Методическая разработка коррекционно – образовательной индивидуально – подгрупповой деятельности по теме «Учим играя».
Автор: Кантур Татьяна Георгиевна Сидорова Таисия Сергеевна, учителя – логопеды Каневской МО.
Возраст воспитанников: старший дошкольный (6-7) с ТНР.
Виды деятельности: игровая.
Образовательные области: речевое развитие.
Цель: автоматизация звука РЬ в словах, словосочетаниях, предложениях с использованием авторских звуковых таблиц развитие.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Мотивировать детей к развитию речевой активности.
2.Дать возможность детям при помощи педагога узнать о последовательности игры с использованием звуковых таблиц со звуком Рь.
3.Сформировать умение самостоятельно придумывать и проговаривать предложение – начиная передвижение по стрелкам расположенным на звуковой таблице.
5.Обучать детей составлению смешных предложений с автоматизируемым звуком..
Коррекционно – развивающие задачи:
1.Развитие зрительное восприятие, коммуникативные качества, звукопроизношение, двигательную активность, ориентировку в пространстве у детей.
2.Развитие способности к творческой интерпретации и способности к составлению собственного предложения на основе предложенной звуковой таблицы.
Коррекционно – воспитательные задачи:
1.Способствовать целенаправленности и речевой активности.
Предварительная работа : изготовление авторских звукотаблиц, цветных фишек для всех детей.
Организация пространства. Логопедический кабинет, столы полукругом, Звукотаблица – с изображением 8 картинок обозначающих живые предметы моРЯк, пРИнцесса, богатыРЬ, РЕбёнок, стРЕкоза, дикаРЬ, куРИца, кРЕветка и 8 картинок неживые якоРЬ, каРЕта, РЕмень, погРЕмушка, ваРЕнье, календаРЬ, двеРЬ, кРЕсло со звуком Рь,.(на каждого ребёнка), шары, план-схема, магнитофон, чемодан, фишки коричневого, чёрного цвета.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Мотивация детей на игру. Приветствие под музыку в стихотворной форме.
– Ребята, здравствуйте, рада вас видеть! – Вы хотели бы удивиться, порадоваться, поиграть со звуком используя что-то необычное? А как вы это представляете? Кто может придумывать предложения? Что необходимо для этого? Но хотелось бы придумать такие смешные предложения, которые родители ещё не слышали. – Но хотелось бы составить, такие смешные предложения с автоматизируемым звуком, которые родители ещё не слышали. Посмотрите ребята, какие воздушные шарики у нас появились в группе. Обратите внимание, в середине каждого из них, что-то находится. Как мы сможем узнать, что внутри шариков. Выбирайте себе любой шарик и лопнем его Дети достают план схему – двигаясь по ней находят чемодан. А кто знает ,как его открыть? Предложения детей. А давайте и правда подуем. (Дети достают звукотаблицы). |
Где же можно их услышать? Кто согласен с Валерой? Кто – считает по – другому. |
-Вашим родителям услышать новые смешные предложения с заданным звуком будет неожиданно. |
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
-Чтобы придумать смешное предложение с заданным звуком?
|
-познакомиться с звукотаблицей
-узнаем ,для чего нужны стрелки -фишки -накрывать картинку обозначающую живой предмет одним цветом, неживой другим. -правильное проговаривание картинок с заданным звуком. |
Педагог: Я вам могу помогу, познакомиться со звукотаблицей.
– На ней мы и придумаем новые смешные предложения. А для того чтобы это услышали родители мы сделаем запись. Мы видим, что картинки на звуковой таблице обозначают живые и неживые предметы. Мы будем их использовать для составления смешного предложения? Чем нам помогут фишки? Как их можно использовать? А что образуют фишки? Зачем нужны стрелки на звуковых таблицах? Как бы их интереснее использовать? |
-Да достаточно
-Накрыть картинку обозначающую живой предмет одним цветом, неживой другим. – Кто согласен с Колей? – они образуют живой и неживой предмет. -стрелки помогают правильно и последовательно передвигаться в пространстве( на листе звуковой таблицы). – Здорово! Интересно! -сначала назвать и накрыть все предметы по направлению стрелок. Вот это да! – можно накрыть только картинки обозначающие живые предметы. Отличная мысль! – можно накрыть только картинки обозначающие неживые предметы. – -Еще можно быстро находить в разброс названные картинки. -Интересный вариант! |
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Практическое игровое упражнение№ 1 «Первый шаг»Цель игры.
