Сабирова Луиза Ильгизаровна
учитель биологии
МБОУ лицей №12 РТ г. Лениногорск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №143825
Всероссийский конкурс «Педагогические инновации», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы экологической культуры»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №143825


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Основы экологической культуры»

(наименование программы)

на уровень основного общего образования

 

автор : Сабирова Л.И.

учитель биологии, РТ г.Лениногорск, 

МБОУ лицей №12

 

  1. Результаты освоения  курса внеурочной деятельности

Достижение личностных результатов:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую биологическую науку;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

-формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеурочной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметными результатами освоения программы являются:

-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации самостоятельной, исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;

-умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебно-исследовательских задач;

-умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-формирование и развитие компетентности в области информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

-умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, исследования, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

-умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

-умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектно-исследовательские;

-умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

-умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

 

Предметными результатами освоения являются:

Формирование способность различать научную и пара научную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье. Знание экологических и социальных факторов, влияющих на здоровье человека.

Формирование умение описывать влияние экологических и социальных факторов на здоровье человека. Различать случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека. Умение прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне. Умение объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.

Формировать навыки сравнения проблем здоровья у людей разных профессий и социальных групп в зависимости от общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации. Формировать умение организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой. Проявление активности в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.

Понимание важности сохранения здоровья как одной из главных ценностей жизни.

Овладение навыками здорового образа жизни.

Повышение уровня общих и специальных знаний и умений по биологии.

-развитие функциональной грамотности обучающихся.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности -10 класс

 

Содержание курса Формы организации  Виды деятельности
1 Введение  .

Здоровье и факторы риска болезни. Опрос «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения». Здоровье и наследственность .Место человека в системе животных. Стресс – наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Наследственные болезни. Диагностика и лечение, предупреждение наследственных болезней. Среда жизнедеятельности человека Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Космос и здоровье «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов. Погода и самочувствие. Поселение как среда жизни. Среда жилого поселения Практические работы:

Культура питания.

Пищевые отравления. Предупреждение и первая помощь»;

Ознакомление с  фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в интерьере

Групповая форма деятельности; интерактивные формы ; обсуждение возможности того или иного эксперимента-дискуссия Наблюдение;

Практическая работа 

Обсуждение 

самостоятельная работа 

2 Природная среда теряет свои экологические свойства 

Загрязнение атмосферы и гидросферы. Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений. Ионизирующие излучение. Радиация и здоровье. Влияние шумов на здоровье. Влияние питьевой воды на организм человека. Очистка воды из природных источников.

Практическая работа.

Химический состав питьевой воды

Групповая работа , проектная деятельность, обсуждение;

Наблюдение;

беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей

Работа с интернетом, коллективная работа;

Мозговой штурм;

Практическая работа

Исследование,

формирование умения самостоятельно анализировать и принимать решение в конкретных ситуациях

3 Здоровый образ жизни 

СПИД – коварная болезнь Культура питания». Алкоголизм – болезнь химической зависимости. Табакокурение. Наркотики, зависимость и последствия. Как сказать наркотикам: «Нет! анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения. 

Практические занятия. Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами

Изучение устойчивости витамина С

Конференция «Составление главных правил ЗОЖ

беседы, диалог;

Интерактивные формы;

Работа в парах, группах

Исследовательская деятельность;

Выдвижение гипотез. Обоснования,

Предметная неделя

Формирование практических навыков, научного мировоззрения, профориентация

 

III. Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности – 11 класс

 

Содержание курса Формы организации  Виды деятельности
1 Введение

Экология  природы. Защитные функции магнитного поля. Экологический паспорт микрорайона. Составление экологических правил для учащихся лицея. Природоохранные акции : «Пернатые друзья» «Кормушка», «Школьный двор», «Посади дерево».  Практические занятия

Окружающая среда и ее составляющие. Качества окружающей среды .Защитные функции озонового экрана Земли

Групповая форма деятельности; интерактивные формы ; обсуждение  Наблюдение;

Практическая работа

Формирование необходимых умений

2 Экология здоровья

Культура здоровья. Общественное здоровье. Питание и образ жизни. Экологически чистые продукты питания. Здоровье нации , как ее сохранить? Практические занятия

Дневник здоровья  Возраст и здоровье  Здоровье населения России , Татарстана. Влияние внешней среды, природно-климатических условий, наследственности, уровня здравоохранения, образа жизни на индивидуальное здоровье.

Культура здоровья. Народная  медицина а и здоровье. Загрязнение продуктов питания

беседы, диалог;

Интерактивные формы;

Работа в парах, группах

беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей

Исследовательская деятельность;

развитие умений по созданию продукта; развитие критического мышления

3 Экология души 

Защита Родины долг каждого. Обязанность и ответственность. Доброта и гуманность сегодня. Что такое красота в жизни. Моя профессия, какой ей быть? В мире красоты и искусства. Выпускники школы – защитники Отечества. 

Практические занятия. Помоги ветерану. Акция добра и милосердия

Групповая работа над проектом.

Защита проекта, исследовательской работы

Проектная деятельность: выбор темы, план работы над проектом, структура работы, презентация

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Основы экологической культуры»