Иргит Аяна Кан-Ооловна
старший воспитатель
МБДОУ д/с №2 «Чечек» с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского района Республики Тыва
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №144623
Всероссийский конкурс «Физическое воспитание и развитие детей по ФОП ДО», в рамках образовательной области «Физическое развитие»
Наименование конкурсной работы: Использование элементов хатхи-йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №144623


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Чечек» с. Мугур-Аксы муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

 

Использование элементов хатхи-йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

 

Выполнила:

старший воспитатель

Иргит Аяна Кан-ооловна

 

Мугур-Аксы, 2023 

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Ж.Ж. Руссо

    Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

    Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение – это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так ка обществу нужны здоровые, активные, гармонично развитые личности. 

    Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. 

     Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя – сформировать у ребенка понимание важности физических упражнений, спорта. Спорт – это залог здоровья, и в этом главная роль должна принадлежать дошкольной образовательной организации. Ведь основная цель дошкольной образовательной организации – охрана и укрепление здоровья детей. В соответствии с ними в нашем детском саду осуществляются различные виды работы по обеспечению физического развития и психологического комфорта детей. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является внедрение инновационных технологий, которые подготавливают ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий.

     Исходя из выше сказанного, мы, педагогический коллектив в своей работе поставили следующую цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности через элементы оздоровительной гимнастики Хатха-йога.

     Реализация поставленной цели осуществлялась через решение следующих задач:

– научить детей правильному дыханию;

– развивать физические качества (выносливость, координацию движений), накопить и обогатить двигательный опыт детей;

– воспитывать потребность в здоровом образе жизни, потребность в физических упражнениях и играх. 

     Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу, развивают фантазию и воображение.

     Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям и дают выход энергии.

     Принципы построения работы: 

– системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;

– преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»; 

– возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;

– деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;

– здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

    

    Планируемые результаты реализации Программы:

 – у детей сформирована потребность в ведении здорового образа жизни;

 – стабилизация эмоционального фона у детей;

 – повышение уровня физической подготовленности и развития психических качеств.

Структура педагогической деятельности с детьми: 

  1. Вводная часть (5-7 минут).
  2. Встреча: «Улыбнитесь!», «Настройтесь на занятие!»
  3. Разминка: 
  • Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
  • Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

 

  1. Основная часть (15-20 минут). 
  1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.
  2. Самомассаж (энергетический массаж)
  3. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе: 
  • для мышц живота;
  • для мышц спины путем наклона вперед;
  • для укрепления мышц ног;
  • для развития стоп;
  • для развития плечевого пояса;
  • на равновесие.
  1. Дыхательные упражнения.
  2. Гимнастика для глаз.
  3. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).
  4. Беседы из цикла “Тренируем тело, укрепляем дух”.

 

III. Заключительная часть (3-5 минут).

  1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.
  2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).

     Методические рекомендации по организации работы с детьми.

  1. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
  2. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
  3. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.
  4. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
  5. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
  6. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
  7. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

 

      Особенности выполнения статических поз: 

  1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
  2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
  3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
  4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
  5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
  6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

     Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике мы используем групповые, индивидуальные формы работы – это консультации, беседы, родительские собрания, спортивные праздники с участием родителей, законных представителей. В приемных комнатах групп оформлены уголки здоровья, где размещены дополнительная информация по укреплению здоровья детей, антропометрические данные детей, получить информацию о закаливании детей, о сезонных инфекционных заболеваниях и их профилактике. Выпускаются красочные стенгазеты, буклеты и т.д.

    Проблема оздоровления детей не работа одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива и родителей, законных представителей. Поэтому мы – педагоги ДОО будем и в дальнейшем расширять применение здоровьесберегающих технологий, инновационных оздоровительных программ и методик.

 

Литература

  1. А.А. Липень, Детская оздоровительная йога. С-П, 2009 
  2. В.Г. Алямовская. Как воспитать здорового ребенка. – М.1993
  3. Е.В. Сулим. Детский фитнес. ТЦ «Сфера», 2014

 

Использование элементов хатхи-йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста