Анучина Маргарита Юрьевна
Преподаватель по классу фортепиано
Муниципальное Бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ №7» города Иркутска Иркутской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №144631
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Обучение детей разной степени музыкальных способностей по предмету общее фортепиано. Работа над текстом, художественным содержанием, музыкальными образами, используя музыкально - теоретический материал, разные приемы и средства выразительности
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №144631


            Управление  культуры  администрации  города  Иркутска 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

          «Детская музыкальная школа №7» города  Иркутска

 

Разработка  открытого урока по предмету общее фортепиано (план и конспект урока)  на тему: «Обучение детей разной степени музыкальных способностей по предмету общее  фортепиано. Работа над  текстом, художественным содержанием, музыкальными образами, используя музыкально – теоретический материал, разные приемы и средства выразительности».

                       Методическая разработка

                  Разработчик:  преподаватель высшей  квалификационной      

                                                       категории  муниципального бюджетного

                                                       учреждения дополнительного образования

                                                     «Детская музыкальная школа №7» г. Иркутска

 

Иркутск  2022 г.

                              

План-конспект открытого урока

 

Преподавателя высшей квалификационной  категории  МБУДО «Детская музыкальная школа №7» города Иркутска Анучиной Маргариты Юрьевны  с учащимися хореографического отделения Крючковой Дашей и Волковой Дашей

 

Дата: «09» апреля 2022г.

Предмет: общее фортепиано

Тема урока: «Обучение детей разной степени музыкальных способностей по предмету общее фортепиано. Работа над  текстом, художественным содержанием, музыкальными образами, используя разные приемы и средства выразительности».

 

Цель урока: Организация внимания учащихся над имеющимися текстовыми проблемами, развитие образного мышления и общего кругозора учащихся, обеспечение на уроке комфортной среды для реализации пианистических и художественных задач.

 

Задачи урока:

  1. Образовательная: закрепление музыкально-теоретических знаний ( штриховые особенности, средства музыкальной выразительности, практические исполнительские навыки); развитие устойчивого метро-ритма; формирование пианистических навыков с помощью интегрирования образных впечатлений;

обучение выразительному исполнению; формирование умения выполнять анализ и синтез музыкальных произведений.

       2.Развивающая: Расширение общего кругозора учащихся; обогащение их музыкально- 

                                   слухового и исполнительского опыта, реализация  исполнительских 

                                   возможностей через учебную деятельность; развитие познавательного

                                   интереса к изучению разносторонней классической музыки.

       3.Воспитательная: воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической 

                                        и современной музыки; воспитывать мотивацию к решению

                                        творческих и технических задач в работе над музыкальным произ-

                                        ведением; прививать любовь к инструменту, на котором обучаются

       4.Психологическая: создать на уроке доброжелательную атмосферу, психологический

                                  комфорт, обеспечивающие обучающимся уверенность в своих 

                                  способностях и возможностях.

 

Урок основан на принципах развивающей и творческой педагогики. 

Тип урока: комбинированный- повторение пройденного материала, изучение и закрепление новых знаний, навыков, отработка имеющихся исполнительских и психологических проблем.  

Оснащение: инструменты фортепиано и рояль, стул, нотно-педагогический материал, наглядные пособия (рисунки из учебников, рисунки учащихся, стихи к пьесам, информация интернет-ресурса).

 Методы работы: словесный, наглядный. практические наблюдения, прослушивание музыкальных произведений.

 Ход урока

1.Организационный этап- сообщение темы урока, постановка учебных задач, вступление.

 

2.Основная часть урока

 

3.Подведение итогов 

 

Вступление

 

Здравствуйте, уважаемые преподаватели!

