Ряхлова Татьяна Вячеславовна
Музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №85»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №174837
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Творчество А.С. Пушкина как средство нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста», в соответствии с ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: доклад на конференции
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №174837


Знакомство старших дошкольников со сказками А.С. Пушкина через музыку русских композиторов.

          В наш век информационных технологий, мобильного интернета и адаптированной к современному мироощущению детской массовой культуры очень сложно достичь полноценного эстетического восприятия классических произведений русской литературы у маленького ребенка.  Современный информационный фон, обилие разнообразных игровых технологий – всё это препятствует яркому восприятию ребенком любимых сказок А.С. Пушкина. Музыкальному педагогу приходится изобретать особые методы и приемы, актуальные для мировосприятия  нынешних малышей, чтобы активизировать их интерес к творчеству великого поэта и добиться его полноценного приятия. Музыка русских композиторов открывает для этого прекрасные дополнительные возможности. Задача музыкального руководителя в детском образовательном учреждении –  спроектировать увлекательные для детей формы такой деятельности и внести эту работу в календарное и перспективное планирование. 

         Кроме очевидных образовательных и развивающих задач, тема «Пушкин  в музыке русских композиторов» имеет и остроактуальные воспитательные задачи. В том числе, это и приобщение дошкольников к русской национальной культуре, осознание причастности к родной истории, литературе и искусству. Для нижегородских воспитанников детского сада важен и региональный компонент, ведь Пушкин сочинил свои сказки в селе Большое Болдино Нижегородской области. Побывать в этом удивительном месте, почувствовать феноменальность культурного явления «Болдинская осень» – счастливая возможность для любой нижегородской семьи, 

       Итак, в качестве предварительной работы нами рассматривается традиционная форма: чтение – знакомство со сказками Пушкина с воспитателем в групповом помещении.  Приветствуется рассматривание красочных иллюстраций, просмотр фрагментов мультипликационных фильмов. Затем следует обсуждение прочитанного, обмен эмоциями, разбор непонятных детям устаревших слов, понятий. Таким образом, у старших дошкольников складывается предварительное впечатление о  пушкинских сказках. Следующий шаг – музыкальные  занятия с поэтапным просмотром  презентаций, посвященным разным сказкам поэта.  Эти презентации включают в себя знакомство с жизнью и творчеством композитора  Н.А. Римского-Корсакова, с музыкальными инструментами симфонического оркестра, прослушивание основных тем его оперы «Сказка о царе Салтане», беседы об их характере и особенностях. Детям предлагается свободно двигаться под музыку как игривая белочка, как настоящий русский богатырь, как прекрасная царевна-лебедь, как величественные волны в море-океане, летать как юркий шмель. Таким образом, слуховое образное восприятие музыки дополняется двигательным пластическим. А визуально сказочные образы подкреплены прекрасными иллюстрациями на большом экране в музыкальном зале лучших русских художников: М.А. Врубеля,  И.И. Голикова, И.Я. Билибина, Н.А. Богатова.  Позже детям можно предложить поучаствовать в музыкальной викторине с отгадыванием знакомых музыкальных тем и обязательным поощрением лучших участников. Следующий этап – подготовка к сказочному путешествию вместе с Котом ученым по волшебному Лукоморью. Для этого дети выбирают музыкальный репертуар: танец богатырей, танец золотых рыбок, игра «Лапти», парный вальс  под музыку Г. Свиридова, песни про сказки . Финалом и творческим продуктом  этого проекта стал осенний праздник «Болдинская осень»  с театрализованными  сценами из сказок Пушкина: «Три девицы под окном», путешествие по морю-океану на кораблике, ярмарочными этюдами. Конечно, в подготовке костюмов и атрибутов для праздника активное участие приняли и родители воспитанников. Чтение стихов А.С. Пушкина об осени, его любимом времени года, звучит на фоне музыки Чайковского из цикла «Времена года». Довольно длинные поэтические отрывки дети и родители представляют совместно. Такой формат взаимодействия как нельзя лучше работает на реализацию главной педагогической цели: приобщению дошкольников к лучшим литературным, музыкальным и художественным творениям национальной культуры.

        Пласт народной культуры – песни, игры, танцы, инсценировки –  связан на празднике со «Сказкой о попе и его работнике Балде». 

Доклад на конференции. Знакомство старших дошкольников со сказками А.С. Пушкина через музыку русских композиторов.