Конспект цикла бесед в старшей группе по теме «Города – герои».
Хохлова Юлия Ивановна
Воспитатель
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №46 Г. О. ДОНЕЦК» ДНР
Город Донецк Донецкая Народная Республика
Цель: воспитание патриотических чувств у детей, уважение к героическим людям, городам-
героям, а также к другим событиям времен Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные:
– расширять знания детей о великой Отечественной Войне, о главном празднике страны –
Дне Победы;
– познакомить детей с городами – героями ВОВ;
-создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ, развивать
эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
– расширять познавательную активность детей и обогащать представления о непокоренных
городах нашей Родины, выстоявших в годы ВОВ, и ставших городами-героями, о других значимых
событиях ВОВ, побуждать уважительно относиться к подвигам советских людей, к ветеранам
ВОВ;
– формировать интерес к героическому прошлому своей страны;
-закрепить навыки речевой и продуктивной деятельности на патриотическом материале,
активно участвовать в диалоге с воспитателем.
Развивающие:
– развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше
нового, полезного, интересного об истории родной страны; речевую активность, диалогическую
речь (посредством ответов на вопросы, диалога); мелкую моторику рук, аккуратность при
выполнении задания.
Воспитательные:
– воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ.
Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, слушание песен и
стихотворений.
Используемый материал:
– презентация «Города-герои», иллюстрации о Великой Отечественной войне, о памятниках
погибшим солдатам, ветеранах;
– аудиозаписи песен о войне;
– ИКТ – технологии;
– значки-медали «Звезда города-героя»
Предварительная работа:
– беседы с детьми о Великой Отечественной войне;
– изготовление поделок на военные темы в подарок ветеранам;- чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне;
– организация совместной с родителями выставки детских рисунков;
– слушание песен военно-патриотической тематики;
– заучивание пословиц, песен, стихов о войне, о победе;
– рассматривание (фотографий) памятников погибшим героям;
– рассматривание иллюстраций о Великой отечественной войне;
– подбор книг о Великой отечественной войне в книжный уголок.
Беседа № 1
Приветствие
Воспитатель:
– Наша страна, весь наш народ ежегодно 9 Мая отмечает День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Эта война шла долгих четыре года и закончилась полной победой нашего народа. В честь этого великого праздника была написана композитором Давидом Тухмановым на слова Владимира Харитонова песня. Прослушайте, пожалуйста, отрывок из песни «День Победы» (https://youtu.be/9M0bSAvlt-4).
Воспитатель: – Ребята, о чем поется в песне?
Дети: – О празднике – «День Победы».
Воспитатель: – Правильно, а как вы понимаете слова «День Победы порохом пропах…, с сединою на висках…, со слезами на глазах»? кто может объяснить?
Ответы детей:
– Во время боев с фашистскими захватчиками применялось очень много снарядов, в которых был порох.
– Многие люди пугались взрывов и страшных событий этой войны. От страха и от горя у них седели волосы.
– Во время войны было очень много жертв, разрухи и люди плакали от горя. Но потом, когда пришла Победа, люди плакали от радости, что они выстояли и выжили в этой войне, что они победили фашистских захватчиков.
Воспитатель: – Молодцы, все правильно. В этот день и радость, и скорбь рядом. Скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на войне, радость – от победы над фашистами.
Воспитатель: – Давайте, вспомним, кем были наши прадедушки во время войны, назовем военные профессии.
– В артиллерии кто служил ( артиллеристы)
– В пехоте (пехотинцы)
-В танковых войсках(танкисты)
-На море несли службу (моряки)
– В воздухе охраняли Родину ( летчики)
– На границе (пограничники)
-В ракетных войсках(ракетчики)
Воспитатель: -В годы ВОВ сражалось на поле боя очень много солдат и офицеров, многие из них совершали подвиги, становясь героями. Ребята, а вы знаете, что такое подвиг? Как вы понимаете это слово?
Ответы детей: – Это смелый, отважный поступок, героический поступок, совершенный во имя других.
Воспитатель: – Да, ребята – это великий поступок, когда ради счастья других людей герои не жалеют собственной жизни.
Воспитатель: – Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети: – Герои.
Воспитатель – А кто такие герои? Какими качествами должен обладать герой?
Дети: – Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, любит Родину, хитрый, мужественный, бесстрашный, удалой, крепкий, здоровый, героический, могучий.
Воспитатель: – Герой – это почетное звание для человека. Но героями могут быть не только люди, но и целые города, которые во время Великой Отечественной войны прославились своей героической обороной и получили это почетное звание. Жители целых городов поднимались на великую битву с фашистами. Эти города после войны были награждены Золотой Звездой, им было присвоено звание – Город-герой.
Сейчас ребята прочитают нам четверостишья из стихотворения М. Лисянского «Горит черноморское солнце в тумане»
Марина К.
Отец твой прошел эту улицу с боем.
Под танки бросался твой брат.
Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат.
Илья С.
Отцовское знамя шумит над тобою,
Под ним шел в атаку твой брат.
Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат!
Раздается стук в двери. Почтальон приносит конверт. В конверте карта и диск от Знайки.
Воспитатель: – Ребята, давайте посмотрим от кого эта карта и диск, и что на нем записано? (раскрывает карту и загружает диск)
Видео-экскурсия по городам -героям вместе со Знайкой.
Слайд 2.
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Знайка. И сегодня я ваш экскурсовод. Я хочу предложить вам отправиться в экскурсионное путешествие по городам нашей Родины. Но, это не просто города, это города-герои. Тема нашей экскурсии «Города – герои». Я выбрал это название для экскурсии не случайно. Думаю, что в конце нашего путешествия вы поймете почему. Маршрут нашей экскурсии будет проходить по некоторым городам – героям. В этом нам поможет карта России. Я порошу вас быть очень внимательными, отмечать на карте, каждый город, который мы посетим. И, надеюсь, что в ходе экскурсии вы узнаете много нового и интересного.
Воспитатель: -Ну, что ребята? Отправляемся в путешествие?
Дети: – Да!
Воспитатель: -Тогда, я предлагаю занять места в экскурсионном автобусе и отправиться в петешествие, а города, которые мы посетим, как попросил нас Знайка, будем отмечать на карте России Золотой звездой города-героя.
Дети переходят из игровой в учебную зону и занимают места в «Экскурсионном автобусе».
Слайд 3.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов весь народ встал на защиту Родины: мужчины сражались на фронте, женщины и дети – в тылу, у станков, в партизанских отрядах.
Некоторые города проявили особое мужество и массовый героизм, за что и отмечены особым званием. После войны 12-ти городам СССР присвоено звание город-герой. Как вы думаете почему именно такое звание – Город-герой? С каждым из этих городов связан яркий, героический эпизод Великой Отечественной войны.
Воспитатель: – Некоторые из этих эпизодов оказали серьезное, а подчас и решающее воздействие на ход сражений.
Слайд 4. Понятие «Город-герой»
Воспитатель: – «Город-герой» – почетное звание, присваиваемое за выдающиеся заслуги перед Отечеством, героизм и мужество, проявленные гражданами города в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. Впервые термин «город-герой» прозвучал в приказе Верховного Главнокомандующего СССР Иосифа Сталина в 1945 году: «Сегодня, 1 мая, произвести салют в столицах союзных республик: Москве, Киеве, Минске, (…), а также в городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе — двадцатью артиллерийскими залпами». Позднее к четырем упомянутым городам присоединились и другие. А еще позже был окончательно оформлен перечень из 13 городов-героев.
– Ребята, может быть кто-то из вас знает названия городов-героев?
Ответы детей: (Москва, Севастополь, Волгоград)
Воспитатель: – Правильно, а еще в список городов-героев вошли: Ленинград, Одесса, Киев, Брестская крепость, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск. Мы сегодня познакомимся с некоторыми из них.
Слайд 5.
Герой – это почетное звание для человека. Но героями могут быть не только люди, но и целые города. Во время войны многие солдаты и офицеры совершали подвиги. Жители целых городов поднимались на великую битву с фашистами. Эти города после войны были награждены Золотой Звездой, им было присвоено звание – Город-герой. И первый город – герой на нашем пути – это город Брест. Брест – первый город, который встал на пути фашистов. А солдаты, которые не сдавали Брестскую крепость и погибли – герои! Давайте подойдём к Вечному огню и поклонимся в память о героях.
Воспитатель:
Приходят люди к Вечному огню,
Приходят, чтобы низко поклониться
Тем, кто погиб в жестокую войну,
Их подвигами Родина гордится.
С большой болью в душе мы скорбим о тех, кто не вернулся с поля боя. Минутой молчания почтим их память, и пусть каждый в душе поблагодарит их за тот счастливый мир, в котором мы живём. Встанем все и склоним головы перед их памятью. Вечная слава героям.
Все: Вечная слава!
Минута молчания.
Воспитатель: Прошу всех садиться.
Слайд 6.
Воспитатель: – Брестской крепости звание героя было присвоено в мае 1965 года. Давайте найдем на карте этот город и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: -Ребята, вы уже поняли, что солдаты, которые встали на защиту нашей страны, были сильные, выносливые, мужественные. Давайте и мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы тоже в будущем стать крепкими защитниками своей Родины.
Физминутка «Тренировка для солдата»
Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким
(поднять руки в стороны, с усилием сгибать руки и выпрямлять в стороны).
Повернитесь-ка лицом, упражнения начнем.
Раз, два –все вдыхаем (глубокий вдох),
три, четыре –выдыхаем (глубокий выдох).
Носом вдох, а выдох ртом (повторить упражнение)
Шаг на месте мы начнем (ходьба на месте).
Упражнение начиная, все на месте зашагаем.
Руки вверх поднимем выше,
их опустим, глубже дышим!
Очень все любим упражнение: руки к плечам круговые вращения.
Раз –вперед, два –назад, физкультуре каждый рад.
Гибкость всем нужна на свете, наклоняться любят дети.
Раз –и вправо, два –и влево, пусть окрепнет наше тело (наклоны в стороны).
Руки к бедрам, ноги врозь –так давно уж повелось (прыжком встать ноги врозь).
Три наклона делай вниз, на четыре выпрямись!
В заключенье, в добрый час, мы попрыгаем сейчас (прыжки на месте).
Раз, два, три, четыре – нет солдат сильнее в мире.
Продолжаем наше путешествие.
Слайд 7.
Одним из первых советских городов, значительно задержавшим продвижение врага на начальном этапе Великой Отечественной войны, была столица Украины город-герой Киев. Благодаря длительному сопротивлению защитников этого города, немецкому командованию пришлось отозвать значительную часть войск из наступления в московском направлении и перебросить их на Киев.
Воспитатель: – Город был захвачен врагом, но в нем было организовано подполье, с помощью которого осуществлялись различные операции по уничтожению вражеской силы. Много ще трагических событий произошло в Киеве. Давайте посмотрим следующие слайды.
Слайд 8.
Летом 1942 года между местной и немецкой командами состоялся Матч смерти — футбольный матч, сыгранный в оккупированном немцами Киеве. Через некоторое время после этой игры ряд футболистов-киевлян оказались в концентрационных лагерях, а некоторые были расстреляны.
Слайд 9.
Во время Великой Отечественной войны оккупанты, захватившие Киев, использовали Бабий Яр для проведения массовых расстрелов. Первый расстрел состоялся 27 сентября 1941 — были казнены 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, располагавшейся рядом с оврагом
Воспитатель: -Давайте найдем на карте город Киев и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя.
Слайд 10.
Следующий город – герой у нас на пути – Тула!
Воспитатель: – Город российских оружейников.И в этом городе на площади на постаменте стоит Танк – герой! Давайте его рассмотрим, постоим около него и послушаем песню.
Ярослав М.
Здравствуй Тула!
Город мудрый, старый
Для всей страны, – не только для меня!
Мы пьём чаёк из тульских самоваров,
А Родину хранит твоя броня!
Отрывок из песни «Танк – герой» З. Копыловой https://youtu.be/lC3PTIOl9lU
Слайд 11.
