Миннегалиева Фанзиля Фаисовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Эколого- технологический лицей №79» Советского района города Казани
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174754
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагогические инновации», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Формирование языковой личности в условиях современной школы
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174754


Формирование  языковой личности в условиях современной школы 

 

    Сегодня в определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное  место занимают вопросы  обеспечения его качества. В последние  годы проблема  качества образования приобрела чрезвычайную актуальность.  И это неудивительно, так как серьезное влияние на актуализацию качества образования  как современную

 социально –педагогическую проблему оказывают возрастающая интеллектуализация  производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В таких условиях развивать личность однобоко просто немыслимо.

      В режиме управления качеством образования целью моей работы как учителя русского языка и литературы является создание оптимальных  условий для развития речевой компетенции учащихся :  важнейшим показателем в совершенствовании качества образования сегодня в школе является  формирование языковой личности, готовой к самореализации выполнению социально -востребованной  деятельности.

      Известно, что хорошо говорящие, читающие и пишущие школьники, как правило, овладевают всеми  учебными дисциплинами, легче осваивают содержание  всего школьного курса  и без особых затруднений поступают в вузы . Бывает и наоборот: одной  из главных причин  отставания учащихся является недостаточно развитая устная и письменная речь. Комплексных характер ЕГЭ  позволил проверить  и оценить разные стороны языковой подготовки обучающихся. К сожалению, затруднения в выполнении некоторых заданий выявились. И сегодня, работая в  среднем звене, я перед собой поставила цель:  формировать языковую компетенцию учащихся, начиная с  5 класса. По мнению лингвистов, 5 класс – самый благодатный этап, можно сказать, пик овладения учащимися  правописной и речевой грамотностью, поэтому комплексную работу важно начинать в этом возрасте.

   Развитие связной речи учащихся 5-6 классов в контексте всей системы работы по русскому языку  я осуществляю путём  устных и письменных высказываний в малой форме.   Для этого необязательно ждать уроков по развитию речи: в структуру любого урока можно включать тексты малой формы.  На своих уроках я предлагаю детям следующие формы работы:

– тексты с элементами интерпретации исходного текста;

– творческие работы по первой строчке Мастера;

-устные зарисовки с натуры;

-коллективное сочинение по наблюдениям;

– живая картина в словесной миниатюре.

Создавая мини-тексты, дети стараются последовательно излагать свои мысли, правильно строить тексты, выразить личностное отношение  к проблемам. После выполнения работы дети охотно читают, пересказывают текст. Диапазон  приёмов, связанных с использованием  текстов малой формы, достаточно широк. Ставлю перед пятиклашками другое задание: составить по первой строке Мастера рассказ. Например:

« Представим себе, что плывём по теплому морю в небольшой лодке. Журчит вода за кормой, ярко светит солнце. Легкая волна изредка плеснёт в борт.  И вдруг видим…»( по тексту А.Таймиева).

Далее предлагаю детям пофантазировать на морскую тему. Дети могут использовать глаголы разных временных форм для создания живой картины вымысла. Попутно даю детям задания:

  1. Подобрать синонимы и антонимы  к слову «мягкий».
  2. Дать толкование  словосочетания « легкая волна»
  3. Выполнить морфемный разбор слов «представим», «небольшой».

После прочтения творческих работ знакомлю детей с продолжением текста  писателя , то есть  Мастера. Так, обучая детей мини-высказываниям, можно выявить их интеллектуальный уровень, способность к  написанию свободного речевого высказывания в устнои или письменной форме. В таких работах часто замечаю добрый взгляд на жизнь, личностное отношение к проблемам.  Да, есть речевые и другие недочёты. Но в этих работах ощущается индивидуальное отношение к миру, выраженное в слове. А недостатки будут перспективой для дальнейшей работы.

Несколько слов о написании сочинений по картине. По мере возможности стараюсь на урок принести картины, написанные на холсте.

       Перед написанием сочинений – описаний по картине  за неделю  начинаем работу с текстами  по этой же теме, например, по представленному ниже тексту:

   Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет.

     Ветер ласково гладил атласную грудь моря; солнце грело ее своими горячими лучами, и море, дремотно вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом испарений. Зеленоватые волны, взбегая на желтый песок, сбрасывали на него белую пену, она с тихим звуком таяла на горячем песке, увлажняя его.                                                   

 ( М. Горький)

Задание : выписать словосочетания , помогающие представить море, его состояние. На листочке ( можно в тетрадях -помощницах) нарисовать по тексту картину моря и подготовиться к устному описанию. Выписать однокоренные слова (например: солнце- солнечный, песок- песчаный и т.д.)

Такая работа раскрывает творческие способности детей, вызывает интерес к работе.

 

Коммуникативный подход к преподаванию предмета определил поиск новых методов обучения.

Наряд с традиционными, такими ведущими приемами обучения,  как изложение и сочинение, начала уделять внимание стимулятивно- мотивационному методу, который реализуется в различных видах ситуативных упражнений, например:  приглашение на выставку, проведение экскурсии по лицею ( описание одного уголка), диалог в библиотеке , заочная экскурсия. Такие виды работы формируют коммуникативные умения обучающихся, способствуют накоплению материала для написания письменных работ. Так развивается письменная речь, если она сопоставляется с уже усвоенной устной речью.

Развивая и совершенствуя коммуникативную деятельность детей, я опираюсь на личностно –ориентированный подход, что является главным принципом коммуникативно –развивающего   обучения. При этом руководствуюсь трудами Т.А.Ладыженской, Г.Г.Городиловой, Н.Н.Шанского, В.Ф.Габдулхакова.

Общение – фактор развития, источник коллективных отношений, и становление языковой личности происходит под воздействием деятельности и общения, поэтому главными целями моей работы на уроках являются:

– создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик  мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

-создание  условий для развития личности, способной к самореализации.

Одним из основных направлений в коммуникативно – развивающем обучении является воспитание творческой личности, поэтому в своей практике стараюсь выявлять творческие  способности детей, предлагая разные задания: написать лингвистическую сказку, придумать концовку к произведению с открытым  финалом, составить текст для « весёлого» диктанта.

В старшем звене коммуникативная  деятельность учащихся развивается при изучении объёмных художественных произведений. Изучение таких произведений я строю на  проблемном обучении, точнее, на проблемном диалоге. Такая работа помогает избежать  пересказа произведения и способствует развитию межличностного общения или же  поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения. Интрепретация того или иного эпизода помогает при анализе прийти из  частного к общему знаменателю.

 Коммуникативный подход должен осуществляться не только на уроках русского языка и литературы, но и в других формах работы . Это и внеклассные мероприятия, а также экскурсии, где дети приобщаются к культурно- историческим истокам, проявляя свои коммуникативные умения и навыки. Мне, учителю, остается  делать выводы о коммуникабельности

 ( или же о некоммуникабельности) своих учеников.

Таким образом, основная идея моего педагогического опыта – воспитание языковой личности, готовой к самореализации и выполнению 

социально –востребованной деятельности.

Формирование языковой личности в условиях современной школы