Мазукабзова Марина Мухарбиевна
Педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Городской Дворец творчества «Академия талантов»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №145038
Международный конкурс «Творческий педагог»
Наименование конкурсной работы: Творческое воображение детей как фактор развития их изобразительных способностей
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №145038


Творческое воображение детей как фактор развития их изобразительных способностей.

 

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например, ребенок, рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными.

В самом общем виде (опираясь на исследования Б.М.Неменского, Г.Каринского и др.) работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам. 

I этап – обучающий. Цель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественно-графических образов при использовании различных материалов.

II этап – закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.).

Тематика конкретных заданий выбирается с учётом особенностей времён года, при этом механически не подчинено им. Учитывается тяга дошкольников к фольклорным формам художественного творчества. Выбор знаний соотносится с интересом детей в их повседневной жизни. Работы преимущественно носят характер импровизаций на основе непосредственных наблюдений с натуры или по памяти, по представлению, по воображению.

На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением:

  1. Равномерное заполнение листа.
  2. Выделение первого плана.
  3. Передача первого и второго планов (то, что ближе – больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше – меньше и расположено выше на листе бумаги).
  4. Передача движений.
  5. Композиция из нескольких фигур.
  6. Выделение главного размером и цветом.
  7. Элементы загораживания.
  8. Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен.
  9. Выражение характера линией и цветом.

Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.

III этап – самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов.

Цель третьего этапа – стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и материалов).

По мнению Н.С.Лейтеса, важными предпосылками развития детской одарённости являются возрастные особенности, которые можно считать компонентами детских способностей: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность». 

Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

  1. Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий.
  2. Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности.
  3. Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

        1.4.Выводы:

          Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

А) Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира.

Б). Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют основные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

В). В детском возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

Г). Ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

– предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий;

-пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности;

-организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

Д). Развивая воображение, творческий потенциал детей, мы затрагиваем развитие личностных, их индивидуальных особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности ребёнка, строить все воздействия с их учётом.

 

Развитие творческих способностей в рисовании

нетрадиционными техниками и материалами

 

Взаимообусловленность творческого воображения и художественных     способностей у детей в процессе изобразительной деятельности

 

Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей. Обучение школьников изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает школьникам самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает учащихся к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни.

Эстетика труда и природы, духовного мира и человека его внешнего облика, быта, спорта, художественного творчества – всё осваивается учащимися на занятиях изобразительным искусством. При этом учитывается и активизация естественной человеческой реакции на эстетический объект, на реальную культурную жизнь, т.е. личные представления школьников о “Живой эстетике” окружающей среды. 

  Рисование на темы – один из основных видов занятий изобразительным искусством в школе. Именно в единстве с другими видами изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве), тематическое рисование составляет полный курс обучения изобразительному искусству в каждом классе, в котором преподается данный предмет.

Содержанием тематического рисования является рисование по памяти, представлению определенных тем, сюжетов из окружающей жизни, в иллюстрировании литературных произведений (сказок, басен, рассказов, стихотворений и т. д),

Тематическое рисование в школе имеет целью привить учащимся умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, то есть научить их пользоваться рисунком как графическим языком, языком, которым можно выразить и показать свои мысли на плоскости белой бумаги.

Рисование на темы развивает творческие способности детей, приучает их к самостоятельности в работе. В процессе занятий этим видом рисования совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного построения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. 

Необходимо при тематическом рисовании поощрять самостоятельность детей в выборе тем и их   раскрытии, эмоциональность, выразительность, оригинальность выбранной темы или сюжета и ее выполнения. Однако это все не значит, что рисование на темы не должен контролироваться и руководиться учителем. Должно быть ясно, что успех в тематическом рисовании, как и на других занятиях, во многом зависит от правильного руководства и контроля всего процесса работы учителем. Зависит успех и от того насколько учитель сможет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить работу в нужное русло.

  Рисование на темы необходимо преподавать в органической связи с другими школьными предметами. Эта связь выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, формировании зрительных представлений и творческого воображения у школьников.

  Связь тематического рисования с другими учебными предметами прослеживается также и в том, что, изучая литературу, истории, географию учащиеся могут почерпнуть интересные сюжеты для тематических рисунков. Эти учебные предметы дают фактический материал, который ученики могут использовать при создании художественных композиций.  

