Евтихова Надежда Викторовна
учитель математики
ГБОУ ЦСиО «Самбо-70» Москомспорта РФ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177681
Международный конкурс Международный конкурс педагогического мастерства «Творческий педагог»
Наименование конкурсной работы: «Именованные числа» - математика 5 класс
Итоговая оценка: 2 место,  70 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №177681


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока: «Именованные числа»   5 класс                                             

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

Считалочка (учащиеся повторяют за мной):

  • На берегу
  • Большой реки
  • Пчела ужалила медведя прямо в нос
  • «Ой-ой-ой-ой!» – вскричал медведь.
  • Сел на пенек и жалобно запел:
  • Землю обмотали
  • Тоненькие нити
  • Нити параллелей
  • И зеленых рек
  • Это -так чудесно
  • Если с вами рядом
  • Улыбнется незнакомый, хмурый человек.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

ЗАДАНИЕ №1: В правой части классной доски два ученика проверят выполнение этого задания друг у друга, прикрепив магнитами листы с работами к доске и используя измеритель роста, расположенный рядом

Основной целью контроля выполнения данного задания является не столько точность выполненных измерений роста ученика, сколько умение верно записать ответ а)в сантиметрах б) в миллиметрах. Важным остается ответ на вопрос: «В каких единицах измерения ты длиннее?»

ЗАДАНИЕ №2 : Заготовив условия заданий на правом крыле доски, вызванный ученик впишет ответы и расшифрует фразу. В результате верной расшифровки должна получиться  фраза: «Люби свой город». Уточняю у учащихся класса: «О каком городе, по их мнению, идет речь?» Совсем необязательно, услышать в ответе про Москву, если другой город, то попрошу пояснить: «Почему же следует любить именно этот город? Чем знаменателен  и дорог?»

ЗАДАНИЕ №3 : Читаю вслух стихотворение и  вопрос задания. Различные варианты ответов прикрепляем к левой части доски магнитами к нарисованным первоначальным квадратам (по общей договоренности размером 20х20 см)

В процессе проверки учащиеся занимаются самопроверкой своих домашних работ, а после исправлений и дополнений, по моей просьбе, выставляют себе «заслуженную» оценку и убирают в папку этот лист.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 Итак, на уроках математики мы с вами работаем с ЧИСЛАМИ, ВЕЛИЧИНАМИ и ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

Вот, например, в домашнем задании №3 мы работали с числами, о чем свидетельствует заготовленный мной заголовок над этим задание – «ЧИСЛО»

А при выполнении домашнего задания под №2 мы работали с «ВЕЛИЧИНАМИ», а в задание  №1 предлагало оперирование с «Геометрическими фигурами». Верно ли?

Ожидаю обнаружение учащимися «путаницы» в вывесках и в процессе их верной расстановки определяемся с особенностями каждого из этих понятий: «Число», «Величина», «Геометрическая фигура». Выясняем, что

ЧИСЛО указывает на количество чего-либо.

Величина же является характеристикой предмета, указывает на его свойства.

Обсуждая с учащимися внешние различия этих понятий, подвожу к теме сегодняшнего урока: «Именованные числа».

ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Итак, мы научились различать числа и величины.

Выполняем задание №1, №2 по листу «Задания к уроку» (дети достают из папочки этот лист)

Задания выполняются учащимися устно, верные ответы учащихся фиксируются мной на доске.

Нам давно известно, что числа можно сравнивать, складывать, вычитать одно из другого, перемножать и делить.

А какие действия, по вашему мнению, можно выполнять с Именованными числами? Можно ли их сравнивать, складывать, вычитать одно из другого и т.д.

Оказывается тоже можно: и складывать, и вычитать и при желании вести запись столбиком, как показано в задании №3.

На доске вызванным учеником, а всеми остальными детьми – на листах, выполняются задания пунктов а)б)в).

Ожидаю создание проблемной ситуации при решении  пункта б) 5 сут 12 ч-4сут 16ч, когда по аналогии с десятеричной системой исчисления, учащиеся будут занимать в большем разряде единицу и превращая ее в десятку, получат нелепый ответ.

Планирую, озадачив, возникшей  проблемой детей, оставить им разрешение этой ситуации для самостоятельного  додумывания дома.

В пункте же в), в связи с отсутствием необходимости обращаться к более крупному разряду, результат должен получиться верным без осложнений. Остальные задания №4,№5,№6,№7 попрошу рассмотреть дома. Из них обязательными для решения  являются №4 и №5, а для более высокой оценки необходимо выполнить все четыре номера.

ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Мы проверили на практических примерах, что возможно сложение и вычитание именованных чисел. Но нет ли каких-либо ограничений или запретов?

Предложу учащимся сложить разноименные числа                                                  ( например: 3м 2см+ 5кг 12г) и попрошу указать единицы измерений конечного результата. Ожидаю конкретного вывода: РАЗНОИМЕННЫЕ числа складывать и вычитать НЕЛЬЗЯ.

Для дальнейшей отработки ЗУН и для  проверки  усвоения  нового материала предложу самостоятельную работу, которая заготовлена  также на листах с печатной основой и требует от ученика только записи верного ответа, либо указания «ЛОВУШКА», если выполнить данное действие с именованными числами нельзя.

Самостоятельная работа включает в себя пять заданий, не требующих долгих вычислений, поэтому через 4-5 минут работы должны быть сданы.