На весь мир Тула знаменита оружейниками. Здесь находится старейший оружейный завод. При попытке с ходу захватить Тулу, немецкие войска натолкнулись на сильную противотанковую и противовоздушную оборону. Прорвать оборону города им не удалось.
Воспитатель: -Давайте найдем на карте город Тула и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя.
Слайд 12.
Следующий город – город – герой Смоленск.
Этот город прославился своими лётчиками – истребителями. Смоленск оказался на пути главного удара противника по направлению к Москве. Благодаря смоленскому сражению Красной армии удалось задержать немецкие войска и не дать немцам выйти к Москве до наступления холодов.
Зрительная гимнастика «Самолёт»
Пролетает самолет. (Движения глазами вверх)
С ним собрался я в полет
Правое крыло отвел – (Движения глазами вправо)
Посмотрел,
Левое крыло отвел – (Движения глазами влево)
Поглядел.
Я мотор завожу (Круговые движения глазами)
И внимательно гляжу
Поднимаюсь ввысь, лечу (Движения глазами вверх)
Возвращаться не хочу.
Воспитатель: – В самом городе-герое было сформировано три истребительных батальона и один батальон милиции. Марина и Максим расскажут нам четверостишья об этом славном городе-герое.
Марина К.
Мил, ты мне, старинный город. Ты, защитник всей страны!
Дал отпор врагам бессчетным, чтоб сады у нас цвели.
Максим Н.
Много раз тебя пытали и сжигали все дотла.
Но стоял ты, воин храбрый, защищая города!
Воспитатель: -Давайте найдем на карте этот город и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя. Молодцы, ребята. Мы продолжим наше путешествие по городам-героям вместе со Знайкой на следующем занятии.
Беседа № 2.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем нашу экскурсию по городам-героям России. Но, прежде, чем мы отправимся в путь, давайте вспомним, где мы уже побывали? Взгляните на карту России, к каким голорам мы прикрепили значки «Золотая Звезда»?
Дети подходят к картке и называют города: Брест, Киев, Тула, Смоленск.
Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали. Чем запомнились вам эти города-герои?
Дети: Брест -Брестская крепость. Солдаты погибли, но не сдали крепость врагу. Киев – Матч смерти ( футболисты выиграли у фашистов и многие были растреляны), Бабий Яр – там было растреляно много людей, в том числе и детей. Тула – город оружейник, Смоленск – прославился летчиками -истребителями. Приглашаю вас занять места в нашем экскурсионном автобусе, чтобы продолжить наше путешествие.
Дети проходят на свои места.
Воспитатель: – Чтобы веселее было нам в пути предлагаю поиграть в словесную игру.
Во время войны придумано много пословиц. Знаете ли вы их? Проверим? Я начну предложение, а вы закончите.
- Умелый боец ………………….(везде молодец).
- Хорош в строю……………(силен в бою).
- Солдатское дело ………….(воевать храбро и умело).
- Русский солдат……………(не знает преград).
- Красна девушка косами…..(а солдат орденами).
- Набирайся ума в учении….(храбрости – в сражении).
7.Друг за друга стой…………(и выиграешь бой)
Слайд 13.
Наш экскурсионный автобус прибывает в город-герой Волгоград. Волгоград один из самых известных и значимых городов носящих звание Города – героя. Летом 1941 года немецко-фашистские войска развернули массированное наступление на южном фронте, стремясь захватить самые богатые и плодородные земли СССР.
Воспитатель: – В этом городе произошло одно из самых великих и значимых в истории Второй мировой войны – Сталинградская битва. Бойцам нашей армии приказано было остановить здесь врага, и в этот момент был издан приказ «ни шагу назад». В ходе битвы Сталинград почти полностью был разгромлен. В городе-герое Волгограде находится множество памятников, посвященных героям Великой Отечественной войны. На Мамаевом кургане шли особенно кровопролитные бои, на него было сброшено столько снарядов и бомб, что после освобождения два года на кургане не росла трава. Дом Павлова — памятник героям-защитникам города. Наши солдаты превратили этот дом в неприступный бастион, о который разбивались все атаки противника. Героическая оборона дома продолжалась свыше двух месяцев.Мельница Гергардта
Это старинное здание еще один немой свидетель отчаянной борьбы защитников города с захватчиками. Мельница была построена в начале 20 века и разрушена в дниСталинградской битвы, с тех пор ее не восстанавливают как память о войне. Мельница Гергардта (или мельница Грудинина) является частью Музея-заповедника «Сталинградская битва». Сейчас этот город имеет другое название – Волгоград.
Воспитатель: -Давайте найдем на карте этот город и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя. Молодцы, ребята.
Слайд 14.
Мы с вами продолжаем нашу виртуальную экскурсию по городам – героям и отправляемся на полуостров Крым, в славный город Севастополь! Это один из самых стойких городов времён Великой Отечественной войны! Он по праву считается городом-героем, благодаря мужеству и непоколебимой стойкости его защитников.
Воспитатель: – Севастополь был крупнейшим портом на Черном море. Очень долго наши войска сдерживали натиск фашистов, но, несмотря на героическую стойкость, оборона Севастополя закончилась поражением нашей армии и город был оккупирован гитлеровскими войсками. Бои за освобождение Севастополя начались 15 апреля 1944 года, когда наступающие советские войска вышли к оккупированному городу. Особенно ожесточённые сражения велись на участке, прилегающем к Сапун-горе. 9 мая 1944 года солдаты 4-го Украинского фронта совместно с моряками Черноморского флота освободили Севастополь. За боевые отличия 44 воинам, участвовавшим в боях за Севастополь, было присвоено звание Героя Советского Союза, свыше 39 тыс. человек были награждены медалью «За оборону Севастополя». Звание города-героя Севастополь получил одним из первых 8 мая 1965 года.
Воспитатль: -Давайте найдем на карте этот город и прикрепим к нему, заслуженную в тяжелых боях, Золотую Звезду города-героя. Молодцы, ребята.
Слайд 15.
Уже в августе 1941 г. Одесса была полностью окружена гитлеровскими войсками. Ее героическая оборона длилась 73 дня, на протяжении которых советская армия и отряды народного ополчения защищали город от вторжения врага. Для взятия этого города противник бросил силы в пять раз превышающие силы нашей армии. Долгая оборона закончилась тем, что Одесса все же была захвачена врагом, но многие люди успел перебраться в катакомбы города.
Воспитатель: – Беспощадная партизанская война с фашистами продолжилась до полного освобождения Одессы. Фашисты очень боялись партизан потому, что они взрывали мосты, разрушали железные дороги, уничтожали склады с боеприпасами. Помощниками партизан были и дети. Они добывали сведения о количестве немецких солдат, офицеров и их вооружения. Записывать свои наблюдения они не могли, это было очень опасно. Придумывали военную хитрость. Дети собирали палочки, которые обозначали немецких солдат. Сколько палочек – столько и немецких фашистов. Камешки заменяли пушки, а шишки – это были танки. Вот таким образом они помогали нашим русским солдатам. Они очень хотели приблизить нашу победу и совершали подвиги.
Воспитатель: -Давайте этот город найдем на карте и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя. Молодцы, ребята.
Слайд 16.
Керчь. Этот город был дважды оккупирован немецко-фашистскими войсками. За время этой оккупации город почти полностью был стерт с лица земли: разрушены фабрики, мосты, уничтожены суда, парки, электростанция, телеграф.
Воспитатель: – Керчь была одним из первых городов, попавших под удар немецко-фашистских войск в начале войны. За все время через нее четырежды проходила линия фронта. Несмотря на постоянные репрессии, жители города нашли в себе силы сопротивляться захватчикам. 320 дней и ночей Керчь была прифронтовым городом. Дважды в ноябре 1941 и мае 1942г. Захлёстывало её фашистское нашествие,дважды она была освобождена советскими войсками.
Воспитатель: – город Керчь также является городом-героем. Найдем его на карте и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя. Молодцы, ребята.
Слайд 17.
Одной из самых выдающихся страниц Великой Отечественной войны была оборона Новороссийска. Врагу так и не удалось полностью взять город – крошечный участок Новороссийска в районе цементных заводов.
Воспитатель: – В борьбе за этот город особую роль сыграли корабли черноморского флота. Благодаря героическому сопротивлению защитников города, немецким войскам так и не удалось полностью захватить город. Захват Новороссийска открывал фашистам дорогу на богатства Кавказа и Кубани. Новороссийск — это ворота с моря, через которые будут поступать гитлеровцам свежие силы, оружие, танки, а из России будут вывозиться зерно, цветные металлы, нефть. Силы были неравные. Против 9 наших бойцов сражались 15 немцев, против 1 нашего танка — 10 немецких, против 1 нашего самолета — 8 немецких. Небо и земля в огне. В море тоже огонь — корабли сражаются. Каждая улица, каждый дом превратились в крепость. Малая земля — героическая земля, политая кровью и потом наших бойцов, на 225 дней приковала к себе крупные силы врага и сыграла огромную роль в разгроме фашистских войск в этом районе.
А сейчас я предлагаю вам превратиться в настоящих солдат.
Физминутка
«Корабли»
И.п. –узкая стойка, стоя у стола.
Что там чудится в тумане? Что там чудится в тумане? (дети вытягивают руки вперед)
Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
Это мачты кораблей (дети вытягивают руки вперед).
Пусть плывут сюда скорей (движение руками «брассом»).
Мы по берегу гуляем, моряков все поджидаем (ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке и сжимаем в кулаке (сжимать кулаки).
Чтобы больше их собрать, надо чаще приседать (приседания).
Шеей крутим осторожно, голова кружиться может (вращение головой по часовой и против часовой стрелки)
Вверх потянемся, пройдемся и на место все вернемся (дети садятся).
Корабли пристали к суши, приготовьтесь снова слушать.
Воспитатель: -Давайте этот город найдем на карте и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя. Молодцы, ребята.
Слайд 18.
Мурманск – важнейший портовый город на Севере, который находился под защитой моряков Северного флота. В результате огромных усилий героев Северного флота, противнику так и не удалось захватить этот стратегически важный город, несмотря на усилия 150-тысячной немецкой армии и постоянные бомбардировки.
Воспитатель: – Гитлер придавал важное значение захвату Мурманска. Это был незамерзающий порт, связанный железной дорогой с Ленинградом; рядом находились базы военно-морского флота и отсюда начинался Северный морской путь. Защитники Заполярья сражались героически. В море – провожая Полярные конвои, добывая рыбу для фронта и блокадного Ленинграда, в каждом бою, над водой или под ней. На суше – не сдавая ни метра дороги к городу, обагряя кровью каждую неприступную высоту, под непрерывным огнем. В воздухе – сбивая вражеские самолеты, ценой своей жизни. Мурманск более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха. Кровопролитные бои шли за каждую сопку, за каждую долину, буквально за каждый метр дороги. Враг был остановлен в 50 километрах от Мурманска. Немцы потеряли здесь около 100 тысяч солдат и офицеров, почти 2000 самолетов, более 800 боевых и
транспортных судов. Ребята, давайте вспомним военную технику, которая принимала участие в Великой Отечественной войне.
Дидактическая игра «Отгадай»
1)Закрепление знаний о военной технике.
2)Учить детей собирать из частей целое.
3)Развитие логического мышления.
Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей. Если дети правильно называют, воспитатель показывает ответ -иллюстрацию военной техники.
– кабина, колеса, руль, фары (машина)
Кабина, шасси, иллюминатор, крылья (самолет)
Гусеницы, броня, башня, люк, ствол (танк)
Винт с лопастями, пропеллер, хвост, шасси (вертолет)
Борт, иллюминатор, якорь, корма, палуба, штурвал (корабль)
Корпус,отсеки, иллюминатор, башня, перископ, винт (подводная лодка)
Воспитатель: -Давайте город Мурманск найдем на карте и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя. Молодцы, ребята.
Слайд 19.
Ленинград. Этот город оказался окружен фашистскими захватчиками. Они хотели стереть этот город с Земли, но стойкость и мужество живущих в этом городе людей, не сломили их дух. Ленинград продержался 900 дней до снятия блокады, конечно, ценой больших потерь. Сейчас этот красивый город носит название Санкт-Петербург.
Воспитатель: – Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды. Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив. Но в городе работали детские сады и школы, на заводах выпускали боевые снаряды и боевую технику. Рядом со взрослыми на военных заводах трудились подростки и дети, (иногда для них приходилось подставлять ящики, чтобы они могли дотянуться до станка), дежурили на крышах домов, предупреждая пожары от зажигательных бомб и взрывов. Работало в городе ленинградское радио. Люди слушали по радио стук сердца города – это ленинградский метроном. Передавали сообщения с фронта, но еще звучали стихи и музыка, которые тоже помогали ленинградцам быть мужественными и стойкими.
Олеся М.
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Воспитатель: -Давайте этот город найдем на карте и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя. Молодцы, ребята.
Слайд 20.
Москва. Москва – столица нашей Родины. Оборона этого города представляла собой особое значение в ходе всей войны. В результате ожесточенной битвы за Москву, враг был отброшен от нее на большое расстояние. Это событие развеяло миф о непобедимости германской армии и укрепило дух нашего народа и всей Красной армии.
Воспитатель: – В агрессивных планах фашисткой Германии захват Москвы имел первостепенное значение, так как именно с ее падением связывалась полная победа немецких войск над СССР. Для захвата города была разработана спецоперация под кодовым названием «Тайфун». Но москвичи сказали : «Не сдадим Москву!», стали строить на улицах города баррикады, рыли окопы, днем и ночью работали на заводах, делали оружие для фронта. Трудно было всем москвичам и взрослым и детям. Город часто бомбили. Погибло очень много людей, но никто не сдался врагу. Обороной Москвы командовал знаменитый полководец Г. К. Жуков (воспитатель показывает детям портрет Жукова). Во многом благодаря ему враги не пришли в Москву и были разбиты. Наши войска защищали столицу, как родную мать.
Воспитатель: -Давайте этот город найдем на карте и прикрепим к нему Золотую Звезду города-героя. Молодцы, ребята.
Воспитатель: – В честь всех воинов погибших в боях в Москве, в Александровском саду, у Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь. Туда приходят люди, чтобы почтить память героев и положить цветы. Вечный огонь есть в каждом городе России. И мы с вами, ребята, обязательно туда сходим на экскурсию и почтим память героев.
Воспитатель: Мы с вами к празднику великой Победы учили песню «Вечный огонь». Давайте вспомним ее.
Песня “Вечный огонь” .Музыка А. Филиппенко, слова Д. Чибисовой.
https://youtu.be/Tj-v4b3KG0A
Воспитатель: – Каждый год, 9 мая, в честь воинов победителей в небо взлетают искры салюта. И мы сегодня с вами нарисуем салют, в честь праздника Победы. Чтобы всегда был мир на нашей земле.
Воспитатель: – Егор П. прочитает стихотворение А. Шамарин «Никто не забыт».
«Никто не забыт и ничто не забыто» –
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Воспитатель: – Ребята, о каком же событии мы с вами говорили? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
ГОРОДАМ-ГЕРОЯМ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Войны Герои-города,
Врагу не дали вы пройти,
Они напомнят нам всегда
Побед нелегкие пути.
Герой — Москва, и Ленинград,
Одесса, Киев, Сталинград,
Белгород, Курск, Орел, и Брест,
И Мурманск, Тула, и Смоленск,
Минск, Севастополь,
Новороссийск и Керчь, —
Прошу вас Родину беречь!
Вы на виду у всей страны,
И в сводках каждый день войны
Звучали ваши имена,
Просила об одном она.
Герой — Москва, и Ленинград,
Одесса, Киев, Сталинград,
Белгород, Курск, Орел, и Брест,
И Мурманск, Тула, и Смоленск,
Минск, Севастополь,
Новороссийск и Керчь, —
Прошу вас Родину беречь!
Воспитатель: – Каждый год 9 Мая наша страна отмечает День Победы. На улицах вам встретятся пожилые люди с орденами и медалями. Улыбнитесь им, поздравьте их с праздником, пожелайте им крепкого здоровья. Вы все большие молодцы, все отлично поработали!