Работа по теме : «Игровые технологии на уроках окружающего мира»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Костенко Наталия Романовна
МОУ «Раменская средняя общеобразовательная школа №4»
Г.Раменское
2025
Игра выполняет огромную роль в развитии познавательного интереса у обучающихся в начальной школе. С помощью данного метода учитель старается создать у детей положительное эмоциональное состояние. Применение игровых технологий помогают развить у ребёнка такие процессы как внимание, память, образное мышление, познавательную активность, творческую деятельность, позволяет снять усталость, потому что они делают учебный процесс. Игра – это осмысленный вид деятельности, который включает в себя множество действий со смыслом, которые объединяются мотивом.» В игре отражается отношение индивида к реальному миру, существующему вне и независимо от него самого.
Целями разработанного комплекса являются формирование и повышение мотивации к учению у учащихся на уроках окружающего мира.
Для повышения интереса к учебному процессу на каждом уроке окружающего мира были использованы различные игровые технологии.
Игры, проведенные на уроках окружающего мира
Тема урока | Игровая технология |
Мир глазами эколога | Игра «Волшебная палочка», Игра «Экологический светофор» |
Природные зоны России | Настольная игра «Природные зоны России» |
Лес и человек | Кроссворд «Лес и человек» |
Тундра | Интеллектуальная игра “Заколдованная тундра” |
У черного моря | Игра « Юный натуралист», дидактическая игра «Найди пару» |
Зона арктических пустынь | Игра “Вставь слова” |
Наши подземные богатства | Игра – драматизация экологической сказки «Берегите воду»! |
Пустыни | Игра- «Узнай меня» |
Растениеводство в нашем крае | Игра «Собери слово», игра «Цветочный магазин» |
Животноводство | Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» |
На уроке «Мир глазами эколога» нами была проведена игра: «Волшебная палочка» и игра «Экологический светофор». Цель игр – формирование знаний у учащихся об экологических проблемах, привитие любви и бережное отношение к природе.
Задачи игр – ознакомление обучающихся с влиянием человека на природу, расширение кругозора обучающихся, воспитание уважения к природе.
Игра «Волшебная палочка» заключается в том, что ученики передают палочку друг другу, при этом называя одно из свойств, которое относится к воде. При этом дети не должны повторяться.
Игра «Экологический светофор» заключается в том, что ведущий называет предложения, и дети должны поднять кружок: черный цвет-«стой»; красный обозначает «будь осторожен, соблюдай правила!»; синий говорит о том, что «ты заботишься о природе». Детям задаются такие вопросы как:
1.Дети оставили мусор в лесу.
2.Люди собирают в лесу грибы, срезая их ножом.
3.Ученики проводят субботник.
4.Дети на уроке технологии изготовили кормушку и повесили её в лес.
5.Ребята поймали птицу и посадили в клетку.
6.Ученик принес на урок гербарий из редких растений, которые занесены в Красную книгу.
7.Дети ловят в пруду рыбу.
8.Дети отколупали с дерева кору.
9.Дети кладут в скворечник семечки, крупу, орехи.
10.Ребята собирают мусор с берега реки.
Тема второго урока – «Природные зоны России». Детям было предложена настольная игра. Цель игры: обобщение знаний о природных зонах России, особенности природных зон.
Задачи игры: сформировать представления о природных зонах России; научить работать с географическими понятиями.
Правила игры: дети делятся на команды по 5 человек, выбирается ведущий, тот человек, который хорошо знает материал. Перед учащимися лежит карта, на которой проставлены цифры. Команды по очереди отвечают на вопрос ведущего. Если команда отвечает правильно, то она перемещается по игровому полю на то количество шагов, которое выпало в кубике. Если команда даёт неправильный ответ, то она остаётся на месте. Если команда попадает на красный кружок, то она пропускает ход; если команда попадает на зелёный кружок, то получает дополнительный ход (бросает кубик без ответа на вопрос). Выигрывает та команда, которая первой дошла до финиша. После этого команда получает отметку «Отлично».
Третий урок был посвящен теме «Лес и человек». На данном уроке дети отгадывали кроссворд по этой теме. Цель кроссворда: закрепить знания обучающихся об обитателях леса. Задачи кроссворда: ознакомить детей с животными леса, воспитать уважительное отношение к природе.
Правила игры: детям даются определения, и они должны написать правильный ответ. Определения делятся по вертикали и по горизонтали. Также детям выдается листочек с квадратиками и цифрами вопроса, дети должны его заполнить. Кроссовордную сетку можно найти в Приложении 6.
