Селюкова Лариса Николаевна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ 8 с.Тугулук Грачёвский МО Ставропольский край
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №144824
Всероссийский конкурс «Мой педагогический опыт», в рамках федерального проекта Учитель будущего
Наименование конкурсной работы: «Технология эффективной подготовки к ГИА по русскому языку»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №144824


С самого начала  введения итоговой аттестации в новой форме учителей, учащихся, родителей интересуют вопросы подготовки и сдачи  государственного экзамена. Поэтому тема подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку в настоящее время – одна из самых актуальных.

       Итоговая аттестация – это одна из оценок эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя, оценка соответствия уровня подготовки выпускника образовательным стандартам, наконец, оценка учительского труда. И чтобы пройти эту проверку успешно, необходимо тщательно и со всей ответственностью подойти к подготовке к экзамену как обучающемуся, так и самому преподавателю.

       Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.  У каждого учителя вырабатывается своя методика подготовки обучающихся к экзамену. Но всех нас объединяет одно: результат. И это не только успешная сдача выпускниками ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, а прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к языку, владеющей письменной и устной речью. Согласно концепции ФГОС, компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи  в социальном, профессиональном и личностном контексте. 

       Объектом контроля на итоговой аттестации являются не отдельные знания, умения, навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию:

– лингвистическую, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

– языковую, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

       Исходя из своего опыта, я пришла к выводу о том, что в курсе русского языка в основной школе следует большое внимание уделять практическому овладению языковыми нормами. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе только планомерной и систематической работы.

       Как же сделать так, чтобы государственная  итоговая аттестация была успешной? Я считаю, что успешно пройти ГИА по русскому языку возможно лишь при эффективной подготовке на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс. В своей работе по предметной подготовке обучающихся к экзамену я выделяю следующие направления:

– развитие мотивации и целеполагания;

– формирование умения выполнять задания разного уровня;

– развитие самоконтроля;

– формирование уверенности и положительной самооценки.

       Моя система подготовки к ОГЭ состоит из нескольких этапов. Первый из них – написание сжатого изложения, над которым обучающиеся начинают  работать уже в 5 классе.

       Для успешного выполнения этого нелегкого задания требуется формирование особых навыков работы с текстом: умение слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Я стараюсь воспитать ученика внимательным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить разные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. На уроках включаю задания, которые способствуют

расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по лексике: определению лексического значения слова, различению контекстных значений многозначных слов, расширению словарного запаса учеников, знакомству с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены. Специальные упражнения помогают ученику опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткой передачи содержания текста, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста, использования авторских ключевых слов и словосочетаний.

       Ставлю перед учениками задачу добиться построения текста с максимально выраженным смыслом при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким, но не бедным по содержанию; нет необходимости сохранения авторского стиля; употребление лексики и фразеологии свободное.

       В 5 классе первую половину года учу ребят «слышать» абзацы в тексте, выделять самое главное, составлять план текста. Работа ведётся следующим образом: сначала пятиклассники прослушивают текст полностью и отвечают на вопросы: «О чём этот текст? Как бы вы его озаглавили? Как вы думаете, на сколько частей его можно разделить? Какие это части?» Как показывает опыт, большинство ребят легко справляются с этим заданием.

       Затем прослушиваем текст по абзацам, выделяя в них самое главное, и озаглавливаем каждую часть. В результате этого появляется план текста, предложенного для изложения. При третьем прочтении (тоже по частям) записываем ключевые слова. На этом этапе происходит знакомство с особенностями текстов различных типов речи. Отмечаем, что для текста типа

повествование ключевыми словами будут глаголы, для рассуждения – глаголы и существительные, для описания – прилагательные и существительные.

     После четвёртого прочтения учащиеся самостоятельно воспроизводят текст.

       Следующим этапом работы над изложением является создание связного текста, так как именно отсутствие связи между частями есть самая распространённая ошибка.