Выполненные детьми рисунки можно применять как наглядные пособия на различных уроках. Например, уроки литературы дают возможность иллюстрировать басни, сказки, рассказы, повести и т.д. Уроки истории позволяют подобрать материал для создания сюжетного исторического рисунка.

   Изучая эти учебные дисциплины, ученики обогащают и углубляют свои представления об окружающей жизни. Создавая тематические композиции «Наш город», «Улица около школы», «Строительство домов» и другие, изображая тот или иной механизм, школьники могут использовать знания, полученные на различных уроках. Это очень существенно в рисовании. Ведь бывает и так, что даже профессиональный художник рисует иной раз такой механизм, который с точки зрения конструкции не может двигаться или работать.

  Чтобы правильно изобразить фигуру человека в движении, следует учитывать законы биомеханики. Нельзя, например, изобразить бегущего человека, у которого левая рука и левая нога одновременно выдвинуты вперед, что представляет собой дискоординацию движения.

Решая тематические композиции в цвете, ученик использует знания о спектре и разложении белого света на цвета радуги. Эти знания получаются при изучении соответствующего раздела физики. 

Тематическое рисование играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. Одна из важнейших задач эстетического воспитания детей на уроках тематического рисования – развитие художественного вкуса учащихся. На решение этой задачи учитель должен обращать самое серьезное внимание.

  Все то, что школьники изображают в тематических рисунках, они наблюдают в повседневной жизни, одновременно изучая назначение той или иной вещи, ее свойства и особенности. На уроках тематического рисования учащиеся выполняют сюжетные рисунки различных видов: рисунки на темы из окружающей жизни, рисунки на темы прочитанных книг, газет, журналов, кинофильмов, рассказов взрослых, иллюстрации к литературным произведениям (сказкам, басням, повестям, стихотворениям и т.д.). Все эти   виды работ, учащиеся выполняют по памяти и по представлению.

  Наиболее важными и сложными в тематическом рисовании являются композиционные задачи, которые находятся в теснейшей связи со всеми другими задачами. Между закономерностями и принципами композиции в изобразительном искусстве и приемами выполнения сюжетных рисунков школьников существует прямая зависимость. Сюжетный рисунок ученика -–это своего рода картина, в которой школьники изображают конкретный «кусочек» жизни и пытаются это сделать как можно правдивее и лучше, используя свои небольшие знания и умения, выбирая достигнутые средства.    

  Проведение уроков тематического рисования – это сложный учебно- воспитательный процесс. Основными моментами   урока рисования на темы является: выбор темы и сюжета, наблюдение окружающей действительности, компоновка сюжета, выполнение набросков с натуры и окончательного эскиза.

   Немаловажное значение имеет обсуждение выполненных композиций, работа над образом, поиски гармоничного сочетания тона и цвета в рисунках, техника их выполнения и целый ряд других вопросов.

    Работая над тематическими рисунками, учащиеся допускают ошибки. Например, нередко они рисуют на дальнем плане фигуры людей и здания, искажая их масштабы и не учитывая линейную перспективу.   Часто фигуры людей в тематических рисунках дети изображают не в перспективе, а с разных точек зрения рисующего.  Во многих композициях школьников встречается и такая ошибка: фигуры людей изображены так, что половина их попадает на фон неба, и другие показаны целиком на фоне земли, то есть ниже линии горизонта.

Высота   деревьев   на    рисунке   определяется   также   по   отношению   к   размеру   фигуры   человека.   Чтобы определить в перспективе высоту дерева необходимо наметить место, на котором оно  стоит,  а затем  рядом пометить в перспективе высоту фигуры  человека. Далее можно нарисовать и крону. Таким же путем, как здания и деревья, можно построить на рисунке и любой другой объект, учитывая при этом его примерную высоту по отношению к фигуре человека.

            Изобразительная деятельность — рисование и лепка с натуры, по памяти, или по воображению предметов и явлений действительности с целью реалистической передачи художественного образа есть занятие творческое. В начальных классах современной общеобразовательной школы на уроках изо деятельности основное внимание, по развитию воображения, уделяется двум направлениям, которые располагают большими возможностями в решении этой проблемы. Это такие направления:

Тематическое рисование.

Наиболее распространенным видом рисования младших школьников является рисование на темы окружающей действительности по воображению, по памяти и по наблюдению. Этот вид деятельности развивает образное восприятие жизни, зрительную память, фантазию; формирует мировоззрение детей, способность откликаться на события окружающей действительности; помогает увидеть необычное в обычном, выделить характерное, уникальное. В работе по памяти и по наблюдению участвуют процессы эстетической оценки действительности, наблюдения, запоминания, воображения.

Основные задачи в работе, но воображению, по памяти и по наблюдению — уметь сочинить и посильно выразить сюжет; удержать в памяти и передать образ и характер наблюдаемого объекта или явления; согласовать все предметы и персонажи по величине, по форме, по цвету и пространственному расположению. Прогулки, экскурсии, наблюдения могут активизировать эту работу.

Темы могут быть самыми разнообразными и охватывать детскую жизнь в семье и в школе; игры на улице и дома; праздничные события; мир животных; впечатления от города и природы; историю и жизнь страны; освоение космоса; театр, цирк и другие темы.

В целях нравственного воспитания важно обращаться к темам, несущим воспитательную нагрузку: о Родине, о труде, о подвигах, помощь старшим, забота о животных и птицах. Эмоционально пережитые и закрепленные яркими образами в рисунках, эти моменты лучше усваиваются детьми.

Чаще всего в рисунках дети изображают человека. Необходимо уточнять знания детей об основных пропорциях человека, обращать внимание на характер движений. В этих целях полезно рассматривать фотографии с изображением людей в движении: спортсменов, балерин и т. д. Можно устроить подвижные игры, чтобы дети на себе могли почувствовать пластику движения.

Дети младшего школьного возраста не способны к продолжительной работе над одной темой. Это необходимо учитывать при планировании учебного времени на задания. На одну тему в младших классах требуется 1 — 2 занятия, иногда при сложном задании—3 (в III классе).

  1. Иллюстрирование.

Один из любимых видов работы детей — рисование на темы литературных произведений, иллюстрирование сказок, рассказов, стихов, басен, былин. Целесообразно обращаться к тем произведениям, которые дети проходят по внеклассному чтению. На первый план выступают сюжетная и композиционная задачи. Благодаря этому виду работы обогащаются представления детей о добре и зле, прекрасном и безобразном, глубже воспринимается образная характеристика персонажей и идея произведения.

Очень важно при иллюстрировании побуждать детей к самостоятельному замыслу и отучать от повторения увиденных книжных иллюстраций. Копирование, срисовывание притупляют работу воображения и снижают пользу этого вида художественной деятельности.

Можно организовать конкурс на лучший придуманный детьми рассказ, сказку, стихотворение, сделать к ним рисунки и переплести их в общую книгу или организовать выставку.

  1. Очень полезна для художественного развития детей работа с натуры. Она способствует освоению окружающего мира, пробуждает интерес и любовь к действительности, развивает способность видеть, целенаправленно рассматривать, подмечать и передавать характерные особенности строения, формы и цвета предметов и явлений действительности. Учитывая особенности этого возраста, в качестве натуры следует подбирать предметы выразительные, красочные, несложные по форме и цвету, понятные детям: игрушки, овощи, фрукты, осенние листья, цветы, бабочки, предметы быта. В III классе можно предложить для работы с натуры более сложные по конструкции предметы: портрет или фигура одноклассника, букет цветов, натюрморт из группы предметов, деревья, пейзаж из окна или на школьном участке.

В работе с натуры необходимо приучать детей сравнивать натуру  рисунком, подмечать несоответствие рисунка натуре по форме и цвету, подмечать характерное, индивидуальное в предметах и явлениях действительности.

Для развития у детей умения рисовать с натуры большое значение имеет развитие навыков целенаправленного, внимательного и образного восприятия действительности. 

Общеизвестно, что главное предназначение школы состоит не в простой передаче знаний, а в формировании личности. В процессе воспитания важны в равной мере все  аспекты: идейно-политический, нравственный,  эстетический.   Недооценка хотя бы одного из них, как показывает жизнь, не может не привести к известной ущербности духовного облика человека. В его лице общество получит в будущем, хорошего специалиста, обладающего завидной суммой профессиональных знаний и навыков, однако упущенное в детстве, отрочестве рано или поздно скажется. Этим продиктованы поиски новых устойчивых форм воспитательной работы, которые дополняли бы школьный учебно-воспитательный процесс.

      Одной из таких форм является организация   регулярных учебно-практических занятий   в начальных классах современной общеобразовательной школы

     Практика показывает,  что  форма   и  методика проведения таких занятий могут стать составной частью программы  воспитательной работы, программы, которая призвана более успешно вести в комплексе идейно-политическое, трудовое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

 

Творческое воображение детей как фактор развития их изобразительных способностей