Игнатьева Марина Васильевна
Учитель-логопед
МАОУ СОШ № 81 г. Перми
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №144835
Всероссийский конкурс «Все начинается с логопеда (дефектолога, педагога)», в рамках реализации федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: «Все начинается с логопеда»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №144835


 

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Мастер – класс для родителей обучающихся

«Развитие психомоторных способностей детей с общим недоразвитием речи»

Разработчик: 

Игнатьева Марина Васильевна

Учитель-логопед МАОУ «СОШ №81»

Пермь, 2024

Содержание

 

Пояснительная записка………………………………………………………………………………3

Технологическая карта………………………………………………………………………………6

Ход мастер-класса……………………………………………………………………………………..8

Приложение 1……………………………………………………………………………………………11

Приложение 2……………………………………………………………………………………………12

 

Пояснительная записка

 

Актуальность данной работы определяется тем, что моторное развитие ребенка протекает в тесной взаимосвязи с развитием его высших психических функций, в том числе и речи. Развитие психомоторных способностей воздействует на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза и способствует активизации всех высших психических функций, речи и интеллекта ребенка.

Многочисленную группу детей старшего дошкольного возраста составляют дети с общим недоразвитием речи. Это дети, у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. В настоящее время преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из наиболее сложных проблем, а поиск эффективных средств формирования их речевого развития является одним из актуальных направлений образовательной деятельности. 

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточность развития моторной сферы, о чем свидетельствуют труды таких ученых как Левина Р. Е., Лопатина Л. В., Мастюкова Е. М., Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. и другие. Также дети данной категории сталкиваются с различными трудностями в обучении и коммуникации, что влечет за собой необходимость применения комплексного подхода в осуществлении коррекционно-развивающей деятельности. 

Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка. Произвольность психических функций, деятельности и поведения становятся основной характеристикой дошкольника и необходимым условием для его успешного перехода на новую ступень социального развития. Поэтому очень важно именно в период дошкольного возраста уделять серьезное внимание психомоторному развитию детей с общим недоразвитием речи. 

 

Проблема: Во ФГОС дошкольного образования речевое развитие выделено как основная образовательная категория. Речь является базой для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и игровой. Проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, поскольку процент дошкольников с разнообразными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Не скомпенсированные речевые нарушения могут привести в будущем к школьной неуспеваемости, так как недостаточно сформированные речевые компоненты и психические функции в дошкольном возрасте оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в совершенно новых для детей школьных условиях.

 

Цель: ознакомление родителей с приемами психомоторного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи: 

  1. Обосновать актуальность проблемы; 
  2. Раскрыть определение общего недоразвития речи; 
  3. Определить взаимосвязь речевого и психомоторного развития детей;
  4. Представить приёмы психомоторного развития детей с общим недоразвитием речи.  

Время: 20 минут. 

Участники: родители обучающихся.

Оборудование: зеркала; су-джок мячики; карандаши; карточки «обведи по контуру»; пальчиковый театр; шарики для пинг понга; моторная доска.

Вид занятия: практическое занятие.

Метод обучения: словесные, наглядные, практические методы.

Учебно-методическое обеспечение: упражнения для развития мелкой моторики; комплект артикуляционной гимнастики; дыхательная гимнастики.

Ожидаемые результаты мастер-класса: осознание каждым участником мастер-класса эффективности приемов двигательных упражнений для развития речи детей и дальнейшее их использование в домашних условиях.

 

Источники информации:

  1. Кольцова М. М., Рузин М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Изд.-У-Фактория,2016.,228с.
  2. Морозова И. С. Гарусова О. М. Психомоторное развитие дошкольников. Издательство: НКЦ,2016.128с.
  3. Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. Издательство: Детство-Пресс, 2023. 28с.
  4. Нищева Н. В Веселая пальчиковая гимнастика.  Издательство: Детство-Пресс, 2017. 32с.
  5. Нищева Н. В Веселая мимическая гимнастика. Издательство: Детство-Пресс, 2017. 32С.
  6.  Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. Издательство: Детство-Пресс, 20177 28с.
  7. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Издательство: ФЕНИКС,2012, С. 27.
  8. Панина Н. А. «Су-джок терапия» издательство: Рипол-классик, 2017.256с.

 

Технологическая карта

 

п/п

Этапы, время Время (мин.) Задачи, решаемые на этапе Содержание этапа Методы  Средства обучения Предполагаемый результат
I Организационный момент 1 Создание позитивной атмосферы для деятельности Приветствие. 

Представление.

Проверка готовности к мастер-классу.