 

Начну с того, что в своей педагогической деятельности с учащимися  разной степени музыкальных способностей я обязательно учитываю:

1.музыкальные способности ребенка

2.природные возможности его игрового аппарата

3.индивидуальные психологические особенности

4.уровень общего развития

5.заинтересованность в данном предмете и трудолюбие 

 

Предмет общее фортепиано предполагает работу с каждым учащимся индивидуально, что

способствует  видению  плюсов и минусов в работе с каждым ребенком, помогает эффективно разрешать возникающие в учебе проблемы, уделять достаточно времени и внимания  каждому обучающемуся, устранять существующие психологические комплексы, налаживать контакт с каждым ребенком и располагать его к себе.

 

Учитывая разный уровень музыкальных способностей учащихся, а также их психологические особенности, для каждого ребенка индивидуально подбираю соответствующий музыкально-нотный репертуар, даю им необходимый обьем знаний, профессиоальных навыков игры на инструменте, использую разные методы и средства, помогающие детям развиваться умственно и эмоционально, воспитываю в них творческую инициативу, осознанное отношение к учебе.

 

Считаю своей главной задачей– развитие и воспитание всесторонне-развитой, творческой личности, способной владеть навыками игры на фортепиано, а также думать, анализировать и синтезировать свою работу за инструментом.

 

Опираясь на богатый опыт известных педагогов- исполнителей, а также на свой педагогический опыт, я сегодня покажу работу с учащимися предмета общее фортепиано.

Моя многолетняя практика показывыет, что основная масса обучающихся- это дети с разными уровнями музыкальных способностей и возможностей, желающие обучаться игре на инструменте. Отсюда я и выстраиваю свою работу, учитывая индивидуальность

и психологические особенности детей. Создаю на уроках доброжелательную атмосферу,

чтобы им было комфортно и и нтересно учиться, чтобы общение с музыкой доставляло им удовольствие, было познавательными и  поучительным.

 

Ход урока

 

Я пригласила участвовать в открытом уроке своих учащихся – Крючкову Дашу и Волкову Дашу.

М.Ю.- Даша присаживайся  к инструменту, доставай ноты и дневник.

            Даша обучается первый год по предмету общее фортепиано, она обладает

            хорошими музыкальными данными: слух, чувство ритма, память. Девочка 

            общительная, в меру старательная, у нее хороший уровень общего развития, уроки 

            посещает систематически, занимается с удовольствием. 

            У Даши наблюдается положительная динамика развития исполнительских навыков

            освоение нового нотного материала, применение разных приемов игры на форте-

            пиано, развития образного мышления.

 

Даша сыграет три музыкальные пьески, которые мы готовим  на зачет по общему фортепиано.

М.Ю.-назови названия пьес и авторов пьес.

  1. обработка И. Берковича  украинская народная песня «Ой ты дивчино зарученая»
  2. А. Руббах «Воробей»
  3. И. Кочугова «Обезьянки»

Даша самостоятельно играет выученную напамять  украинскую народную песню. Музыка пьесы Даше нравится, играет с удовольствием, поэтому быстро выучила напамять. 

М.Ю. задает вопрос:- какая по характеру мелодия пьесы?

                                   – какой штрих игры способствует плавному, певучему звучанию

                                     мелодии?

 Да, мы с тобой в этой пьесе познакомились со штрихом легато.

А как этот штрих обозначается в учебнике? 

Даша показывает обозначение штриха.

Покажи на инструменте как надо его играть.

Теперь давай поговорим о музыкальном образе пьесы.

М.Ю.-о чем рассказывает мелодия пьесы?

Вспомни, мы об этом с тобой говорили. 

Даша рассказывыет историю девушки.

Так вот почему композитор применил в пьесе прием игры- штрих легато, чтобы передать

певучий характер музыки.

Твоя домашняя работа заключалась в том, чтобы исполняемая музыка звучала гладко, непрерывно, ты должна была добиться ровного исполнения восьмых длительностей в одном темпе, руки при этом должны быть гибкими, крепкие пальцы плавно переходят с одной клавиши на другую.

Также для передачи характера музыки используются восьмые длительности (для непрерывного звучания) и минорный ( печальный) лад.

М.Ю. играет пьесу, Даша внимательно слушает, затем ученица находясь под впечатлением от услышанной игры преподавателя еще раз  исполняет пьесу, стараясь максимально точно передать звучание и музыкальный образ музыки.

