Исмагилова Люция Николаевна
преподаватель высшей категории
ГАПОУ «Казанский музыкальный колледж имени И.В. Аухадеева»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №145257
Всероссийский конкурс «Лучший педагог — наставник», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «На пути к совершенству - Психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №145257


 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Казанский музыкальный колледж имени И.В. Аухадеева»

Методическая разработка на тему:

«На пути к совершенству – 

Психологическая подготовка 

учащихся к публичным выступлениям»

Преподаватель высшей 

квалификационной категории,

Народная артистка РТ

Л.Н. Исмагилова

2023 г.

 

                                               СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                             Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………..…………………………………       3

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

      ……..…………………………………………………         4

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ.

 

      ……..…………………………………………………         5

 

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД – ПРЕДПОСЫЛКИ К УСПЕХУ

 

      ……..…………………………………………………         7

 

  1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ – ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

 

      ……..…………………………………………………         8

 

  1. ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

 

      ……..…………………………………………………         10

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..….       12

 

ВВЕДЕНИЕ

Дети должны жить в мире красоты, 

игры, сказки, музыки, рисунка, 

фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский

 

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. 

(Аристотель)

 

Культура всегда определяет «лицо нации», и хотелось бы, чтобы это «лицо» было интеллектуальным и высокопрофессиональным. К сожалению, в настоящее время в силу различных причин социально-экономического характера интерес, как к академическому искусству, так и к профессиональному музыкальному образованию значительно снижен. Одной из актуальных проблем современного музыкального образования в нашей стране является проблема совершенствования подготовки музыкальных кадров. Вертикаль образовательной системы Школа – Колледж – ВУЗ позволяет реально представлять ситуацию и определять наклонности ребёнка, учитывающие его психологические способности, личные интересы и потенциальные возможности.

Процесс обучения музыке сложен и многогранен. В нём важны все звенья и компоненты. Особо хочется подчеркнуть значения начального этапа, где начинается становление музыканта-профессионала, где закладываются основы его мастерства.

Уже с первого года обучения, ребёнок приобщается к тайнам исполнительского искусства путём непосредственного участия в творческом процессе воплощения авторского замысла. Учебные выступления учащихся (академический концерт, зачёт, экзамен) является частью учебного процесса и в то же время имеют самостоятельное значение. Они формируют эстрадное поведение, волю ученика, способствуют развитию глубокого интереса к  исполнительскому искусству, рождают потребность самовыражения, общения с публикой. Именно здесь мы наблюдаем живой процесс воплощения творческого замысла.

Проблема публичных выступлений подготовки к ним особенно остро стоит в детской музыкальной педагогике, где она остаётся совершенно не разработанной.

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

На любом этапе обучения исполнение музыкального произведения кроме технических навыков исполнителю необходим ещё и эмоциональный подтекст, требующий оптимально высокой степени активности всего организма, всех его систем (специфическая форма возбуждения, которую можно определить как состояние творческого вдохновения). Именно эмоциональное состояние перед концертом (эстрадное волнение) придаёт исполнителю уверенность и свободу, а исполнению яркость и выразительность.

Процесс выступлений порождает у учащихся специфические переживания, и сопровождаются состояниями, которые свойственны профессиональной исполнительской деятельности.

специфическая форма возбуждения
предвосхищающие эмоции непредсказуемость результата социально-психологические факторы уникальность исполнительского процесса
переживание результата предстоящего выступления успех, провал, оценка наличие публики, нахождение на сцене невозможность повтора, все исправить

 

Они заполняют учебные выступления психологическим смыслом и содержанием, отличным от остальных форм обучения (уроки, репетиции), где педагог непосредственно управляет процессом деятельности ученика в привычной обстановке.

Специфика и уникальность учебных выступлений подчёркивается ещё и тем, что ни процесс исполнения в классе, ни даже тщательно подготовленная инсценировка выступления на репетиции не дают возможность воспроизвести  реально переживаемую  ситуацию самого выступления. В учебно-воспитательской деятельности учащегося имеют эмоции и эстрадное волнение.

