Кантур Татьяна Георгиевна - учитель-логопед,
Сидорова Таисия Сергеевна - учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174784
Наименование конкурса: Всероссийская педагогическая конференция «Дошкольное образование: педагогический поиск» 
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка коррекционно – образовательной индивидуально - подгрупповой деятельности по теме «Учим играя».
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174784


 

Методическая разработка коррекционно – образовательной  индивидуально – подгрупповой   деятельности по теме «Учим играя».

Автор: Кантур Татьяна Георгиевна Сидорова Таисия Сергеевна,  учителя – логопеды Каневской  МО. 

Возраст воспитанников: старший дошкольный (6-7) с ТНР.

Виды деятельности:  игровая.

Образовательные области: речевое развитие.

 

Цель: автоматизация звука РЬ   в словах, словосочетаниях, предложениях с использованием авторских звуковых таблиц  развитие.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Мотивировать детей к развитию  речевой активности.

 2.Дать возможность детям при помощи педагога  узнать о последовательности игры с   использованием звуковых таблиц со звуком Рь. 

3.Сформировать  умение самостоятельно придумывать и  проговаривать предложение – начиная передвижение по стрелкам расположенным на звуковой таблице.

5.Обучать  детей составлению смешных предложений с автоматизируемым звуком..

 Коррекционно – развивающие задачи:

1.Развитие  зрительное восприятие, коммуникативные качества, звукопроизношение, двигательную активность, ориентировку в пространстве  у детей. 

2.Развитие способности к творческой интерпретации и способности к составлению собственного предложения на основе предложенной звуковой таблицы.

Коррекционно – воспитательные задачи:

1.Способствовать  целенаправленности и речевой активности.

Предварительная работа : изготовление  авторских звукотаблиц, цветных фишек для всех детей.

Организация  пространства. Логопедический кабинет, столы полукругом, Звукотаблица – с  изображением 8 картинок обозначающих живые предметы моРЯк,  пРИнцесса, богатыРЬ,  РЕбёнок,   стРЕкоза,  дикаРЬ, куРИца, кРЕветка и 8 картинок  неживые якоРЬ, каРЕта, РЕмень, погРЕмушка, ваРЕнье, календаРЬ, двеРЬ, кРЕсло со звуком Рь,.(на каждого ребёнка), шары, план-схема, магнитофон, чемодан, фишки коричневого, чёрного цвета.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

 

Содержание Обратная связь на высказывание детей
Мотивация детей на игру. Приветствие под музыку в стихотворной форме.

– Ребята, здравствуйте, рада вас видеть!

– Вы хотели бы удивиться, порадоваться, поиграть со звуком используя что-то необычное? А как вы это представляете? 

Кто может придумывать предложения? Что необходимо для  этого?  Но хотелось бы придумать такие смешные предложения, которые родители ещё не слышали. – Но хотелось бы  составить, такие смешные предложения с автоматизируемым звуком, которые родители ещё не  слышали.  

Посмотрите  ребята, какие воздушные шарики у нас появились в группе.  Обратите  внимание, в середине каждого из них, что-то находится. Как мы сможем узнать, что внутри шариков. 

Выбирайте себе любой шарик и лопнем его Дети достают план схему – двигаясь по ней находят чемодан. А кто знает ,как его открыть? Предложения детей. А давайте и правда подуем. (Дети достают звукотаблицы).

Где же можно их  услышать? Кто согласен с  Валерой? Кто –  считает по – другому. 
-Вашим родителям услышать новые смешные предложения  с заданным звуком будет неожиданно.

 

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

 

Содержание Обратная связь на высказывание детей
-Чтобы придумать смешное предложение с заданным звуком? 

 

-познакомиться с звукотаблицей

-узнаем ,для чего нужны стрелки

-фишки

-накрывать картинку обозначающую живой предмет одним цветом, неживой другим.

-правильное проговаривание картинок с заданным звуком.

Педагог: Я вам могу помогу, познакомиться со звукотаблицей.

– На ней  мы и  придумаем новые смешные предложения. А для того чтобы это услышали родители  мы сделаем запись. 

Мы видим, что картинки на звуковой таблице обозначают живые и неживые предметы. Мы будем их использовать для составления смешного предложения?

Чем нам помогут фишки? Как их можно использовать?

А что образуют фишки?

Зачем нужны стрелки на звуковых таблицах?

Как бы их интереснее использовать? 

-Да достаточно

-Накрыть картинку обозначающую живой предмет одним цветом, неживой другим. – Кто согласен с  Колей?

– они образуют живой и неживой предмет.

-стрелки помогают правильно и последовательно передвигаться в пространстве( на листе звуковой таблицы). – Здорово! Интересно!

-сначала назвать и накрыть все предметы по направлению стрелок. Вот это да! 

 – можно накрыть только картинки обозначающие живые предметы. Отличная мысль!

– можно накрыть только картинки обозначающие неживые предметы. – 

-Еще можно  быстро находить в разброс названные картинки. 

-Интересный вариант!

 

3 этап: способствуем реализации детского замысла

 

Содержание Обратная связь на высказывание детей
Практическое игровое упражнение№ 1 «Первый шаг»Цель игры.

1.Учить автоматизировать звук Рь  в словах. Сформировать у детей умение самостоятельно  проговаривать слова – начиная передвижение по стрелкам расположенным на звукотаблице. 

Материал: Звукотаблица с  изображением 8 картинок обозначающих живые предметы и 8 картинок  неживые со звукам Рь ,фишки сиреневого, коричневого цвета.

Алгоритм игры: Посмотрите – у вас на столе звукотаблицы. Давайте  достанем и посмотрим какого цвета у нас фишки.А зачем нам нужны фишки? Посмотрите внимательно на звуковом планшете нарисованы стрелки. Кто знает для чего они нужны? Логопед: Правильно, я согласна  они нужны для последовательного передвижения. Сегодня мы поиграем и научимся правильно произносить   звук Рь. А что нужно для того чтобы запомнить, чтобы правильно играть?  Кто знает?

 -Логопед:Правильно слушать задание, инструкцию, запоминать слова.

Вы правильно думаете, и так считаю я. Вы готовы играть? И так начинаем. Назови предметы живые предметы накрываем – сиреневыми фишками: моРЯк,  пРИнцесса, богатыРЬ,  РЕбёнок,   стРЕкоза,  дикаРЬ, куРИца, кРЕветка, неживые – коричневыми: якоРЬ, каРЕта РЕмень, погРЕмушка, ваРЕнье, календаРЬ, двеРЬ, кРЕсло.

Практическое игровое упражнение  № 3. « Повтори фразу»  

1.Автоматизировать звук  Рь в словосочетаниях.

Материал: Звукотаблица ,фишки сиреневого, коричневого цвета.

Алгоритм  игры. Вы готовы играть? И так начинаем. Начинаем с  игры №1 «ПЕРВЫЙ ШАГ». Затем убираем пальцами по две картинки- передвигаемся строго по направлению стрелок  и называем предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Вы готовы играть? И так начинаем игру( 

Практическое игровое упражнение  №5. « Между? Под? Над?» 

Алгоритм  игры.  Вы готовы играть? И так начинаем. Назови слово  и накрой  нужной фишкой.  Кто, что между ваРЕньем и календаРЁм? Кто, что расположено над погРЕмушкой …., под. ваРЕньем.

Практическое игровое упражнение Игра № 8. «У кого – что?». 

Алгоритм  игры. Начинаем с  игры №1 «Первый шаг». Затем убираем пальцами по две картинки – передвигаемся строго по направлению стрелок  и называем . Вы готовы играть? И так начинаем Игра № 8. «У КОГО – ЧТО?» у моРЯка – якоРЬ , у пРИнцессы – каРЕта, у РЕбёнка – погРЕмушка .

Практическое игровое упражнение № 9. «Какой? Какая?» Цель игры 

1.Автоматизировать звук Р в словосочетаниях. 

Материал: Звукотаблица, фишки сиреневого, коричневого цвета.

Алгоритм игры. Вы готовы играть? И так начинаем. Ставь на  картинки изображающие живые предметы сиреневые  фишки, на неживые – коричневые фишки круглой формы и добавляй к называемому предмету  ещё слово обозначающее цвет и произноси словосочетание стРЕкоза – сиРЕневая, ваРЕнье– коРИчневое  

Практическое игровое упражнение № 10. «Придумай смешное предложение?»

1.Самостоятельное проговаривание придуманных  предложений. 

Материал: Звукотаблица, фишки сиреневого, коричневого цвета. 

Алгоритм  игры. Вы готовы играть? И так начинаем. придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например,  пРИнцесса – каРЕта; пРИнцесса едет в каРЕте. 

