Альфия Нависовна Гареева, преподаватель
МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
с.п.Нижнесортымский
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Вопрос преподавания сольфеджио в детской школе искусств – одна из актуальных проблем музыкального образования. Автор рассматривает применение образовательных технологий на уроках сольфеджио на современном этапе.
Основной формой учебного процесса на сольфеджио является традиционный урок, в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательной сферы учащихся. Это шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, самооценка (рефлексия).
Применение современных образовательных технологий – одна из главных составляющих современного урока. Это один из способов повышения эффективности урока, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Современные технологии, применяемые на уроке сольфеджио:
- информационно-коммуникационные технологии
Электронные ресурсы не заменят преподавателя и учебник, но в то же время повышают мотивацию к обучению, создают новые возможности для усвоения и закрепления пройденного учебного материала, оптимизирует образовательный процесс, видоизменяют традиционные формы подачи информации.
За последние годы создано большое количество специально разработанных обучающих компьютерных программ, электронных пособий, компьютерных игр, тренажеров, тестов, а также аудиопособий, нотных редакторов и мобильных приложений для знакомства учащихся с нотной грамотой, овладения клавиатурой, развития слуховых навыков, которые позволяют также изучать учебный материал и в дистанционной форме.
Сегодня педагоги могут пользоваться:
- различными компьютерными программами:
– нотные редакторы (finale, sibelius), дающие возможность создания, воспроизведения и редактирования музыкальных партий;
– аудиоредакторы (Audacity, SoundForge, AdobeAudition, mp3directcut), в которых предусмотрен монтаж звука, добавление эффектов, улучшение звучания некачественной записи и транспонирования и т.д.;
- Обучающие программы; Программы-тренажеры музыкального слуха.
Музыкальные аркады, Профессор Музыки http://virartech.ru/games
Популярный электронный ресурс https://сольфеджио.онлайн/
- Видеоуроки по сольфеджио могут разнообразить уроки, а также быть незаменимыми при вынужденном дистанционном обучении (например, блог на Ютуб-канале – Сольфеджио. Шаг за шагом с Натальей Юговой)
- Аудио-пособия
Например, одноголосные диктанты И.А.Русяевой, “Диктанты для ДМШ, 1-7 класс” (по сборнику Ж.Металлиди и А.Перцовской) и многие другие.
- Электронные пособия по сольфеджио (например, издательства «Музыка» https://www.musica.ru/pages/e-projects-eor)
- Мобильные приложения
Например, Абсолютный слух (Perfect Ear), в котором теоретическая информация распределена по статьям, а практическая часть включает полезные разделы для развития музыкального слуха – Упражнения по нотной грамоте, на знание интервалов, аккордов и ритма, Мелодические диктанты для тренировки, Тренировка чтения нот с листа, Тренировка абсолютного слуха, Тренировка пения нот).
- Интерактивная доска
Современное техническое оснащение учебных кабинетов дает возможность использования компьютерных технологий на уроке непосредственно самими учащимися. Здесь важным подспорьем может стать интерактивная доска.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Использование интерактивных досок во время занятий позволяет задействовать все основные сенсорные системы человека — визуальную, слуховую и кинестетическую, что делает образовательный процесс более успешным.
Использование интерактивной доски на уроках теоретического цикла делает обучение более увлекательным, интересным, и помогает лучше осваивать учебный материал. Однако не надо забывать о допустимом СаНПиН времени использования интерактивной доски соответственно возрасту детей.
- Мультимедийные презентации.
Прочно вошли в нашу жизнь мультимедийные презентации.
Презентация включает в себя и текст, и картинки, и медиафайлы (звук, видео). То есть на уроке сольфеджио мы включаем в презентацию термины, таблицы, наглядные пособия, различные задания, тесты, викторины, нотный текст и т.д. Это активизирует познавательную активность учащихся и улучшает восприятие информации.
- игровые технологии
Наиболее широко применяются в младших классах, что соответствует психологическим особенностям детей данного возраста (познание жизни через игру): например, использование картинок-карточек для определения интервалов, опрос-викторина по пройденным теоретически сведениям (с жетонами), при написании музыкальных диктантов (вставить пропущенные ноты при помощи цветных магнитов), «собери паззл» (составить мелодию или ритмический рисунок из готовых элементов и т.п.), игры-путешествия (препятствие и выполнение каких-либо заданий), ритмические игры, игры на активизацию слуха.
