Угольникова Виктория Валерьевна
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 37»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №145077
Всероссийский конкурс «Крепкая семья — крепкая Россия», посвященный Году семьи 2024
Наименование конкурсной работы: сценарий семинара-практикума для педагогов на тему: «Этика поведения в общении с родителями. Приемы разрешения конфликтных ситуаций».
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №145077


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 37»

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Этика поведения в общении с родителями. Приемы разрешения конфликтных ситуаций»

Выступление подготовили:

педагог-психолог:

Угольникова В.В.

ЗАТО Северск Томской области

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах этики поведения в общении с семьями воспитанников.

Задачи:

  1. Развивать умения в разрешении конфликтных ситуаций.
  2. Развивать умение конструктивного взаимодействия педагогов с родителями.
  3. Повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.
  4. Выявить сильные и слабые стороны в общении педагогов с родителями.

Формат проведения: очный

Оборудование: проектор, ноутбук,  стулья по количеству участников, листы бумаги формата А4, цветные карандаши, метафорические ассоциативные карты, 3 конверта с заданиями.

Ход мероприятия: 

  • Вступительное слово (педагог-психолог) 

«Минута вхождения в утро»

Ознакомление с планом семинара ( презентация ) и правилами «Круга»

  • Упражнение « Говорю, что вижу» (без оценочное высказывание) 
  1. Упражнение «Я и родители». 
  2. Цель: провести анализ актуальных проблем взаимодействия педагогов с родителями.

Оборудование: лист бумаги формата А4, цветные карандаши, простой карандаш.

Описание: психолог предлагает воспитателям на листе бумаги нарисовать себя и родителей своей группы в виде геометрических фигур (на выполнение упражнения даётся 2-3 мин.). Затем психолог предлагает каждому самостоятельно проанализировать свой рисунок и задаёт следующие вопросы, на которые педагоги должны ответить, глядя на свои рисунки:

  • Как расположена ваша фигура относительно фигур родителей? Вы в центре, а они по кругу или вы по разные стороны, может у вас есть такие фигуры родителей, которые близко к вам расположены, а какие-то очень далеко от вас или все сконцентрированы в одном месте.
  • Теперь давайте посмотрим непосредственно на сами фигуры. Вы изобразили всех одной геометрической фигурой или есть разные фигуры. Может вы их как-то раздели размерами или цветами.
  • Какие изменения вы хотели бы внести в свой рисунок?

После того как педагоги ответили для себя на все вопросы психолог просит их поделиться своими мыслями и чувствами от проделанного упражнения. Может кто-то что-то для себя понял и сделал выводы.

  • Мини-лекция «Конструктивное общение в работе педагога с родителями»

Сегодня мы с вами будем говорить про конструктивное общение. Что это такое? Конструктивное общение — это способность общаться с другим человеком не оценивая его, это умение слушать и слышать собеседника, смотреть и видеть его, это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. Существуют различные методы и приемы конструктивного общения. Сегодня мы поговорим про некоторые из них, а именно про технику «Я-высказывания».

В чём суть этой техники. Она состоит из нескольких этапов. Информацию родителям нужно давать чётко, следуя им.

  1. Описываем ситуацию, конкретное поведение ребёнка.
  2. Проговариваем свои чувства в отношении ситуации.
  3. Говорим о последствиях, к которым может привести данная ситуация.
  4. Обсуждаем с родителями возможные варианты решения данной проблемы.

Например: Сегодня Саша толкнул девочку, так как она не дала ему игрушку, и я была очень удивлена этому, так как раньше за ним такого не замечала. Хорошо, что девочка не ударилась, но могло бы быть и по-другому. Я со своей стороны поговорю с детьми на эту тему и вас хотела тоже попросить поговорить с Сашей.

  • Упражнение «Я-выказывания» (Кейсы)

Цель: развивать умение передавать информацию с помощью техники «Я-высказывания».

Описание: психолог зачитывает педагогам ситуацию, а их задача сообщить эту информацию родителям, использовав приём «Я-высказывания». Примерные ситуации:

  • Ребёнка постоянно приводят, когда в группе идут уже занятия. Это сильно отвлекает вас и других детей. Вам необходимо донести до родителей информацию, чтобы ребёнка приводили в детский сад вовремя.
  • Ребёнок постоянно дерётся в группе с другими детьми. Он может их ударить, толкнуть и при этом никак не реагирует на замечания педагога. Вам необходимо донести эту информацию до родителей.
  • Вы стали замечать, что ребёнок начал заниматься онанизмом, когда укладывается спать. Вам надо сообщить об этой проблеме родителям и рекомендовать обратиться к психологу детского сада.

Примечание: в случае дистанционного мероприятия педагоги могут писать свои ответы в сообщении или отвечать по видео связи.

  • Упражнение «Мои сильные качества»

Цель: актуализировать сильные стороны в работе педагога с родителями.

Описание: психолог просит педагогов назвать три своих сильных качества в работе с родителями.

  • Заключительное слово педагога-психолога

На этом наша встреча заканчивается. Всем спасибо.

сценарий семинара-практикума для педагогов на тему: «Этика поведения в общении с родителями. Приемы разрешения конфликтных ситуаций».