КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема урока: «Именованные числа» 5 класс
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Считалочка (учащиеся повторяют за мной):
- На берегу
- Большой реки
- Пчела ужалила медведя прямо в нос
- «Ой-ой-ой-ой!» – вскричал медведь.
- Сел на пенек и жалобно запел:
- Землю обмотали
- Тоненькие нити
- Нити параллелей
- И зеленых рек
- Это -так чудесно
- Если с вами рядом
- Улыбнется незнакомый, хмурый человек.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
ЗАДАНИЕ №1: В правой части классной доски два ученика проверят выполнение этого задания друг у друга, прикрепив магнитами листы с работами к доске и используя измеритель роста, расположенный рядом
Основной целью контроля выполнения данного задания является не столько точность выполненных измерений роста ученика, сколько умение верно записать ответ а)в сантиметрах б) в миллиметрах. Важным остается ответ на вопрос: «В каких единицах измерения ты длиннее?»
ЗАДАНИЕ №2 : Заготовив условия заданий на правом крыле доски, вызванный ученик впишет ответы и расшифрует фразу. В результате верной расшифровки должна получиться фраза: «Люби свой город». Уточняю у учащихся класса: «О каком городе, по их мнению, идет речь?» Совсем необязательно, услышать в ответе про Москву, если другой город, то попрошу пояснить: «Почему же следует любить именно этот город? Чем знаменателен и дорог?»
ЗАДАНИЕ №3 : Читаю вслух стихотворение и вопрос задания. Различные варианты ответов прикрепляем к левой части доски магнитами к нарисованным первоначальным квадратам (по общей договоренности размером 20х20 см)
В процессе проверки учащиеся занимаются самопроверкой своих домашних работ, а после исправлений и дополнений, по моей просьбе, выставляют себе «заслуженную» оценку и убирают в папку этот лист.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Итак, на уроках математики мы с вами работаем с ЧИСЛАМИ, ВЕЛИЧИНАМИ и ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
Вот, например, в домашнем задании №3 мы работали с числами, о чем свидетельствует заготовленный мной заголовок над этим задание – «ЧИСЛО»
А при выполнении домашнего задания под №2 мы работали с «ВЕЛИЧИНАМИ», а в задание №1 предлагало оперирование с «Геометрическими фигурами». Верно ли?
Ожидаю обнаружение учащимися «путаницы» в вывесках и в процессе их верной расстановки определяемся с особенностями каждого из этих понятий: «Число», «Величина», «Геометрическая фигура». Выясняем, что
ЧИСЛО указывает на количество чего-либо.
Величина же является характеристикой предмета, указывает на его свойства.
Обсуждая с учащимися внешние различия этих понятий, подвожу к теме сегодняшнего урока: «Именованные числа».
ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Итак, мы научились различать числа и величины.
Выполняем задание №1, №2 по листу «Задания к уроку» (дети достают из папочки этот лист)
Задания выполняются учащимися устно, верные ответы учащихся фиксируются мной на доске.
Нам давно известно, что числа можно сравнивать, складывать, вычитать одно из другого, перемножать и делить.
А какие действия, по вашему мнению, можно выполнять с Именованными числами? Можно ли их сравнивать, складывать, вычитать одно из другого и т.д.
Оказывается тоже можно: и складывать, и вычитать и при желании вести запись столбиком, как показано в задании №3.
На доске вызванным учеником, а всеми остальными детьми – на листах, выполняются задания пунктов а)б)в).
Ожидаю создание проблемной ситуации при решении пункта б) 5 сут 12 ч-4сут 16ч, когда по аналогии с десятеричной системой исчисления, учащиеся будут занимать в большем разряде единицу и превращая ее в десятку, получат нелепый ответ.
Планирую, озадачив, возникшей проблемой детей, оставить им разрешение этой ситуации для самостоятельного додумывания дома.
В пункте же в), в связи с отсутствием необходимости обращаться к более крупному разряду, результат должен получиться верным без осложнений. Остальные задания №4,№5,№6,№7 попрошу рассмотреть дома. Из них обязательными для решения являются №4 и №5, а для более высокой оценки необходимо выполнить все четыре номера.
ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Мы проверили на практических примерах, что возможно сложение и вычитание именованных чисел. Но нет ли каких-либо ограничений или запретов?
Предложу учащимся сложить разноименные числа ( например: 3м 2см+ 5кг 12г) и попрошу указать единицы измерений конечного результата. Ожидаю конкретного вывода: РАЗНОИМЕННЫЕ числа складывать и вычитать НЕЛЬЗЯ.
Для дальнейшей отработки ЗУН и для проверки усвоения нового материала предложу самостоятельную работу, которая заготовлена также на листах с печатной основой и требует от ученика только записи верного ответа, либо указания «ЛОВУШКА», если выполнить данное действие с именованными числами нельзя.