- технология проектного обучения
Наиболее актуальна в старших классах, когда учащиеся имеют накопленный багаж знаний и слуховой опыт – например, исследовательская работа по теории музыки и музыкальной литературе, предполагающая изучение дополнительной информации и анализ нотного текста, либо создание мультимедийной презентации по теории музыки.
- интерактивные технологии
Согласно современным требованиям: урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся. И здесь на помощь приходят интерактивные технологии.
К интерактивным педагогическим технологиям, применяемым в обучении, относится коллективное взаимообучение.
Интерактивные технологии на сольфеджио – это активное взаимодействие в процессе занятий преподавателя с учеником, учеников между собой. Обучающиеся постоянно должны находиться в общении друг с другом и с преподавателем. Например, педагог предлагает образец задания (например, подписать аккорды в тональности), обучающимся нужно придумать своё задание (в другой тональности), обменяться придуманным, после выполнения снова обменяться и проверить, также они могут самостоятельно оценить правильность выполнения. Итоговый контроль за выполнением заданий осуществляется педагогом. Кроме того, этот метод можно использовать в 1-3 классах при слуховом анализе (работа в малых группах по 2-3 человека), что снижает стрессовость этой формы работы и придает уверенность учащимся. Интерактивные технологии используются и в командных играх (например, сочинение мелодий или стихов, составление ритмических рисунков).
Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – это также важная составляющая современного урока, влияющая на качество обучения.
В этой связи особенно хотелось бы выделить проблемно-модульную технологию обучения сольфеджио, где учащиеся предстают в роли активных участников образовательного процесса. Эта современная методика разработана известным музыковедом, педагогом-исследователем Шайхутдиновой Д.И.
Данная технология предусматривает: организацию познавательной деятельности на основе исследовательских приемов в условиях проблемной ситуации; сотрудническую позицию учителя; выполнение любых заданий на клавиатуре; применение коллективных форм работы – будь то отработка жестов, движений, пропевание упражнений и т. д.; обязательное произнесение хором (проговаривание) вслух правил, выводов и других закрепляющих элементов.
Обучающимся не просто сообщаются готовые знания, а создаются условия, когда ученики сами их «добывают» (например, при изучении интервала ч4 – исследуются все кварты на белых клавишах – определяется количественная и качественная величина интервала, после чего делается вывод и ученики сами формулируют правило).
Блочно-модульный метод – изучение материала тематическими блоками, которые можно представить в виде концентрических окружностей, и каждая новая окружность, то есть модуль, будет обозначать новую стадию познания. Например, тема «Интервалы» делится на следующие модули: первый модуль (усвоение названий интервалов в соответствии со ступеневой величиной), второй модуль (модель каждого интервала на белых клавишах), третий модуль (преобразование моделей интервалов – расширение и сжатие – бемоли и диезы), четвертый модуль (принцип неизменности модели интервала – построение от черных клавиш). Изучение последующего модуля происходит лишь при усвоении предыдущего. В диктантах данный метод также можно использовать.
В этом методе обязательным условием для работы в классе является опора на фортепианную клавиатуру, которая имеется на партах, а также вывешена у доски. Фортепианная клавиатура используется как эффективное, наглядно-вспомогательное средство в изучении и практическом усвоении учебного материала. Во-первых, именно в ней «зашифрована» вся необходимая информация по музыкальной грамоте. Во-вторых, наличие персональной клавиатуры, находящейся на парте, предоставляет возможность каждому ученику непосредственно участвовать в практических формах работы. Благодаря этому приему достигается естественное и в то же время интенсивное усвоение знаний на всех уровнях (теория музыки, интонирование, практические навыки и умения, музыкально – слуховые представления, зрительно – слуховые ассоциации).
Таким образом, в преподавании сольфеджио, как и в целом всех музыкальных дисциплин очень сильна традиция. Однако новая эпоха требует от него способности быть многосторонне применимым. Сольфеджио на современном этапе – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество. Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета.