«Методическое сопровождение педагогов в системе дополнительного образования»
Овчаренко Наталья Николаевна
Заместитель директора
МБОУ ДО ЦДТТ «Юный техник» город Краснодар
Аннотация: в статье рассмотрены составляющие методического сопровождения молодых и вновь прибывших педагогов дополнительного образования со ссылкой на нормативную документацию, рассмотрены цели и задачи методического сопровождения, даны рекомендации для формирования методической папки педагога, значение системы наставничества для повышения профессионализма педагога.
Ключевые слова: методическое сопровождение, дополнительное образование, профстандарт педагога дополнительного образования, методическая разработка, профессиональная компетентность, система наставничества.
Methodological support of teachers in the system of additional education
Ovcharenko Natalia Nikolaevna
Abstract: the article considers the components of methodological support for young and newly arrived teachers of additional education with reference to the normative documentation, the goals and objectives of methodological support are considered, recommendations are given for the formation of a methodical folder of a teacher, the importance of a mentoring system for improving the professionalism of a teacher.
Keywords: methodological support, additional education, professional standard of a teacher of additional education, methodological development, professional competence, mentoring system.
Сопровождать («сопутствовать, идти вместе») — можно только человека идущего, а значит, двигающегося вперед, развивающегося. Стоящего на месте сопровождать невозможно…
В настоящее время система образования Российской Федерации и общество нуждается в педагогах нового формата.
Педагог должен обладать профессиональной компетентностью, педагогическим мастерством, стремиться к постоянному профессиональному росту.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена на результативность и эффективность образовательного процесса, удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и их родителей (Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-Р).
С 1 сентября 2022 г вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» № 652 н, в котором закрепили понятия «профстандарт» и «квалификация».
Профстандарт включает в себя обучение, воспитание и развитие педагога.
Обучение и воспитание – это прямые должностные обязанности педагога, который на высоком уровне должен знать дисциплину, чтобы донести свои знания и умения до каждого обучающегося.
А вот развитие педагога – это и есть повышение уровня мастерства, квалификации и развитие новых компетенций педагога, что очень сложно без методического сопровождения.
Методическое сопровождение педагогов (МСП) в системе дополнительного образования представляет собой две основные составляющие:
1) комплекс документации, необходимой для полноценной и качественной работы педагога, а именно:
– нормативно-методические материалы (общеобразовательные общеразвивающие программы, учебные планы, должностные инструкции, локальные акты образовательного учреждения);
– учебно-информационные материалы (учебные пособия, дидактические материалы, рабочие тетради и т.п.);
– учебно-методические материалы (методические разработки, рекомендации, памятки, инструкции, учебно-методическое сопровождение педагога).
2) создание условий для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности (курсы повышения квалификации, аттестации педагогов, участие в конкурсах и конференциях различного уровня (муниципальные, краевые и др.).
Принимая участие в таких мероприятиях происходит обмен опытом между педагогами, что немало важно на пути становления Педагога.
В совокупности это составляет методическое сопровождение педагогов, т.к. по отдельности эти критерии рассматривать нельзя.
Начиная свою педагогическую деятельность молодой педагог сталкивается в первую очередь, с большим количеством документации, которую он должен знать, вести и заполнять. Однако, это не просто, если нет помощи.
В данной статье речь пойдет о первой составляющей методического сопровождения молодого педагога дополнительного образования.
Цель методического сопровождения – это вовремя прийти на помощь педагогу, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением деятельности педагога.
Чтобы «адаптация» педагога проходила быстро и менее «болезненно» в учреждении должна быть хорошо налажена методическая служба, перед которой стоят следующие задачи:
– предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о рабочих программах и учебных планах;
– анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательной организации;
– обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения новых педагогических технологий обучения и воспитания;
– обобщение и распространение передового педагогического опыта;
– работа по повышению квалификации педагогов;
– помощь и поддержка педагогических работников в инновационной деятельности, разработке и экспертной оценки авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке педагогов к аттестации.
Методическую помощь в МБОУ ДО ЦДТТ «Юный техник» г. Краснодара оказывают участники методического совета, опытные педагоги и наставники.
Целостная система методической работы Центра включила в свою деятельность систему наставничества («Концепция педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г № 1688-р. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» № 401 от 27 июня 2022 г), которая дает хорошие результаты.
После ознакомления с нормативными документами образовательной организации, которые размещены в свободном доступе на сайте МБОУ ДО ЦДТТ «Юный техник» https://ut.centerstart.ru/, педагогу предстоит работа над рабочей программой своей направленности. Педагог может воспользоваться уже имеющейся программой и адаптировать ее, при необходимости, под свои навыки и умения или написать авторскую рабочую программу. Для этого он должен знать структуру рабочей программы, используя методические рекомендации Регионального модельного центра дополнительного образования детей «По проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (https://knmc.centerstart.ru/node/1303).
Далее педагог начинает собирать свою методическую папку (методическое пособие) <1>.
В методической папке обязательно должны быть:
– рабочая программа (РП) и календарный график;
– планы родительских собраний (если таковые проводятся в образовательной организации);
– методические разработки <2>;
– и, по желанию, цифровой образовательный ресурс (ЦОР) <3>.
__________________________
<1> Методическое пособие представляет собой вид глобальной методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в образовательной системе (в дополнительном образовании), и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации. Авторами таких пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать большой практический материал. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты многих занятий, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Работа обобщает значительный опыт, накопленный автором за много лет.
<2> Методические разработки – это конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо занятия или мероприятия (разработка одного занятия или серии занятий, объединённых общей темой; разработка новых форм, методов или средств обучения и воспитания) содержит описание целей, задач, последовательности действий, отражающих ход проведения, с методическими советами по его организации, с обязательным подробным указанием ожидаемых результатов. Авторские методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
<3> Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – коллекция цифровых медиафайлов, являющихся инструментами учебной деятельности, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В одном ЦОР должно содержаться не менее 10 информационных источников: графических, текстовых, речевых, аудио-, видео-, фото- и т.п. объектов. ЦОР должен быть расположен на таком удаленном хранилище, доступ к которому возможен с любого электронного устройства (стационарного, мобильного). Рецензия к ЦОР должна быть подробная, в ней должная быть указана дидактическая цель, раскрыто его значение для достижения образовательного результата, указано, для каких задач эффективно применение данного ЦОР (например, для усвоения информации, для отработки умений и навыков на практике, для организации одного из видов контроля, для выполнения самостоятельных и домашних работ и т.д.).
_______________________________
В папку можно добавлять документы, материалы, относящиеся к профессиональной деятельности педагога и анализ результатов работы, оценки индивидуальных достижений педагога и его обучающихся (грамоты, дипломы и пр.). Это своеобразное «досье достижений» педагога.
Однако, знаний законов и критериев оформления документации не достаточно, чтобы педагог мог расти профессионально, приобретать новые знания, компетенции и соответствовать требованиям современных условий образования. Необходимо развиваться постоянно.
Все это большой и кропотливый совместный труд методической службы образовательной организации и педагога. И, если педагог заинтересован в своем самосовершенствовании в профессиональной деятельности, он готов брать и отдавать знания и умения, что в будущем позволит ему самому стать наставником для своих обучающихся и молодых педагогов.
Список литературы
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-Р.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16).
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н.
- Концепция педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г № 1688-р.
- Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» № 401 от 27 июня 2022 г.
- Рекомендации по представлению результатов профессиональной деятельности по критерию «Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса» (дополнения). Подготовлены отделом сопровождения процедуры аттестации педагогических работников ГБУКК НМЦ и Рассмотрены на заседании аттестационной комиссии министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (протокол № 5 от 30 января 2023 года).
© Н.Н. Овчаренко, 2023