       Новый учебник по русскому языку для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.), переработанный в соответствии с ФГОС ОО, реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагает  формирование лингвистической и коммуникативной компетенций. Учебник содержит хороший материал по подготовке учеников к сжатому изложению. Так, на материале упр. 127 (1 части) дети учатся сжато, в 3-5 предложениях,  излагать содержание текста. При этом ребята знакомятся с памяткой «Как готовиться к сжатому изложению» (в «Приложении»). В учебнике содержится большой объем сведений культурологического характера; на основе таких текстов ученики не только расширяют свой кругозор, но и развивают речь, учатся передавать полученную информацию в сжатом виде. Также с целью формирования ключевых компетенций использую пособие А. Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

       Таким образом, такая работа в течение 5 класса позволяет учащимся овладеть навыками, необходимыми для написания сжатого изложения.

      

       Обучение написанию сжатого изложения продолжается и в 6-7 классах по тому же принципу, только с каждым разом сокращается количество прослушиваний текста. На уроках русского языка ребята знакомятся с приемами компрессии текста и учатся сокращать текст. Успешно и с большим интересом они работают над заменой однородных членов обобщающим словом, прямой и диалогической речи косвенной.

       В 7-8 классах предлагаю уже сжатое изложение в аудиозаписи. Такая система подготовки к изложению позволяет учащимся уже в 8 классе после двукратного прослушивания без труда воспроизводить текст, выбирать из него главное и создавать на его основе свой связный текст.

Формы и приемы работы с учащимися при подготовке к сжатому изложению:

  1. Упражнения на сжатие текста, упражнений учебника.
  2. Составление цитатных планов, конспектов статей учебника литературы.
  3. Аудиодиктанты (как текстовые, так и словарные).

Содержательные приемы компрессии текста:

  1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
  2. Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Языковые приёмы компрессии исходного текста:

  1. Замена: 

а) замена однородных членов обобщающим наименованием; 

б) замена фрагмента предложения синонимичным выражением; 

в) замена предложения или его части указательным местоимением; 

г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; 

д) замена сложноподчинённого предложения простым предложением.

  1. Исключения: 

а) исключение повторов; 

б) исключение фрагмента предложения; 

в) исключение одного или нескольких синонимов.

  1. Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций).

Алгоритм работы учащихся над сжатым изложением:

  1. Прослушайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему и идею текста. (О чем текст? Что хотел сказать автор?)
  3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений:
  • в повествовании – начало событий, ход его, кульминация, конец;
  • в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки;
  • в рассуждении – общие положения, аргументы, доказательства, вывод.
  1. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
  2. Выберите способ компрессии для каждой части текста.
  3. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
  4. Проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения.
  5. Перечитайте полученный текст и посчитайте количество слов (не менее 70 слов).
  6. Проверьте изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

       Такая система работы помогает решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся: языковой, лингвистической, коммуникативной; позволяет ученикам преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

       Следующий этап – тестовые задания. Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид работы, как тестирование, начиная с 5 класса, для проверки знаний определений и правил, для проверки сформированности умений применять знания при решении практических задач. 

       Практика показала, что тестирование – одна из излюбленных форм работы ребят. Учащиеся с интересом решают тесты, когда они демонстрируются на большом экране, с использованием анимации. Класс даёт ответ, а затем правильный вариант ответа автоматически выделяется на экране. По такому принципу можно осуществлять постепенную, поэтапную подготовку ребят к итоговому экзамену по темам, пройденным в течение школьного курса. 

       На своих уроках применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Это даёт возможность усовершенствовать процесс преподавания и обучения, повысить мотивацию, вести мониторинг достижений учащихся. 

       В период обучения русскому языку с 5 по 7 класс можно осуществлять изучение грамматических и морфологических норм русского языка, разделов «Орфография», «Лексика и фразеология».  Велико удивление ребят, когда в 5-7 классах они обнаруживают, что могут уже выполнить часть заданий ОГЭ. Я думаю, что такой прием позволяет предупредить страх перед ОГЭ и ЕГЭ, который испытывают учащиеся, впервые увидев КИМы, а еще помогает дать понять значимость материала, изучаемого уже в 5 классе: например, выделить грамматическую основу в предложении.  По окончании седьмого класса можно предложить учащимся итоговый тест по заданиям 2-8 ОГЭ по русскому языку.