Начинаем придумывать смешные  предложения   с помощью слов на звукотаблице

Упражнение в дополнении предложений. «Выдели в слове звук» с опорой на звуковую таблицу. 

  • Что у пРИнцессы –   …(каРЕта)
  • Что  у РЕбёнка –   ….(погРЕмушка)
  • Что у моРЯка – (якоРЬ)
  • Что у богатыРя  –    (Ремень)
  • Что у  стРЕкозы – (ваРЕнье)
  • Что у куРИцы  –      (двеРЬ)
  • Что у кРЕветка  –     ( кРЕсло)
  •  Что у дикаРЯ (календаРЬ)

4. Массаж фаланг пальцев.

Раз – варенье на столе.

Два – стрекоза летит ко мне.

Три –  моряк на  корабле,

Якорь – подняли уже.

Пять – карета  тут стоит,

Шесть –  принцесса  вдруг бежит.

Семь – открыли дверь

Восемь  – лови курицу скорей

Девять  – я на кресле засыпаю.

Десять и креветку вспоминаю.

Игровое упражнение «Слова-полоски» (Дети берут слова, на каждый правильный ответ бросают в розетку).

– Что однажды решила сделать смешного принцесса ?

– Что решил сделать однажды ребенок с погремушкой?

– Под чем застряло крыло курицы?

– Что повесил дикарь в пещере?

– Что купила креветка?

– Что увидел моряк под водой?

Составление  смешных  предложений  детьми.

1.Составление предложений по двум  картинкам самостоятельно выбранным  ребенком .

2.Предложение из двух слов предложенных логопедом с другой завязкой.

Логопед: Расскажи, с чем пустился в путь  тот или иной герой, где он отдыхал, и что случилось?

  • БогатыРь потерял  Ремень.
  • ПРИнцесса заснула в КаРЕте.
  • СтРЕкоза    прилипла к ваРЕнью.
  • РЕбёнок  устал и спрятал  погРЕмушку. 
  • ДвеРИ   удивили куРИцу
  • ДикаРЬ    смотрел на календаРЬ.
  • КРЕветка спряталась под  кРЕсло,
  • МоРЯк     заснул на якоРЕ.
  • Б.) ПРИнцесса разлила на платье ваРЕнье.
  •  СтРЕкоза   легла на  КаРЕту. 
  • КуРИца  внимательно читала календаРЬ. 
  • РЕбёнок спрятался за ДвеРь

Итоговая рефлексия. Логопед: Я рада, что вы все  получили эмоциональный заряд. – Максим, ты очень здорово проговаривал слова – ты настоящий игрок, я горжусь тобой! Валера, ты очень любознательный. Артём, твоё  предложение самое смешное. Алина, как хорошо, что ты помогла своему другу, ты настоящая звездочка! Марина, у тебя сегодня предложение самое необычное . Я вам благодарна за ваши самостоятельно придуманные смешные предложения!

Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается.

Какая ты сегодня эмоциональная (ый)!       

 

Катя ты  великолепно ориентируешься  на звукотаблице- поэтому назвала слово первая!        

Артём ты нас порадовал, ты очень внимательный!        

-Залезть на карету.

-Ребенок зарыл  погремушку в песок.

– под дверью

-дикарь в пещере повесил календарь

-Креветка купила кресло.

-Моряк увидел якорь.

Василиса ты быстро учишься!        

Илюша, так держать!        

Толя у тебя просто самое смешное предложение. Прекрасно!                                                                                                                                    

Миша – это  предложение лучшее!  Здорово! Продолжай работать в том же направлении. Дима – это  необычное предложение, первая ступенька на пути к  успеху, но какая!        

 

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

 

Содержание Обратная связь на высказывание детей
Итоговая рефлексия. Логопед: Я рада, что вы все  получили эмоциональный заряд. – Коля, ты очень здорово проговаривал слова – ты настоящий игрок, я горжусь тобой! Тимофей, ты очень любознательный. Артём, твоя игра  тронула меня. Алина, как хорошо, что ты помогла своему другу, ты настоящая звездочка! Марина, у тебя сегодня настроение как у погоды – нежное и солнечное. Я вам благодарна за ваше настроение! 

Психологический этюд  « Стаканчик настроения». 

А  теперь возьмите  стаканчики  пропойте изучаемый звук. Если хорошее настроение  то – громко, если плохое тихо. 

 

Методическая разработка коррекционно – образовательной индивидуально – подгрупповой деятельности по теме «Учим играя».