Отрицательные – от лёгкой неуверенности до панического ужаса, или положительные – от приподнятости до «бравурного» торжества.  Уровень эмоционального возбуждения (низкий, оптимальный, высокий) – всё это оказывает тормозящее или стимулирующее влияние, замедляя или активизируя психологическую и физическую (двигательную деятельность) учащегося.

При отрицательных эмоциональных состояниях затрудняется переключение внимания, повышается рассеяность, ухудшается работа мышления и памяти. Снижаются острота слуха и зрения. Нередко появляются тремор (дрожание конечностей) и гипергидроз (чрезмерная потливость), скованность и зажатость движений, нарушение их скорости и точности. Мышечно-двигательные ощущения притупляются. 

При положительных эмоциональных состояниях, наоборот, улучшаются концентрирование и целенаправленность внимания, проявляются гибкость и активность мышления, его логичность и последовательность, стабильность и ясность процессов памяти. Обостряется слух и зрение. Повышается активность и скорость движения, их контроль. Появляется ощущение «растянутости и разыгранности» мышц. 

Особая опасность отрицательных предконцертных эмоциональных состояний заключается в том, что, укрепляясь в устойчивые формы (навязчивые переживания в определённой обстановке, страхи конкретного содержания, социофобия – эстрадоболезнь, страх публичных выступлений). Они вызывают у детей появление неувернности в себе, тормозят развитие личности учащегося, его эмоционально-волевой сферы, а в некоторых случаях  способствуют появлению неврозов и часто являются причиной нервных расстройств. 

Наиболее распространенное педагогическое мнение гласит, что сильно волнуются в основном лишь те учащиеся, которые менее способны или мало занимаются, соответственно, они не обладают необходимым уровнем развития профессиональных навыков (способности, техническая обеспеченность).

Такое мнение позволяет несколько снижать ответственность педагогов за результаты выступления детей и относить их неудачи за счет «естественных последствий» – волнения.

Большинство педагогов уверены в отсутствии волнения любого вида у учащихся младшего возраста, ссылаясь на «непосредственность, детскость, безответственность». 

У учащихся старшего возраста педагоги чаще всего выделяют три типа: стойкие отрицания у одних, стабильное «творческое» волнение у других, и нестабильность, ситуативность состояния и результатов у третьих.

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ.

Представляют интерес и особенности педагогического воздействия, общения с учениками в период предконцертной подготовки (последние 10-12 дней перед выступлением).

Метод педагогов, целенаправленно формирующих у своих питомцев раннюю самостоятельность, построен на ограничении в этот период контактов с учениками. Репетиции, их количество, срок не имеют здесь существенного значения. «Репетиция для ученика – проба, возможность почувствовать себя «хозяином» сцены, скрипки или виолончели. На концерте он будет один… Это ученик должен усвоить как можно раньше, с самого начала. Всё уже сделано в классе».

На репетициях эти педагоги не делают никаких замечаний, дают ученику самому приспособиться к инструменту, обстановке, считая, что новые указания могут сбить его с толку.

Иные позиции занимают педагоги, опекающие своих учеников вплоть до выхода на сцену. Весь предконцертный этап у них строится на максимально частых (иногда ежедневных и многочасовых) занятиях, где все детально отрабатывается и закрепляется. «Когда программа готова, дети часто начинают её «портить» в домашних занятиях, играют механически или «забалтывают». Если предоставляется возможность, они предварительно, непосредственно перед выходом на сцену, проигрывают с детьми всю программу. Если нет – дают дополнительные устные инструкции, считая, что ученики  еще не исполнители, поэтому их необходимо «зарядить», «накачать», «вдохновить». 

И третья категория педагогов варьируют стиль и методы своего воздействия на учеников, основываясь на своем опыте и интуиции. «Одного можно оставить в покое, а другому необходимо часто напоминать, внушать уверенность в себе, третьего порою даже разозлить, растормошить или слегка насторожить».

Причина переживаний учащихся могут зависеть от значения оценки, то есть направленности на получение более высоких баллов. Часто они связаны с переживанием чувства  десоциолизации (ощущение собственной неудачливости, стыда, неполноценности) неуверенности в себе, предвосхищением  нежелательных случайностей, отсутствие интереса, безразличным или отрицательным отношением к выступлениям. 

Нередко причиной отрицательного предконцертного состояния учащихся являются неблагоприятные условия выступлений. Так, они не всегда успевают подготовиться к выходу, т.к. приходится долго ждать своей очереди в коридоре или вынужденно слушать выступления других учеников, находясь в зале. Длительное ожидание, особенно в значимых ситуациях, приводит к нервному напряжению, истощению адаптационных резервов.

Немаловажное значение имеют и предконцертные репетиции и последнее напутствие педагога перед выходом ученика на сцену. К сожалению, в этот момент педагог не всегда может точно направить внимание ребенка на главное в предстоящем выступлении. Иногда предконцертная установка или указания имеют разрушительное (для большинства) воздействие на процесс исполнения, что в дальнейшем приводит к необратимым последствиям. В целом у детей наблюдаются две формы отрицательного предконцертного состояния и поведения – чрезмерная активизация (возбуждение) и пассивная форма (торможение). Иногда возникает «фобия» – навязчивое переживание страха, сопровождающееся повышением температуры и даже рвотой.

 

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД – ПРЕДПОСЫЛКИ К УСПЕХУ

 

Важным условием формирования учебно-исполнительских потребностей и мотивов в достижении художественного удовлетворения исполнительским процессом являются частые выступления учащихся. Редкие выступления, наличие в программе «трудных» произведений – один из факторов возникновения неблагоприятных отрицательных  предконцертных состояний и стремления избегать неудачи.

О значении правильно подобранного репертуара соответствующего психофизическим возможностям ребёнка писали и пишут почти все музыканты – исполнители, опытные преподаватели и методисты. С учётом этих исследований составлена и новая программа Федеральных государственных требований. К сожалению, педагогическое тщеславие побуждает многих учителей игнорировать данное важнейшее условие развития учащегося. Они останавливают свой выбор на произведениях более «эффектных», «из взрослого» репертуара.

Основной принцип подбора репертуара для каждого ученика – найти произведения максимально доступные (а для неуверенных в себе, тревожных учеников – намного ниже возможностей). Главной задачей каждого выступления должно стать максимально выразительное, цельное, проникновенное исполнение, а «сверхзадачей» – выработка активного, творческого отношения к произведению.

Целенаправленное и разностороннее техническое развитие ученика, достижение определенной степени виртуозности – необходимое условие решения сложных исполнительских задач и проникновения в глубинные пласты музыкального искусства. Однако техника не должна становится самоцелью музыкального воспитания ученика. Великий исполнитель и знаменитый педагог Иосиф Гофман писал в своей книге: «Я твёрдо уверен, что техника должна с самого начала идти рука об руку с подлинным музыкальным развитием. Ни то, ни другое нельзя изучать изолированно. Учитель, дающий ученику продолжительный курс чистой техники, не перемежающийся вдумчивым изучением настоящей музыки, воспитывает музыкального механика, ремесленника, а не артиста».

Нередко произведения заучиваются и запоминаются учащимися только на моторном уровне. В таких случаях произведение «знают» только пальцы ученика. Выработанные до автоматизма пассажи, даже при небольшом возбуждении, связанном с внешними (сцена, комиссия) или внутренними состояниями нарушаются, так как заданные стереотипы, механизмы движений «разлажены», а «отключенное безучастное ухо» ничем помочь не может.

Иногда произведение выучивается и закрепляется только «со слуха». В этом случае «знакомство» пальцев с материалом довольно поверхностное. На концерте слуховое внимание учащегося становится неустойчивым, а пальцы не знают «дорогу», не могут воспроизвести «гладко» исполняемые в обычных условиях системы звуковых соотношений. 

