Синиченко Юлия Сергеевна
Учитель-логопед
МБДОУ «Ясли - сад комбинированного типа № 319 города Донецка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №143794
Всероссийский конкурс «Рабочая учебная программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда, дефектолога», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы комбинированного типа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР III уровень речевого развития)
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №143794


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 319 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда старшей группы  комбинированного типа для детей с тяжёлыми нарушениями речи

(ОНР, II-III уровень речевого развития)

«Пролески»

     2023 /2024 учебный год

 

                                             Составитель: учитель – логопед 

                                         высшей квалификационной         

                                              категории, старший учитель 

 Синиченко Юлия Сергеевна

                                                          

                                          

г. Донецк

2023г.

Содержание.

 

Введение
I Целевой раздел 1
Введение 2
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цели и задачи программы 3
1.3 Принципы и подходы к формированию программы. 4
1.4 Характеристика особенностей речевого развития детей

5-6 лет с ОНР II, III уровня речевого развития

5
1.5 Планируемые результаты освоения программы 6
1.6 Педагогическая диагностика 8
II Содержательный раздел
2.1 Задачи и содержание коррекционно-развивающей

работы в старшей группе.

9
2.2 Перспективное календарно-тематическое планирование 13
2.3 Учебный план реализации коррекционной программы. 14
2.4 Формы, способы, методы и средства реализации

программы.

16
2.5 Особенности взаимодействия учителя-логопеда с

семьями воспитанников

23
III Организационный раздел
3.1 Организация коррекционно- развивающей работы. 26
3.2 Преемственность в планировании занятий учителя-

логопеда и  воспитателя.

31
3.3 Условия реализации программы. 35
3.4 Методический комплект к программе 36

  • Целевой раздел

Введение

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с ТНР. 

С учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного, разработана рабочая программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

    Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы: задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в старшей группе, перспективное календарно-тематическое планирование, учебный план реализации коррекционной программы, формы, способы, методы и средства реализации программы, особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.

В Организационном разделе программы представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические условия реализации программы. 

 

1.1 Пояснительная записка

     Рабочая программа учителя-логопеда группы является локальным актом МБДОУ «Ясли – сад № 319 г. Донецка» разработанным в соответствии с Уставом детского сада и предназначена для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Программа учителя-логопеда разработана в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. №1155);
  • Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 24 ноября 2022г. № 1022);
  • Образовательной программой дошкольного образования            МБДОУ «Ясли – сад № 319 г.Донецка»;

   Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с ОНР ІІ, ІІІ уровнем речевого развития, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.

 

1.2. Цель и задачи программы

 

Цель программы – реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.

Задачи:

  • проводить раннюю комплексную диагностику речи;
  • преодолевать недостатки в речевом развитии;
  • воспитывать артикуляционные навыки звукопроизношения и развивать слуховое восприятие;
  • подготовить детей к овладению элементами грамоты;
  • формировать навыки учебной деятельности;
  • развивать связную речь старших дошкольников;
  • развивать коммуникативность в общении;
  • осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений;
  • развивать познавательные процессы и мелкую моторику (сопутствующая задача программы).

Выполнение задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов д/с и семей воспитанников.

  • Принципы и подходы к формированию программы

Содержание программы определено с учетом основных принципов коррекционно-развивающей работы логопеда:

 

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  •  принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  •  принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  •  принципы интеграции усилий специалистов;
  •  принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  •  принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  •  принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • принцип партнерского взаимодействия с семьей.

  • Характеристика особенностей развития детей старшей группы с  ОНР.

В старшую группу компенсирующего типа для детей с ТНР в 2023-2024 году переведены дети с  логопедическими заключениями:

         ОНР III уровень речевого развития –  11 детей

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика детей включает все части речи. При этом наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Дети образуют существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Дети могут неправильно употреблять предлоги, допускают ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Дети могут повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажают их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

  • Планируемые результаты реализации программы.

