Петяшина Татьяна Павловна
учитель-логопед
МАДОУ ЦРР д/с № 36 г. Курганинск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177700
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучший авторский конспект образовательной деятельности с детьми», в контексте реализации ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия по речевому развитию. Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов». Тема: «Как звери зимуют».
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №177700


Конспект занятия познавательно-речевого развития  

Тема «Как звери зимуют»

 

Образовательная область: познавательное-речевое развитие

Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. 

Программное содержание:

1.Обучающие задачи:
– Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж) зимой.
– Познакомить детей с жизнью лисы в зимнее время.

-знакомство с профессией лестник.
– Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи

2.Развивающие задачи:

Развивать внимание:
– Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи

– развивать у воспитанников познавательный интерес к выполнению заданий; 

– развивать зрительную память,  мышление, устойчивое внимание, творческое воображение, восприятие.

  1. Воспитательные задачи:

– Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям 

– воспитывать желание оказывать помощь,  делать доброе дело;

– воспитывать самостоятельность, умение слушать, слышать и понимать учебную задачу, выполнять её самостоятельно;

– воспитывать умение действовать сообща;

– формировать положительный эмоциональный отклик на положительный нравственный поступок

  1. Речевые задачи: 

– активизировать словарь детей включением слов и словосочетаний: учить образовывать множественное и единственное число существиельных.

– развивать умение высказывать свои мнения,  предположения в процессе выполнения  заданий.

Оборудование:
Изображениями зверей (белка, заяц,медведь,лиса). Изображения питания зверей (кора деревьев, ветки, грибы).Карточки с изображением диких и домашних животных 

Демонстрационный материал: Картина “Зимняя подкормка диких животных”, Музыка “Зима”. 

Раздаточный материал: Карточки с изображением диких и домашних животных 

Раскраски, клей, пва, крупа.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких и домашних животных, беседа 

 

Структура (части и предполагаемое их время) занятия:

1 часть  –  игровая мотивация (организационный момент)  3 мин.

  1. часть – основная часть занятия – 20мин.
  2. часть – итог занятия – 5мин.

Общее время занятия: 25 минут

Резервное время (1-3 минуты)

Содержание Методы и приемы
1 часть. Игровая мотивация.

 Воспитатель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес.

А в какой лес мы с вами пойдем, вы поймете, послушав стихотворение А.С. Пушкина

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Берега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

 Воспитатель. Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?(ответы детей)

— Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу  рады проказам матушки-зимы? (ответы детей.)

— Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. 

Воспитатель: Ребята , вы слышите? Кто-то стучится
Ребята ,посмотрите, к нам в гости к ним пришел Незнайка.
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с 
Дети: Здравствуй Незнайка 
Незнайка: Здравствует ребята 


2 часть.Основная часть занятия 

Воспитатель: Незнайка, а что у тебя в руках ?
Незнайка: картинки с изображениями животных 
Незнайка. Эти животные живут в лесу, но сейчас очень холодно — зима. Наверное, и им тоже холодно, голодно, вот я и решил забрать их домой: буду ухаживать за ними, кормить.

Воспитатель: Дети, разве можно взять этих животных домой ?
Дети: Нет, нельзя. Им нужна свобода, и в любую пору года они находят себе пищу и не мерзнут.
Воспитатель: Ребята, вы так хорошо и быстро говорили, что Незнайка не понял, почему же зверям в лесу лучше. Давайте сядем на стульчики и расскажем ему все-все о том, как зимуют звери.

Загадка:
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.

(показ белки зимой)
Незнайка. Этого зверя я знаю. Летом в лесу много раз видел. Зимой ведь для нее пищи нет, надо о ней позаботиться, домой взять и покормить, а лучше до весны спать уложить.

Воспитатель: Можно ли так поступить с белкой? 
Дети: Нет.
Воспитатель: Где белка живет? 
Дети: в Дупле 
Воспитатель: Правильно, белка прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его, живет в нем.
Чем питается? 
Дети: С осени запасает орешки, грибы 
Как спасется от врагов?
Дети: Она умеет быстро перебираться с дерева на дерево — это ее и спасает

Незнайка: Ладно, белку я оставлю в лесу. А вот эту зверушку я обязательно возьму домой: он такой маленький, любой его обидит.
Воспитатель: Ребята послушайте и отгадайте загадку 
Загадка.
Зимой белый,
летом серый. 