       На уроках русского языка и литературы провожу работу по опознаванию и употреблению в речи художественно-выразительных средств языка.  Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функций в тексте необходимо не только при подготовке к ОГЭ, но ещё и в расчёте на перспективу сдачи ЕГЭ в 11 классе. Например, при изучении темы «Прямое

и переносное значение слов» в 5 классе школьники знакомятся с понятиями «метафора», «олицетворение», а при изучении темы «Второстепенные члены предложения. Определение» с таким художественно-выразительным средством речи, как эпитет. Создавая тексты изложений, сочинений, ребята также учатся использовать в своей речи художественно-выразительные средства языка.

      Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах.  Для учащихся 5-8 классов приобрела пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ. В 9-11 классах работаем по учебно-методическим пособиям разных издательств и пособиям, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Они позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома,

осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, составлять свои тестовые задания.  В своей работе использую различные дидактические пособия, содержащие разнообразный разноуровневый материал по всем темам курса русского языка: «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык»/ Составитель Н.В. Егорова, «Тестовые задания по русскому языку»/Автор А. Б. Малюшкин, «ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты/ Под редакцией И.П. Цыбулько, а также материалы Интернета, электронные ресурсы (тренажёры, презентации, сайты «Saharina.ru», «Капканы ОГЭ», «По уши в ГИА» и др.). 

       К высокому уровню сложности относится сочинение-рассуждение, без качественного выполнения которого невозможно претендовать на высший балл. Третья часть содержит три альтернативных творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно:

1) сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;

2) сочинение-объяснение своего понимания фразы или фрагмента из текста;

3) сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

       Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. 

       Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему, часто невпопад пользуются шаблоном, видимо, выучивая клише наизусть и не понимая смысла, содержащихся в нём слов. 

       Сегодня очевидно для всех, что подготовку к сдаче экзаменов нужно начинать в среднем звене. Уже в 5-8 классах необходимо формировать навыки написания сочинения-рассуждения, чтобы успешно выполнить творческую часть экзаменационной работы. 

       В программу 5 класса по русскому языку входит знакомство с типом речи – рассуждение. При знакомстве с рассуждением даю задание: составить текст на тему: «Почему я ученик пятого класса?» Такая тема не представляет для ребят труда. Они с лёгкостью формулируют тезис, приводят аргументы и делают вывод. Затем отрабатываем эти умения, анализируя тексты разных типов речи. Пятиклассники не только учатся находить черты разных типов

речи в тексте (что пригодится им при выполнении задания ЕГЭ в 11 классе), но и расчленять текст на его составные части. Учимся, прежде всего, в тексте, построенном по типу рассуждение, находить тезис, аргументы, вывод:

1) Тезис (утверждение, которое нужно доказать: почему так, а не иначе).

2) Аргументы (доказательства, обоснования, доводы, примеры).

а) ……………. ;

б) ……………. ;

в) ……………. ;

3) Вывод (Что из этого следует?).

      В 5 классе начинаю знакомить ребят с различными лингвистическими понятиями. Это знакомство происходит в ненавязчивой форме, но позволяет пятиклассникам осознать роль лингвистики в тексте. Задаю ребятам написать сказку на различные лингвистические темы. Например, при изучении темы

«Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова» прошу написать продолжение сказки по данному началу: 

«В далёкой и загадочной стране Лексика, которую населяли умные, красивые, добрые и великодушные жители, жили-были Эпитет и Метафора. Жили они дружно, бед не знали. Но однажды король той страны Лексикус устроил большой бал. Со всех краёв были созваны гости. Пригласили, конечно же, и Метафору с Эпитетом. Собрались гости в огромном, пышном зале, где был накрыт роскошный стол, стали рассаживаться по местам, отведённым каждому гостю по приказу короля. Два места возле себя: справа и слева – король оставил для Метафоры и Эпитета. Да вот беда: кто из них важнее, кого посадить по правую руку, а кого слева. Начался спор…»

       Продолжите сказку, ответив на вопрос: «Для чего нужны метафора и эпитет?» Приведите аргументы, доказывающие вашу правоту.