1.Учить автоматизировать звук Рь в словах. Сформировать у детей умение самостоятельно проговаривать слова – начиная передвижение по стрелкам расположенным на звукотаблице. Материал: Звукотаблица с изображением 8 картинок обозначающих живые предметы и 8 картинок неживые со звукам Рь ,фишки сиреневого, коричневого цвета. Алгоритм игры: Посмотрите – у вас на столе звукотаблицы. Давайте достанем и посмотрим какого цвета у нас фишки.А зачем нам нужны фишки? Посмотрите внимательно на звуковом планшете нарисованы стрелки. Кто знает для чего они нужны? Логопед: Правильно, я согласна они нужны для последовательного передвижения. Сегодня мы поиграем и научимся правильно произносить звук Рь. А что нужно для того чтобы запомнить, чтобы правильно играть? Кто знает? -Логопед:Правильно слушать задание, инструкцию, запоминать слова. Вы правильно думаете, и так считаю я. Вы готовы играть? И так начинаем. Назови предметы – живые предметы накрываем – сиреневыми фишками: моРЯк, пРИнцесса, богатыРЬ, РЕбёнок, стРЕкоза, дикаРЬ, куРИца, кРЕветка, неживые – коричневыми: якоРЬ, каРЕта РЕмень, погРЕмушка, ваРЕнье, календаРЬ, двеРЬ, кРЕсло. Практическое игровое упражнение № 3. « Повтори фразу» 1.Автоматизировать звук Рь в словосочетаниях. Материал: Звукотаблица ,фишки сиреневого, коричневого цвета. Алгоритм игры. Вы готовы играть? И так начинаем. Начинаем с игры №1 «ПЕРВЫЙ ШАГ». Затем убираем пальцами по две картинки- передвигаемся строго по направлению стрелок и называем предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Вы готовы играть? И так начинаем игру( Практическое игровое упражнение №5. « Между? Под? Над?» Алгоритм игры. Вы готовы играть? И так начинаем. Назови слово и накрой нужной фишкой. Кто, что между ваРЕньем и календаРЁм? Кто, что расположено над погРЕмушкой …., под. ваРЕньем. Практическое игровое упражнение Игра № 8. «У кого – что?». Алгоритм игры. Начинаем с игры №1 «Первый шаг». Затем убираем пальцами по две картинки – передвигаемся строго по направлению стрелок и называем . Вы готовы играть? И так начинаем Игра № 8. «У КОГО – ЧТО?»– у моРЯка – якоРЬ , у пРИнцессы – каРЕта, у РЕбёнка – погРЕмушка . Практическое игровое упражнение № 9. «Какой? Какая?» Цель игры 1.Автоматизировать звук Р в словосочетаниях. Материал: Звукотаблица, фишки сиреневого, коричневого цвета. Алгоритм игры. Вы готовы играть? И так начинаем. Ставь на картинки изображающие живые предметы сиреневые фишки, на неживые – коричневые фишки круглой формы и добавляй к называемому предмету ещё слово обозначающее цвет и произноси словосочетание стРЕкоза – сиРЕневая, ваРЕнье– коРИчневое Практическое игровое упражнение № 10. «Придумай смешное предложение?» 1.Самостоятельное проговаривание придуманных предложений. Материал: Звукотаблица, фишки сиреневого, коричневого цвета. Алгоритм игры. Вы готовы играть? И так начинаем. придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, пРИнцесса – каРЕта; пРИнцесса едет в каРЕте. Начинаем придумывать смешные предложения с помощью слов на звукотаблице. Упражнение в дополнении предложений. «Выдели в слове звук» с опорой на звуковую таблицу.
4. Массаж фаланг пальцев. Раз – варенье на столе. Два – стрекоза летит ко мне. Три – моряк на корабле, Якорь – подняли уже. Пять – карета тут стоит, Шесть – принцесса вдруг бежит. Семь – открыли дверь Восемь – лови курицу скорей Девять – я на кресле засыпаю. Десять и креветку вспоминаю. Игровое упражнение «Слова-полоски» (Дети берут слова, на каждый правильный ответ бросают в розетку). – Что однажды решила сделать смешного принцесса ? – Что решил сделать однажды ребенок с погремушкой? – Под чем застряло крыло курицы? – Что повесил дикарь в пещере? – Что купила креветка? – Что увидел моряк под водой? Составление смешных предложений детьми. 1.Составление предложений по двум картинкам самостоятельно выбранным ребенком . 2.Предложение из двух слов предложенных логопедом с другой завязкой. Логопед: Расскажи, с чем пустился в путь тот или иной герой, где он отдыхал, и что случилось?
Итоговая рефлексия. Логопед: Я рада, что вы все получили эмоциональный заряд. – Максим, ты очень здорово проговаривал слова – ты настоящий игрок, я горжусь тобой! Валера, ты очень любознательный. Артём, твоё предложение самое смешное. Алина, как хорошо, что ты помогла своему другу, ты настоящая звездочка! Марина, у тебя сегодня предложение самое необычное . Я вам благодарна за ваши самостоятельно придуманные смешные предложения! |
Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается.
Какая ты сегодня эмоциональная (ый)!
Катя ты великолепно ориентируешься на звукотаблице- поэтому назвала слово первая! Артём ты нас порадовал, ты очень внимательный! -Залезть на карету. -Ребенок зарыл погремушку в песок. – под дверью -дикарь в пещере повесил календарь -Креветка купила кресло. -Моряк увидел якорь. Василиса ты быстро учишься! Илюша, так держать! Толя у тебя просто самое смешное предложение. Прекрасно! Миша – это предложение лучшее! Здорово! Продолжай работать в том же направлении. Дима – это необычное предложение, первая ступенька на пути к успеху, но какая! |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Итоговая рефлексия. Логопед: Я рада, что вы все получили эмоциональный заряд. – Коля, ты очень здорово проговаривал слова – ты настоящий игрок, я горжусь тобой! Тимофей, ты очень любознательный. Артём, твоя игра тронула меня. Алина, как хорошо, что ты помогла своему другу, ты настоящая звездочка! Марина, у тебя сегодня настроение как у погоды – нежное и солнечное. Я вам благодарна за ваше настроение!
Психологический этюд « Стаканчик настроения». А теперь возьмите стаканчики пропойте изучаемый звук. Если хорошее настроение то – громко, если плохое тихо. |