Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Краснолучская детская музыкальная школа»
Методический доклад
Франц Шуберт – заря романтизма.
Подготовила:
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Борисова Галина Александровна
2025
г. Красный Луч
Франц Шуберт; история человека, который не мог не стать музыкантом.
Моя любовь к этому композитору растёт по мере того, как я всё больше узнаю и использую факты его жизни и сочинения для воспитания своих учеников, для иллюстрации многих тем по предметам музыкально – теоретического цикла.
Вена – один из красивейших городов Европы. Сюда едут не только полюбоваться дворцами, фонтанами, парками. Здесь непрерывно звучит музыка: в концертных залах и театрах, в домах и уютных кафе, которых огромное множество, да и просто на улицах.
Вена – центр европейской культуры. Всё это видел и слышал застенчивый мальчик, который впитал в себя воздух и мелодии венских улиц. Музыку и пение Франц услышал в своей семье с первых дней жизни и полюбил её. Он просто не мог не стать музыкантом. И он им стал.
Непревзойдённые Гайдн, Моцарт, Бетховен покорили ребёнка своими сочинениями.
Но в его голове постоянно звучит собственная музыка. Что с ней делать? Прославленный Сальери взялся обучать Франца, но этот скромный мальчик проявил редкое упрямство: выполняя требования учителя на уроках, писал в блестящей итальянской манере, а дома давал волю своим чувствам, сочиняя немецкие песни.
Дорогой папа настоял на получении профессии школьного учителя.(Это всё-таки верный хлеб). Но на первом месте у Франца сочинение. Только за один год написано 150 песен!
Беспрекословное подчинение папе вскоре закончилось, терпению пришёл конец. «Отныне все преграды пали: отец признал великий талант своего сына и дал ему волю». Но в материальной поддержке отказал.
Шуберт – заря и дух романтизма. Его музыкой вдохновлялись Мендельсон, Шуман, Лист, Паганини и многие композиторы позднего романтизма. Он дал возможность всем узнать жанры инструментальной миниатюры, драматической и эпической симфонии, а песни просто неотделимы от его имени. Они предстают в виде романса, элегии, баллады, песенных циклов.
Чудная музыка Шуберта не только даёт наслаждение, она учит, помогает понять жизнь, отражает любое настроение. Каждое его произведение – это яркий пример раскрытия художественного образа.
Мелодизм композитора неистощим. Предельно простые и в то же время, изысканные мелодии украшает фортепианное сопровождение, передавая атмосферу и конкретность происходящего.
Сочинения Франца Шуберта словно созданы для иллюстраций различных тем по сольфеджио и музыкальной литературе: переменный лад, интервалы (одна чистая квинта на протяжении всего «Шарманщика» чего стоит!); движение мелодии по звукам главных трезвучий в фортепианной сонате ля минор; уменьшённые аккорды, секвенции, эклектика в Фантазии для фортепиано фа минор для четырёх рук; гитарное сопровождение песен и другое. Нет таких приёмов изложения музыкального материала и таких жанров, к которым бы не прикоснулся талант Шуберта.
Поражают воображение такие факты: к девятнадцати годам композитором было написано 250 песен, пять симфоний, инструментальные пьесы малых форм, сочинения для малых ансамблей. На Первом струнном квартете была сделана пометка: «написано за четыре с половиной часа».
«За один только 1815 год восемнадцатилетний юноша написал больше произведений, чем иной композитор за всю свою жизнь», – заметил биограф Шуберта. Полный список его сочинений превышает одну тысячу, но может и больше, так как часть из них осталась незаконченными, а другая часть утрачена навсегда.
Из множества симфонических произведений Шуберт не слышал ни одного в исполнении оркестра. У него не было даже рояля, сочинять приходилось на гитаре. В некоторых произведениях это отчётливо слышно в аккомпанементе (Аве Мария, Серенада).
От неустроенной жизни Шуберт стал рассеянным и забывчивым. Известно, что однажды он увидел ноты какой – то пьесы, тут же сел и сыграл её. «До чего прелестная вещица! – воскликнул он, – чья же она?» Оказалось, что её автор он сам. А рукопись Большой До – мажорной симфонии была случайно обнаружена только через десять лет после его смерти.
Покинув родной дом навсегда, что получил Шуберт взамен? Тяжёлые испытания, ослабленное здоровье и разочарование: ни жилья, ни пропитания, ни денег. Были друзья и покровители, любящие музыку, но такие же бедные. Иногда Франц получал приглашение погостить у приятелей, но это было редко и кратковременно. Однако, благодаря им и, в первую очередь, Роберту Шуману и Феликсу Мендельсону, мир узнал и полюбил Шуберта и его музыку.
Добрый, прямодушный, скромный, застенчивый Франц. Но как быстро меняется его отношение к жизни, к людям, событиям. Он откровенничает: «самые блестящие надежды превратились в ничто, любовь и дружба не приносит ничего, кроме глубочайших страданий, а вдохновение грозит исчезнуть…» Позже в письме к другу пишет: «…налицо роковое познание жалкой действительности, которую я стараюсь насколько возможно украсить для себя с помощью своей фантазии»
Могла ли жизнь Франца Шуберта сложиться по – другому? Это один из главных вопросов для моих учеников. Ответов много, дети любят фантазировать. Но они усваивают, что мнение и предложения родителей надо принимать во внимание. Ребята предполагают, что Франц мог бы вернуться домой или работать школьным учителем, чтобы обеспечить себя. Тогда и прожил бы дольше, и написал ещё больше. Однако непримиримый характер при всей мягкости мешал Шуберту. Многие восхищаются его терпением и отмечают излишнюю доверчивость.
1828 год. Незадолго до смерти композитора в Вене состоялся концерт из его произведений. Он прошёл тихо, без освещения в прессе, потому что тогда же выступал и Н. Паганини. На полученные средства Шуберт, наконец – то, приобрёл рояль. Но спустя всего несколько месяцев он умер. Рояль пришлось продать, чтобы обеспечить отдельную могилу.
Огромное желание Шуберта быть похороненным рядом со своим кумиром Бетховеном не исполнилось из – за недостатка финансов. Лишь спустя много лет эту просьбу осуществили.
«Как тяжко света жаждать столько лет
и умереть, когда настал рассвет»
Использованная литература:
- «Жизнь Франца Шуберта в документах».
- Юрий Хохлов. «Воспоминания о Шуберте».
- Гарри Гольдшмидт. «Франц Шуберт».