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

С помощью заготовленных на обратной стороне доски заданий самостоятельной работы устроим проверку , обменявшись работами с  соседом по парте. Важным для меня при выполнении этой работы является верное обнаружение «ловушки».

ИТОГ УРОКА

Проговорю в заключении:

Нет, не ищи в сложении

Ни радости, ни смысла,

Коль складываешь

РАЗНОИМЕННЫЕ числа.

Следует напомнить  номера домашнего задания , их дифференциацию и уточнить, что листочки с самостоятельной и домашней  к этому уроку следует вложить в папку и сдать учителю, а файл с листом «задания к уроку» забрать домой, для выполнения домашнего задания.

УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА УРОК!

   

                                                                         

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА:

 

 ЛИСТ №1

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К УРОКУ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА_______________________________КЛАСС__________________

ЗАДАНИЕ №1  Запиши свой рост

а) в сантиметрах:_________________________б)в миллиметрах:_________________________

ЗАДАНИЕ №2:  Найди значения выражений и отгадай зашифрованное предложение

а)9575-6421=______________           б)423Х4=_____________     в)482375:25=____________

Шифры заданий:          а               б    В
1 Ю 1 С 1 Г
2 Ж 2 Й 2 Р
3 Л 3 Е 3 Т
4 И 5 Ж 5 Д
5 Б 6 В 6 Ы
6 З 9 О 9 О

 

ПОЛУЧИЛОСЬ:_____________________________________________________________

 

  ЗАДАНИЕ №3:  Прочти стихотворение и ответь на вопрос: 

                                                                                                     Жили два брата-

                                                                                                      Треугольник с квадратом.

                                                                                                      Старший, квадратный-

                                                                                                     Добродушный, приятный.

                                                                                                      Младший, треугольный-

  Стал расспрашивать квадрат:                                             Вечно недовольный.        

  «Почему ты злишься, брат?»

   Тот кричит ему: «Смотри!

   Ты полней меня и шире.

   У меня углов лишь три,

   У тебя же их – четыре».                           Но квадрат ответил: «Брат,

                                                                          Я же – старше, и – квадрат»

                                                                          И сказал еще нежней:

  Но настала ночь и к брату,                      «Неизвестно кто нужней. 

  Натыкаясь на столы,

  Младший лезет воровато

  Срезать старшему углы.                           Уходя сказал: «Приятных

                                                                          Я тебе желаю снов!

                                                                         Спать ложился – был квадратным,

                                                                         А проснешься без углов».

     Но наутро старший брат

     Страшной мести был не рад:

     Поглядел он – нет квадрата,

     Онемел, стоял без слов.

     Вот так месть: теперь у брата восемь новеньких углов.

Возможно ли получение другого количества углов? Рассмотри все варианты.

 

                                   

 

              

 

ЛИСТ №2

З А Д А Н И Я    К   У Р О К У

Задание №1: Прочтите предложенные слова и выпишите только те, которые представляют величины:   КРАСОТА;  ТЕМПЕРАТУРА; ГРУБОСТЬ; ВКУС; МАССА; ВАЖНОСТЬ; СМЕЛОСТЬ; СТОИМОСТЬ; РАССТОЯНИЕ; ЦВЕТ; ХРАБРОСТЬ; ОБЪЕМ.

Задание №2: Выпишите величины одного наименования отдельными группами, характеризующие: длину, стоимость, площадь, вес, время

42 коп.; 32м; 56 мм; 39ч; 47 мин; 53 грамма; 47 км\ч; 47 м\с; 25 суток; 20 веков; 20л; 20 кг; 20 коп.;20 тонн; 20мм; 40 см; 50 руб.; 31 кв.м; 4 кг; 5 грамм.

Задание №3: Выполни действия с именованными числами:

а) 13 км 086 м                        б) 5 сут 12ч             в) 17 мин 36 сек

 –   7км 265 м                             -4 сут 16ч                   +9 мин 28 сек

Задание №4: Восстанови пропущенные цифры:

а) 12 ч 51 мин          б)  2* сут *3 ч

  +14 ч29 мин               -*8 сут 2* ч

  2*  ч *0 мин                  9 сут  02 ч

Задание №5: Один арбуз весит 6кг700г, а другой-8кг 500г. Сколько весят оба арбуза вместе?    Насколько первый арбуз легче второго?

Задание №6: Выполни действия:

а) 51 мин47 сек-19 мин 19 сек;   б) 9ч 36 мин+12 ч 58 мин; в) 1 год-3 мес; г)5 сут23ч+7 сут 16ч.

Задание №7: В одном куске 14м 60 см материи, а в другом – в 3 раза больше. Сколько материи в обоих кусках? Насколько  второй кусок длиннее первого?

 

ЛИСТ №3

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА____________________________________

КЛАСС__________________

 

Выполни действия:

  1. 9кг 300г + 7кг 50г +15 кг 4г=

 

  1. 35м80 см -12 м 20 см-13 м 35см =

 

  1. 3см+ 7 см+ 1см 3 мм+1 м 15 мм=

 

  1. 2ч 40с + 5 мин 3 с +3 ч 12 с =

 

  1. 27 т468 кг – 13 км 200 м -4 ч 37 мин =
«Именованные числа» – математика 5 класс