Дементьева Ольга Анатольевна
воспитатель
МАДОУ детский сад №60, город Белово
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №144666
Всероссийский конкурс «Подготовка детей к школе» в соответствие с ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлые линии»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №144666


    

Весёлые линии

Дополнительная общеразвивающая программа

 

                                               

Программа направлена на развитие мелкой моторики рук и подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендована   воспитателям групп старшего возраста   дошкольных образовательных учреждений для организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………..…4

Учебно-тематический план……………………………………………………7

Содержание программы……………………………………………………….8

Критерии уровня развития показателей у детей старшего дошкольного

возраста…………………………………………………………………….…11

Методическое обеспечение…………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………………13

 

Пояснительная записка

Главная задача дошкольного обучения – научить детей

учиться развивать их умственные способности, не стремясь

при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский.

   Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

        Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

         На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие “лево”, “право”, “лист”, “строка”, “страница”, не укладывается в общий темп работы.

         Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

         Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе “Весёлые линии”.

          Воспитательно-образовательная деятельность в МДОУ № 60 «Теремок» осуществляется по образовательной программе, способствуя обогащению игрового опыта детей и развитию способностей каждого ребёнка, в том числе, мелкой моторики руки. 

Программа кружковых занятий «Весёлые линии» облегчит работу по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и подготовит руку к письму.

Курс кружковых занятий легко интегрируется в образовательный процесс и режим дня дошкольного учреждения.

Цель программы: формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через: развитие мелкой моторики руки ребенка, развитие слухового внимания, развитие графического воспроизведения.

Задачи:

  • развитие тонко координированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
  • развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
  • воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Программа реализуется в течении одного года.

Кружковые занятия проводятся один раз в две недели (19 занятий), продолжительность занятия – 30 минут.

Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.

Разделы программы:

  •  «Рисуем и штрихуем»
  • «Волшебный мир линий»
  • «Рисуем по клеточкам»

Работа ведётся в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.

При реализации программы применяются следующие приёмы:

  • рассматривание иллюстраций;
  • использование ТСО;
  • чтение художественной литературы;
  • показ воспитателя;
  • беседа;
  • рассказ;
  • творческие задания;
  • пальчиковые игры;
  • инсценировка;
  • объяснения.

Наиболее эффективными являются такие формы организации занятий:

  • игровые упражнения;
  • обсуждения;
  • выставки.

 

Ожидаемые результаты освоения программы 

Воспитанники будут:

  • уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме, выполнять штриховку соблюдая правила, ориентироваться в тетради, на строке и странице;
  • знать правила работы в тетради;
  • иметь представление о выполнении звукового диктанта

 

Учебно – тематический план

 

№ п/п Раздел. Тема. Всего часов Из них:
Теор. Практ. Контроль
1. Раздел 1. Рисуем и штрихуем 6 5 1
1.1 Осенний лес 1 1
1.2 Любимые фрукты 1 1
1.3 Грибы 1 1
1.4 Зимующие птицы 1 1
1.5 Дикие животные готовятся к зиме 1 1
1.6 Я и моя Родина 1 1

(оформление выставки)

2. Раздел 2. «Волшебный мир линий» 7 1 5 1
2.1 Мой город 1 1
2.2 Подводный мир 1 1
2..3 Любимые сказки 1 1
2.4 Посуда 1 1
2.5 Инструменты 1 1
2.6 Любимая семья 1 1
2.7 Мой друг 1 1

(игра – испытание)

3. Раздел 3. «Рисуем по клеточкам» 6 5 1
3.1 Весна пришла 1 1
3.2 Деревья, кустарники 1 1
3.3 Мир насекомых 1 1
3.4 Цветы 1 1
3.5 Здравствуй. лето! 1 1
3.6 Удивительные рисунки! 1 1

(выставка)

Итого: 19 1 15 3

 

Содержание программы

 

РАЗДЕЛ 1. Рисуем и штрихуем (6 часов) направлен на получение воспитанниками знаний и умений о правилах штриховки; обучение различным способам штрихования.

