Горбачева Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
МОУ «Лицей №1»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №143815
Всероссийский конкурс «Лучшие педагогические разработки по формированию финансовой грамотности обучающихся», в рамках реализации «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»
Наименование конкурсной работы: Внеурочное мероприятие на тему «Путешествие по стране денег»
Итоговая оценка: 1 место,  94 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №143815


Внеурочное занятие по «финансовой грамотности» для 1 класса 

Тема: “Путешествие по стране денег»

Цель: расширение представления об истории, функциях и видах денег, формирование экономического кругозора у обучающихся 1-ого класса.

– Добрый день! Перед тем как перейти к занятию, я попрошу вас взять за руки того, кто  рядом с вами, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте  своё хорошее настроение. Молодцы! Не забываем о правилах поведения на занятии.  Уважаем мнение других, с места не выкрикиваем. Присаживайтесь.

-Сегодня наше занятие пройдет в форме  путешествия. Куда мы с вами отправимся, вы узнаете, когда угадаете мои загадки. (Слайд 2)

Для всех мы в обилии рождаемся на свет. 
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)

Маленькая, кругленькая, 
Из кармана в карман скачет. (Монета.)      

– О чем пойдет речь на занятии?

– Правильно, сегодня на занятии мы будем говорить о деньгах.

-И так мы отправляемся «Путешествие по стране денег». (Слайд 3)

– Что вы о деньгах уже знаете? (Деньги – это средство обмена). 

-Что такое доход? (это деньги – полученные в результате работы?

-Расход? (деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей)

-Их чего складывается бюджет семьи?

Первая станция «Изучай-ка» (Слайд 4)

– Всегда ли деньги выглядели так, как сейчас? (Нет)

– Кто перед нами? (Первобытные люди)   (Слайд 5)            

– Как вы думаете, у них были деньги? ( Конечно, нет)

– Что делали люди, когда им нужно было что то  приобрести? (Обменивались различными предметами)

– Чем могли обмениваться люди? (шкуры, кости, свиные хвостики)(Слайд 6)

– Почему это было неудобно? (Были тяжелые предметы, сложно было хранить)

– Ребята, обмен товара на товар называется – БАРТЕР.  (Слайд 7)      

– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, чтобы деньги были легкими.

-(Слайд 8) Одними из первых денег были раковины моллюсков. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин.               

– Они были легкими и не портились. Удобно? (да)

– За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

– А сейчас удобно? (Конечно, нет)

(Слайд 9) – Только через несколько десятилетий появились металлические деньги в виде брусков, колец, прутиков, слитков.               

 – На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.             

– Что же получалось? (РУБЛЬ)(Слайд 10)

– У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места.

(Слайд 11 )- Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. 

(Слайд 12)  – Как вы думаете, что появилось? (Бумажные деньги)

– Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Бумажными, металлическими)

– Для чего нужны деньги? (чтобы покупать необходимый товар, их получают за свой труд)

(Слайд 13) – Путешествие продолжается. Вы в роли исследователей, так как следующая станция называется  «Исследуй-ка»

  1. «Изучаем монеты»

– Давайте поработаем в парах.

(Слайд 14) – Задание – рассмотрите монеты. (У каждого ученика на столе монеты достоинством 10 копеек, 1 рубль)

–Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.) 
 – Давайте составим список (на доске)

*стоимость

*страна

*год

  1.  «Изображение на купюре…».

– Многие люди не задумываются и не замечают, какую информацию несут на себе бумажные купюры.

–  Рассмотрите  образцы бумажных денег. Ваша задача назвать купюру с нужным изображением.    (Слайд 15)

 1.Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)

2.Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)

3.Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей)

4.Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске. (500 рублей)

5.Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)

6.Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)                              

– Давайте подведем итог: на каждой купюре свой отличительный рисунок.

– Рассмотрите еще раз купюры. Сравните. Найдем, что общего есть у всех купюр.

– Давайте составим список (на доске)

*надпись «Билет банка России»

*стоимость

*серийный номер 

(Слайд 16) – Путешествие продолжается. Следующая станция называется  «Необычай-ка»

– Ребята,  как вы считаете во всех ли  странах одинаковые деньги?

– Кто из вас видел деньги других стран?

(Слайд 17) – Давайте познакомимся с самыми необычными деньгами в мире.

Диснеевский Доллар. Уолт Дисней, создавший мир детства для нескольких поколений, не забыл о важном. В легендарном Диснейлэнде всем заправляют дети, а значит и валюта должна быть соответствующей. На каждой купюре изображены герои – Микки, Гуффи, Минни. Расплачиваться ими можно во всех парках, курортах, лайнерах и острове великого Диснея.

(Слайд 18)  Уральская сова.

Банк Монголии  решил выпустить серию монет, посвященную животным, находящимся под угрозой вымирания. Одним из самых выразительных животных, запечатленных в этой серии является Уральская сова. Работа выполнена очень реалистично, монета сделана из серебра наивысшей пробы, а глаза совы инкрустированы темными камешками Сваровски.

(Слайд 19) Монеты в виде гитар. Десять лет назад в Сомали были выпущены монеты, признанные теперь самыми необычными и оригинальными. Это миниатюрные разноцветные гитары, поверхность которых покрыта  серебром, номиналом в 1 доллар.

(Слайд 20) Самая тяжелая монета.  Одна из самых тяжелых монет мира, входит в десятку необычных денег мира. Монета номиналом 1 миллион канадских долларов весит – 100 кг.

– Существует огромное количество необычных монет.

(Слайд 21) – Мы подходим к станции «Изобретай-ка»

Работа в группах.

– Ребята, сейчас поработаем в группах. Вы должны пофантазировать и изобрести монету или купюру будущего. Она может быть любой формы и цвета, интересного дизайна.

– Но не нужно забывать о том, что на купюре, монете должно быть… (смотрим список на доске)

–  Рассмотрите образцы детских работ 

– На работу дается 7 минут. После чего желающие могут приступить к защите своей работы.

 (Слайд 22) – Наше путешествие подходит  к концу. Мы прибываем на станцию «Поиграй-ка».

– Игра называется «Хлопалки-топалки»

– Правда  ли то, что первобытные люди пользовались деньгами? (топают)

– Правда ли, что самые первые деньги могли бытьскот, лён, шкурки ценных пушных зверей? (Хлопают)

– Правда ли, что бартер – это обмен товарами? (Хлопают)

–  Правда ли, что в каждой стране одинаковые деньги? (Топают)

–  Правда ли, что за деньги можно купить все что угодно? (Топают)

 

(Слайд 23) – Мы прибыли в «Денежный город». Стали ее жителями.

 – Что нового мы с вами сегодня узнали?

– Что понравилось больше всего?

                   «Деньги, деньги и снова деньги» –

                   Слышим мы сегодня вокруг,

                    Но есть в жизни вещи важнее,

                    Не забывай об этом, мой друг.

– Какова главная мысль стихотворения? (Деньги в жизни не главное)

– Что нельзя купить за все золото мира?

– Итак, ребята, у каждого на столе лежат два вида монет, я прошу поднять монету красного цвета,

если вам занятие не принесло ничего нового и интересного, зеленого цвета, если вам наше занятие

понравилось и принесло пользу.

– Ребята, спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

Внеурочное мероприятие на тему «Путешествие по стране денег»