М.Ю.-теперь давай поработаем над следующей пьесой -«Воробей». Эту пьесу Даша тоже выучила напамять. Как ты занималась, чтобы нотный  текст был правильным,  игра музыки была ритмически точной, движения рук свободными.

Даша отвечает, как она учила домашнее задание, что отрабатывала: считала ноты, добивалась игры без остановак, особенно много раз учила ноты последней строчки, так как здесь были проблемы долгого поиска нот, как учила штрих стаккато.

 

Ученица самостоятельно напамять играет пьесу на фортепиано, слушает свое исполнение, показывает выполнение домашней работы. Затем вместе с учителем обсуждает игру, анализирует. 

М.Ю. спрашивает:- все сыграла правильно? (ноты, штрихи, ритм)

                                – в игре были ненужные остановки, ты допускала ритмические 

                                – неточности, ноты надо было играть подряд, путала ноты.

Давай поработаем над ровностью звучания мелодии, ее непрерывностью, я покажу как.

М.Ю. играет проблемные кусочки текста, показывает как они должны звучать, просит ученицу поиграть в медленном темпе, чтобы она успевала следить за нотами, правильно их считала вслух, соблюдая точный ритмический рисунок.

С первых шагов игры на инструменте детей надо сразу приучать к грамотному и аккуратному исполнению нотного текста. Процесс работы над пьесами требует правильного исполнения всех деталей текста:

  1. ноты и пальцы приучать видеть в совокупности;
  2. точность ритмического рисунка (приучать считать ноты вслух, затем про себя)
  3. правильное исполнение штрихов(научить детей разбираться в штрихах и уметь их играть на инструменте).

Я на уроках с первого класса обучения детей уделяю этому достаточно времени и внимания, развивая их внимательность, грамотное и аккуратное отношение к нотному тексту и игре на инструменте.

М.Ю. просит Дашу играть музыку и тихонько считать ноты без остановок переходя из такта в такт, чтобы избежать прерываний в мелодии, внимательно следя за нотами, штрихами, а также следить за изменением в звуковой динамике (крещендо и диминуэндо).

Будем играть в медленно-среднем темпе, с отношением, слушать свое исполнение. На уроке преподаватель уделила внимание правильной игре штриха стаккато, показала на инструменте как надо его играть, показала движение рук, указала на цепкость пальцев, так как у Даши наблюдалось во время игры вялые пальцы, отсутствие свободы в руках, неактивное исполнение штриха стаккато.

После того, как проучили ноты, штрих стаккато, ритм, поработали над свободой рук, перейдем к следующему этапу в работе-образному восприятию и исполнению пьесы.

М.Ю.- кто главный герой пьесы?

         – ты когда-нибудь наблюдала на улице за движениями воробья?

         – что он делает?

Даша отвечает:-прыгает, клюет крошки, иногда останавливается, но в основном все время в движении.

М.Ю.- получается воробей – непоседа. Композитор очень точно подметил и отобразил в своей пьесе движения воробья: его непрерывные  прыжки он изобразил, используя штрих стаккато и  короткие восьмые длительности, там, где воробей остановился и присел – нотки подлиннее – четвертные. Получается такая картинка: воробей сначала прыгает, потоп присел, снова прыгает, присел прыгает, чирикает и улетает.

М.Ю. иллюстрирует пьесу, наглядно показывает выразительное, образное исполнение.

Я попросила  Дашу нарисовать рисунок к этой пьесе для более образного  представления

главного героя пьесы-воробья.

Даша показывает рисунок, все присутствующие на уроке преподаватели рассматривают.

После диалога с ученицей, обсуждения деталей, а также под впечатлением от услышанной

игры преподавателя, Даша самостоятельно играет пьесу, стараясь грамотно передать нотный текст и  ее образное содержание.

Третья пьеса – «Обезьянки» из сборника пьес И. Корольковой «Крохе-Музыканту» ч.2

На данном этапе пьеса находится в стадии учения. Учим ноты, отрабатываем вторую строчку двумя руками. Соединение двумя руками Даше дается непросто, поэтому используем медленный темп, играем осмысленно, работаем над координацией. 

  Отмечу, что из сборника И. Корольковой «Крохе-музыканту» ч.1 мы с Дашей изучили достаточно много ансамблей, познакомившись с этой формой игры на фортепиано. 

  Пьесы из сборников И. Корольковой ч.1.2,3 отличаются доступным  музыкальным материалом, от простого к сложному, каждая имеет   название, что способствует более точному воспроизведению музыкально – художественного образа;

к каждой пьесе прилагаются  красочный рисунок и стихи, что также наилучшим образом развивает детскую фантазию и раскрывает художественное содержание произведений.

  Много ансамблевых пьес для игры с преподавателем, которые  развивают в учащихся все виды музыкального слуха: гармонического, полифонического, тембродинамического, дисциплинирует ритмику, помогает учащимся выработать технические навыки, доставляет детям огромное удовольствие.

   В ходе изучения пьесы «Обезьянки» выяснилось, что слабым звеном является вторая строчка, где ученица обьединяет ноты двумя руками на всех долях такта. Поэтому мы покажем, как работаем в этом направлении. Выясняем с Дашей причины, почему не получается игра одновременно двумя руками ровной, гладкой, без остоновок?:

Даша еще слабо знает ноты малой октавы, поэтому перед игрой повторяем ноты, находим их в нужном месте на инструменте; затем проучиваем отдельно ноты левой рукой, запоминаем направление звуков, далее – обьединяем левую руку с правой, слушаем, чтобы на всех четырех долях  руки двигались одновременно, успешно выполняя двигательную задачу –  их согласованную мышечную активацию.

  М.Ю.- преподаватели всегда должны помнить, что физиология детей младшего школьного возраста устроена так, что дети быстро устают, проявляется их неусидчивость за инструментом, внимание становится  рассеянным. Если вначале урока они внимательно слушают и выполняют поставленные перед ними задачи, то к концу урока наблюдается спад внимания и  активности в работе за инструментом. Поэтому не следует слишком долго засиживаться в изучении и игре над одной пьесой, надо понемножку поработать над каждой пьеской, поиграть  ученику другие произведения, почитать с листа, т.е. разнообразить форму урока. 

  Далее за инструмент садится Волкова Даша, которая обучается по предмету общее фортепиано третий год.

  М.Ю.-Даша приготовь ноты, дневник, сядь удобно, ноги поставь крепко на пол.

Ученица ответственная, серьезная, хорошие музыкальные данные, в этом учебном году приняла участие в двух конкурсах: в городском конкурсе  «Мой друг рояль»- где стала Лауреатом 3 степени; в региональном конкурсе «Мир фортепиано», где стала Дипломантом.

   В первом полугодии  Даша познакомилась и изучила произведения  европейских композиторов  Ф. Каттинга  и Ф. Куперена, выучив напамять  пьесы  куранта и  «Невинность». Во втором полугодии я расширила репертуар ученицы с целью его обогащения, развития художественного вкуса, развития образного мышления ученицы , включив в работу произведения  разных жанров и  стилей  композиторов  Л. Шитте, Э. Градески,  Л. Стрэббога.

  Все три пьесы разные по художественному содержанию, стилям, ритму, но их обьединяет 

позитивная энергетика, интересные образные характеристики, красивая, яркая музыка.

Перед тем, как Даша начнет играть, я озвучу, какие задачи поставила перед ней в работе над данными произведениями:

  1. изучить  различные  музыкальные стили  и формы исполнения;
  2. развить музыкально – эстетический вкус;
  3. развить пианистическую технику как средство достижения  музыкальной  вырази-

   тельности;

  1. работа над художественными образами;
  2. воспитание осмысленного исполнения произведения.