1.1 Занятие «Осенний лес» направлено на закрепление умения обводить предмет, обучение штрихование справа на лево.

Как выглядит осенний лес. Составление осеннего пейзажа; Пальчиковая гимнастика «Прогулка в лес»; Показ и выполнение штрихования.

1.2   Занятие «Любимые фрукты» направлено на получения детьми знаний о правилах штриховки; обучение различным способам штрихования.

Игра «Узнай по описанию»; Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»; Выполнение упражнений для повторения сторон; показ и выполнения штрихования.

1.3 Занятие «Грибы» направлено на развитие зрительного внимания и обучения разным способам штрихования.

Пальчиковая игра «Лукошко»; Раскрась только гриб; Игра инсценировка «Под грибом»; показ и выполнение штрихования.

1.4    Занятие «Зимующие птицы» направлено на формирование умения выполнять штрихование в разных направлениях.

Отгадывание загадок про птиц; Раскрась только птицу; Игра «Покорми птицу»; Показ и выполнение штрихования.

1.5 Занятие «Дикие животные готовятся к зиме» направлено на продолжение формирования умения выполнять штрихование в разных направлениях.

Организационный момент игра «Найди лишнее слово (не родственное)»; Раскрась только животное; Пальчиковая игра «Зайцы»; Показ и выполнение штрихования.

1.6 Занятие «Я и моя Родина» направлено на выявления приобретённых умений и оформления выставки. 

Прослушивание гимна России; Игра «Собери флаг и герб»; Штрихование флага России разными способами; Выставка работ. 

 

РАЗДЕЛ 2. Волшебный мир линий (7 часов) направлен на получение воспитанниками знаний и умений о правилах рисования узора, предмета непрерывным движением руки; овладение строчкой.

2.1    Занятие «Мой город» направлено на формирования знаний выполнения узора непрерывным способом.

«Прогулка по городу»; Беседа о достопримечательностях города; Показ выполнение рисования непрерывная движения; Выполнение узора детьми.

2.2    Занятие «Подводный мир» направлено на формирования выполнения рисунка не отрывая руки.

Пальчиковая игра «Рыбки»; Игра «У кого, что»; Показ и выполнение рисунка без отрыва руки от листа.

2.3     Занятие «Любимые сказки» направлено на формирование умения детьми изображать узоры в строчке.

Пальчиковая игра «Мир сказок»; Игра «Сказочный зонтик»; Выполнение рисунка без отрыва руки от листа; показ пальчикового театра по желанию детей.

2.4 Занятие «Посуда» направлено на закрепление умений детьми выполнять рисунок непрерывным движением руки и выполнения узора в строчке.

Игра «Вспомни сказку, где встречается посуда», Рисование вазы; Пальчиковая игра «Мы принимаем гостей»; Выполнение узора в строке. 

2.5   Занятие «Инструменты» направлено на формирования умения детьми выполнять разнообразные движения руками.

Пальчиковая игра «Строим дом»; Выполнение нитяного узора; Игра «Сделай так же»; Выполнение узора в строке. 

2.6   Занятие «Любимая семья» направлено на закрепления умения выполнять рисунок в строке, непрерывными движениями.

Игра «Какая, какой, какие»; Выполнения рисунка-подарка; Пальчиковая игра «Дружба»; Выполнения узора в строчке.

2.7   Занятие «Мой друг» направлено на поддерживания интереса к правильному выполнению рисунка и умению видеть строку.

Сценка «Буратино и Мальвина»; Лучшее выполнение пальчиковой игры; Соединим точки и увидим изображение; Самая ровная дорожка; Подведение итога.

РАЗДЕЛ   3. Рисуем по клеточкам (6 часов) нацелен на развитие у детей слухового внимания и умения выполнять графические диктанты.

