Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Чечек» с. Мугур-Аксы муниципального района «Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
Использование элементов хатхи-йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Выполнила:
старший воспитатель
Иргит Аяна Кан-ооловна
Мугур-Аксы, 2023
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Ж.Ж. Руссо
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение – это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так ка обществу нужны здоровые, активные, гармонично развитые личности.
Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.
Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя – сформировать у ребенка понимание важности физических упражнений, спорта. Спорт – это залог здоровья, и в этом главная роль должна принадлежать дошкольной образовательной организации. Ведь основная цель дошкольной образовательной организации – охрана и укрепление здоровья детей. В соответствии с ними в нашем детском саду осуществляются различные виды работы по обеспечению физического развития и психологического комфорта детей. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является внедрение инновационных технологий, которые подготавливают ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий.
Исходя из выше сказанного, мы, педагогический коллектив в своей работе поставили следующую цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности через элементы оздоровительной гимнастики Хатха-йога.
Реализация поставленной цели осуществлялась через решение следующих задач:
– научить детей правильному дыханию;
– развивать физические качества (выносливость, координацию движений), накопить и обогатить двигательный опыт детей;
– воспитывать потребность в здоровом образе жизни, потребность в физических упражнениях и играх.
Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу, развивают фантазию и воображение.
Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям и дают выход энергии.
Принципы построения работы:
– системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;
– преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
– возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;
– деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;
– здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Планируемые результаты реализации Программы:
– у детей сформирована потребность в ведении здорового образа жизни;
– стабилизация эмоционального фона у детей;
– повышение уровня физической подготовленности и развития психических качеств.
Структура педагогической деятельности с детьми:
- Вводная часть (5-7 минут).
- Встреча: «Улыбнитесь!», «Настройтесь на занятие!»
- Разминка:
- Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
- Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.
- Основная часть (15-20 минут).
- Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.
- Самомассаж (энергетический массаж)
- Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:
- для мышц живота;
- для мышц спины путем наклона вперед;
- для укрепления мышц ног;
- для развития стоп;
- для развития плечевого пояса;
- на равновесие.
- Дыхательные упражнения.
- Гимнастика для глаз.
- Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).
- Беседы из цикла “Тренируем тело, укрепляем дух”.
III. Заключительная часть (3-5 минут).
- Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.
- Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).
Методические рекомендации по организации работы с детьми.
- Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
- На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
- При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.
- Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
- Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
- Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
- После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.
Особенности выполнения статических поз:
- Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
- Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
- Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
- Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
- Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
- Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике мы используем групповые, индивидуальные формы работы – это консультации, беседы, родительские собрания, спортивные праздники с участием родителей, законных представителей. В приемных комнатах групп оформлены уголки здоровья, где размещены дополнительная информация по укреплению здоровья детей, антропометрические данные детей, получить информацию о закаливании детей, о сезонных инфекционных заболеваниях и их профилактике. Выпускаются красочные стенгазеты, буклеты и т.д.
Проблема оздоровления детей не работа одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива и родителей, законных представителей. Поэтому мы – педагоги ДОО будем и в дальнейшем расширять применение здоровьесберегающих технологий, инновационных оздоровительных программ и методик.
Литература
- А.А. Липень, Детская оздоровительная йога. С-П, 2009
- В.Г. Алямовская. Как воспитать здорового ребенка. – М.1993
- Е.В. Сулим. Детский фитнес. ТЦ «Сфера», 2014