Зайцева Ольга Юрьевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ 57 г.Улан-Удэ имени Алдара Цыденжапова
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №145283
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Открытый урок по окружающему миру 3 класс Школа России «Что такое деньги»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №145283


Тема : Что такое деньги.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия формирование у учащихся основ экономических знаний о способах обмена товарами, о деньгах через формирование универсальных учебных действий.

Задачи:

1.Образовательные:

выявить причины возникновения денег; познакомить со способами обмена товарами; выяснить, что такое деньги; денежные единицы

2.Развивающие:

формировать навыки работы с текстом: развивать речь детей, выделять главную мысль, аргументировано ее выражать. Развивать любознательность, интеллектуальные и исследовательские умения.

3.Воспитательный аспект: воспитывать бережливость, правильное отношение к деньгам, доброжелательность.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся различать понятия «бартер», «купля – продажа», «деньги», «денежные единицы», «сбережения»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности в процессе общения в группе, в паре, вступать в диалог с учителем

Формирование УУД

Личностные УУД:формировать учебно-познавательный интерес;выявить нравственно-этическое отношение к деньгам(на основе бережного, разумного отношения к ним); формировать самооценку.

Познавательные УУД: формировать умения выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке, и делать выводы.

Коммуникативные УУД: формировать умение находить общее решение, умение аргументировать его, работать в группе, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

РегулятивныеУУД: формировать умение слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Межпредметные связи: литературное чтение, математика

Оборудование:

  • компьютер; презентация
  • Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2./А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013 г.
  • Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014г.

Раздаточный материал:

  • монеты и их иллюстрации
  • карточки

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Методы работы: рассказ, беседа, работа с учебником, исследовательский метод, частично-поисковый.

Ход урока

I.Орг. момент.

Пожелание успешной работы на уроке

  1. Актуализация.

– Ребята, чтобы определить тему нашего урока и повторить материал, изученный вами на прошлых уроках, мы сейчас разгадаем кроссворд.

РАБОТА В ПАРАХ Кроссворд СЛАЙД

Определите свою задачу.

1
2
3
4
5
6

СЛАЙД проверка

  1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров ТРУД
  2. Распространенное природное богатство, твердое полезное ископаемое, используемое в строительстве, из особого его вида производят стекло. ПЕСОК
  3. Продукт растениеводства, прядильная культура, из которой производят ткани.ЛЁН
  4. Отрасль экономики, отвечающая за добычу природных богатств, производство товаров. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
  5. Работа, выполняемая людьми для удовлетворения тех или иных потребностей других людей.УСЛУГИ
  6. Прочная горная порода, используемая в строительстве. ГРАНИТ

-Какое общее понятие объединяет кроссворд? (Экономика) 

– Какова главная задача экономики?( Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей)

– Что такое потребности? ( Все что нужно человеку для жизни называются потребностям)

Вот как много вы уже знаете об экономике. Но сегодня нас интересует новое понятие, но известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.

Это понятие спрятано в кроссворде. Попробуйте его отыскать. СЛАЙД

– Прочитайте слово, которое получилось по вертикали? ( Деньги)

– Как вы понимаете это слово? (ответы учащихся) СЛАЙД

-Предположите, какие вопросы могут нас интересовать, связанные с этим понятием?

СЛАЙД

  • – что такое деньги?
  • – как появились деньги?
  • – какими были первые деньги?
  • -какие бывают деньги?

Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?

-каков же главный вопрос? СЛАЙД

-Какова тема урока? ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ. СЛАЙД

III. Открытие нового знания.

Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?

Каково их значение?(ответы детей)

А вот какое определение денег в словаре Ожегова: читают дети СЛАЙД

« Деньги- металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». 

-Ребята, можем ли мы неделю не иметь дело с деньгами?

Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги – это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почти все, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и что чаще всего их не хватает. А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить замечательную красивую игрушку, модную одежду или большой вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Как к ним относиться? Чего больше – добра или зла – приносят они людям?

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать побольше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы.

Готовы? Тогда отправляемся. СЛАЙД

Итак, мы попали в далекое прошлое.

Кто же это? (первобытные люди)

Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?

Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи –заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.

-Что же получалось в таком обществе?

Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей.

-Как же стали поступать люди?(СОВЕРШАЛИ ОБМЕН)

Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было.

Они осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки)

Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу– на барана.

-Приведите свои примеры такого обмена в те времена. (картофель-дичь)

-Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

– Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен.

– Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?

-Как называется  такой вид обмена найдите на стр.66.  ( бартер) СЛАЙД

– так что же такое бартер? ( Это прямой обмен одних товаров на другие

– Кажется, все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например: СЛАЙД

У Светы есть груша, а она хочет морковку.

У Вовы есть морковка, а хочет он банан.

У Миши есть банан, а хочет он грушу.

– Как быть? (Решение экономической задачи)

– Согласитесь, это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей. А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно. Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным. Гораздо удобнее другой вид обмена, а как он называется ,найдите в учебнике. стр 67

  Что же такое купля – продажа. ( Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги) СЛАЙД

какие же виды обмена существуют в экономике?(бартер и купля-продажа)

– С этими видами обмена мы встречаемся не только в повседневной жизни, но и на страницах знакомых сказок.