   В результате логопедической работы дети с ОНР III уровня должны:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной  нормы;
  • правильно артикулировать все поставленные звуки  в различных позициях;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

  • Система педагогической диагностики речевого развития детей с ТНР с 5 до 6 лет.

В Программе система педагогической диагностики речевого развития детей опирается на следующие методические материалы:

  • О.И.Крупенчук «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста»
  • Е.В.Мазанова «Обследование речи детей с ОНР»

   Углубленное логопедическое обследование детей проводится учителем-логопедом с 1 сентября по 15 сентября. Задачами обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей.

   Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

    Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

     Речевая карта к Программе разработана для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении трех лет.

   После заполнения учителем-логопедом речевой карты каждого ребенка составляется таблица состояния речевого развития детей. Оценка промежуточных результатов развития осуществляется в январе после зимних каникул и в конце учебного года. В это время учитель-логопед вновь заполняет таблицу состояния речевого развития детей.

Журнал анализа результативности коррекционно – развивающей работы

 

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

 

Логопедическое заключение_______________________________________________

 

Год обучения____________________________________________________________

Период обучения Артикуляционная моторика Речевое дыхание Звукопроизношение Фонетические процессы Словарь Грамматический строй речи Слоговая структура речи Психические процессы Связная речь Крупная и мелкая моторика
1

Примечание.

При заполнении журнала анализа результативности проставляется уровень сформированности  процессов (навыков): I уровень – процесс сформирован, II уровень – процесс сформирован частично,  III уровень – процесс несформирован.

 

Результаты мониторинга отражают:

  • речевые карты детей;
  • журнал анализа результативности;
  • экран звукопроизношения (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка);
  • годовой отчет

 

II Содержательный раздел.

 

2.1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в старшей группе.

 

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

 

   Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

    Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

     Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

    Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

     Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

     Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь  относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с  ласкательным значением.

      Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

    Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

    Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных      местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие «слово» и умение оперировать им.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

 

   Обеспечить усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

   Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, – ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

     Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2-3 слов (без предлога).

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

 

Развитие просодической стороны речи

 

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

 Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

 

Коррекция произносительной стороны речи

 

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и  свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к  формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

 

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов.

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно, передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим  понятием.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и  слогового анализа и синтеза.

Научить различать гласные и согласные звуки;

выделять начальные ударные гласные из слов (утка – У);

выделять согласные звуки из конца и начала слов (сок -К; кот – К) производить анализ и синтез обратных (ам) и прямых (ма) слогов и слов из  трех звуков ( кот, уха).

Научить подбирать слова с заданным звуком.

Сформировать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий согласный», «твердый согласный», «ударный гласный», «безударный гласный», «предложение».

Познакомить со словесным составом предложения: определять количество и последовательность слов в предложении.

Научить делить на слоги слова, состоящие из 2-х и 3-х открытых слогов   (ма-ма, ма-ши-на).

 

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

 

Cформировать понятие «буква» и представление о том, чем звук  отличается от буквы.

Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, Ы, Э, с согласными                                                                                           буквами П, Т, К, Н, М, Б, Д, Г, В,Ф, С, З, Ц, Ш, Ж,Ч, Щ.

Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики.

        Научить узнавать буквы, с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно.

      Развивать мелкую моторику рук с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

 

     Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее  содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

     Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

  • Перспективное календарно-тематическое планирование

 

    Основой перспективного и календарного планирования коррекционно – развивающей работы в соответствии с программой является комплексно – тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала.

Ежедневное многократное повторение:

  • позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР;
  •  согласуется с задачами всестороннего развития детей;
  • отражает преемственность в организации коррекционно – развивающей работы во всех возрастных группах;
  • обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

    Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Лексические темы представлены в перспективном тематическом план

2.3 Учебный план группы компенсирующей направленности детей  5- 6 лет)

    В старшей логопедической группе планируется 1 фронтальное и 2 подгрупповых занятий: занятия по формированию и развитию связной речи, по подготовке к обучению грамоте и по развитию лексико – грамматической стороны речи. Общее количество занятий в год: фронтальных – 33, подгрупповых – 66. Занятия проводятся учителем-логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.