Вопросы к кроссворду:
- Данная птица живет по одиночке в лесу и придерживается конкретной территории, занесена в Красную книгу. (Филин)
- Это дерево находится в лесу. У него обычно широкая крона и мощный ствол. ( Дуб)
- Экологическая система, где главными являются деревья. ( Лес)
- Незаконное убийство животных и птиц (браконьерство).
- Данное дерево растет в смешанном лесу. Листья у него ярко-зелёного цвета летом и жёлтого осенью. ( Липа)
- Лекарственное растение, которое растет на Дальнем востоке, Алтае и занесено в Красную книгу. ( Женьшень)
- Вид леса, где в основном растут сосны (сосновый).
- Данный зверь имеет 22 зуба, на конце хвоста кисточку и во взрослом возрасте их вес может достигать тонну. (Зубр)
- Эти вещества являются антибиотиками для деревьев (Фитонциды).
- Продукт после костра похожий на пыль или верную массу. ( Пепел)
- Крупное лесное животное. ( Лось)
- Если оставить не потушенный костер или стеклянные банки, то в лесу может случиться… (пожар).
По теме Тундра мною была разработана и проведена интеллектуальная игра «Заколдованная тундра».
Цель игры: познать сложный мир тундры, ее растительность и обитателей.
Задачи игры: выявление особенностей взаимодействия детей; создание условий, способствующих формированию навыка сотрудничества; выявление особенностей развития познавательной сферы (внимания, мышления); повышение уровня сплоченности класса, развитие способности дружить, общаться в паре и группе.
Игра состоит из 3 туров. Первый тур состоит из 3 заданий. В течение 1 минуты команды обсуждают и подают сигнал. Та команда, которая первой подала сигнал, отвечает. Если первая команда ответила неправильно, то право отвечать переходит другой команде.
В первом туре обучающимся даются ситуации и картинки, на которые они должны ответить. Второй тур состоит из ответов на вопросы. Третий состоит в том, что детям задаются вопросы с вариантами ответами и надо выбрать правильный вариант ответа.
«Давайте посмотрим на фото, которое сделано на квадрокоптер. По началу нам трудно ответить на вопрос, чего же больше в тундре воды или земли. Как нам известно в тундре осадки малочисленные, поэтому в ней сухо как в степи. Тогда у нас возникает вопрос: Откуда в тундре столько озер?»
Ответ: «Так как в тундре очень холодно и бывают морозы, а зима длится 8 месяцев, поэтому выпавшие осадки не испаряются, а холод не дает проникнуть внутрь земли. Образованию озер способствуют равнины и природные углубления».
Второе задание: «Давайте с вами посмотрим карточки и определим какие птицы на них изображены. Данные птицы прилетают в тундру и создают свое гнездышко в короткое лето, где средняя температура составляет от +5 до +10. Многие из них прилетают в тундру из далека. Что привлекает птиц в тундре?»
Ответ: «На карточках изображение уток, гусей, лебедей. Их привлекает в тундре множество озер, то есть обилие воды, различные насекомые и продолжительный северный день, который позволяет выкормить потомство».
Третье задание: « Одним из главных животных тундры является олень. В ней можно встретить, как оленей пасет пастух каждый день. У данных животных специальные приспособления, которые позволяет им жить в данных условиях. Что это за приспособления и как они используются?».
Ответ: «Первое приспособление у оленя это теплых мех, каждый волос пуст изнутри, а как известно проводником холода воздух не является. Широкие копыта не позволяют оленю уходить под снег очень сильно и поедание ягеля, которое придает оленям энергию.
Четвертое задание: Знакомые незнакомцы или «Какие животные могут встречаться в тундре, а какие нет?»
Задание: «Существуют птицы, которые могут постоянно жить в тундре, к примеру, куропатки; есть птицы, которые изредка прилетают и залетают в тундру, одним из примеров может являться глухарь; а есть те птицы, которые никогда не летят в тундру. Вам нужно распределить птиц по группам: которые прилетают в тундру, которые живут в ней и которые не прилетают к ней совсем.»
Варианты ответов: «Орел, голубь, лебедь, утка, сова, ворон, филин, снегирь, мандаринка, перепел, фламинго, пеликан, орлан белохвост, воробей».
Задание: « Выбери животных, которых можно встретить в тундре».
Варианты ответов: « Волк, заяц, лось, косуля, хорек, кабан, барсук, песец, тушкан, горностай, росомаха, кабан.
Ответ: «волк, песец, росомаха, лось, горностай».
Вопрос: «Какие виды растений, мы можем с вами встретить, прогуливаясь по тундре?»
Варианты ответов: «Карликовая березка, можжевельник, женьшень, кедр, мох, черная смородина, красная смородина, ель, брусника, клюква, липа, голубика, дуб, жимолость».
Ответ: « Мох, ель, береза, брусника, голубика».
В рамках темы «У черного моря» мною были разработаны две игры: «Юный натуралист» и « Найди пару». Целями игры являются развитие памяти и систематизация знаний про обитателей черного моря.
Ход игры «Юный натуралист»: Дети делятся на команды, им даются карточки. Из карточек 1 команда находит животных, которые обитают на побережье черного моря; 2 команда находит птиц, обитающих у побережья Черного моря; 3 команда находит рыб, обитающих в водах Черного моря; 4 команда находит растения, которые растут возле Черного моря.
Ход игры «Найди животное по силуэту»: командам предлагается найти животное по их тени, назвать их название и описать животное; чем или кем питается, его размер, вес, цвет и так далее. Та команда, которая более точно опишет своих животных, та и победит.( см.Приложение 7)
В рамках темы «Зона арктических пустынь», предлагается игра «Вставь слова». Целью игры является закрепление знаний о зоне арктических пустынь. Задачами игры являются формирование и систематизация знаний о зоне арктической пустыни.
Ход игры: детям даётся текст, и они в него должны вставить пропущенные слова и словосочетания.
Пример текста в скобочках указаны ответы:
Арктика является огромным пространством…(Северного Ледовитого) океана. Там расположена зона … … . Главным символом Арктики является …. (белый медведь). На карте Арктика обычно обозначается … цветом. На побережье можно встретить …. и … (моржей и тюленей). Летом температура воздуха редко поднимается ниже …(0) градусов. (см. Приложение 8)
В рамках темы «Наши подземные богатства» детям предлагается разыграть сценку.
Игра – драматизация экологической сказки «Берегите воду».
Цель: рассказать детям о значении водоемов в природе и жизни человека.
Задачи: рассказать детям о морях, озерах и реках. Рассказать об их отличиях и особенностях. Сформировать чувство заботы об окружающей среде.
Ход игры:
Дети сидят в классе за круглым столом.
Ведущий:
«Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы вживемся в роли озера, моря, реки. Они расскажут нам о том, что их волнует. А мы с вами выслушаем и попробуем разобраться в проблеме и помочь им».
Ведущий: «Вот уже прошло несколько дней, как девочка заметила, что озеро стало покрываться странными пятнами».
(Выбегает девочка, озеро стоит)
Девочка: «Озеро, озеро, что с тобой происходит. Обычно ты красивого цвета, радуешь нас.»
Озеро: «Как тебя зовут, прелестная?»
Девочка: «Меня зовут Ира. А что с тобой, расскажи, я тебя выслушаю.»
Озеро (тяжело вздыхает): «Недавно рядом со мной люди построили завод и стали сливать свои отходы в меня. Пришлось терпеть, стараться исправить ситуацию собственными силами, но в итоге все привело к бессилию…»
Девочка: «Я обязательно что-нибудь придумаю и помогу тебе.»
Озеро: «Спасибо тебе огромное. Но на самом деле не только я мучаюсь такой болезнью, но и мои друзья – речка и море. Если хочешь услышать от них историю, то приходи завтра. Я их позову.»
Девочка: «Я обязательно приду. Но не одна, а со своими друзьями.».
Ведущий: «Про какую проблему озеро рассказало девочке? Как вы думаете, как её можно решить?» (дети отвечают)
Наступило утро.
Озеро, речка и море сидят и общаются между собой. Тут озеро замечает, как приходит девочка и два мальчика.
Озеро: «Здравствуй, Ира! Я вижу, ты сегодня пришла не одна. А с двумя незнакомцами, познакомишь?»
Девочка: «Здравствуй, озеро, река и море. Это мои одноклассники, их зовут Ваня и Дима, они тоже хотят тебе помочь».
Речка и море стали говорить, что им тоже нужна помощь, и они готовы поделиться своей историей.
Ира, Ваня и Дима уселись на берегу и приготовились слушать рассказ.
