ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.
Роль нестандартных домашних заданий в предупреждении перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания.
Раздел 1.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.
- Условия возникновения опыта.
Проработав 17 лет учителем биологии в городской школе, в классах различной возрастной нормы, классов с углублённым изучением отдельных предметов автор обратил внимание на то, что учащиеся испытывают перегрузки при выполнении домашнего задания. Проведя первоначальные исследования в классах с углублённым изучением предметов за 3 года в различных возрастных группах автор обнаружил проблему перегрузки учащихся (Приложение 1, 2). Проблема перегрузки учащихся особенно актуальна для классов с углублённым изучением предметов, профильных классов, т.к. на выполнение домашнего задания учащиеся затрачивают гораздо больше времени, чем предполагают нормы (Приложения 1,2).
Для уменьшения перегрузки учащихся мы стали регулярно использовать нетрадиционные домашние задания (Приложение 3).
В свете перехода на ФГОС второго поколения возникла необходимость создать такие условия, в которых проявлялись бы способности каждого ребёнка. При этом очень важно избегать перегрузок при выполнении домашнего задания. С этой целью учитель ведёт систематическую работу по предупреждению перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания. Для достижения результата автором были разработаны нестандартные домашние задания, которые более интересны учащимся и которые снижают риск перегрузки учащихся при выполнении домашних заданий.
- Актуальность опыта.
Домашняя работа стала составляющей процесса обучения ещё в 16 веке, но практически с момента её включения в процесс обучения возник спор о необходимости или ненужности этого вида работ. Мы полностью согласны с мнением К. В. Бардина, что надо различать в домашнем задании то, что является лишним, вредным и что, наоборот, заслуживает всемерной поддержки и поощрения.
Перегрузка учащихся, возникающая при выполнении домашних работ, может быть следствием нескольких факторов:
- недостатками в работе учителя;
- недостатками в работе учащихся, зависящими от самих учащихся;
- недостатками организационного характера [1, 134].
Актуальность данной проблемы раскрывают авторы Есипов Б. П., Самойлова В. С., Щукина Г. И. Кон И. С. В их исследованиях отмечается, что падение интереса к знаниям, которое наблюдается у части ребят сегодня, объясняется совсем не перегрузками. Здесь целый ряд причин:
- доступность образования. Что доступно, то часто неинтересно, – так устроен человек;
- методика подхода со стороны учителя; если домашние задания скучны, однообразны, формальны, сводятся лишь к зазубриванию малоинтересных текстов, то отдачи ожидать трудно.
Домашние задания рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоятельных, творческих форм познания, развитию мышления. В своём труде Г. И. Щукина особенно просит обратить внимание на нестандартность домашнего задания, так как именно оно способствует максимальному развитию у учащихся творческих наклонностей [27,83]. Также, по мнению З. П. Шабалина, нестандартность выполненной работы вызывает повышенный интерес у несильных учеников, что в результате приводит к повышению интереса к предмету и улучшению качества успеваемости. Также отмечает автор, улучшение оценок приводит к снижению стрессовой напряжённости учащихся, а следовательно ребёнок меньше подвержен перегрузкам в учебном процессе [ 29, 234].
Э. П. Эктова, с чьим мнением мы полностью согласны, утверждает, что домашние работы максимально активирует умственные действия школьников, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы [30,23].
В связи с переходом от «знаниевой» к личностно – ориентированной концепции образования домашние задания приобретают новый смысл и особенную важность – они позволяют индивидуальное обучение.
Эта индивидуализация в домашней работе проявляется в большей степени по сравнению с работой в классе. Здесь ученики не ограничены временем в такой мере, как на уроке, и поэтому могут выполнять работу каждый своим темпом, который определяется их возможностями, отношением к работе, качеством теоретической и практической подготовки и характером интересов учащихся [26,145].
- Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей опыта считается избежание перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания при помощи нестандартных домашних заданий.
- Длительность работы над опытом.
Длительность работы над опытом составляет 3 года.
1 этап (сентябрь 2010 – февраль 2011 года) – изучение психолого- педагогической, методической литературы по теме определение проблемы, цели, задач исследования; педагогический анализ проблемы, отбор заданий для констатирующего эксперимента.
