Знакомство старших дошкольников со сказками А.С. Пушкина через музыку русских композиторов.
В наш век информационных технологий, мобильного интернета и адаптированной к современному мироощущению детской массовой культуры очень сложно достичь полноценного эстетического восприятия классических произведений русской литературы у маленького ребенка. Современный информационный фон, обилие разнообразных игровых технологий – всё это препятствует яркому восприятию ребенком любимых сказок А.С. Пушкина. Музыкальному педагогу приходится изобретать особые методы и приемы, актуальные для мировосприятия нынешних малышей, чтобы активизировать их интерес к творчеству великого поэта и добиться его полноценного приятия. Музыка русских композиторов открывает для этого прекрасные дополнительные возможности. Задача музыкального руководителя в детском образовательном учреждении – спроектировать увлекательные для детей формы такой деятельности и внести эту работу в календарное и перспективное планирование.
Кроме очевидных образовательных и развивающих задач, тема «Пушкин в музыке русских композиторов» имеет и остроактуальные воспитательные задачи. В том числе, это и приобщение дошкольников к русской национальной культуре, осознание причастности к родной истории, литературе и искусству. Для нижегородских воспитанников детского сада важен и региональный компонент, ведь Пушкин сочинил свои сказки в селе Большое Болдино Нижегородской области. Побывать в этом удивительном месте, почувствовать феноменальность культурного явления «Болдинская осень» – счастливая возможность для любой нижегородской семьи,
Итак, в качестве предварительной работы нами рассматривается традиционная форма: чтение – знакомство со сказками Пушкина с воспитателем в групповом помещении. Приветствуется рассматривание красочных иллюстраций, просмотр фрагментов мультипликационных фильмов. Затем следует обсуждение прочитанного, обмен эмоциями, разбор непонятных детям устаревших слов, понятий. Таким образом, у старших дошкольников складывается предварительное впечатление о пушкинских сказках. Следующий шаг – музыкальные занятия с поэтапным просмотром презентаций, посвященным разным сказкам поэта. Эти презентации включают в себя знакомство с жизнью и творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова, с музыкальными инструментами симфонического оркестра, прослушивание основных тем его оперы «Сказка о царе Салтане», беседы об их характере и особенностях. Детям предлагается свободно двигаться под музыку как игривая белочка, как настоящий русский богатырь, как прекрасная царевна-лебедь, как величественные волны в море-океане, летать как юркий шмель. Таким образом, слуховое образное восприятие музыки дополняется двигательным пластическим. А визуально сказочные образы подкреплены прекрасными иллюстрациями на большом экране в музыкальном зале лучших русских художников: М.А. Врубеля, И.И. Голикова, И.Я. Билибина, Н.А. Богатова. Позже детям можно предложить поучаствовать в музыкальной викторине с отгадыванием знакомых музыкальных тем и обязательным поощрением лучших участников. Следующий этап – подготовка к сказочному путешествию вместе с Котом ученым по волшебному Лукоморью. Для этого дети выбирают музыкальный репертуар: танец богатырей, танец золотых рыбок, игра «Лапти», парный вальс под музыку Г. Свиридова, песни про сказки . Финалом и творческим продуктом этого проекта стал осенний праздник «Болдинская осень» с театрализованными сценами из сказок Пушкина: «Три девицы под окном», путешествие по морю-океану на кораблике, ярмарочными этюдами. Конечно, в подготовке костюмов и атрибутов для праздника активное участие приняли и родители воспитанников. Чтение стихов А.С. Пушкина об осени, его любимом времени года, звучит на фоне музыки Чайковского из цикла «Времена года». Довольно длинные поэтические отрывки дети и родители представляют совместно. Такой формат взаимодействия как нельзя лучше работает на реализацию главной педагогической цели: приобщению дошкольников к лучшим литературным, музыкальным и художественным творениям национальной культуры.
Пласт народной культуры – песни, игры, танцы, инсценировки – связан на празднике со «Сказкой о попе и его работнике Балде».