Река (смотрит несчастными глазами на детей): «Дорогие мои, я хочу рассказать вам про то, как люди меня испортили. Во время отдыха летом и в другое время года люди приезжают во мне купаться, радоваться солнышку, а мусор с моего берега забывают убирать. От этого на моем дне появляется много банок, пластиковых бутылок, которые убивают меня и организмы, которые живут внутри меня. И я становлюсь все грязнее и грязнее. Пожалуйста, не делайте так, мне больно».
Дима говорит Ване «Мне жалко речку. Я люблю в ней купаться. Давайте соберемся и очистим ее от мусора».
Ване говорит Диме и Ире: «Я согласен с Димой. Но нужно привлечь как можно больше людей к этой проблеме» (Ребята задумались).
Озеро: «А сейчас рассказ продолжит море. Вы не против?»
Дети хором: «Нет, мы не против. Мы вам всем хотим помочь!»
Море (тяжело вздыхает): «Однажды судоходы перевозили по мне нефть и случилось так, что вся нефть разлилась по моим просторам. Нефтяное пятно имеет огромные размеры – несколько километров в каждую сторону, и из-за этого под угрозой оказались многие виды организмов, которые населяют меня. Будьте аккуратней, люди! Ведь испортить меня очень легко, а восстановить трудно».
Ира: «Как же грустно от того, что мы портим природу! Это надо остановить!»
Ваня: «Давайте придумаем, как решить данные проблемы».
Дима: «Давайте!»
Ребята общаются друг с другом в классе. Каждая команда предлагает свои варианты решения данного вопроса. Море, озеро и речка их внимательно слушают.
Команда №1: «Для того чтобы спасти наше замечательное озеро от отходов, нужно сделать завод более экологически чистым. Нужно придумать очистные сооружения или продумать, как можно отходы перерабатывать подобно тому, как перерабатывают мусор.»
Команда №2: «Для того чтобы спасти нашу любимую речку от мусора, нужно поставить плакаты на берегу «Мусор не кидать!», можно поставить камеру, чтобы по ней можно было вычислить, кто загрязняет и штрафовать. Нужно пойти на такие жесткие меры, потому что иначе проблему, на наш взгляд, не решить».
Команда №3: «Для того чтобы помочь нашему морю после того, как разлилась нефть, нужно срочно обратиться к компаниям, которые могут эту нефть убрать с поверхности. Нужно обратиться в международные экологические организации, чтобы они помогли найти компании, которые могут в этом помочь. А еще усилить технику безопасности перевоза нефти. Для этого нужно обратиться к лучшим инженерам с заданием – придумать лучшее изобретательское решение данного вопроса».
Все дети: «Мы поняли, что нужно бережно относиться к водоемам вокруг нас. Мы не будем никогда мусорить и будем работать ради охраны окружающей среды».
Озеро, речка, море: «Благодарим вас, ребята! Надеемся, что у нас все будет хорошо в будущем, и мы будем вас радовать!».
В рамках темы «Пустыни» нами была проведена игра «Узнай меня». Целью игры является проверка знаний учащихся по теме «Природные зоны. Пустыня». Задачи игры: обобщить представления учащихся о природной зоне пустынь; воспитывать интерес к предмету. Ход игры: учащиеся по описанию должны угадать животных, растения пустыни.
В рамках темы «Растениеводство в нашем крае» обучающимся предлагается сыграть в игры «Собери слово» и «Цветочный магазин». Целью игр являются: получение знаний о растениях. Задачи игр: рассказать детям про растения, про то, какие растения, когда бывают.
Ход игры «Собери слово». У каждого обучающего лежит на столе карточка с «маленькими словами», участники должны найти себе пару, чтобы получилось слово. После того как они нашли себе пару, дети должны рассказать про то, каким растением они были. Побеждает та пара, которая ярче всего представила своё растение.
Карточки для игры «Собери слово»
Тюль | бук |
Аст | фрут |
Бам | ник |
Бао | град |
Вино | ника |
Грейп | ника |
Клуб | ра |
Лимон | пан |
Под | снежник |
Земля | бат |
Ответы: Тюльпан, Астра, Бамбук, Баобаб, Виноград, Грейпфрут, Клубника, Лимонник, Подснежник, Земляника.
Что должны сказать дети (пример): Тюльпан- луковичный цветок. Время цветения: весна. Они бывают разных видов обычные, пионовидные, махровые. Цветовая гамма разнообразная.