2 этап (март 2011 – май 2012года) – проведение констатирующего эксперимента
3 этап (июнь 2012 – октябрь 2012 года) – обработка, анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследования, на основании которых были сформулированы выводы.
- Диапазон опыта.
Диапазон педагогического опыта включает в себя систему уроков и внеурочной деятельности по биологии в 5-11 классах по УМК В. В. Пасечника.
- Теоретическая база опыта.
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных знаний будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Познание идёт не по кругу, а по спирали, каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нём новые грани, смысловые оценки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. На уроках имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть сосредоточенное усвоение, что требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности. Таким образом, домашняя работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм её организации [12,34].
В чём же заключается её сущность? Это вопрос волнует многих авторов, таких, как А. С. Вербитская, М. В. Кларин, В. Н. Древелов и другие. Домашняя учебная работа состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками – наличием учебного задания, задаваемого учителем, и самостоятельной работы учащихся по его выполнению.
Домашнее задание по своему содержанию включает в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику;
б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила, заучивание хронологической таблицы по истории);
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам;
г) выполнение творческих работ;
д) подготовку докладов по изучаемому материалу;
е) проведение наблюдений по биологии, физике, географии;
ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии, биологии;
з) изготовление таблиц, диаграмм, схем, презентаций по изучаемому материалу.
Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки.
Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.
Во-вторых, недочётом домашней работы многих учащихся является неумение организовать своё рабочее время, отсутствие твёрдо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешной работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.
В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти знания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочёты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями.
Отрицательно сказывается перегрузка учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объёмные или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обуславливается не только общим объёмом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Указанные недостатки позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных знаний, рационализации объёма домашнего задания и более пристального внимания учителей к обучению их технике домашнего учения[5,121].
В своей работе А. С. Вербитская выделяет основные функции домашнего задания: подготовка учащихся к восприятию нового материала; закрепление знаний; выработка и совершенствование умений и навыков; применение полученных знаний, умений и навыков на практике и т. д. [3,43].
Все эти функции домашней работы учащихся являются очень важными, но необходимо отметить, что изменившаяся концепция образования привела к появлению у домашних заданий новых функций. Одна из них – возможность интегрировать знания [14,79].
Другая новая функция домашних заданий – это возможность осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов обучения. Он понимается как ориентация на индивидуально -психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приёмов, соответствующих их индивидуальным особенностям. В результате каждый учащийся должен стать неповторимой личностью, обладающей рядом своих достоинств и умеющий этими достоинствами воспользоваться в полной мере.
- Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в создании условий для избегания перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания при помощи нестандартных домашних заданий.
Раздел 2.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
В связи в обнаруженной проблемой определились следующие цели и задачи.
Цель работы: доказать, что применение нестандартных домашних заданий способствует предупреждению перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания.
Задачи работы:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- изучить и описать теоретические основы вопроса домашнего задания учащихся;
- изучить временные затраты учащихся на выполнение домашнего задания;
- проанализировать загруженность учащихся классов с углублённым изучением предметов, профильных классов различных возрастных групп;
- разработка системы нетрадиционных домашних заданий;
- выяснить отношение учащихся к нетрадиционным домашним заданиям.
- выяснить временные затраты на выполнение нестандартного домашнего задания.
Качество и культура учебного труда по выполнению домашних заданий включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого – педагогических закономерностях учебно – познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом. Рассмотрим важнейшие из этих правил.
Первое: учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и поурочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один «присест», а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остаётся «глубоко проторённый след», а знания сохраняются долгое время.
Второе: домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. Это психологическое явление находит своё объяснение в физиологии. И. П. Павлов и его ученики доказали, что образующиеся новые нервные связи непрочны и легко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит более интенсивно сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия. Именно поэтому и необходимо выполнять домашние задание задания в день их получения. Это, однако, не исключает необходимости повторения и воспроизведения усвоенного материала и накануне очередных занятий.
Третье: приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как это сделать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое – когда поставить цель как можно лучше выполнить домашнее задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала. Этот настрой (установка) побуждает ученика к прилежной работе, проявлению умственных и волевых усилий, что, естественно, значительно повышает качество домашнего учения. Чтобы сделать этот настрой более действенным, определённую детально продуманную цель полезно проговорить несколько раз вслух , чтобы она более прочно укрепилась в сознании и превратилась в мысленную «программу действий». В дальнейшем, когда установка закрепится, необходимость в таком проговаривании отпадает.