3.1    Занятие «Весна пришла» направлено на закрепление у детей умений работать с ножницами и дорисовывать картинку по клеточкам.

Вырежи и составь картину «Весна»; Ритмическая пауза «Ветерок»; Дорисуй половинку рисунка по клеточкам.

3.2     Занятие «Деревья, кустарники» направлено на развитие умений выполнять графический диктант

Игровой момент «С какого дерева листок»; Раскрась только деревья; Составь слово из первых звуков слов; Графический диктант «Дерево».

3.3     Занятие «Мир насекомых» направлено на формирование правильного выполнения графического диктанта, развития слухового внимания.

Игра «Назови лишнее слово»; Дорисуй половинку по клеточкам; Пальчиковая гимнастика «Бабочка»; Работа в тетрадях в клетку «Продолжи ряд».

3.4       Занятие «Цветы» направлено на развитие интереса к выполнению заданий в тетрадях в клетку; повышения уровня развитии мелких мышц руки.

Загадывание загадок про цветы; Графический диктант; Раскрась цветок; Расскажи о своём цветке.

3.5        Занятие «Здравствуй. лето» направлено на закрепления умения выполнять диктант по клеточкам, развития внимания.

Слушание щебетания птиц; Игра «Закончи предложение»; Работа в тетрадях в клетку «Продолжи ряд»; Ритмическая гимнастика; Срисуй по клеточкам.

3.6    Занятие «Удивительные рисунки» направлено на выявления умений выполнять графические диктанты.

Игра «Мы выросли»; Беседа, что мы умеем; Выполнение графического диктанта; Пальчиковая игра «Дружба»; Работа в тетрадях «Срисуй по клеточкам».

 

Критерии уровня развития показателей у детей старшего дошкольного возраста

 

Дети умеют:

  • Чётко выполнять пальчиковую гимнастику.
  • Выполнять штриховку, соблюдая все её правила.
  • Правильно выполнять звуковой диктант.
  • Правильно держать в руке ручку.
  • Ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Выполнять ровные линии в тетрадях.

 

Сформированы – выполняет правильно,

Находятся в стадии становления – имеет не большие трудности,

Не сформированы – не выполняет.

 

Дети знают:

  • Правила гигиенических требований для письма.
  • Стихотворные тексты пальчиковой гимнастики.

 

Сформированы – выполняют правильно,

Находятся в стадии становления – имеет не большие затруднения,

Не сформированы – не выполняет.

 

Методическое обеспечение 

 

  1. Учебно-методические пособия:
  • Специальная, методическая литература;

(См. список литературы)

  • Дошкольные прописи;
  • Хрестоматия для детей 6-7 лет.
  1. Материалы из опыта работы:

Дидактический материал:

  • Плакат «Как сидеть во время письма»,
  • Схемы для вырезывания,
  • Аудиозапись: «Дождик», «Морской прибой» «Трели птиц».

Наглядный материал:

  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу,
  • Всевозможные шнуровки,
  • Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.),
  • Набор мелких игрушек. бусинок, камушек для выкладывания узоров;

Оборудование:

  • Учебная доска,
  • ТСО.

 

Литература

  1.   Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения, – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с. – (Логопед в ДОУ)
  2.   Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5 – 7 лет, – М.: ВАКО, 2004, – 144с. – (Мастерская учителя
  3. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада. – СПб.:  Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.: ли.
  4. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / Ольга Новиковская, – изд. 3-е. доп. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. – 235, [5] с.: ил, ISBN 978-5-17-041217-4 
  5. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 127, [1]с. ISBN 5-17-007095-0, ISBN 5-271-02156-4
  6. Узорова О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования /О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 102, [2] с.: ил.
  7. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ XXIвек», 2007. – 186 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»). ISBN 978-5-7905-4908-3, ISBN 978-5-91213-014-4

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлые линии»