Следующая игра «Цветочный магазин» была проведена в рамках темы «Растениеводство».
Дидактическая задача: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других.
Игровая задача: сгруппировать растения по цвету, форме.
Ход игры: дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
1 этап: дети делятся на команды. В команде 3-5 человек. После этого на парте учитель раскладывает несколько лепестков разных цветов и форм. Ученики из каждой команды должны выбрать те лепестки, которые им понравились больше остальных. После этого задача команды – узнать цветок по лепестку и рассказать о нем. На обсуждение дается 3 минуты. Капитан команды после этого должен рассказать о цветке. Учитель начисляет баллы командам. Оценивать необходимо по 5-балльной шкале, насколько правильно и полно описан цветок.
2 этап: команды подходят к мешочку с листочками, на которых написано задание. Задания следующие:
1) собрать весенний букет
2) собрать летний букет
3) собрать осенний букет
Учитель заранее распечатал листы А4 с цветами. Причем название цветов не подписано.
Задача команд – выбрать из существующих вариантов те цветы, которые подходят к их времени года, после этого написать название, рассказать о каждом растении и собрать букет.
Учитель оценивает скорость выполнения задания и правильность. Оценивается по 5-балльной шкале.
3 этап: детям раздаются листы, они рисуют цветы, которые хотят. В это время учитель считает сумму баллов и определяет победителей. После этого учитель озвучивает результаты, благодарит всех учеников за хорошую работу и раздает грамоты командам, которые заняли 1-3 места.
В рамках темы «Животноводство» детям предлагается сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».
Цель: расширить представление детей о животных из разных стран: воспитывать чувство заботы о животных, развить у детей память и увеличить запас знаний.
Ход занятий:
Учитель приглашает 6 человек, которые будут играть роли определенных животных. Каждый из этих ребят выбирают себе листочек из мешочка. Задача – прочитать описание с выражением, но не называть животного, которого они играют. Задача детей, которые сидят за партой, угадать, какое животное имелось в виду и сказать, чем можно было бы покормить в зоопарке данное животное, если бы мы были сотрудниками зоопарка.
Первый ребенок: мое животное выделяется своим огромным ростом. Есть желтая окраска, которая содержит черные пятна. Оно питается ветками, растениями, листьями деревьев. Главная особенность – это длинная шея. Если хочется данному животному попить, то приходится расставить ноги широко, чтобы дотянуться до земли. Слух – сильное качество этого красавца. Если случается драка, то животное использует голову как кувалду.
Кто же это? (ответы детей). Правильный ответ: жираф.
Второй ребенок: мое животное очень крупное. Главное отличие – большое хобот и уши. Питаются данные животные травой, корой деревьев, листьями. Хобот помогает пить воду из определенных водоемов, отрывать листья с высоких деревьев для того, чтобы затем положить их в рот.
Кто же это? (ответы детей). Правильный ответ: слон.
Третий ребенок: у моего животного очень длинная шерсть, а еще оно похоже на людей. Любовь к фруктам, грибам, коре деревьев – это основы питания. Чтобы перемещаться, приходится раскачиваться и прыгать по веткам деревьев.
Кто же это? (ответы детей). Правильный ответ: обезьяна.
Четвертый ребенок: мое животное отличается тем, что является королем всех зверей, рычит так, что боятся все вокруг. Охотится ночью, питается зебрами, антилопами. Когда совсем голоден, то может напасть на жирафов.
Кто же это? (ответы детей). Правильный ответ: лев.
Пятый ребенок: мое животное является самой большой кошкой в мире. Полосатая шерстка, красивые усы – как это выглядит изящно! Питается мясом животных.
Кто же это? (ответы детей). Правильный ответ: тигр.
Шестой ребенок: мое животное обитает в водоемах, достаточно массивное и неповоротливое, как покажется на первый взгляд. Кушает ночью растительность, а днем спит. Под водой может находиться в течение почти 10 минут! А какие зубки! А какое пузо! Обитает на юге, где очень жарко.
Кто же это? (ответы детей). Правильный ответ: бегемот.
Учитель: «Молодцы, ребята! А теперь представим себе, что мы работники зоопарка и нам надо накормить всех этих замечательных животных! Чем будем их кормить?»
После этого дети обсуждают то, чем нужно накормить каждого животного.
Учитель подводит итоги: «Как видите, животные такие разные, но такие красивые! И задача людей – заботиться о том, чтобы они продолжали жить и радовать нас!»