Мордова Инга Георгиевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 19» г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №144576
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Открытый урок по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного материала за учебный год»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №144576


Урок по русскому языку в 4 классе

Тема: Обобщение изученного материала за учебный год.

Цели урока:

  1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.
  2. Развивающие: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.
  3. Воспитательные: прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.

Оборудование:

1.Карточки с заданиями для учащихся.

2.Таблички с названиями разделов русского языка.

  • Орфография (правила написания слов);
  • Фонетика (звуки речи);
  • Морфемика (состав слова);
  • Морфология (части речи);
  • Синтаксис (предложение).

3.Индивидуальные таблицы для отметки самооценки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

– Доброе утро, дорогие ребята! Я рада вновь видеть на уроке ваши милые лица, добрые улыбки. Улыбнемся друг другу, настроимся на позитивный рабочий лад.

Сообщение темы и цели урока.

– В течение года я наблюдаю за вами, с каким интересом вы изучаете «Русский язык». Предлагаю вам провести сегодня «Урок – смотр знаний», на котором вы сможете проверить не только свои знания по русскому языку, но и потренировать себя в умении думать, рассуждать, сравнивать, анализировать и доказывать. Если ваши знания будут соответствовать требованиям выпускника начальной школы, то в конце урока мы присвоим вам звание «Знатоков русского языка» и вручим вам диплом, разрешающий перейти в 5 класс. Вы согласны с таким предложением? Тогда, скорее, за дело. Желаю успехов! (открыть тетради, записать число, классная работа)

  1. Обобщение и систематизация знаний.

– Проверять свои знания мы будем, путешествуя по разделам «Русского языка».

«ФОНЕТИКА».

Выполняем первое задание из раздела «Фонетика». Что изучает фонетика? (Фонетика изучает звуки нашей речи.)

  1. Работа на доске со словарным словом.

– Так как мы сегодня путешествуем по разделам русского языка, запишем словарное слово «путешествие». Запись фонетической транскрипции этого слова.

  1. Фонетические игры и вопросы.

– Для того, чтобы успешно справиться со следующим заданием, надо вспомнить, чем отличаются звуки и буквы. (Звуки слышим и произносим, буквы видим, пишем, читаем.)

«Думай, вспоминай, быстро отвечай!»

а) Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?

(В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука: после гласной, в начале слова, после ь, ъ).

б) Чем интересны буквы ь и ъ? (Буквы ь и ъ не обозначают звуков.)

в) Чем отличаются гласные и согласные звуки?

в) Что вы можете сказать о согласных: ш ж ц? (всегда твердые)

г) А какие согласные всегда мягкие? (й ч щ )

– Записать предложение «С яблони упало спелое яблоко». Подсчитать, сколько раз в этом предложении встречаются звуки [л], [й`], [а]. Запишите свой ответ цифрами. У вас должно получиться трехзначное число. (438)

  1. Итог раздела «Фонетика».

– Ребята, всегда ли буквы и звуки, их количество в словах совпадает? (Нет).

Конечно же, мы уже знаем, что звуки нашей речи шипят, свистят, поют, а иногда и спорят, но все они очень дружные и знают, что жить друг без друга не могут.

  1. Самооценка.

– Итак, оцените свои знания по фонетике. (поднять руку, кто справился с заданием без ошибок)

«ОРФОГРАФИЯ».

  1. Припоминание теоретического материала.

– Что изучает орфография? Чему учимся через данный раздел науки? (Орфография изучает правила написания слов. Учимся грамотно писать).

  1. – Отгадайте орфограммы и назовите правила.

 «Думай, вспоминай, быстро отвечай!» 

(Трава – безударная гласная в корне слова, сказка – парная согласная по глухости-звонкости в слабой позиции, Саша – прописная буква, семья – разделительный ь, съёмка – разделительный ъ, ель – мягкий знак ь для обозначения мягкости согласного, речь – мягкий знак после шипящих в именах существительных, касса – правописание удвоенных согласных, во двор – правописание предлогов, идешь – правописание ь в глаголах 2-го лица ед. ч., сердце – непроизносимая согласная, радоваться – правописание глаголов в неопределенной форме).

– Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы в словах? (Ответы детей).

  1. Развитие орфографической зоркости, наблюдательности, умения зрительно
    определять ошибки. Работа в парах. 

 А теперь, ребята, предлагается вам на мгновение стать учителями, исправить ошибки и объяснить правописание слов.

вмае надиревях распускаюца листочьки.
Проверка на доске.

а) В мае – заглавная буква в начале предложения.

б) в мае, на деревьях в, на – предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или любое другое слово;

в) деревьях – безударная гласная в корне слова, разделительный ь;

в) распускаются – глагол 3 лица;

г) листочки – чк;

Молодцы, ребята, в будущем, я уверена, вы сможете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы? (Чтобы грамотно и писать.)

4.Самооценка знаний орфографии.

Итак, оцените свои знания по орфографии. 

Физминутка для глаз.

Учебный процесс – нелегкая обязанность школьника. Серьезные нагрузки приходятся на глаза, поэтому зрение нужно беречь. Ребята, наверное, сейчас настало время отдохнуть глазам.

Быстро глазками моргаем,

А потом их закрываем.

Чтобы было больше силы

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять,

Глазки можно открывать.

«МОРФЕМИКА».

Выполняем задание по разделу «Морфемика». Что изучает «Морфемика»? (Морфемика изучает состав слова, из каких частей слово состоит.)

  1. Устный фронтальный опрос.

«Думай, вспоминай, быстро отвечай!»

А что входит в состав слова? (Корень, суффикс, приставка, окончание.)

Какая часть слова стоит перед корнем? (приставка)

Какая часть слова стоит после корня? (суффикс)

Для чего они служат? (для образования новых слов)

Окончание – это часть речи или часть слова?

Какая эта часть слова? Для чего служит? (изменяемая, для связи слов в предложении)

Без какой части не может существовать слово? (корень)
Что такое корень? (главная значимая часть слова, в которой заключено значение слова)

– Молодцы, справились и с этим заданием!

  1. Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.

– Разобрать слова по составу, выяснить, из каких частей они состоят и при помощи чего образованы?

 Цветной, листочки, прилетели.

Проверка разбора слов по составу. Алгоритм морфемного разбора.

Внимание! Проверь себя, знаешь ли ты порядок морфемного разбора. (повторить алгоритм разбора)

  1. Творческая работа.

Сделал дело – играй смело!
«Волшебные превращения».

УЧ-ль: Как большой дом превратить в маленький?

(Нужно к корню дом прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.

УЧ-ль: Как большой гриб превратить в маленький?

(гриб + ок = грибок)

(стуль + чик = стульчик)

Уч-ль: Как березу превратить в гриб?

(под + берез + овик = подберезовик)

Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (Приставки и суффиксы, они образуют новые слова).

  1. Самооценка.

Физминутка.

«СИНТАКСИС».

Уч-ль: Что изучает «Синтаксис»? (изучает предложение и словосочетание).

  1. Закрепление знаний о предложении.

а) Что такое предложение? (одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль). Что такое словосочетание? (два слова, связанных между собой по смыслу)

б) Какие предложения по цели высказывания есть в русском языке? По интонации?

(повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные)

в) Назовите главные члены предложения.

г) Что такое подлежащее? (главный член предложения, отвечает на вопросы кто? что? Обозначает, о чем говорится в предложении, чаще выражено существительным и местоимением в Им. п.). Что такое сказуемое?

  1. Синтаксический разбор предложения. Алгоритм.

а) Составьте и запишите из данных слов предложение, разберите его по членам и частям речи.

(растет, рожь, в, озимая, поле) Озимая рожь растет в поле.

(Засеваемый осенью или в конце лета, перезимовывающий и созревающий к весне или к лету)

б) выпишите словосочетания, что не входит в словосочетание?

(растет в поле, озимая рожь; подлежащее+сказуемое)
в) запишите характеристику (повест ., невоскл., прост., двусост., распр.)

  1. Самооценка.

-Ребята, поднимите руки, кто затруднялся в разборе предложения по членам?

Оцените, пожалуйста, свои знания, умения и навыки по синтаксису.

«МОРФОЛОГИЯ»

Переходим к последнему разделу «Морфология». Что изучает «Морфология»? (Части речи).

1.Сделать письменный разбор слов, указать их грамматические значения: растет -глаг., наст. вр., 3 л., ед.ч. 1 спр., озимая – прилаг., ед.ч., ж.р., им.п., в поле – сущ., ср. р., 2 скл., п.п., ед.ч. (3 ученика у доски)

  1. Закрепление знаний о падежах и их вопросах в именах существительных.

