Конспект комплексного музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
Сказки А.С.Пушкина в музыке
Цель:
Закрепить знания сказок А.С.Пушкина.
Задачи:
Формировать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия; способствовать развитию мышления, памяти; развитию эмоциональной сферы, формировать творческую личность.
Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина, рисунки детей по сказкам А.С.Пушкина, сундучок для атрибутов, золотой ключик для сундучка, зеркало, яблоко, мягкая игрушка-«шмель», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…», мечи для богатырей, орешки для белочек, белые шарфики для лебедей, голубые ленты для изображения моря.
Организационный компонент:
Дети под музыку входят в зал, садятся на места.
Ребята, а вы любите сказки? (да). Сегодня наше занятие будет посвящено не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин.
На экране появляется изображение портрета А.С.Пушкина
(Звучит музыка)
На экране видео «Лукоморье», дети читают стихи под клип.
1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
2 ребенок. Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
3 ребенок. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
4 ребенок. В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
5 ребенок. Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
6 ребенок. Там царь Кащей над златом чахнет;
Хором. Там русский дух… там Русью пахнет!
Педагог: У меня есть сундучок с загадками. Хотите поиграть? (да) Чтобы заглянуть в сундучок, мы должны сказать волшебные слова и попросить ключик открыть его. Повторяйте все за мной:
Ключик, ключик золотой, сундучок скорей открой,
Ты смотри, не подведи, сундучок ты отопри!
Под музыку сундучок открывается. Педагог предлагает по подсказке угадать предмет, который лежит в сундучке. Когда дети отгадывают, педагог достает предмет (зеркало, яблоко, мягкую игрушку-«шмеля») из сундучка.
Педагог. Этот предмет в одной из сказок говорил человеческим голосом (зеркало)
Дети показывают сценку из «Сказки о мертвой царевне…».
Царица. Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду расскажи.
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?!
Педагог. И ей зеркальце в ответ
Зеркало. Ты, конечно, спору нет. Но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Педагог. Скажите, ребята, а в какой сказке царевич, чтобы пересечь море-океан, превращался в насекомых? («Сказка о царе Салтане») . А в кого превращался царевич Гвидон? (комар, шмель, муха) Великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков, посмотрите его портрет, написал музыку к этой сказке, послушайте, как он изобразил полет шмеля
Педагог достает из сундучка мягкую игрушку-«шмеля» и предлагает послушать музыку Н.А.Римского-Корсакова «Полет шмеля».
Педагог. А какие три чуда были в «Сказке о царе Салтане»? (белка, 33 богатыря, царевна-лебедь)
Педагог показывает иллюстрации к сказке с изображением белки, 33 богатырей и царевны-лебедя, предлагает послушать отрывки из сказки.
Дети (по очереди)
1.Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да, затейница какая!
Белка песенки поет
И орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд,
Слуги белку стерегут.
2.В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
.
3.Лебедь, тут взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилась, отряхнулась
И царевной обернулась…
Педагог предлагает вспомнить музыку Н.А.Римского-Корсакова «Три чуда», побуждает детей придумать движения под эту музыку: изобразить белочку, море, богатырей, лебедя. Детей делят на группы – белочки, лебеди, богатыри, море; раздают соответствующие образу атрибуты – орешки, белые шарфики, мечи, голубые ленты. Под музыку дети импровизируют, создавая сказочные образы.
Педагог. Наше занятие подошло к концу. Давайте, закроем сундучок волшебным ключиком. Повторяйте за мной:
Ключик, ключик золотой, сундучок скорей закрой,
Ты смотри, не подведи, сказки ждут нас впереди!
Вот какие интересные загадки были спрятаны в сундучке.
Педагог. Я рада, что вы, ребята, хорошо знакомы со сказками великого русского поэта А.С.Пушкина и отгадали все загадки. Надеюсь, что вы полюбили эти сказки и еще не раз возьмете книгу с произведениями А.С.Пушкина. А еще, думаю, что музыка А.Н.Римского-Корсакова помогла вам лучше представить сказочных героев и оставила у вас яркие впечатления.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Песня «Дорогою добра»
Дети под музыку уходят из зала.