Занятие Содержание работы Количество занятий
  неделя год
  Формирование 

 и развитие связной речи

  • подготовка к овладению диалоги- ческой формой общения;
  • усвоение навыка составления ко- роткого рассказа;
  • составление разных типов предло- жений;
  • закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии кар- тинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);
  • составление рассказов по теме с

использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

1/25

мин

На

фронтальных занятиях

33 зан./

825

мин

Подготовка к обучению грамоте и развитие фонетико – фонематической стороны речи (звуковая культура)
  • закрепление правильного произно- шения звуков, уточненных или ис- правленных на индивидуальных занятиях;
  • постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция иска- женно произносимых звуков;
  • дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко- слогового состава;
  • формирование фонематического

восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: твердый — мягкий;

  • воспитание готовности к первона- чальным навыкам звукового анализа и синтеза;
  • дифференциация звуков по учас-тию голоса, твердости — мягкости.
1/25

мин

На

индивидуально – подгрупповых занятиях

33 зан./

825

мин

  Формирование 

 лексико – грамматической стороны речи

  • развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, понимание обобщающего значения слова;
  • практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных, прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
  • усвоение форм словоизменения путем практического овладения существительными   единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени,      существительными      в

винительном, дательном   и   твори-

тельном падежах;

– расширение значения предлогов.

1/25

мин

На

индивидуально – подгрупповых занятиях

33 зан./

825

мин

Обучение детей в логопедической группе предусматривает три периода. Каждый период имеет свою продолжительность: 1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период – декабрь, январь, февраль; 3 период – март, апрель, май.

 

Месяц

Количествонедель

Количество занятий в неделю

Общее количество занятий

Развитие связной речи Развитие

грамматической

стороны речи и подготовка к

обучению грамоте

1 период обучения
1 сентября-

15 сентября

2 недели Логопедическое обследование
15сентября- 30 ноября 10 недель 1 занятие в неделю 2 занятия в неделю Всего

занятий 30

2 период обучения
1 декабря-

28 февраля

11 недель 1 занятие

в неделю

2 занятия

в неделю

Всего

занятий 33

3 период обучения
1 марта-

30 мая

12 недель 1 занятие

в неделю

2 занятия

в неделю

Всего

занятия 36

Количество недель 33 недели Количество занятий в учебном году
  • занятий

 

2.4 Формы, способы, методы и средства реализации программы.

  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы, соответствующих психолого–возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Основными формами коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

  • фронтальных занятий;
  • подгрупповых занятий;
  • индивидуальных занятий.

Фронтальные, подгрупповые логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

В основе планирования лежит комплексно-тематический подход.

При планировании и проведении фронтальных, подгрупповых логопедических занятий:

  • определяются тема и цели;
  • выделяется словарь, который дети должны усвоить в активной речи;
  • отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа  коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;
  • обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
  • учитывается зона ближайшего развития дошкольников;
  • регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также психических и психофизиологических функций.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает выраженный позитивный эффект как в   преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Требования, предъявляемые к содержанию и структуре логопедического фронтального занятия:

  1. Занятие должно быть динамичным.
  2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты.
  3. Предусматривается частая смена различных видов деятельности.
  4. Технологии, используемые на занятиях, разнообразны и располагаются в порядке возрастающей сложности.
  5. Используется разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
  6. Обязательна коммуникативная направленность занятия.
  7. Создаются условия для развития умения слушать, слышать, исправлять      ошибки в чужой и в своей речи.

Фронтальное занятие в логопедической группе предусматривает формирование и развитие связной речи.