Один из педагогических принципов Е.М. Шендеровича гласит: «Нотный текст – система графических обозначений, которые читает музыкант. Чем точнее прочитан текст, тем ближе истина – проникновение в язык музыки, язык композитора». Слух, зрение, внимание, воображение, эмоции, тактильные и пространственные ощущения должны слиться в единый, целостный «Орган» постижения, созидания, исполнения и контроля. 

Отсутствие творческого подхода проявляется, по словам Г.В. Нейгауза, в «мертвечине школярских  исполняемых действий, где формально внешне все присутствует – ритм, фразировка, оттенки и прочее, но всё это не присвоено учеником, не стало его субъективной сущностью, а лишь честной работой на сцене».

Овладение произведением «изнутри» – должно стать целью педагогических усилий, основой комплексного формирования оптимального предконцертного состояния готовности к выступлению. Учащийся должен уметь вызывать общее активное состояние организма, позволяющее легко входить в заданные настроения – грусти, печали. Радости, спокойного созерцательного состояния.

Сама система нашего образования, основанная на индивидуальных занятиях с обязательной сценической практикой и умением общаться с аудиторией, с хорошей общегуманитарной подготовкой, воспитывает в учащихся лидерские качества, которые они могут проявить в любой профессии.

 

  1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ – ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ.

 

Многие мыслители верили в то, что музыка формирует характер человека, помогает взаимопониманию, оберегает от эмоционального напряжения и психологического надлома. Например, Пифагор утверждал, что музыка помогает поддерживать внутреннюю гармонию и звуковые вибрации обладают лечебными свойствами. Преподавательский талант заключается в умении правильно определить индивидуальные особенности каждого ученика. Его характер, склонности, физические данные, музыкальные способности.

программа педагогического воздействия
сильный тип нервной системы слабый тип нервной системы
Вызвать активность мотивации к репетициям и конкретному выступлению Снижать чувство ответственности, акцентировать внимание учащегося и создать у него установку на оригинальность, целостность и культуру исполнения.
Повышать чувство ответственности за каждое исполнение. Вселять уверенность в свои силы; повышать уровень притязаний, завышая оценку положительных свойств ученика.
Предупреждать излишнюю самоуверенность, корректировать уровень притязаний до адекватного. Акцентировать внимание на малейшем успехе.
Избегать частой положительной оценки при удачных выступлениях. Ставить перед учеником на занятиях и репетициях сложные, но выполнимые (посильные) задачи.
Постепенно требовать анализа качественных аспектов исполнения, его операционального состава (конкретные действия, движения, их цель). Не заострять внимание на возможных ошибках и неудачах.
Ставить сложные, но конкретные задачи. При подготовке программы и проведении репетиций требовать точного выполнения поставленных задач. Относиться к ученику предельно бережно, тактично и предупредительно, особенно перед выступлением.

 

Для эффективности применения выше указанных приемов необходимо учитывать, помимо индивидуальных особенностей учащегося и его возрастные свойства.

Нельзя забывать, что для учащихся начального периода обучения очень важна доступность цели. Она придает уверенность и стимулирует их усилия. Следовательно, необходима такая педагогическая организация учебной деятельности, в которой ребенок видит свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных усилий.

Даже задача – смотреть в ноты и извлекать звуки со слуховым контролем и точным попаданием – достаточно сложна. Поэтому требование одновременного выполнения точной аппликатуры, штрихов и динамики для многих из них уже непосильно. Вследствие подобных нагрузок у детей инертного и возбудимого типов возникает мышечное напряжение (шея, плечи, предплечье, кисть, корпус), а порой даже стрессовое «отупение»: у первых – от неуверенности и боязни невыполнения, у вторых – от чрезмерной поспешности, старания все сделать сразу. Поэтому задачи начального этапа обучения должны быть продуманы и распределены педагогом с учетом степени сложности и индивидуальных психических и физических возможностей ученика.

Следует также отметить значение педагогического внушения, а также правильно организованного предконцертного режима, соответствующего индивидуальности ученика, личного предконцертного поведения и «разыгрывания» (его интенсивности, длительности).

Под внушением в педагогической практике обычно понимают словесное воздействие с целью вызвать определенное внутреннее состояние. Внушение, сделанное учащемуся перед выходом на сцену уверенным голосом, благожелательным тоном, повышает уверенность в себе, мобилизует, снимает лишнее напряжение. Артистизм педагога, умение сдерживать себя играют особенно важную роль перед выходом ученика на сцену, так как общее поведение педагога, его переживания могут передаваться и «заражать» ученика, вызывать и усиливать уровень стресса или дидактогению (ученический страх).

Организуя предконцертный режим и поведение учащегося, следует предельно их индивидуализировать. Например, не всегда и не для всех целесообразны длительные многочасовые занятия за инструментом в этот период. Они необходимы только неуверенным в себе и чрезмерно возбудимым ученикам. Не всегда полезно работать именно над исполняемой программой. Чаще большую пользу приносит разучивание новых пьес или аналогичных по задачам отрывков из других произведений – это сохраняет «свежесть чувств» для предстоящего выступления. И конечно, совершенно недопустимы многократные бесцельные и бессмысленные проигрывания «от начала до конца».

Довольно эффективным средством саморегуляции являются пред концертные «разыгрывания». Их также следует дозировать исходя из индивидуальности ученика. Так, если ученик подвержен влиянию стресса, «разыгрывание» не должно быть интенсивным. Легко возбудимому ученику после «вступлений» (начала каждого произведения) предоставлять возможность обыгрывания медленного материала.

 

  1. ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

 

Имея большой педагогический и исполнительский опыт, могу отметить, что значительную роль в учебном процессе играют классные концерты. Выступления учащихся бывают самые разные: это и пьесы, выученные в классе, и самостоятельно разобранные произведения, а иногда, и подобранные по слуху или собственного сочинения песни. Я всегда стараюсь сделать так, чтобы обстановка при этом была достаточно непринуждённой. Учащиеся должны почувствовать удовольствие от своей игры, а затем самим обсудить успехи своих сверстников.

Иногда я использую классные собрания для более глубокого и широкого ознакомления с музыкой выдающихся композиторов, раскрытия стилевых особенностей их творчества, особенностей использования ими средств выразительности. На таких вечерах я часто выступаю вместе с учащимися детской музыкальной школы и музыкального колледжа. 

Приятно наблюдать с каким интересом и ответственностью проходят такие выступления. В первую очередь, расширяется кругозор учащихся, так как, ребята используют исторические сведения о творчестве композиторов при подготовке к таким вечерам. Во вторых, игра в ансамбле с различными инструментами и разновозрастным составом является великим стимулом для работы, так как, не хочется подвести коллектив. И наконец, выступление на одной сцене с преподавателем это вершина доверия к музыкальным способностям и перспективам ученика.

Тематические концерты, фестивальные выступления, музыкальные спектакли на различных концертных площадках, таких как, выставочных залов музеев, сцены дворцов культуры, музыкального колледжа и другие также  увлекают детей на систематические домашние занятия, прививая любовь к исполнительству.   

Основы культуры закладываются с детства. Надо учить слушать и понимать Музыку. 

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Дмитрий Дмитриевич Шостакович

 

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. 

Василий Александрович Сухомлинский

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.:

Музыка, 1974.

Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов – исполнителей // Вопросы психологии. – 1975.- №1. – С.68-79.

Вартанян А. В. Психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям.- М., 1987.

Леонтьев А. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983.- Т.П. – С. 209- 210.

Маковец Л. А. Педагогические аспекты подготовки будущего учителя – музыканта к выступлению перед школьной аудиторией: Дис. кандид. пед. Наук: 13.00.02/ Маковец Л. А.; Москва, 1997.- 139с.

Назаров И. Основы музыкально – исполнительской техники и метод ее совершенствования. – Л.: Музыка, 1969.

Федоров Е. К вопросу об эстрадном волнении.- М., 1979. С107- 118 (Труды ГМПИ им. Гнесиных, Вып. 43)

Якобсон Н. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство. 1964. -86 с.

«На пути к совершенству – Психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям»