Сысуев Сергей Андреевич
преподаватель
ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174825
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Инклюзивное образование детей», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Проект: «Шаг в равные возможности»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174825


Проект: «Шаг в равные возможности»

Актуальность проекта  

В современном обществе вопрос инклюзии становится ключевым для обеспечения равных возможностей в получении образования. Особенно это важно в системе среднего профессионального образования (СПО), где студенты осваивают профессии и готовятся к самостоятельной жизни. Однако отсутствие адаптированной инфраструктуры, методик преподавания и негативные стереотипы создают барьеры для реализации образовательных прав студентов с особенностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью или другими образовательными потребностями.  

Проект “Шаг в равные возможности” направлен на выстраивание доступной и комфортной инклюзивной среды в СПО, что повлияет как на качество обучения, так и на умение общества воспринимать людей с разными жизненными возможностями как равных.

Конкретные направления адаптации образовательного процесса:

  1. Индивидуальные учебные планы (ИУП)  

ИУП помогут студентам с ограниченными возможностями здоровья справляться с учебной нагрузкой, учитывая их особенности. Например:  

– Возможность освоения программы в более длительные сроки;  

– Сокращение объемов теоретического материала, перераспределение на практику;  

– Использование альтернативных форм сдачи экзаменов (в письменной, устной или проектной форме).  

  1. Технологии дистанционного и смешанного обучения

Они особенно важны для учащихся с моторными нарушениями или сложностями постоянного нахождения в учебном заведении:  

– Онлайн-платформы с видеолекциями, интерактивным контентом и заданиями.  

– Возможность дистанционного общения с преподавателями.  

 

  1. Доступные учебные пособия  

Обеспечение учебных материалов в формате:  

– Электронных книг с голосовым сопровождением.  

– Шрифтов Брайля или карт с тактильной графикой.  

– Специализированного ПО (например, экранных луп для студентов с нарушением зрения).  

 Комплексное обучение педагогов и работа с персоналом  

Для качественной инклюзии важно, чтобы педагоги и администрация учебного заведения были оснащены знаниями и навыками работы с различными категориями населения.  

  1. Проведение регулярных тренингов для преподавателей:  

   – Основы взаимодействия с людьми с особенностями здоровья.  

   – Методы адаптации учебного процесса.  

   – Понимание обязанностей и прав студентов с ОВЗ.  

  1. Учебные семинары и обмен опытом:  

   – Встречи с представителями других учреждений, успешно работающих по инклюзивной модели.  

   – Введение практик тьюторства (специалисты, помогающие студентам с ОВЗ).  

  1. Тематические кампании для персонала:   

   – “Инклюзия в действии”: краткий курс с разбором сценариев возможных ситуаций.  

 Формирование и продвижение инклюзивной культуры  

Инклюзивная среда — это не только про архитектурные решения или учебные пособия, но и про изменение отношения общества к вопросам инклюзии.  

На базе учреждения СПО можно:  

– Создать клубы общения, где студенты смогут делиться историями, опытом, предлагать решения развития инклюзии.  

– Организовать культурный обмен, конференции, конкурсы, способствующие интеграции студентов с ОВЗ.  

– Поощрять волонтерство и взаимопомощь между учащимися.

Пример:  

– Волонтерский проект “Рядом”, где каждый студент-волонтер помогает своему сокурснику с особенностями, например, в передвижении по колледжу, в освоении материала или в социализации.  

 Техническое оснащение  

  1. Адаптация для физического доступа:  

   – Построение пандусов, установка подъемников, расширение дверных проемов, установка поручней.  

   – Приспособление туалетных комнат и общественных пространств.  

  1. Закупка специализированного оборудования:  

   – Тактильные поверхности, интерактивные панели, принтеры для печати шрифтом Брайля;  

   – Переводчики жестового языка для занятий и мероприятий;  

   – Постоянное наличие доступных учебных пособий (электронных, тактильных, шрифтовых).  

Пример активности в рамках проекта

Волонтерская программа “Рядом”

– Стартует с участия добровольцев из числа студентов;

– Волонтеры проходят тренинг на понимание людей с ОВЗ и особенностей их жизни;  

– Каждый волонтер становится наставником или помощником для студентов с особыми потребностями.  

 Фестиваль “Доступный мир”  

– Планируется культурное мероприятие с выставками, спектаклями и мастер-классами, где смогут участвовать все желающие, независимо от возможностей.  

– Цель – показать, что творчество и обучение доступны каждому.  

 

 Мастер-классы “Понимаем друг друга”  

Интерактивные мероприятия, в ходе которых участники будут пробовать себя в роли людей с особыми потребностями (например, выполнение заданий с завязанными глазами или на коляске).  

 Оценка достижений проекта  

На каждом этапе важно оценивать прогресс:  

– Создание системы анкетирования для студентов, преподавателей и их родителей;  

– Мониторинг успеваемости студентов с ОВЗ до и после внедрения проекта;  

– Сравнение числа студентов с ОВЗ, зачисленных на обучение, до и после реализации.  

Для оценки обучаться можно привлекать специалистов в области социологии или психологии.

 Потенциальные партнеры  

– Общественные организации инвалидов;  

– Спонсоры из бизнес-сообщества, заинтересованные в социальных проектах;  

– Благотворительные фонды.  

 Ожидаемые выгоды  

  1. Опыт инклюзии в СПО может стать основой для расширения модели в других регионах страны.  
  2. Повышение престижа учебного заведения, как примера современной образовательной среды.  
  3. Расширение возможностей студентов с ОВЗ активно участвовать в жизни общества и будущей профессии.
Проект: «Шаг в равные возможности»