Лях Елизавета Валерьевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦДТТ «Юный техник» город Краснодар
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №144895
Всероссийский конкурс «Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия по теме «Новогодняя композиция в технике пластилинографии»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №144895


Конспект занятия по теме 

«Новогодняя композиция в технике пластилинографии»

Занятие по теме «Новогодняя композиция в технике пластилинографии» является одной из тем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Я познаю мир».

Возрастная аудитория: 7-12 лет.

Цель: создать рельефное изображение по теме «Новый год».

Задачи:

– дать представление о таком виде скульптуры как барельеф;

– изучить различные манеры работы в технике пластилинография;

– развитие мелкой моторики;

– развитие творческого мышления;

– усовершенствовать навыки работы с пластилином;

– выявить и дополнить ассоциативный ряд по теме «Новый год»;

-закрепить базовые знания по цветоведению, формообразованию, композиции;

– развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: ноутбук педагога, проектор, заготовки из картона различной формы и цвета, записки с темами задания, пластилин.

 

Ход занятия

 

Настоящий конспект занятия представлен в виде таблицы, в которой отражены все основные моменты учебного занятия: этапы занятия, цель каждого этапа, технологии проведения, содержание педагогического взаимодействия и результаты.

 

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Технология, метод, прием Содержание педагогического взаимодействия Результаты
Деятельность педагога Деятельность обучающихся
1. Организационный момент (этап мотивации) Подготовка обучающихся к работе на уроке Игровые технологии, беседа Спрашивает у обучающихся о том, как они готовятся к празднованию Нового года дома\в школе. Предлагает вынуть из мешочка картонные заготовки Отвечают на вопрос педагога, по очереди достают заготовки случайной формы и цвета Создание атмосферы доверия, способность к саморегуляции, воспитание норм коллективного общения как с одногруппниками, так и с педагогом
2. Актуализация опорных знаний и умений Повторение пройденного материала: активация мыслительных операций и познавательных процессов Диалогический метод, фронтальный опрос Педагог предлагает вспомнить предыдущий опыт лепки: этапы выполнения и правила работы с пластилином. При необходимости дополняет ответы Обучающиеся по очереди описывают свои изделия и методику их выполнения Настрой на рабочий лад, обмен опытом в изготовлении изделий из пластилина, систематизация этапов и приемов по опыту предыдущей работы
3. Определение темы и цели занятия Обеспечение мотивации для принятия цели познавательной деятельности творческого характера Диалогический метод, иллюстративный метод Ознакомление обучащихся с техникой пластилинографии и манерами ее исполнения (демонстрация примеров работ, выполненных в различных манерах) Внимательно слушают, анализируют и выявляют манеры работы для практической деятельности Формирование понятийного аппарата, сравнительный анализ иллюстративного материала, знакомство с различными манерами работы в технике пластилинографии
4. Изучение нового материала Пополнить знания об изобразительном искусстве, сформировать общие представления о скульптуре Объяснительно-иллюстративный метод, лекция, фронтальный опрос Историки и искусствоведы подразделяют скульптурные формы на круглую и рельефную. Круглая скульптура – это статуя, скульптурная группа, бюст, – словом, любая скульптура, которую можно обойти и осмотреть с разных сторон. Такие скульптуры окружены свободным пространством. Рельеф – это такая форма, в которой фигура выступает из поверхности, от части оставаясь погруженной в плоский фон Знакомятся со скульптурой как с частью изобразительного искусства, после лекции высказывают свои версии ее применения исходя из личного зрительного опыта и собственных предположений Формирование понятийного аппарата и художественной терминологии, знакомятся с разновидностями скульптуры, видами рельефа
5. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление неправильных представлений, их коррекция Проверка усвоения нового материала, фронтальная работа Дать обучающимся определить, к какой скульптурной форме и к какому ее виду можно отнести произведения пластилинографии Высказывают свои предположения по результатам анализа прослушанных лекций Закрепление и применение изученного материала в виде собственных суждений
6. Творческое добывание и применение знаний

Внеурочная деятельность

Аккумуляция всех знаний для осуществления практической работы Индивидуальная работа, игровые технологии Предлагает провести перемену в игровой форме:

Задание для внеурочной деятельности: Этап 1. Каждому обучающемуся случайным образом раздаются записки с темой (узнаваемые образы животных, предметов быта) так, чтобы для остальных участников игры она оставалась в тайне. В рамках одной минуты, на скорость, участник выполняет фигурку из пластилина на попавшуюся тему и как можно быстрее. 

Этап 2. Участники пытаются определить, в соответствии с какой темой была выполнена каждая фигурка по порядку, определившемуся по результатам этапа 1.

Задание: Выполнить картину на новогоднюю тему на основе формы, случайным образом выбранной в начале урока

Обучающиеся принимают участие в игре на перемене.

Консультируются с педагогом, высказывают свои соображения о тематике, композиции и технике выполнения своей работы, приступают к индивидуальной работе над картиной.

Создают способы решения творческих задач, применяют полученные знания

Соблюдают правила игры, развивают коммуникативные навыки, проводят сравнительный анализ на основе имеющихся знаний

7. Подведение итогов

Рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения ЗУН Игровые технологии Обсуждение и сравнительный анализ результатов практической деятельности урока проводится в игровой форме.

Демонстрация работ

Задание: случайным образом выбирается работа, на роль ее автора, «художника», выбирается обучающийся из группы, не являющийся ее настоящим автором. Остальные участники игры (в том числе и настоящий автор) занимают позицию критиков

Выдвигают оценочные суждения на основе изученного теоретического материала

Задача «художника»: отстоять свое мнение. Видение работы

Задача «критиков»: подвергнуть работу критике

Формирование и аргументация своего мнения, примеряют роль оппонента в игровой ситуации проведение самооценки на основе критерия успешности, воспитание разных здоровых реакций на конструктивную и неконструктивную критику, критический подход к оцениванию себя и других, определяют степень своего продвижения к цели

 

Для реализации поставленных задач использовала следующие методы: наглядный, словесный и практический, а также такие методические приемы как: беседа, рассказ, вопросы, речевые пояснения к действиям, смена видов деятельности, опытническая деятельность.

Весь наглядный материал и оборудование для занятия подобраны в соответствии с программным содержанием и возрастом обучающихся.

Структура занятия состояла из семи взаимосвязанных этапов: мотивации, актуализации опорных знаний и умений, определения темы и цели занятия, изучения нового материала, первичной проверки понимания, творческого добывания и применения знаний и рефлексии.

Продолжительность занятия соответствовало требованиям СанПина.

Использование здоровьесберегающих технологий (пятнадцатиминутный перерыв) помогает обучающимся расслабиться и повысить эмоциональный настрой.

В ходе занятия реализовывалась совместная деятельность педагога и ребенка, обоюдное взаимодействие.

Использование смены видов деятельности позволяет в течение всего занятия удерживать внимание обучающихся.

Настоящий конспект рекомендован в работе молодым педагогам дополнительного образования для наибольшего понимания структуры учебного занятия и подготовке к самоанализу своей деятельности.

Конспект занятия по теме «Новогодняя композиция в технике пластилинографии»