   Задачей занятия по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. Сформированные навыки использования различных типов предложений помогут детям передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ – описание.

На подгрупповых занятиях решаются следующие задачи:

  • по подготовке к обучению грамоте

Основные задачи: развивать фонематический слух и формировать фонематическое восприятие, навыки произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; следить за внятностью и выразительностью речи; подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. Специфика этого типа занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками.

  • по формированию лексико – грамматической стороны речи

Основные задачи: развивать понимание речи, уточнять и расширять словарный запас, формировать обобщающие понятия, формировать практические навыки словообразования и словоизменения, совершенствовать умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. На занятиях используется лексико – грамматический подход. При таком подходе изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

При проектировании индивидуальной программы учитывается ряд принципов:

  • принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
  • принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения, необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем.
  • принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала. принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Частота проведения индивидуальных логопедических занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, заболеваемостью детей и характером посещаемости ДОУ. Частота индивидуального логопедического занятия у детей не менее 2 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении учитель-логопед должен:

  • сформулировать тему и цели занятия;
  • продумать этапы занятия, их связь друг с другом;
  • запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;
  • осуществлять дифференциальный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
  • формулировать инструкции кратко и четко;
  • использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
  • уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.

Индивидуальные занятия, как правило, включают в себя следующие этапы:

  • артикуляционная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • постановка, автоматизация или дифференциация звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков.

                                      Формы реализации программы

 

Вид деятельности Форма

организации

Субъект воздействия Содержание деятельности
Диагностическая деятельность

(индивидуальная)

Воспитанники
  • Изучение медицинской и психолого- педагогической документации.
  • Наблюдение за воспитанником в естественных и специально организованных условиях.
  • Беседа с ребенком и его родителями.
  • Логопедическое обследование. Анализ результатов обследования.
Коррекционно- развивающая деятельность (Подгрупповая,

индивидуальная)

Воспитанники ООД в соответствии с циклограммой деятельности:

  • Подгруппа (3 раза в неделю)
  • Индивидуально (2-3 раза в неделю)
Консультационно- профилактическая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная) Педагоги

 группы

  • Проведение консультаций и тематических практикумов для педагогов
  • Тетрадь взаимосвязи
Родители (законные представители) Консультирование по запросам. Проведение мастер-классов, открытых занятий.

Направление и сопровождение для консультации на территориальную

ПМПК (по запросу родителей).

Педагоги ДОУ Проведение ПМПк. Разработка комплекса мероприятий, направленных на коррекцию выявленных отклонений в

развитии воспитанников – 3 раза в год

Методическая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная) Педагоги, родители (законные представители), Формирование речевой культуры, педагогической компетентности по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста

Выступления на педагогическом совете


Методы и приемы работы с воспитанниками

Методы Приемы
Наглядный
  • Предметная наглядность
  • Предметные и сюжетные картинки
  • Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Озвучь узор», «Продолжи рисунок»)
  • Выкладывание последовательностей, серий («Кто кем будет?», «Прошлое, настоящее, будущее»)
  • Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор)
  • Выкладывание логических цепочек
  • Сигнальные картинки
Словесный
  • Вопрос как стимул к речевой активности
  • Оценка детской речи
  • Придумывание слов на заданный звук, слог
  • Договаривание по образцу
  • Комментирование собственных действий
  • Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам.
  • Составление словосочетаний, предложений по демонстрируемому действию
  • Выделение 4-лишнего по заданному признаку.
  • Распространение предложений по наводящим вопросам
  • Сравнения предметов, анализ признаков и действий предметов
Практический
  • Угадывание предметов на ощупь
  • Выполнение действий по словесной инструкции
  • Запоминание и выполнение инструкций.
  • Зачеркивание заданной буквы
  • Узнавание на ощупь
  • Выкладывание букв из палочек, веревочек, мозаики
  • Рисование буквы в воздухе
Игровой
  • Инсценировки и театрализация, сказочные сюжетов
  • Использование игрушек и сказочных персонажей
  • Исправление «ошибок» педагога или персонажа
  • Перевоплощения и выполнения соответствующих действий
Репродуктивный
  • Словесный образец
  • Одновременное проговаривание
  • Повторение, объяснение, указание
  • Словесные упражнения
Исследователь- ский
  • придумывание загадок, анализ признаков и свойств предметов

  • Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями  воспитанников

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

 

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
  • повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
  • формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;
  • помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи;
  • формировать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

    Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия учителя-логопеда с родителям (по В.А. Петровскому):

1-й этап “Трансляция родителям положительного образа ребенка”. Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: “Ваш ребенок лучше всех!”.

2-й этап “Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье”. Учитель-логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап “Ознакомление учителя-логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка”. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап “Совместное исследование и формирование личности ребенка”. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

                   Информационное просвещение предполагает знакомство:

  • с возрастными особенностями становления детской речи;
  • с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
  • с методами коррекционно-развивающего воздействия.

 

    Формы работы учителя-логопеда с родителями      по преодолению

 речевых недостатков

  • Анкетирование «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр».
  •  «Уголок логопеда»  (еженедельное обновление материала в соответствии с  лексической темой)
  • Беседы индивидуальные и по запросам родителей и логопеда
  • Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия)
  • Консультации – практикумы (Практикум «Как минуты общения с ребенком сделать интересными и полезными».  Консультации: «Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка», «Как стимулировать речевое развитие ребенка», «Пальчиковые игры и развитие речи – какая связь?», «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Фонематический слух – основа правильной речи», «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?», «Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием», «Мир под рукой (пальчиковые игры)»)
  • Родительские пятиминутки.
  • Родительские собрания (Родительское собрание №1«Специфика обучения и воспитания детей в группе компенсирующего типа для детей с нарушениями речи. Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада. Норма речевого развития ребенка 6- го года жизни»).
  • Родительское собрание №2 «Результаты коррекционной работы с детьми логопедической группы за 2023-2024 учебный год»).
  • Выпуск буклетов для родителей (выдаются  практические советы родителям).
  • Ведение тетради взаимосвязи  (закрепление знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на подгрупповых и  индивидуальных занятиях).
  • Выставка пособий методической литературы по развитию речи в домашних условиях для детей пятого года жизни.

    Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолевают не только нарушения речи, но и решают многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Предполагаемый результат:

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  • Привлечение к участию в коррекционно-воспитательном процессе.
  • Заинтересованность в положительном конечном результате коррекционного процесса.

III Организационный раздел

  • Организация коррекционно- развивающей работы.

 Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

 

Цель работы учителя-логопеда в ДОУ – оказание практической помощи, направленной на преодоление нарушений устной речи, детям дошкольного возраста с различными логопедическими заключениями и охрана, укрепление физического и психического здоровья детей, их гармоничное развитие.

  • Осуществлять диагностику речевого развития детей.
  • Определять уровень сформированности компонентов речи детей.
  • Планировать подгрупповую и индивидуальную работу по коррекции и компенсации речевых дефектов с учётом их структуры и степени тяжести.
  • Способствовать развитию детей для успешного освоения ими образовательной программы ДОУ. Предупреждать нарушения устной и  письменной речи.
  • Взаимодействовать с ПМПК.
  • Осуществлять просветительскую работу среди педагогов и родителей.

 

Организация деятельности учителя-логопеда.

 

С 1 по 15 сентября проводится логопедическое обследование. Коррекционные занятия начинаются с 15 сентября. Период с 25 по 31 мая отводится на диагностику.

    Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать допустимые нормы. Продолжительность образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни – не более 25 минут. Перерывы между периодами образовательной деятельности должны быть не менее 10 мин. Также предполагаются каникулы для детей с 01.01. по 07.01. В этот период времени проводятся только индивидуальные занятия, которые направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико- грамматических категорий.

 

 Алгоритм логопедической работы

  • этап: Исходно — диагностический
  1. Задачи этапа выявление особенностей общего и речевого развития детей;
  2. Определение компенсаторных возможностей, зоны ближайшего  развития.

 

Результат:

Оформление речевых карт.

  •  этап: Организационно — подготовительный

Задачи этапа:

  1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для  занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
  1. Согласование, уточнение и корректировка рабочих программ педагогов, работающих с детьми.
  2. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.
  3. Формирование информационной готовности педагогов МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
  4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического обследования, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении речевого нарушения. Рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. 

 

Результат:

Составление рабочей программы.

  • этап:  Коррекционно — технологический

Задачи этапа:

  1. Реализация задач, определённых ФАОП  и планом индивидуальной  коррекционно – развивающей работы.
  2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.
  3. Взаимодействие с педагогами, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре в  процессе коррекционно-развивающей работы.
  4. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.

Результат:

Достижение положительных результатов в устранении у детей   отклонений в речевом развитии.

4 этап: Итогово — диагностический

Задачи этапа:

  1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.
  2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно- образовательных)  перспектив детей.

Результат:

Заполнение журнала результативности;

составление отчёта о работе учителя – логопеда за 2023-2024 учебный год.

   Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

    Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения нетрадиционных оздоровительных технологий в виде специальных упражнений и игр, а также макетирования, моделирования, логосказки и метода проектов.

    Широко используются здоровьесберегающие технологии. Это гимнастика для глаз, смена статических и динамических поз, артикуляционная гимнастика, голосовые и дыхательные упражнения, массаж лица и органов артикуляции, динамические паузы, пальчиковые игры с использованием су-джок терапии, подвижные игры речевого характера, подвижные игры с интеллектуальной нагрузкой, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики, упражнения для развития ассоциативного мышления и творческого воображения.

    Использование существующих приемов и методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что является эффективным средством активизации коррекционной работы. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

 

Взаимосвязь с участниками образовательного процесса

    Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, воспитателя и специалистов ДОУ. 

 

Функции участников образовательного процесса.

 

Учитель-логопед:

  • фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия;
  • индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

  • фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по развитию речи  с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
  • игры, упражнения на восприятие цвета, формы, величины;
  • беседы, ознакомление с окружающим миром, с произведениями художественной литературы.

Педагог – психолог:

  • индивидуально-подгрупповые коррекционные занятия с применением дидактических игр и упражнений на развитие психологической базы речи, развитие психических процессов, развитие слухового восприятия.

Музыкальный руководитель:

  • музыкально-ритмические игры;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
  • игры-драматизации.

Инструктор по физкультуре:

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания  и фонационного выдоха;
  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
  • игры на развитие пространственной ориентации.

3.2. Преемственность в планировании занятий учителя-логопеда и  воспитателя.

    Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения индивидуального  образовательного маршрута, преодоления речевой   недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются:

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  2. Формирование правильного произношения.
  3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
  4. Развитие связной речи.

  Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.

Задачи, стоящие перед

учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед

воспитателем

1.Создание условий для проявления

речевой активности, преодоления речевого негативизма.

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.
3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования

коррекционной работы.

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогогической характеристики группы в целом. 4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы

в целом.

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. 6. Расширение кругозора детей.
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий. 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания работа по

коррекции звукопроизношения.

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.
10. Развитие фонематического восприятия детей. 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций учителя-логопеда.
11. Обучение детей процессам звуко- слогового анализа и синтеза слов,

анализа предложений.

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических

занятиях.

12. Развитие восприятия ритмико- слоговой структуры слова. 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.
13. Формирование навыков слово-

образования и словоизменения.

13. Закрепление навыков слово-

образования в различных играх и в повседневной жизни.