– Определите падеж им. сущ-х, докажите.

  • На берег
  • На болоте
  • Игрушка
  • О мебели
  • У театра
  • За хлебом
  • К дому
  • Ручку

3.Упражнения в различении окончаний

 Ребята, а для чего вам нужно знать как проверить безударное окончание частей речи? ( Грамотно говорить и грамотно писать).

Давайте вспомним как проверить безударное окончание им .сущ., прил., глаголов.

(дети говорят правила)

– сейчас проверим на практике. Записываем в тетрадь.

Подошел к пристани, читал в книге, начинает, красивое, прибегает.

-Молодцы!

  1. 4. Самооценка знаний частей речи.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

  1. 1Итак, небольшое путешествие по разделам русского языка закончилось.

Сейчас оцените свои знания, поставьте общую отметку таблице.

2.Общая отметка за урок.

Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материала за курс 4 класса.

(Оценивание работы учащихся учителем).

– А теперь скажите, какие разделы науки о языке вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).

Мы поздравляем вас с прекрасными знаниями, умениями думать, рассуждать, доказывать и творить чудеса на уроке. Присваиваем всем звание «Знатоков русского языка» и считаем, что всех вас можно смело переводить в 5 класс. Желаем дальнейших успехов! До новых встреч! 

iV.Домашнее задание:

 Написать сочинение-рассуждение на тему: «Смогу ли я учиться в 5 классе?».

Материал к уроку

вмае надиревях распускаюца листочьки.

Цветной

Листочки

Прилетели 

Что должен знать и уметь ребенок к концу 4 класса по русскому языку

  1. Знать весь алфавит по порядку, уметь расставлять слова в алфавитном порядке.
  2. Производить звуко-буквенный разбор слова. Хорошо знать парные и непарные согласные: звонкие и глухие, мягкие и твердые. Случаи, когда количество звуков и букв в словах не совпадают, когда гласный обозначает 2 звука.
  3. Знать и проверять слова с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными.
  4. Части речи, их признаки (имя существительно, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, союз, имя числительное). Не путать их с членами предложения.
  5. Подбирать к словам синонимы и антонимы.
  6. Разбирать слово как часть речи – морфологический разбор.
  7. Ставить запятые в сложных предложениях, предложениях с однородными членами, в предложениях с прямой речью.
  8. Разбирать предложение по членам – синтаксический разбор. Умение подчеркивать все главные и второстепенные члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение).
  9. Подбирать однокоренные слова.
  10.  Разбирать слова по составу.
  11. Правописание слов с мягким и твердым знаками.
  12.  Три склонения имен существительных.
  13. Падежи. Умение определять падеж слова в тексте. Правописание падежных окончаний.
  14. Местоимения, их лица.
  15. Глаголы: правописание -тся и ться, время глаголов, спряжение. Умение определять спряжение любых глаголов в тексте.

Орфография – это один из разделов языкознания. Его еще называют «правописанием». 

Морфология – раздел языкознания, изучающий слово как часть речи.

Синтаксис – раздел науки, изучающий словосочетания и предложения, их строение.

Морфемика – раздел языкознания, изучающий морфемы (части слова).

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй.  

Доволен работой, было легко и интересно.
Не очень доволен работой, было трудно, но интересно.
Не доволен работой, было трудно и неинтересно.
Доволен работой, было легко и интересно.
Не очень доволен работой, было трудно, но интересно.
Не доволен работой, было трудно и неинтересно.
Доволен работой, было легко и интересно.
Не очень доволен работой, было трудно, но интересно.
Не доволен работой, было трудно и неинтересно.
Доволен работой, было легко и интересно.
Не очень доволен работой, было трудно, но интересно.
Не доволен работой, было трудно и неинтересно.
Доволен работой, было легко и интересно.
Не очень доволен работой, было трудно, но интересно.
Не доволен работой, было трудно и неинтересно.
Доволен работой, было легко и интересно.
Не очень доволен работой, было трудно, но интересно.
Не доволен работой, было трудно и неинтересно.
Доволен работой, было легко и интересно.    

     

Не очень доволен работой, было трудно, но интересно.
Не доволен работой, было трудно и неинтересно.
Открытый урок по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного материала за учебный год»