня «Дорогою добра»

 

Дети под музыку уходят из зала.

Конспект музыкального занятия «Сказки А.С. Пушкина в музыке»