Слово преподавателя. Презентация. Слайд 1. (см. приложение 1). Готовность к работе всех участников мастер-класса. 
II Актуализация  3 Мотивация слушателей к участию в мастер-классе Актуальность темы.

Постановка цели мастер-класса.

Беседа.  Презентация. Слайд 2–5 (см. приложение 1). Сформированы представление о взаимосвязи моторного и речевого развития детей.
III Практическая часть  14 Объяснение алгоритма проведения двигательных упражнений Демонстрация и отработка упражнений для развития моторики.  Практическая работа. Дидактический материал (су-джок мячики, моторная доска, мячики для пинг понга, пальчиковые игры, карточки-контуры, карандаши, пальчиковый театр) Познавательный интерес к теме мастер-класса.

Передача педагогического опыта на практике.

Осознание каждым участником эффективности приемов двигательных упражнений для развития речи детей.

IV Рефлексия  2 Подведение итогов мастер-класса Самооценка деятельности участников мастер-класса. 

Буклеты-советы родителям.

 (см. Приложение 2).

Беседа. Презентация. Слайд 6–8  (см. приложение 1) Высказывание собственного мнения участниками мастер-класса по результатам совместной деятельности. 

Удовлетворенность участников о проделанной работе.

 

Ход мастер-класса для родителей

 

  1. Организационный момент: Уважаемые родители, я рада 

приветствовать Вас на мастер-классе, посвященному речевому развитию детей. Сегодня мы поговорим о взаимосвязи развития речи ребенка с его двигательной активностью.

  1. Актуализация: речь — это сложный психический процесс передачи 

информации опосредованным языком.  

Речь влияет на общее развитие ребенка и становление его личности в целом. В последнее время отмечается стремительный рост числа детей с речевой патологией. Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи — это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Основными признаками общего недоразвития речи являются:

  • позднее начало развития речи,
  • замедленный темп речевого развития,
  • ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас,
  • нарушение формирования грамматического строя речи,
  • нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Для детей с ОНР характерна недостаточность в двигательной сфере.

Двигательная недостаточность детей выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точных дозированных движений, в снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности вызывают выполнение движений по словесной инструкции, задания по пространственно-временным параметрам. Наблюдается недостаточность формирования мелкой моторики пальцев рук. 

О взаимосвязи развития речи и двигательных функции говорили такие ученые как: Мастюкова Е. М., Кольцова М. М., Озеров В. П., и др. Взаимосвязь развития моторной сферы ребенка с развитием его высших психических функций называется психомоторика. Развивая двигательную сферу, мы можем способствовать не только развитию речевой функции, но и развитию внимания, памяти и мышления детей.

В логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи крайне важно учитывать благотворное влияние движений на развитие речи и других психических процессов, особое внимание следует уделять формированию тонких движений пальцев рук.

 

  1. Практическая часть. 

Сейчас мы с Вами вместе выполним некоторые 

упражнения, которые Вы можете выполнять в дальнейшем с Вашими детьми: 

  • артикуляционная гимнастика («заборчик», «хоботок», «качели», часики» «грибок», 
  • дыхательная гимнастика (вдох через рот/ нос, выдох через рот; «забей мяч в ворота»
  • упражнения для развития мелкой моторики («положи указательный палец на средний и наоборот, соедини большой и указательный палец в кольцо», лепка из пластилина, работа с бусинами, вырезание ножницами и т. д.;  
  • развитие межполушарного взаимодействия (отработка узоров двумя руками одновременно);
  • массаж рук и пальцев можно проводить с помощью су-джок мячиков, с помощью карандаша. 
  1. Рефлексия. 

Уважаемые родители, я надеюсь, что данный мастер-класс был для Вас полезен и Вы сможете самостоятельно с ребенком дома развивать мелкую моторику, и тем самым способствовать его речевому развитию. Я предлагаю Вам сыграть в игру с мячом: принимая мяч, Вы высказываете свое мнение о мастер-классе, отдавая мяч, Вы можете задать интересующий Вас вопрос. И в завершение нашей встречи хочется раздать Вам буклеты-советы для активизации речевого развития Вашего ребенка.

Спасибо за внимание!

 

Приложение 1. 

Презентация.

 

Приложение 2. 

 

Советы родителям для активизации речевого развития ребенка

  1. Говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции : Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! 
  6. Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его неуспехах.

9.Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).

  1. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока», используйте различные массажные мячики и шарики.
  2. Рисуйте вместе с ребенком, играйте в пальчиковый театр, выполняйте ритмичные движения под музыку с проговариванием слов.

Главное – помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни!

«Все начинается с логопеда»