Тема урока: Донецкий бассейн: Начало Начал или Первые из Первых
Цель урока:
- Познакомить учащихся с первооткрывателями и первопроходцами Донецкого края.
- Формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой. Развивать умение строить логические связи.
- Развивать творческое мышление учащихся.
- Воспитывать интерес и уважение к истории нашего родного края.
Понятия и термины:
Первооткрыватель – это тот человек, который первым открыл что-нибудь – неведомые земли, страны, местность, упрятанные в земных глубинах, нужные человеку, чтоб облегчить жизнь, полезные ископаемые.
Берг-привилегия – закон, изданный Петром I 10 декабря 1719 года. Данное руководство для Берг-коллегии устанавливало политику России в горной промышленности.
Кузнечные мехи́ – устройство для нагнетания воздуха. Чаще всего представляет собой мешок различной формы с клапанами и регуляторами. Служит для получения непрерывной воздушной струи и применяется в основном в кузнечном деле.
Солеварение – добывание соли вывариванием ее из воды.
Подьячий – канцелярский служащий в приказах и в местных государственных учреждениях Русского государства XVI-XVIII вв.
Рудознатец – разведчик полезных ископаемых; знаток рудного дела, руд.
Месторождение – это место нахождения полезных ископаемых.
Ходатайство – официальная просьба или представление, адресованное государственным органам (общественной организации) вышестоящей инстанции.
Меценат – лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
Концессия (лат. concessio – предоставленное разрешение, уступка) сдача государством в эксплуатацию лицу части своих природных богатств, предприятий и технологических комплексов, других объектов.
Коммерции советник – почётное звание для предпринимателей
Исторические личности: Никита Вепрейский, Семен Чирков, Г. Г. Капустин, Николай Аврамов, Е. П. Ковалевский, А. В. Гурьев, С. С. Поляков, П. Н. Горлов, С. И. Мамонтов.
Основные даты и события: с 1721 г. до 1796 г. – процесс открытия каменного угля;
Оборудование: презентация, дидактический материал, иллюстрации.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
- Предыстория.
- Споры.
- Первооткрыватели Донецкого бассейна.
- Добыча каменного угля открытым способом.
- «Родитель» имени Донбасс.
- Основатель горной промышленности Донбасса.
- Первые железные дороги региона.
- Талантливый горный инженер.
- Знаменитый русский предприниматель и меценат.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
- Изучение нового материала
На доске записываются понятия темы, учащиеся в свои словари
или в конце своих тетрадей записывают новые слова и объяснения к ним в ходе урока.
Рассказ учителя
Сегодня наш Донбасс, просто невозможно представить без многочисленных терриконов, конические силуэты которых в сознании путешественника ассоциируются со знаменитыми египетскими пирамидами.
А ведь еще каких-то 200 лет назад ничто не нарушало плавных линий широкого горизонта бывших половецких степей, бескрайние просторы которых лишь кое-где были изрезаны глубокими балками и украшены редкими перелесками. Тысячи лет жили в этих степях наши предки, не подозревая о том природном богатстве, которое таилось, буквально, у них под ногами. И только с конца XVIII – начала XIX веков начинается систематическая промышленная разработка Донбасских недр, а также становление индустриальной мощи нашего края.
Официальной датой открытия Донецкого угольного бассейна считается 1721 г., а его первооткрывателем – Григорий Капустин. Но анализ архивных документов показывает, что процесс открытия каменного угля (с 1721 г. до 1796 г.) был настоящим коллективным подвигом многих сотен и тысяч людей, представителей многих классов и состояний России, людей целенаправленных, самоотверженных искателей.
– Находите новые слова и определяйте их значения по словарю.
- Предыстория.
В 1696 г., возвращаясь из первого Азовского похода, Петр I знакомится с донецким каменным углем. Во время отдыха на берегу реки Кальмиуса царю показали кусок черного, хорошо горящего минерала. “Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет” – сказал Петр. Первым историческим документом об открытии каменного угля в Донбассе является именной Указ Петра I от 7 декабря 1722 г.
Предыстория этого Указа такова. В 1719 году при реорганизации государственного управления вместо ликвидированного Приказа рудокопных дел была создана Берг-коллегия, ведавшая горной и металлургической промышленностью, а также разведками руд. Берг-коллегия организовала ряд экспедиций для поиска полезных ископаемых.
2. Споры
Между историками идет спор о первооткрывателях угля в Донбассе. Длительное время считалось, что первооткрывателем каменного угля в Донецком бассейне является Григорий Капустин, который в 1721 г. открыл месторождения в районе рек Дона, Курдючей и Осереди.
Однако, как свидетельствуют архивные материалы, в том же 1721 г. бахмутские солевары Никита Вепрейский и Семен Чирков нашли в балке Скелеватой в 25 км от Бахмута каменный уголь и начали использовать его в кузницах.