       Поскольку в 6 и 7 классах изучается морфология, то подобные сочинения можно давать и в этих параллелях при закреплении тем. Кроме того, в учебнике русского языка (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.) также есть задания, которые помогают формировать у учащихся навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В упражнении 158 учащимся даётся задание подобрать собственные примеры с причастными оборотами из прозаических произведений А.С. Пушкина, который писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей…» То есть, ученикам предлагается тезис, и они должны проанализировать подобранные фрагменты из произведений А.С. Пушкина с учётом оценки им роли причастия и требований к языку прозы.

       В 6 классе начинаю обучать ребят писать сочинение по предложенной фразе. Учу шестиклассников расчленять фразу на составные части, объяснять их и подбирать аргументы.

       В 7 классе учимся писать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста, находить в нём аргументы для доказательства сформулированного утверждения.   

    

       Учащиеся 8 класса составляют сочинения-рассуждения на темы: «Опасны или не опасны прозвища?», «Что такое милосердие?», «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?» Здесь уже предлагается привести пример из жизни или литературного произведения.

       При изучении параграфа «Обстоятельства. Основные виды обстоятельств» в упражнении 199 ученикам предлагается найти в тексте устаревшие слова и выражения и определить, с какой целью они используются в ораторской речи. Данное задание также можно выполнить в виде сочинения-рассуждения о роли устаревших слов.

       В 8-м классе при прохождении темы «Словосочетание» ученикам можно предложить следующие темы сочинений из сборника И.П. Цыбулько:

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.И. Постниковой:

«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

       Следующим этапом в отработке навыков написания сочинения – рассуждения является выполнение творческих заданий продуктивного типа. Задания могут быть как коллективные, групповые, так и индивидуальные, могут быть организованы и статистические пары по принципу: сильный – слабый. Групповая работа позволяет каждому чувствовать себя раскованно и

работать в индивидуальном темпе, а также формировать оценку своих личностных возможностей и способностей.

       При подготовке к сочинению используются такие виды работ:

  • работа с толковым словарем по объяснению понятия;
  • организация диалога по проблеме;
  • объяснение высказывания (афоризма) выдающихся людей (писателей, поэтов), пословицы, фразы из литературного произведения;
  • устное сочинение, составляемое под руководством учителя;
  • работа в группах по 3 человека: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3 – пишет заключение;
  • редактирование, взаимопроверка сочинения, коллективный анализ и др.

       Последовательная, системная работа по анализу и созданию текстов на уроках русского языка и литературы ведет к успеху учащихся при выполнении творческой работы на экзамене.

       Большое значение при подготовке к экзамену имеет своевременная корректировка результатов, организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. От четкого и правильного «диагноза» уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к экзамену по русскому языку.

       В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы  по русскому языку». Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить задания экзаменационной работы, выявить явные пробелы по предмету, заполнить «Лист учета ошибок», составить вместе с учителем индивидуальный маршрут. Такую работу провожу  в течение всего учебного года с целью выявления динамики развития.

       Для каждого учащегося предлагаю картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык. Контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе

по ликвидации пробелов. 

       Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.

       Хотелось еще отметить, что использование новых информационных технологий дает возможность любому учителю разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения, улучшить усвоение нового материала. Исходя из своего опыта, могу сказать, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА». В 7-9 классах ученики выполняют различные тесты в режиме on-line на сайте: http://www.saharina.ru/metod/gia. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. Использование перечисленных сайтов на уроке позволяет познакомиться с каждой темой в течение 10-15 минут. Остальное урочное время уходит на решение практико-ориентированных задач.

       Итак, все три части экзаменационной работы связаны между собой и воспроизводят логику познавательной деятельности учащихся, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком, что и предусмотрено ФГОС ООО. 

       Предложенные мною формы и методы подготовки к государственному экзамену направлены на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом ориентирована на формирование умений восприятия содержания и проблем текста, которая помогает определить его проблему, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины, подбирать аргументы для доказательства. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

       Работа по подготовке учеников к экзаменам – это долгий, кропотливый труд, но, как сказал когда-то Леонардо да Винчи, «если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы».

«Технология эффективной подготовки к ГИА по русскому языку»