Четвёртое: если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти с урока. Затем следует вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нём важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приёмы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо ещё раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала. Указанная методика относится, главным образом, к младшим и средним классам. В старших классах значительно видоизменяется: наряду с учебником учащиеся часто используют дополнительные источники знаний. Но, в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь. Не меньшее значение имеет в старших классах и применение приёмов самоконтроля [10,387].
Для того чтобы избежать ненужных проблем в подготовке уроков, необходимо грамотно и рационально организовать рабочее место. Важно, чтобы во время занятий ребёнок мог без напряжения сохранять правильную позу, существенное значение имеет правильное и достаточное количество освещения, температурный режим комнаты. Также необходимо с первых дней приучить ребёнка к тому, чтобы на столе не было лишних вещей. Всё необходимое следует приготовить заранее, а для хранения учебников и других школьных принадлежностей отвести постоянное место. Эти простые правила помогут снять перегрузку учащихся во время выполнения домашнего задания, а также снять стрессовую напряжённость [23.152].
При выполнении нестандартных домашних заданий учащиеся максимально задействуют данные правила. Например, при изучении темы «Осанка. Предупреждение плоскостопия» в 8 классе учащимся предлагается написать мини-сочинение «Сумка или портфель». В данном сочинении учащиеся должны доказать, что лучше носить в школу: сумку или ранец. Данное задание требует рассредоточенности, его нельзя выполнить в один день (правило 1), кроме того советую учащимся начать выполнение этого задания в день, когда был урок (правило 2). Мотивацию и психологический настрой создаёт само задание, оно интересно и основывается на жизненном опыте учащихся (правило 3). Также при выполнении этого задания необходимо тщательно проработать материал параграфа и использовать дополнительную литературу (правило 4).
При изучении темы «Строение растений» можно использовать много нестандартных заданий, которые значительно повышают интерес к предмету (Приложение 3). Это разноуровневые карточки, таблицы, незаконченные схемы. Такой вид нестандартного домашнего задания имеет ряд преимуществ: для того, чтобы ответить на вопрос, учащиеся должны несколько раз прочитать параграф, правильно записать ответ (особенно это важно при работе с терминами). Задания подобного рода вызывают интерес не только у сильных, но и у слабых учеников. Особенно такое домашнее задание актуально для слабых учащихся, поскольку им сложно выучивать и запоминать большие по объёму домашние задания при повторении всей темы. При выполнении этого задания особенно актуальны правила 1,2,4.
Для уменьшения перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания, а также для хорошей накопляемости оценок очень удобно использовать карточки. Особенно это актуально в классах с углублённым изучением предметов, так как уменьшение количества часов в неделю до одного неизбежно влечёт за собой увеличение объёма домашнего задания, а, следовательно, увеличение перегрузки учащихся (Приложение 3).
Если использовать карточку при работе со слабыми учащимися, то несомненным её плюсом будет небольшой объём текста, который нужно проработать, чтобы ответить на поставленные вопросы. При таких домашних заданиях особенно актуальны правила 1, 3,4.
Для активизации познавательной деятельности слабых учащихся им предлагаются карточки, которые рассчитаны только на воспроизведение материала учебника. Это помогает накоплению положительных оценок, а также повышает самооценку данной группы учеников (Приложение3). При выполнении данной работы актуальны правила 1,2,3,4.
Раздел 3.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Нестандартные домашние задания являются тем мощным рычагом воздействия на познавательную активность учащихся. Такая форма домашнего задания является способом избавления школьников от перегрузок, которые неизбежно возникают в процессе обучения. Как показывает педагогическая практика, перегрузки возрастают в классах с углублённым изучением предметов (Приложение 1,2).
Домашние задания рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоятельных, творческих форм познания, развитию мышления. В своём труде Г. И. Щукина особенно просит обратить внимание на нестандартность домашнего задания, так как именно оно способствует максимальному развитию у учащихся творческих наклонностей [27,83]. Также, по мнению З. П. Шабалина, нестандартность выполненной работы вызывает повышенный интерес у несильных учеников, что в результате приводит к повышению интереса к предмету и улучшению качества успеваемости, а улучшение оценок, в свою очередь, приводит к снижению стрессовой напряжённости учащихся. Следовательно, ребёнок меньше подвержен перегрузкам в учебном процессе [ 29, 234].