 

М.Ю.- Даша самостоятельно сыграет выученную  напамять пьесу  датского композитора Людвига Шитте «Танец гномов», продемонстрирует приобретенные знания, пианистические навыки, работу над  звуковыми контрастами.

  Даша играет пьесу, присутствующие слушают.

  М.Ю.- моей целью в работе с обучающейся было: раскрыть эмоционально, добиться выразительного звучания, совершенствовать технику игры, в полном обьеме раскрыть художественный замысел композитора, добиться свободы исполнения произведения.

Прежде, чем получить результат, мы с Дашей провели большую работу в освоении произведения: прослушали несколько видео – записей этой пьесы другими детьми, много анализировали, сравнивали, черпали информацию из интернета. 

 

М.Ю.- мы с тобой изучаем пьесу, где композитор использует сказочные образы, на уроках об этом разговаривали, обсуждали. Скажи, кто эти сказочные герои? Расскажи о них.

Даша рассказывает о героях пьесы – гномах. Далее она читает подобранное к пьесе стихотворение:

                            «Кто живет в уютных домиках?

                              Там живут, наверно, гномики,

                              Рано утром по – порядку

                              Все выходят на зарядку.

                              

 

                              Босиком бегут по травке,

                              Умываются росой

                              И едят они на завтрак

                              Гренки с сыром и фасоль.

 

М.Ю.- «Танец гномов» это пьеса-этюд, требующая от исполнителя  крепких пальцев, хорошей координации  рук, умения быстро переключиться  с одного характера на другой. В пьесе ярко отражены звуковые контрасты.

На начальном этапе работы над музыкальными образами я для точной передачи контрастов разделила произведение на смысловые кусочки, которые передают действия главных героев: первые два такта – гномы вышли из своего домика, идут по тропинке к озеру умываться, разговаривают (музыка звучит громко); следующие два такта- гномы испуганно оглядываются, прячутся (поэтому сразу музыка переходит на пиано); далее, середина текста- гномы резвятся, хохочут, купаются, играют друг с другом ( музыка исполняется бодро, весело, радостно); конец пьесы- гномы возвращаются домой по тропинке ( музыка контрастная, исполняется то громко, то тихо); два последних такта- гномы пришли домой, закрыли дверь, действие закончилось (играем очень тихо).

На уроке преподаватель просила ученицу играть крепкими, цепкими пальцами штрих стаккато, отрабатывали пальцевое стаккато, работали над звуковыми контрастами ( форте, пиано) по фразам, собирали кусочки текста в целое исполнение. На уроке постоянно преподаватель вела диалог с ученицей, заставляя активно работать ее мышление.

М.Ю.- Даша играет с отношением, обдуманно, но еще недостает эмоций, сопереживаний

характеру пьесы, больше надо играть цельно, собирать в единую образную картинку.

 

Вторую пьесу чешского композитора Эмиля Градески  «Мороженое» Даша самостоятельно сыграет напамять. Пьеса Даше нравиться, выучила ее быстро.

Даша играет произведение, демонсмтрируя  выученный нотный текст, ритмический рисунок синкопа, разные штрихи (легато, стаккато), передавая танцевальный характер музыки.

Все присутствующие слушают.

Далее преподаватель беседует с ученицей о композиторе произведения, его творчестве, его стиле.

  М.Ю.- Даша впервые знакомится с  музыкальным творчеством современного чешского композитора и педагога  Э. Градески. В своем творчестве он активно использует танцевальную музыку и джаз… «его веселый детский джаз». Его джазовые пьесы – просто праздник! В них он умело передает любые оттенки детского настроения, поэтому детям нравится его музыка, играют ее с удовольствием.

    Изучаемая пьеса написана в джазово- танцевальном стиле, в ней нас привлекло естественность исполнения и образность. Дашу надо развивать в этом направлении, так как ей нехватает свободы и яркости игры,  естественности выражения своих чувств (существует внутренняя зажатость).

  Стиль пьесы Даше нравится (дети любят джазовую танцевальную музыку, ее ритм, именно он открывает для них новый мир, мотивируя играть на инструменте).

Через это произведение она познакомилась с танцевальной музыкой американского танца рэгтайм и свойственному ему ритму синкопа, освоила этот ритм, новый образ – парк развлечений, атракционы, и как сладкое удовольствие- вкусное мороженое!

  Музыка имеет подвижный темп, веселый, праздничный характер, этому способствует тональность пьесы до мажор. Пьеса также способствует развитию у ученицы чувства ритма,  пульсации, устраняет мышечную зажатость ( предлагается к изучению для учащихся 8-9 лет)

  В пьесе на уроке отрабатывалось: четкость ритма синкопа, связность фраз и частей пьесы, ее зажигательный характер.

  На уроке преподаватель часто сама иллюстрировала  показ исполнения произведения, тем самым вдохновляя ученицу и побуждая ее творчески развиваться.

  Третья пьеса – этюд «Каникулы»  бельгийского композитора и пианиста романтической эпохи 18-20 веков Л. Стрэббога ( Гоббайертц).

Итоговая  цель работы над этюдом сыграть его бегло, легко, соблюдая метро-ритм, при этом исполнение мелодии в правой руке и аккомпанимента в левой должно быть слаженным и дополнять друг друга.

Чтобы достичь эту цель , нам надо упорно и грамотно учить текст пьесы, отработать ровное звучание шестнадцатых длительностей в правой руке по фразам, цезуры, добиться легкости звучания. 

  Даша правой рукой играет, показывает, как надо учить, добиваясь ясной артикуляции мелких длительностей,  затем играет аккомпанемент, выделяя сильную первую долю, быстро, активно работая пятым пальцем,  далее легко и тихо играя интервалы  (терции), при этом пальцы педагог советует держать близко к клавишам, чтобы успевать попадать на следующие клавиши. 

  Для быстроты и легкости игры преподаватель советует ученице поучить шестнадцатые ноты штрихом стаккато. Во время урока преподаватель часто наглядно показывала, как проучивать трудные места, какими способами, чтобы добиться желаемого результата.

Работа над пьесой продолжается, не все задачи еще выполнены.

В завершении урока подведены итоги, задано домашнее задание, поставлена оценка за урок.

 

Анализ урока:

 

Урок проведен в соответствии с намеченными целью и задачами. Преподавателем применены  основные образовательные технологии, используемые в процессе обучения:

личностно-ориентированная, дифференцированная, информационная, игровая.

Внимание учащихся было направлено на преодоление существующих текстовых ошибок, штриховых неточностей, а также  проблем исполнения пианистических  навыков, правильной посадке за инструментом. Сделан анализ и синтез исполняемых произведений над приобретенными на уроке умениями и навыками. Учащиеся внимательно слушали, следили и выполняли задания преподавателя, который для достижения поставленной цели использовал методы словесного и наглядного показа, а также метод самоанализа учащихся, сравнения и ассоциации. Данный урок является важным звеном в системной поурочной работе по воспитанию, образованию и приобретению правильных  пианистических навыков, развитию образного мышления, правильного представления о характере, стилях, формах музыкальных произведений.

 

Используемые ресурсы:

  1. «Секреты фортепианного мастерства. Мысли и афоризмы выдающихся музыкантов». М. «Классика», 2002г.
  2. Голубовская Н. «О музыкальном исполнительстве». Л. «Музыка», 1985г.
  3. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». М. «Классика», 2002г.
  4. И. Кочугова  «Крохе-музыканту» ч.1,2. Ростов-на Дону «Феникс» 2020г.
  5. Б. Милич  «Фортепианная игра». М. «Музыка», 2019

 

МБУ ДО « Детская музыкальная школа №7» г. Иркутска

 

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе Кошевая Т.С.___________

 

                                 

                                 

 

            

 

                                                        

                                 

                                                   

 

                                             

Обучение детей разной степени музыкальных способностей по предмету общее фортепиано. Работа над текстом, художественным содержанием, музыкальными образами, используя музыкально – теоретический материал, разные приемы и средства выразительности