Крутикова Татьяна Вадимована
музыкальный руководитель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №41»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №145111
Всероссийский конкурс «Планирование и реализация образовательной деятельности», в соответствии с ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «В гости к русскому фольклору»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №145111


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

города Севастополя «Детский сад №41»

Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста

«В гости к русскому фольклору»

Музыкальный руководитель:

Крутикова Т.В.

2024 год

Конспект открытого музыкального занятия

«В гости к русскому фольклору»

 

Цель: развитие музыкальных способностей детей посредством знакомства с характерными чертами русского фольклора

 

Задачи: 

обучающие:

  • совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;
  • совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах;
  • знакомство с новым народным музыкальным инструментом домрой;

развивающие:

  • развивать чувство ритма, слуховое внимание;
  • совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, передавать в движении характер музыки;
  • развивать дыхательную мускулатуры, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы; 
  • активизировать мышцы артикуляционного аппарата;
  • развивать чувство ансамблевой игры;

воспитывающие:

  • воспитывать интерес к культурному наследию народа;
  • воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах.

Материалы и оборудование: ноутбук, USB колонка, магнитная доска (мальберт), иллюстрация с изображением народного инструмента, карточка для дидактической игры «Снеговик», нотная партитура для металлофонов.

 

Вид деятельности Содержание Тайминг
Вход Дети входят в зал под народную музыку и становятся полукругом 1 минута
Музыкальное приветствие Музыкальное приветствие «Добрый день» (Т.Марчук)

Затем музыкальный руководитель обращает внимание на гостей и предлагает поздороваться с гостями 

1 минута
Музыкально-ритмические движения Шаг спокойный, шаг с притопом.

Разучивание: «Елочка» 

Спокойная ходьба (прогулка) – шаг начинается с носка вытянутой правой (левой), ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой

позиции). Голова прямо, величаво, это русский танец.

Шаг с притопом на месте – на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» – притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» – шаг на месте правой,

ставя ее рядом с левой; на «два» – притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).

«Елочка» – исходное положение: ноги – «узкая дорожка», руки – «полочка», «поясок» и др. На «раз» – повернуть ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 45,. на «два» – то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.

После выполнения упражнений ребята проходят на стульчики.

3 минуты
Слушание Знакомство с домрой

Муз.рук: Вы уже знакомы с некоторыми музыкальными инструментами – бубен, флейта, треугольник и т.д. Сегодня я вам расскажу про домру. Показать детям домру на картинке.

Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде.

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. Одни предполагают, что инструмент, который позже трансформировался в домру, завезли к нам с Востока, другие говорят, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. Но не смотря на споры о происхождение домры, точно установлено, что инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи, о чем свидетельствует также известная исследователям поговорка «рад скомрах о своих

домрах». Более того, при царском дворе существовала целая «Потешная палата», некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, гуслями, гудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами.

Таким образом, ребята, домра – это не просто музыкальный инструмент, это часть нашей истории, культуры и традиций. Ее звуки наполняют нашу жизнь радостью и весельем.

Теперь поговорим о том, как извлекается звук у этого инструмента. Принцип звукоизвлечения у домры очень интересный. Звук создается благодаря тому, что музыкант играет на струнах, а звук усиливается резонансной коробкой инструмента. Это делает звучание домры ярким и запоминающимся.

А теперь самое время услышать звуки этого удивительного инструмента вживую! Я приглашаю наших друзей из музыкальной школы, которые сыграют для нас на домре. Давайте внимательно послушаем и почувствуем всю красоту и магию этого народного инструмента!

Исполняет: Плисова Евгения Викторовна (домра, балалайка), концертмейстер – Белова Екатерина Евгеньевна (ф-но).

Русские народные песни “Уж ты, сад” и “Ай, утушка луговая”, обработка Н.Любимовой. (домра)

5 минут
Игра на детских музыкальных инструментах Муз.рук.: Ребята, а вы ведь тоже умеем играть на музыкальных инструментах. Я предлагаю вам взять музыкальные инструменты и исполнить для наших гостей музыкальное произведение, которое выучили.

Оркестр «Во саду ли, в огороде»

5 минут
Дидактическая игра

(Развитие чувства ритма)

«Снеговик» – дидактическая игра на развитие чувство ритма

Муз.рук: (показывает детям карточку с изображение снеговиков) Ребята, посмотри внимательно и скажите сколько снеговиков вы видите? (Ответы детей) 

Почему одни маленькие снеговички, а другие большие? (Ответы детей)

Теперь давайте прохлопаем ритмический рисунок, который получился

Дети прохлопывают, затем прохлопать со словами, затем с мелодией

«Сосульки» – знакомство с новой дидактической игрой. (показывает детям карточку с изображение сосулек)

Ребята, посмотри внимательно и скажите сколько сосулек вы видите? (Ответы детей) 

Почему одни маленькие сосульки, а другие большие? (Ответы детей)

Теперь давайте прохлопаем ритмический рисунок, который получился

3 минуты
Дыхательная гимнастика «Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать коротки вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо. 2 минуты
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика в стихах — Лошадка

Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Пение Распевка 

 «Лесенка»

Пение «Вот уж зимушка проходит» (рнп)

Работа над интонацией в третьем куплете.

Муз.рук. Ребята, а сейчас я вам предлагаю спеть песню «Вот уж зимушка проходит». 

Давайте сейчас повторим мелодию третьего куплета. Для этого сядем ровно, руки сложим лодочкой. Слушаем внимательно инструмент и подстраиваем свой голос под звучание фортепиано.

Пропевание третьего куплета под инструмент. 

Муз.рук. А сейчас давайте исполним песню accapella, это значит без инструментального сопровождения. Во время пения слушаем себя и друг друга.  Помним про динамику, обращаем внимание на мои жесты, руки.

Исполнение песни a capella

5 минут
Танец Танец с ложками (О.Киенко)

Теперь давайте исполним танец с ложками. Посмотрите внимательно и проверьте пожалуйста, все ли держат ложки правильно. Давайте повторим под счет движения проигрыша после второго куплета. После того как повторили сложные движения можно начинать танец. Итак, вспомнили движения, теперь давайте перейдем к исполнению танца под музыку. 

3-4 минуты
Итог Муз.рук. Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним и повторим, чем мы сегодня с вами занимались 

Ответы детей. 

Муз.рук.: пришла пора прощаться. Нотная прощалочка. До свидания, ребята. 

2-3 минуты
конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «В гости к русскому фольклору»