РАБОТА В ГРУППАХ

– Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается, и подпишите внизу на свободной строке 

“Сказка о петушке и бобовом зернышке”.

“Сенокосы, сенокосы! Дайте сена, сено нести корове, корова даст молока, молоко нести к девкам, девки дадут ниток, нитки к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку”(бартер)

“Сказка о мужике-бедняке”.

“Возьму этого зайца, да продам за четыре алтына, на те деньги куплю свинушку, она принесет мне двенадцать поросят, поросятки вырастут, принесут еще по двенадцать, я всех приколю, мясо продам, а на денежки дом куплю…” (Купля – продажа)

Проверка. – А теперь проверим, как вы справились с этим заданием.

– Что значит купить товар? (Купить товар – обменять его на определенное количество денег).

– Так что же такое деньги? Найдите определение этого слова настр. 69 (Слайд 7)

Вывод. Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

) Цена, стоимость

– А как мы узнаем, на какое количество денег можно обменять тот или иной товар? (Смотрим на цену) (Слайд 8)

– Цена – это стоимость одной вещи.

– В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. Как вы думаете, от чего зависит цена товара? (Если затраты на изготовление товара большие, то цена больше)

– Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.

– Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа).

– На какие товары можно обменять деньги? На какие услуги?(Высказывания детей)

– Всегда ли существовали деньги?(Высказывания детей)

– Послушаем сообщение ребят

Из истории денег.

Ученик

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. СЛАЙД Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. СЛАЙД

Ученик СЛАЙД 

Одними из первых денег были раковины каури. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их можно было чеканить любой стоимостью. Дорогие монеты чеканились из золота, подешевле – из меди. СЛАЙД Однако и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их.

И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты – все, во что вложен труд.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу).

Стали думать,  как нам быть (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в сторону)

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам.

Работа по учебнику:

Внимательно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: Какие денежные единицы используются в разных странах?(Ответы детей)Рубль, копейка в России, в США-доллар, во многих странах Европы-евро.(просмотр)

-обратите внимание на стенд, я хочу вам показать ещё деньги других государств. 

-Какие деньги мы используем в нашей стране? (рубль, копейка)

Кто знает, как образовались слова рубль и копейка?

(Высказывания детей)

-Послушаем сообщение ДашиФ “Из истории российских денег”.

Ученик

Рубль на Руси появился не сразу. СЛАЙД Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. СЛАЙД Были в ходу и серебряные слитки – гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли “рубль” (от слова “рубить”). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки – монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

-Итак, появились монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.

Практическая работа (в парах)

Рассмотрите монету. 

Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. 

-Что такое герб?

-Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”. Аверс монеты – это, дословно, «обращенный лицом», «лицевой»

-Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”. (Реверс произошло из латинского языка «реверсус», что означает «обратный».) 

-Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.

-Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.

Выполните в парах практическую работу  задание № 3 на странице 70.

В качестве чего получают деньги большинство людей?(В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо – зарплата).

Что покупает человек на заработанные деньги?(Товары и услуги.)

– Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?(Сбережения)

А сейчас отправимся в магазин. СЛАЙД Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. 

-Все ли можно купить за деньги? Нет. 

Чего нельзя купить? Приведите свои примеры. Небо, море, здоровье, дружба, дождь, уважение людей, ветер и т.д.

Послушайте стихотворение Владимира Орлова “Что нельзя купить”.

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.

Где-то дома у метро –
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.

Учитель:

Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк?

(Высказывания детей)

Я хочу предложить вашему вниманию книги о деньгах, которые есть в нашей библиотеке. Если хотите побольше узнать о деньгах ,можете во время каникул посетить городскую библиотеку, там тоже найдёте много интересного.

Итог урока.

-подведем итог урока.

-так что же такое деньги?

РЕФЛЕКСИЯ

Домашнее задание:

. Прочитать текст стр.66-70 и ответить на вопросы

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! 

 

Если есть у тебя розы, ну а нужно молоко,

Отыскать, с кем обменяться тебе будет нелегко.

А, продав, купить, что нужно –легче, несомненно.

Знай, что функция у денег здесь – СРЕДСТВО ОБМЕНА.

 

Если видишь на витрине ценник – ясно в тот же миг,

Сколько стоит здесь светильник, ну а сколько грузовик.

 В деньгах цену мы узнаем, чтоб товар приобрести.

Эта функция у денег – МЕРА СТОИМОСТИ

 

Если мы решили рубль отложить на черный день,

Положили в банк иль в банку, коль идти до банка лень,

А потом вернем с процентом иль без изменения,

Все равно здесь деньги будут – СРЕДСТВОМ НАКОПЛЕНИЯ.

Незаконченные предложения по теме «Чего нельзя купить за деньги», например: за деньги можно купить кровать, но не сон

– За деньги можно купить часы… (но не время).

– За деньги можно купить книгу… (но не мудрость).

– За деньги можно купить телохранителя… (но не друга).

– За деньги можно купить еду… (но не аппетит).

– За деньги можно купить дом… (но не семью).

– За деньги можно купить развлечения…(но не хорошее настроение)

– За деньги можно купить лекарство… (но нездоровье).

Открытый урок по окружающему миру 3 класс Школа России «Что такое деньги»