(показ зайца зимой)
Дети: заяц 
Воспитатель: Правильно, это заяц 
Как заяц готовится к зиме? 
Дети: Меняет шерсть, цвет, линяет.
Чем заяц питается? 
Дети: кора деревьев, ветки
Есть ли у зайца враги? Кто ? 
Дети: да Лиса, волк,
Воспитатель: Как он от них спасается?
Дети: спасают быстрые ноги, цвет шерсти.
Незнайка. Ладно, я все понял и зайчика тоже оставлю в лесу, не буду брать домой. А кто же еще питается корой

Физкультминутка

“У Оленя дом большой”
У оленя дом большой,
(Руки над головой – изображаем крышу дома).
Он сидит, глядит в окошко.
(Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую).
Зайка по полю бежит,
(Бег на месте).
В дверь к нему стучит:
(Топот ногами, руки на поясе).
«Тук-тук, дверь открой,
(Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой).
Там в лесу охотник злой».
(Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево).
«Зайка, зайка, забегай!
(Зазывание движения рукой).
Лапку мне давай».
(Протягиваем руки с открытой ладонью)

Воспитатель: Вам понравилась зарядка?
Дети: да
Незнайка: Ребята, а какие еще животные живут в лесу?
Дети: Медведь, лиса, волк, крот 
Воспитатель: правильно, а кто мне расскажет как готовится к зиме заяц?
Дети: меняет шубу с серой на белую 
Воспитатель: А медведь? 

(Показ медведя в спячке)
Дети: медведь ложится в спячку и спит до весны
Воспитатель: молодцы ребята, а вы знаете как готовится к зиме лиса?Вот послушайте.
Лиса к осени уже вырастила своих лисяток., поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.
Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк.
Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.

Воспитатель: Молодцы, теперь Незнайка знает, какие животные живут в лесу
А как можно назвать животных живущих в лесу?
Дети: Дикие животные
Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Животные и их детёныши”.

Разделимся на две команды, для этого дети вы должны взять со стола квадратики разных цветов, у кого красный квадрат идет к столу, где красный квадрат, а у кого синий идёт к столу, где синий квадрат.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.

Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей в единственном и множественном числе. Ответ даёт та команда, на которую я укажу. За каждый правильный ответ команда получит фишку.

Белка – бельчонок – бельчата.

Заяц – зайчонок – зайчата. (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок – лисята. (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок – волчата. (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок – медвежата. (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ёжонок – ежата. (Как называют маму ежат?)

Игра “Четвёртый лишний”

Исключите из перечисленных четырёх слов то, которое считаете лишним.

1. Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку)

2. Волк, лиса, лось, оленёнок. (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)

3. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)

Подведение итогов – подсчитываются фишки, заработанные каждой командой.

– Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

– Почему плохо? Почему хорошо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.

Наденем зверям шубки каждому свою.

Рисование – раскрашивание зверей(оденем в теплые шубки животных)

-зайца (манка)

-белка(пшено)

(Звучит песенка бельчонка)

Воспитатель.

А теперь покажите свои работы гостям.

Заключительная часть
Незнайка: Ребята, теперь я понял, что в лесу живут дикие животные и их нельзя брать домой.
За то что вы мне помогли разобраться в этом .
А сейчас мне пора возвращаться домой. До свидания ребята, до новых встреч 
Дети: до свидания Незнайка

Дети прощаются с Незнайкой

Игровой метод

Игра  – путешествие

Проблемно-поисковая ситуация

Практический метод

Совместные действия воспитателя и детей.

Создание проблемной ситуации

Активизация речи

Закрепление ранее полученных знаний

Опрос 4-5 детей

Активизация мышления, речи

Сюрпризный момент

Развитие воображения

     Опрос 4-5 детей

Закрепление ранее полученных знаний

Поощрение детей

Опрос 4-5 детей

Обобщение ответов детей

(по необходимости уточнение)

Поощрение детей

Предупреждение утомляемости детей

Игровой метод

 Физкультминутка 

Побуждение к высказываниям

Обобщение ответов детей

Проблемная ситуация

Побуждение к поиску вариантов ответа

    Опрос 4-5 детей

Побуждение к оценке ответа товарища

Обобщение ответов детей и оценка ответа ребенка

Практический метод

Работа с раздаточным материалом

Опрос 4-5 детей

Побуждение к оценке ответа товарища

Контроль над выполнением задания

Контроль над выполнением задания

Оценка ответов детей

Развитие мышления

Обобщение ответов детей

Развитие мышления

Обобщение ответов детей

Мотивация к игровой и познавательной деятельности

Объяснение игровых действий

Установка на выполнение игровых действий

Опрос 4-5 детей

Контроль за усвоением ранее полученных знаний о смежных числах

Формирование положительного эмоционального отклика на положительный нравственный поступок

 Поощрение детей

Установка на выполнение задания

 Оценка и обобщение ответов детей

Рефлексия

Связь зачина и концовки занятия

 

Конспект занятия по речевому развитию. Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов». Тема: «Как звери зимуют».