Конспект занятия по теме
«Новогодняя композиция в технике пластилинографии»
Занятие по теме «Новогодняя композиция в технике пластилинографии» является одной из тем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Я познаю мир».
Возрастная аудитория: 7-12 лет.
Цель: создать рельефное изображение по теме «Новый год».
Задачи:
– дать представление о таком виде скульптуры как барельеф;
– изучить различные манеры работы в технике пластилинография;
– развитие мелкой моторики;
– развитие творческого мышления;
– усовершенствовать навыки работы с пластилином;
– выявить и дополнить ассоциативный ряд по теме «Новый год»;
-закрепить базовые знания по цветоведению, формообразованию, композиции;
– развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: ноутбук педагога, проектор, заготовки из картона различной формы и цвета, записки с темами задания, пластилин.
Ход занятия
Настоящий конспект занятия представлен в виде таблицы, в которой отражены все основные моменты учебного занятия: этапы занятия, цель каждого этапа, технологии проведения, содержание педагогического взаимодействия и результаты.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Технология, метод, прием | Содержание педагогического взаимодействия | Результаты | |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | ||||
1. Организационный момент (этап мотивации) | Подготовка обучающихся к работе на уроке | Игровые технологии, беседа | Спрашивает у обучающихся о том, как они готовятся к празднованию Нового года дома\в школе. Предлагает вынуть из мешочка картонные заготовки | Отвечают на вопрос педагога, по очереди достают заготовки случайной формы и цвета | Создание атмосферы доверия, способность к саморегуляции, воспитание норм коллективного общения как с одногруппниками, так и с педагогом |
2. Актуализация опорных знаний и умений | Повторение пройденного материала: активация мыслительных операций и познавательных процессов | Диалогический метод, фронтальный опрос | Педагог предлагает вспомнить предыдущий опыт лепки: этапы выполнения и правила работы с пластилином. При необходимости дополняет ответы | Обучающиеся по очереди описывают свои изделия и методику их выполнения | Настрой на рабочий лад, обмен опытом в изготовлении изделий из пластилина, систематизация этапов и приемов по опыту предыдущей работы |
3. Определение темы и цели занятия | Обеспечение мотивации для принятия цели познавательной деятельности творческого характера | Диалогический метод, иллюстративный метод | Ознакомление обучащихся с техникой пластилинографии и манерами ее исполнения (демонстрация примеров работ, выполненных в различных манерах) | Внимательно слушают, анализируют и выявляют манеры работы для практической деятельности | Формирование понятийного аппарата, сравнительный анализ иллюстративного материала, знакомство с различными манерами работы в технике пластилинографии |
4. Изучение нового материала | Пополнить знания об изобразительном искусстве, сформировать общие представления о скульптуре | Объяснительно-иллюстративный метод, лекция, фронтальный опрос | Историки и искусствоведы подразделяют скульптурные формы на круглую и рельефную. Круглая скульптура – это статуя, скульптурная группа, бюст, – словом, любая скульптура, которую можно обойти и осмотреть с разных сторон. Такие скульптуры окружены свободным пространством. Рельеф – это такая форма, в которой фигура выступает из поверхности, от части оставаясь погруженной в плоский фон | Знакомятся со скульптурой как с частью изобразительного искусства, после лекции высказывают свои версии ее применения исходя из личного зрительного опыта и собственных предположений | Формирование понятийного аппарата и художественной терминологии, знакомятся с разновидностями скульптуры, видами рельефа |
5. Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление неправильных представлений, их коррекция | Проверка усвоения нового материала, фронтальная работа | Дать обучающимся определить, к какой скульптурной форме и к какому ее виду можно отнести произведения пластилинографии | Высказывают свои предположения по результатам анализа прослушанных лекций | Закрепление и применение изученного материала в виде собственных суждений |
6. Творческое добывание и применение знаний
Внеурочная деятельность |
Аккумуляция всех знаний для осуществления практической работы | Индивидуальная работа, игровые технологии | Предлагает провести перемену в игровой форме:
Задание для внеурочной деятельности: Этап 1. Каждому обучающемуся случайным образом раздаются записки с темой (узнаваемые образы животных, предметов быта) так, чтобы для остальных участников игры она оставалась в тайне. В рамках одной минуты, на скорость, участник выполняет фигурку из пластилина на попавшуюся тему и как можно быстрее. Этап 2. Участники пытаются определить, в соответствии с какой темой была выполнена каждая фигурка по порядку, определившемуся по результатам этапа 1. Задание: Выполнить картину на новогоднюю тему на основе формы, случайным образом выбранной в начале урока |
Обучающиеся принимают участие в игре на перемене.
Консультируются с педагогом, высказывают свои соображения о тематике, композиции и технике выполнения своей работы, приступают к индивидуальной работе над картиной. |
Создают способы решения творческих задач, применяют полученные знания
Соблюдают правила игры, развивают коммуникативные навыки, проводят сравнительный анализ на основе имеющихся знаний |
7. Подведение итогов
Рефлексия |
Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения ЗУН | Игровые технологии | Обсуждение и сравнительный анализ результатов практической деятельности урока проводится в игровой форме.
Демонстрация работ Задание: случайным образом выбирается работа, на роль ее автора, «художника», выбирается обучающийся из группы, не являющийся ее настоящим автором. Остальные участники игры (в том числе и настоящий автор) занимают позицию критиков |
Выдвигают оценочные суждения на основе изученного теоретического материала
Задача «художника»: отстоять свое мнение. Видение работы Задача «критиков»: подвергнуть работу критике |
Формирование и аргументация своего мнения, примеряют роль оппонента в игровой ситуации проведение самооценки на основе критерия успешности, воспитание разных здоровых реакций на конструктивную и неконструктивную критику, критический подход к оцениванию себя и других, определяют степень своего продвижения к цели |
Для реализации поставленных задач использовала следующие методы: наглядный, словесный и практический, а также такие методические приемы как: беседа, рассказ, вопросы, речевые пояснения к действиям, смена видов деятельности, опытническая деятельность.
Весь наглядный материал и оборудование для занятия подобраны в соответствии с программным содержанием и возрастом обучающихся.
Структура занятия состояла из семи взаимосвязанных этапов: мотивации, актуализации опорных знаний и умений, определения темы и цели занятия, изучения нового материала, первичной проверки понимания, творческого добывания и применения знаний и рефлексии.
Продолжительность занятия соответствовало требованиям СанПина.
Использование здоровьесберегающих технологий (пятнадцатиминутный перерыв) помогает обучающимся расслабиться и повысить эмоциональный настрой.
В ходе занятия реализовывалась совместная деятельность педагога и ребенка, обоюдное взаимодействие.
Использование смены видов деятельности позволяет в течение всего занятия удерживать внимание обучающихся.
Настоящий конспект рекомендован в работе молодым педагогам дополнительного образования для наибольшего понимания структуры учебного занятия и подготовке к самоанализу своей деятельности.