Э. П. Эктова, с чьим мнением мы полностью согласны, утверждает, что домашние работы максимально активирует умственные действия школьников, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы [30,23].
Одним из главных требований к нестандартным домашним заданиям, как мы считаем, является их дифференцировка по способностям учащихся (Приложение 3). Такой подход очень эффективен, так как учащиеся выполняют посильное домашнее задание, при этом затрачивается гораздо меньше времени на его выполнение, что снижает перегрузки учащихся. В тоже время слабые учащиеся выполнив минимум заданий, часто делают гораздо больший объём, зная, что оценка будет гораздо выше.
Проводимые исследования доказали, что интерес учащихся к нестандартным домашним заданиям возрастает в классах с углублённым изучением предметов различной возрастной нормы и вызывает повышенный интерес учащихся. (Приложение 2) Также в процессе анкетирования мы просили внести свои предложения по объёму и виду домашних заданий. (Приложение 4)
Предъявление учащимися в качестве домашней работы заданий различной формы, степени сложности, способов выполнения (вариативных домашних заданий) предоставляет ребятам возможность выполнять задания наиболее значимыми для них способами, отвечающими их образовательным потребностям, интересам, познавательным возможностям, то есть позволяет осуществить индивидуализацию обучения и снизить перегрузку учащихся в образовательном процессе. Данные исследования показали, что учащиеся осознают важность домашнего задания. Из 56 опрошенных учащихся из классов с углублённым изучением предметов подавляющее большинство считают домашнее задание важной составляющей учебного процесса. В 8 «А» классе это 90%, а в 11 «А»- 100% , но в тоже время испытывают большие перегрузки при его выполнении (Приложение 1,2).
Исследования за два года в 5 и 6 классах показали, что процент учащихся, которым хватает времени на выполнение домашнего задания уменьшается, а количество учащихся, уставших к концу рабочей шестидневной недели, резко выросло с 52% до 74% (Приложение 1). Анкетирование классов с углублённым изучением предметов выявило повышенный интерес учащихся к нестандартным домашним заданиям. 85% опрошенным учащимся из 8 «А» класса и 100% из 11 «А» наиболее интересны нестандартные домашние задания. Отметим, что наибольший интерес к задания проявили учащиеся физико-математического профиля (Приложение 2).
В ходе исследований мы выяснили, что наличие слишком больших по объёму домашних заданий подтверждает следующая диаграмма (Приложение 1). Если в пятом классе 64% учащихся хватало времени на выполнение домашнего задания, то в шестом классе количество таких учащихся сократилось до 53%. Проводимые исследования показывают, что от класса к классу растёт процент учащихся, которым не хватает времени для выполнения домашней работы в полном объёме. Если в восьмом классе только 21% опрошенных считает объём домашнего задания большим, то в 11 – это уже 61% учащихся. Также резко сократилось количество учащихся, которым хватает времени на выполнение домашнего задания с 35% в восьмом классе до 0% в одиннадцатом (Приложение 2).
Результатом двухлетней работы Анкетирования было доказано, что нестандартные домашние задания занимают меньше времени у 74% учащихся восьмого класса и 96% учащихся старшего звена. Следовательно, мы можем сделать вывод, что нестандартные домашние задания снижают перегрузки учащихся в ходе выполнения домашнего задания (Приложение 2).
Анализируя все диаграммы можно сделать главный вывод: основной причиной перегрузки учащихся при выполнении домашних заданий является не само их наличие, а именно недостаточное внимание учителя к данному виду работ, и как следствие этого, приводит к увеличению перегрузки учащихся, особенно в старших классах
Правильно организованная домашняя работа помогает осмыслению знаний, выработке практических умений и навыков, самостоятельному приобретению знаний, имеет большое значение для развития у учащихся общей культуры умственного труда, содействует развитию самостоятельного мышления, мировоззрения, воли, сознательной дисциплины.