14. Формирование предложений раз ных типов в речи. 14. Контроль за речью детей по рекомендации учителя-логопеда, тактичное исправление ошибок.
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения. 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.
16.Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям  картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя. 16. Формирование навыка составле ния короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.
Приоритеты учителя-логопеда: Приоритеты воспитателей:
  • звукопроизношение;
  • фонематические процессы;
  • языковой анализ.
  • моторный праксис;
  • психологическая база речи;
  • обогащение и активизация словаря.

 

Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных  формах:

  • совместное составление перспективного планирования работы на текущий год;
  • обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно – развивающей работы;
  • оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
  • взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;
  • совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
  • ежедневные задания учителя-логопеда воспитателям.

  •  Условия реализации программы.

Основные средства развития и коррекции речи

– развивающая речевая среда;

– образцы правильной литературной речи;

– разнообразные образцы речевого этикета;

– четкость, красочность, полнота, грамматическая правильность речи сотрудников;

– слежение за правильным произношением;

– слежение за темпом и громкостью речи детей.

  Для успешной реализации данной программы необходимо создание предметно – развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.

 

Принципы построения развивающей среды в логопедическом кабинете.

  • дистанция, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;
  • активность – реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • стабильность-динамичность среды – направленность условий на изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;
  • ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенность среды – индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
  • эстетическая организация среды – сочетание привычных и неординарных элементов;
  • тенденция «открытости — закрытости», т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
  • учет половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета содержательно-насыщенная, развивающая, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая, эстетически-привлекательная.

Пространство логопедического кабинета организовано в виде хорошо разграниченных «центров», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

 

3.4  Методический комплект к программе

  1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи СПб. «ДЕТСТВО- ПРЕСС».
  2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 4 до 5 лет. Средняя группа. ДЕТСТВО-ПРЕСС.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа)» СПб. «ДЕТСТВО- ПРЕСС».
  4. Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. СПб. « ДЕТСТВО-ПРЕСС».
  5. Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда».
  6. Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты фпонтальных занятий логопеда».

7.Колесникова Е. В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ФГОС ДО

8.Колесникова Е. В. Прописи для дошкольников 5-6 лет. ФГОС ДО

9.Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. ФГОС ДО

10.Колесникова Е. В. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. ФГОС ДО

11.Колесникова Е. В. Звуки и буквы. Демонстрационный материал +учебно-методическое пособие. Для детей 5-6 лет. ФГОС ДО

12.Е.А.Азова, О.О.Чернова Печатные издания для закрепления произношения звуков у дошкольников 5-7 лет: Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд., исп. – М.:ТЦ Сфера, 2012.(Игровая логопедия) «Учим звуки» С, С΄«Учим звуки» З, З΄,Ц«Учим звуки» Ч, Щ«Учим звуки» Ш, Ж«Учим звуки» Л, Л΄

«Учим звуки» Р, Р΄«Учим звуки» Р, Р΄,Л, Л΄«Учим звуки» С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Ш-С΄

 13.Комарова Л.А Печатные издания для закрепления произношения звуков у дошкольников  Альбом дошкольника/.- М.: Издательство ГНОМ  и Д, 2008.

Автоматизация звука С в игровых упражнениях, Автоматизация звука З в игровых упражнениях, Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях, Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях, Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях, Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях, Автоматизация звука Р в игровых упражнениях, Автоматизация звука Р΄ в игровых упражнениях, Автоматизация звука Л в игровых упражнениях, Автоматизация звука Л΄ в игровых упражнениях.

14.Баскакина И.В., Лынская М.И. «День рождения Р», «Жужжалочка и Шипелочка» , «Приключение Л»,  «Свистелочка» Москва «Айрис-Пресс».

Бардышева Т.Ю.Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 5-6 лет» (картинно – графические планы рассказов) Москва. 

15.Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». Альбом 1,2,3,4.

16.Мазанова Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР (методические указания и картинный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ)

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы комбинированного типа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР III уровень речевого развития)