- Первооткрыватели Донецкого бассейна
В начале ХVIII в. основной промышленной отраслью Донецкого края оставалось солеварение. Однако с топливом в безлесой степи было туго и в 1721 году управляющий Бахмутским солепромыслом Никита Вепрейский и надзиратель Бахмутской крепости капитан Семен Чирков, понаслышке зная о наличии в окрестной местности «земляного уголья», способного «загораться и давать сильный жар», отправились на поиски его, дабы заменить им дрова. Самовольным поисковикам повезло: неподалеку в балке Скелеватой (ныне Артемовский район Донецкой обл.) они наткнулись на искомый уголь. Привезли в Бахмут, опробовали в казенных кузницах. Сначала в смеси с древесным углем, а затем и отдельно – каменный уголь запылал в горне, который раздувался кузнечными мехами, от него пошел нестерпимый на близком расстоянии жар. И тогда Вепрейский и Чирков отправили в конце того же 1721 года в Петербург в Камор-коллегию три бочонка с углем и другими рудами. А оттуда они были переправлены в начале января 1722 года в государственную Берг-коллегию – центральное ведомство по управлению горнорудной промышленностью России, где надлежало специалистам определить их качество. Факт этот документально зарегистрирован.
А тем временем Никита Вепрейский и Семен Чирков, окрыленные первым успехом, отправляются во вторую поисковую поездку и открывают еще одно угольное «месторождение» – на этот раз на речке Беленькой, притоке Лугани. Они организовали и в Скелеватой (очевидно, от украинского слова «скеля», то есть скала) балке, и на речке Беленькой добычу и последующее практическое его применение в Бахмутских кузницах, а заодно отправили пробы угля и найденных других руд в столицу, вдобавок, не дождавшись ответа, еще и письмо написали на имя Петра I. В результате Берг-коллегия наконец-то повелела: «Прислать из Белгородской провинции в Бахмут к соляному правлению работных людей сколько надлежит».
Так был открыт Донецкий каменноугольный бассейн.
Осенью 1721 года для обследования залежей руд и минералов в районах, расположенных по течению Дона и Северского Донца выехал талантливый рудознатец Григорий Григорьевич Капустин. 25 ноября он прибыл в казачью станицу Черкасск и приступил к обследованию берегов речки Кондручьей, впадающей справа в Северский Донец. В начале декабря 1721 года он открыл уголь недалеко от настоящего г. Шахты Ростовской области, а затем был найден уголь в урочище Скелеватом, в 30 км от г. Бахмута (г. Артемовска). В 1724 г. близ Бахмута уже велась добыча угля, работало 150 шахтеров. Уголь шел в кузницы солеваренного завода.
Работа с документом
Сохранился указ Петра I от 7 декабря 1722 г.: «Для копания каменного угля и руд, которые объявил подъячий Капустин, из Берг-коллегии послать нарочного и в тех местах того каменного уголья и руд в глубину копать сажени на три и больше и, накопив пуд до пяти, привесть в Бергколлегию и опробовать».
Русский геолог-самоучка своим трудом, упорством и знанием добился того, что на всех геологических картах России земля в районе бассейна Северского Донца будет обозначена как территория богатая залежами каменного угля, что в будущем сыграет большую роль в том, что именно, здесь будут основаны металлургические гиганты и начнется промышленное освоение края носящего гордое имя Донбасс.
Однако набеги кочевых племен из Крыма и Причерноморских степей вновь после булавинских казаков и изюмских солдат, дотла разрушивших Бахмут, надолго задержали промышленную разработку каменных углей.
Лишь в 1739 году, после подписания Россией нового мирного договора с Турцией на Донецком кряже вновь возобновляются прежние поиски.
– Можно ли Никиту Вепрейского, Семен Чирков и Григория Капустина назвать «Колумбами» Донбасса? Аргументируйте.
- Добыча каменного угля открытым способом.
В Лисичьей балке, где потом в 1796 г. вошла в действие первая в Донбассе шахта, открыл месторождение угля в декабре 1722 г. Николай Аврамов – один из руководителей черноморской горной экспедиции.
В 1791-1792 гг. надворный советник Аврамов развернул добычу каменного угля открытым способом на первой частной шахте. Завершился процесс открытием угольного бассейна, промышленной разработкой угля в Лисичьей Балке (в районе города Бахмута), где в 1795 г. была заложенная первая государственная шахта Донбасса.
Угроза набегов была ликвидирована лишь после упразднения татарского ханства и присоединения Крыма к России в 1783 г. Но хлынувшая из Крыма дешевая соль сделала ненужным существование Бахмутских солепромыслов и они были закрыты. Донбасская промышленность начала переориентацию на угольное, горно-заводское дело.
– Была ли от шахты какая-нибудь выгода для государства?
- «Родитель» имени Донбасс.
В перечне выдающихся людей, внесших огромный вклад в коренное преобразование дикой степи, особое место занимает имя Евграфа Петровича Ковалевского – уроженца Харьковщины, который совершил первое крупное исследование геологического строения Донецкого бассейна, положив начало изучению недр Донбасса.
Такой немало известный деятель Е. Ковалевский, который был учёным и горным инженером, в 1827г., нанёс на карту 25 известных ему месторождений минералов, это была первая геологическая карта Донбасса, и именно он ввёл понятие Донецкий горный бассейн.
Именно Ковалевский дал название «Донецкий», и дана характеристика его внутреннего строения.
С тех времён, не уступая по площади всем угольным месторождениям в Западной Европе, донецкий угольный бассейн стал известный на мировом уровне.
– Почему потомки благодарны Е. Ковалевскому за рождение имени «Донбасс» для своей земли?
- Основатель горной промышленности Донбасса.
Ещё одно имя гордо занимает своё почётное место в освоении Донецкого бассейна. Это имя горного инженера Алексея Васильевича Гурьева.
По приказу Новороссийского и бессарабского генерал-губернатора Михаила Семёновича Воронцова создавалась топливная база для азово-черноморского торгового флота. Горный инженер А. В. Гурьев по поручению Воронцова занялся проектированием рудников в Донбассе.
Гурьев исследовал материалы прошлых геологических разведок. На их основе он решил провести детальные исследования верховий Кальмиуса. Исследования были проведены в 1841 году и подтвердили возможность промышленной эксплуатации месторождения каменного угля.
Им был основан Александровский рудник. Центральная шахта Александровского рудника называлась Гурьевская. Она была открыта в 1842 году. На шахте использовалась первая в Донбассе паровая подъёмная машина. На шахте были свои механические мастерские, в которых изготавливали оборудование и инструменты для горных работ. Первоначально на Гурьевской шахте работало 76 человек. Шахта давала 1368 пудов угля в сутки. Общее количество работников достигло 350 человек. Рудник за несколько лет стал крупнейшим рудником на юге Российской империи и оставался таким в течение нескольких лет. Успех Александровского рудника побудил местных помещиков тоже заняться угледобычей, что привело к созданию новых рудников. Из-за активной угледобычи стало расти местное население. В настоящее время на территории современного Донецка не сохранились терриконы шахт Александровского рудника. От него практически не осталось ни одного материального следа, так как разработки рудника вошли в полосу угольных разработок макеевских шахт Бутовского куста.
– Какой вклад сделал инженер А. В. Гурьев? (положил начало горной промышленности Донбасса)
- Первые железные дороги региона.
История железных дорог Донбасса начинается с 1865г., когда к правительству Российской империи с ходатайством о строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Кроме стратегической цели – выхода к морю – преследовались задачи стимулирования развития горнодобывающей промышленности в Донбассе. В 1868г. концессия на строительство магистрали была выдана коммерции советнику Самуилу Соломоновичу Полякову. В рекордно короткий срок по тем временам, за 20 месяцев, дорога была построена и введена в эксплуатацию. Торжественное открытие состоялось 5 января 1870г. (по новому стилю).
Сельскохозяйственные районы Курской и Харьковской губерний были связаны с промышленным Донбассом, из центра страны был получен выход к Азовскому и к Черному морям. Были открыты угольные шахты в районе станций Щербиновка (Дылеевка), Магдолиновка, Никитовка, Горловка, Ханженково, Харцызск; получили развитие соляная промышленность в Славянске, добыча огнеупорных глин и стекольная промышленность в Константиновке и т.д. Сам С.Поляков совместно с талантливым горным инженером Петром Николаевичем Горловым основал шахту «Кочегарка», начав добычу каменного угля, и дав жизнь рабочему поселку Горловка.
- Талантливый горный инженер.
Горлов Петр Николаевич, один из пионеров развития угольной промышленности Донбасса. С 1859 года, в течение четверти века, он трудился в Донбассе, разведывал и разрабатывал угольные месторождения, строил шахты. Начав со службы на Лисичанском руднике, продолжил трудовую деятельность в Области Войска Донского. Здесь он стал составителем третьей пластовой карты в России – Грушевского месторождения (совр. Шахтинский район Ростовской области России); участвовал в строительстве Грушевского рудника; был устроителем и смотрителем водоотлива на нем.
В 1868 году Горлов Петр Николаевич был приглашен для устройства рудников и копей вдоль линии строившейся Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Он убедил строителя дороги С.С. Полякова купить участок угленосной земли у крестьян с. Железного, на котором усовершенствовал добычу угля на двух бывших крестьянских шахтах. В 1871-1873 годах Горлов Петр Николаевич построил на этом месте мощную шахту “Корсуньская копь” (совр. ш-та “Кочегарка”), которая по техническому оснащению и организации горных работ была одной из лучших шахт Донбасса. Здесь, впервые в России, Горлов П. Н. внедрил потолкоуступный способ обработки крутопадающих угольных пластов, который применяется и сегодня. Современники считали это особой заслугой Петра Николаевича, характеризуя внедрение нового метода “весьма смелой задачей ввиду абсолютного отсутствия в ту эпоху опытных горнорабочих и технического персонала.
Возникший около “Корсуньской копи” горнозаводской поселок и железнодорожная станция Корсунь в середине 1880-х были названы в честь П.Н.Горлова – Горловкой.
По инициативе талантливого инженера в 1878 году в Горловке было открыто второе в Донбассе учебное заведение для подготовки специалистов угольной промышленности – Горное училище имени С.С. Полякова (ныне Горловский техникум ДонНУ).
– Какую роль сыграл П.Н. Горлов как для Донбасса, так и для Горловки, в частности?
- Знаменитый русский предприниматель и меценат.
Большую роль в развитии горно-металлургического комплекса Донбасса сыграла Донецкая Каменноугольная железная дорога, решение о строительстве которой было принято Министерством путей сообщения в 1875г. Концессию на строительство получил промышленник Савва Иванович Мамонтов, организовавший акционерное общество «Донецкая дорога». В 1878г. состоялось торжественное открытие Донецкой Каменноугольной железной дороги, ее общая протяженность составляла 389 верст. Были открыты участки Никитовка – Дебальцево – Должанская, Дебальцево – Попасная – Краматорск и Дебальцево – Луганский завод; управление железной дороги находилось в Луганске, рядом со станцией было построено первое в Донбассе железнодорожное училище. Свое второе рождение получила станция Краматорская, которая до того была разъездом, обеспечивающим разминовку пассажирского состава с грузовым, причем пассажирский поезд на полустанке не останавливался. Именно Мамонтов построил полноценную грузопассажирскую станцию.
В 1879г. были построены участки Попасная-Лисичанск, Хацапетовка (Углегорск)-Ясиноватая, и др. Протяженность Донецкой каменноугольной железной дороги составляла 479 верст.
Благодаря упорству Мамонтова мы имеем самую разветвленную железнодорожную сеть в мире, которая не имеет себе равных!
Железнодорожные линии находятся в непосредственной близости к горным предприятиям и рабочим поселкам. Именно поэтому они получились такими изогнутыми. На участках укладывались более прочные и долговечные германские рельсы. С. Мамонтов был весьма доволен построенной железной дорогой; когда в Мариуполь-Порт пришел первый состав с углем (1889), тот гордо заявил: «Я не Самуил Поляков, я – Савва Мамонтов».
В 1880г. начато строительство 1-й Екатерининской железной дороги. Изначально дорога планировалась для снабжения крестьян Екатеринославской губернии хлебом, однако после стала одной из самых грузонапряженных линий, обеспечившей стремительное развитие промышленности Донецкого и Криворожского бассейнов.
В 1884г. 1-я Екатерининская железная дорога соединила Донецкую каменноугольную железную дорогу с городом Екатеринослав, рабочими поселками современного Кривого Рога и станцию Долинская николаевского направления. Впоследствии 1-я Екатерининская железная дорога по грузообороту опередила Донецкую Каменноугольную.
– Как вы думаете, без С. Мамонтова, смогла бы железнодорожная сеть достичь такого результата?
- Закрепление новых знаний и умений учащихся
- Назовите официальную дату открытия Донецкого угольного бассейна (1721 г.)
- С какого и до какого года в архивных документах идет процесс открытия каменного угля (с 1721 г. до 1796 г.)
- Какой известный деятель в 1696 г. произнес такие слова: “Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет“? ( Петр I об угле)
- С какого года начинается история железных дорог Донбасса (с 1865г.)
- Итоги урока
В течение 1891-1901 гг. к станциям примыкания на Екатерининской железной дороги была построена 91 (!!!) ветвь общего и частного пользования. Кризис, поразивший Российскую империю, а также многие отрасли народного хозяйства страны в 1900 г., практически не коснулся угольной отрасли, и подъездные пути на сломе веков продолжали строиться, хотя темпы их строительства несколько уменьшились.
VII. Домашнее задание: разобрать и выучить понятия и основные даты, заполнить предложенную таблицу:
Дата | Фамилия первооткрывателей и первопроходцев | Отрасль промышленности | Результат |
Никита Вепрейский | |||
Семен Чирков | |||
Г. Г. Капустин | |||
Николай Аврамов | |||
Е. П. Ковалевский | |||
А. В. Гурьев | |||
С. С. Поляков | |||
П. Н. Горлов | |||
С. И.Мамонтов |