Формирование языковой личности в условиях современной школы
Сегодня в определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. И это неудивительно, так как серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную
социально –педагогическую проблему оказывают возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В таких условиях развивать личность однобоко просто немыслимо.
В режиме управления качеством образования целью моей работы как учителя русского языка и литературы является создание оптимальных условий для развития речевой компетенции учащихся : важнейшим показателем в совершенствовании качества образования сегодня в школе является формирование языковой личности, готовой к самореализации выполнению социально -востребованной деятельности.
Известно, что хорошо говорящие, читающие и пишущие школьники, как правило, овладевают всеми учебными дисциплинами, легче осваивают содержание всего школьного курса и без особых затруднений поступают в вузы . Бывает и наоборот: одной из главных причин отставания учащихся является недостаточно развитая устная и письменная речь. Комплексных характер ЕГЭ позволил проверить и оценить разные стороны языковой подготовки обучающихся. К сожалению, затруднения в выполнении некоторых заданий выявились. И сегодня, работая в среднем звене, я перед собой поставила цель: формировать языковую компетенцию учащихся, начиная с 5 класса. По мнению лингвистов, 5 класс – самый благодатный этап, можно сказать, пик овладения учащимися правописной и речевой грамотностью, поэтому комплексную работу важно начинать в этом возрасте.
Развитие связной речи учащихся 5-6 классов в контексте всей системы работы по русскому языку я осуществляю путём устных и письменных высказываний в малой форме. Для этого необязательно ждать уроков по развитию речи: в структуру любого урока можно включать тексты малой формы. На своих уроках я предлагаю детям следующие формы работы:
– тексты с элементами интерпретации исходного текста;
– творческие работы по первой строчке Мастера;
-устные зарисовки с натуры;
-коллективное сочинение по наблюдениям;
– живая картина в словесной миниатюре.
Создавая мини-тексты, дети стараются последовательно излагать свои мысли, правильно строить тексты, выразить личностное отношение к проблемам. После выполнения работы дети охотно читают, пересказывают текст. Диапазон приёмов, связанных с использованием текстов малой формы, достаточно широк. Ставлю перед пятиклашками другое задание: составить по первой строке Мастера рассказ. Например:
« Представим себе, что плывём по теплому морю в небольшой лодке. Журчит вода за кормой, ярко светит солнце. Легкая волна изредка плеснёт в борт. И вдруг видим…»( по тексту А.Таймиева).
Далее предлагаю детям пофантазировать на морскую тему. Дети могут использовать глаголы разных временных форм для создания живой картины вымысла. Попутно даю детям задания:
- Подобрать синонимы и антонимы к слову «мягкий».
- Дать толкование словосочетания « легкая волна»
- Выполнить морфемный разбор слов «представим», «небольшой».
После прочтения творческих работ знакомлю детей с продолжением текста писателя , то есть Мастера. Так, обучая детей мини-высказываниям, можно выявить их интеллектуальный уровень, способность к написанию свободного речевого высказывания в устнои или письменной форме. В таких работах часто замечаю добрый взгляд на жизнь, личностное отношение к проблемам. Да, есть речевые и другие недочёты. Но в этих работах ощущается индивидуальное отношение к миру, выраженное в слове. А недостатки будут перспективой для дальнейшей работы.
Несколько слов о написании сочинений по картине. По мере возможности стараюсь на урок принести картины, написанные на холсте.
Перед написанием сочинений – описаний по картине за неделю начинаем работу с текстами по этой же теме, например, по представленному ниже тексту:
Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет.
Ветер ласково гладил атласную грудь моря; солнце грело ее своими горячими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. Зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его.
( М. Горький)
Задание : выписать словосочетания , помогающие представить море, его состояние. На листочке ( можно в тетрадях -помощницах) нарисовать по тексту картину моря и подготовиться к устному описанию. Выписать однокоренные слова (например: солнце- солнечный, песок- песчаный и т.д.)
Такая работа раскрывает творческие способности детей, вызывает интерес к работе.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета определил поиск новых методов обучения.
Наряд с традиционными, такими ведущими приемами обучения, как изложение и сочинение, начала уделять внимание стимулятивно- мотивационному методу, который реализуется в различных видах ситуативных упражнений, например: приглашение на выставку, проведение экскурсии по лицею ( описание одного уголка), диалог в библиотеке , заочная экскурсия. Такие виды работы формируют коммуникативные умения обучающихся, способствуют накоплению материала для написания письменных работ. Так развивается письменная речь, если она сопоставляется с уже усвоенной устной речью.
Развивая и совершенствуя коммуникативную деятельность детей, я опираюсь на личностно –ориентированный подход, что является главным принципом коммуникативно –развивающего обучения. При этом руководствуюсь трудами Т.А.Ладыженской, Г.Г.Городиловой, Н.Н.Шанского, В.Ф.Габдулхакова.
Общение – фактор развития, источник коллективных отношений, и становление языковой личности происходит под воздействием деятельности и общения, поэтому главными целями моей работы на уроках являются:
– создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.
-создание условий для развития личности, способной к самореализации.
Одним из основных направлений в коммуникативно – развивающем обучении является воспитание творческой личности, поэтому в своей практике стараюсь выявлять творческие способности детей, предлагая разные задания: написать лингвистическую сказку, придумать концовку к произведению с открытым финалом, составить текст для « весёлого» диктанта.
В старшем звене коммуникативная деятельность учащихся развивается при изучении объёмных художественных произведений. Изучение таких произведений я строю на проблемном обучении, точнее, на проблемном диалоге. Такая работа помогает избежать пересказа произведения и способствует развитию межличностного общения или же поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения. Интрепретация того или иного эпизода помогает при анализе прийти из частного к общему знаменателю.
Коммуникативный подход должен осуществляться не только на уроках русского языка и литературы, но и в других формах работы . Это и внеклассные мероприятия, а также экскурсии, где дети приобщаются к культурно- историческим истокам, проявляя свои коммуникативные умения и навыки. Мне, учителю, остается делать выводы о коммуникабельности
( или же о некоммуникабельности) своих учеников.
Таким образом, основная идея моего педагогического опыта – воспитание языковой личности, готовой к самореализации и выполнению
социально –востребованной деятельности.