Итак, нестандартное домашнее задание является тем мощным рычагом образования, который способствует закреплению знаний, учит самостоятельности, позволяет учащимся взглянуть на то, о чём шла речь на уроке как бы со стороны, побуждает к поиску ответов на неясные вопросы, а в итоге – уменьшает перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания.
Литература
- Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился/ К. В. Бардин. –М.:, 1998. -241с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Просвещение, 1989.- 300с.
- Вербитская А. С. Как управлять домашним заданием / А. С. Вербитская // Директор школы. – 1998. -№4. –С. 43.
- Гин А. Приёмы педагогической техники/ А. Гин. -М.: Вита – Пресс, 1999 – 88с.
- Древелов В. Н. Домашние задания/ В. Н. Древелов. –М.:Просвещение, 1989. – 176с.
- Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. – М.: Просвещение, 1989. -176с.
- Есипов Б. П. Самостоятельные работы учащихся в процессе обучения/
Б. П. Есипов. –М.:Учпедгиз, 1961. – 105с.
- Есипов Б. П. Материалы педагогических исследований / Б. П. Есипов.
–М.:Учпедгиз, 1961. – 231с.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе/
М. В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 127с.
- Ковалёв С. М. Психология личности. / С. М. Ковалёв. – М.: Просвещение, 1981. – 169с.
- Котова И. Б. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии/
И. Б. Котова. –М.: АСАДЕМА,200. – 508с.
- Кон И. С. Психология самостоятельности/ И. С. Кон // Педагогика здоровья.- 1992. -№3. – С. 26
- Конаржевский Ю. А. Анализ урока./ Ю. А. Конаржевский. –М.:Центр Педагогический поиск, 2000. – 136с.
- Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности./ И. Я. Лернер –М.: Педагогика, 1980 – 219с.
- Макаров Ю. А. Только индивидуально/ Ю. А. Макаров// Народное образование. – 1991. – №3.-С.79
- Назаров В. Н. Разум сердца/ В. Н. Назаров. –М.: Издательство политической литературы, 1990. – 605 с.
- Пидкатистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении/ И. П. Пидкатистый. -М.: Педагогика, 1980. – 395с.
- Пидкатистый П. И. Педагогика/ И. П. Пидкатистый. -М.: Учебное пособие, 1998 – 198с.
- Поспелов Н. Н. Как готовить учащихся к выполнению домашнего заданий./ Н. Н. Поспелов, -М.: Просвещение, 1979. – 96с.
- Родзневич Н. Н. Концептуальные основы образования для устойчивого развития/ Н. Н. Родзневич// География в школе. -2007. -№2. –С. 41
- Рубиштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т./ С. Л. Рубинштейн .
– М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 485с.
- Самойлова В. С. Человекосберегающая технология обучения/
В. С. Самойлова// Биология в школе. – 2003. – №7. – С. 71.
- Семенцов В. В. Индивидуализация классно – урочного образования: проблемы и перспективы/ В. В. Семенцов. – М.: Сентябрь, 1998. -21с.
- Степанова М. Готовим уроки: советует гигиенист/ Степанова М. // Народное образование. -№ 8. – 2006. – С. 152
- Харламов И. Ф. Педагогика/ И. Ф. Харламов. -Минск, 1998. – 285с.
- Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе: кн. для учителя/
И. М. Чередов. – М.: Просвещение, 1988. – 157
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г. И. Щукина. –М.: Педагогика, 1988. – 203с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности учащихся в образовательном процессе/ Г. И. Щукина . -М.: Педагогика, 1987 – 157с.
- Шумилина Е. П. Методика обоснования временных затрат на выполнение домашнего задания учащимися средней общеобразовательной школы/ http// fest:val.1.September/ru.
- Шабалина З. П. Домашняя работа школьников/ З. П. Шабалина.-М.:,1982. – 256с.
- Эктова М. П. Учим думать самостоятельно/ М. П. Эктова// Учитель. -2008.- №1. –С.23
Список приложений
Приложение 1. Первичное тестирование учащихся в классах с углублённым изучением предметов. Анализ тестирования учащихся.
Приложение 2. Тестирование на выявление перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания в классах различной возрастной нормы. Анализ анкетирования учащихся.
Приложение 3. Примеры нестандартных домашних заданий.
Приложение 4. Предложения учащихся с углублённым изучением предметов по изменению объёма и вида домашних заданий.