Самостоятельная работа включает в себя пять заданий, не требующих долгих вычислений, поэтому через 4-5 минут работы должны быть сданы.
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
С помощью заготовленных на обратной стороне доски заданий самостоятельной работы устроим проверку , обменявшись работами с соседом по парте. Важным для меня при выполнении этой работы является верное обнаружение «ловушки».
ИТОГ УРОКА
Проговорю в заключении:
Нет, не ищи в сложении
Ни радости, ни смысла,
Коль складываешь
РАЗНОИМЕННЫЕ числа.
Следует напомнить номера домашнего задания , их дифференциацию и уточнить, что листочки с самостоятельной и домашней к этому уроку следует вложить в папку и сдать учителю, а файл с листом «задания к уроку» забрать домой, для выполнения домашнего задания.
УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА УРОК!
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА:
ЛИСТ №1
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К УРОКУ
ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА_______________________________КЛАСС__________________
ЗАДАНИЕ №1 Запиши свой рост
а) в сантиметрах:_________________________б)в миллиметрах:_________________________
ЗАДАНИЕ №2: Найди значения выражений и отгадай зашифрованное предложение
а)9575-6421=______________ б)423Х4=_____________ в)482375:25=____________
Шифры заданий: | а | б | В | ||
1 | Ю | 1 | С | 1 | Г |
2 | Ж | 2 | Й | 2 | Р |
3 | Л | 3 | Е | 3 | Т |
4 | И | 5 | Ж | 5 | Д |
5 | Б | 6 | В | 6 | Ы |
6 | З | 9 | О | 9 | О |
ПОЛУЧИЛОСЬ:_____________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №3: Прочти стихотворение и ответь на вопрос:
Жили два брата-
Треугольник с квадратом.
Старший, квадратный-
Добродушный, приятный.
Младший, треугольный-
Стал расспрашивать квадрат: Вечно недовольный.
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри!
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их – четыре». Но квадрат ответил: «Брат,
Я же – старше, и – квадрат»
И сказал еще нежней:
Но настала ночь и к брату, «Неизвестно кто нужней.
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы. Уходя сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов».
Но наутро старший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел, стоял без слов.
Вот так месть: теперь у брата восемь новеньких углов.
Возможно ли получение другого количества углов? Рассмотри все варианты.
ЛИСТ №2
З А Д А Н И Я К У Р О К У
Задание №1: Прочтите предложенные слова и выпишите только те, которые представляют величины: КРАСОТА; ТЕМПЕРАТУРА; ГРУБОСТЬ; ВКУС; МАССА; ВАЖНОСТЬ; СМЕЛОСТЬ; СТОИМОСТЬ; РАССТОЯНИЕ; ЦВЕТ; ХРАБРОСТЬ; ОБЪЕМ.
Задание №2: Выпишите величины одного наименования отдельными группами, характеризующие: длину, стоимость, площадь, вес, время
42 коп.; 32м; 56 мм; 39ч; 47 мин; 53 грамма; 47 км\ч; 47 м\с; 25 суток; 20 веков; 20л; 20 кг; 20 коп.;20 тонн; 20мм; 40 см; 50 руб.; 31 кв.м; 4 кг; 5 грамм.
Задание №3: Выполни действия с именованными числами:
а) 13 км 086 м б) 5 сут 12ч в) 17 мин 36 сек
– 7км 265 м -4 сут 16ч +9 мин 28 сек
Задание №4: Восстанови пропущенные цифры:
а) 12 ч 51 мин б) 2* сут *3 ч
+14 ч29 мин -*8 сут 2* ч
2* ч *0 мин 9 сут 02 ч
Задание №5: Один арбуз весит 6кг700г, а другой-8кг 500г. Сколько весят оба арбуза вместе? Насколько первый арбуз легче второго?
Задание №6: Выполни действия:
а) 51 мин47 сек-19 мин 19 сек; б) 9ч 36 мин+12 ч 58 мин; в) 1 год-3 мес; г)5 сут23ч+7 сут 16ч.
Задание №7: В одном куске 14м 60 см материи, а в другом – в 3 раза больше. Сколько материи в обоих кусках? Насколько второй кусок длиннее первого?
ЛИСТ №3
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА____________________________________
КЛАСС__________________
Выполни действия:
- 9кг 300г + 7кг 50г +15 кг 4г=
- 35м80 см -12 м 20 см-13 м 35см =
- 3см+ 7 см+ 1см 3 мм+1 м 15 мм=
- 2ч 40с + 5 мин 3 с +3 ч 12 с =
- 27 т468 кг – 13 км 200 м -4 ч 37 мин =