Методическая работа:
«Компьютерные технологии, как наглядный метод обучения
на уроках слушания музыки»
Преподаватель МБУДО ДШИ ст.Архангельской
МО Тихорецкий район
Федосеева Татьяна Александровна
2024 год
Наглядность – неотъемлемая черта преподавания слушания музыки в силу гибкости содержания понятия «информация»: одну и ту же информацию можно представить в виде множества образов.
Задачи:
-Формирование творческой личности ;
-расширение кругозора,
-углубление знаний,
– развитие речи, мышления,
-активизация умственной деятельности.
Цель: расширить и углубить уровень познавательной активности, создать положительную мотивацию учения, прежде всего благодаря высокой наглядности представления информации и внесения элемента новизны, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала.
1.1. Психолого-педагогические аспекты использования наглядности
в обучении детей музыки
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами. Применяя наглядность, активизируется исходная ступень познания [Харламов И.Ф.Педагогика. – М.: Градарики, 2005. – 424 с., с. 175.]. Поэтому нужно рассмотреть влияние наглядности на познание.
Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания, для познающего субъекта []. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.
Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.
Существуют также образы воображения – образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда, и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий.
Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов [с. 157 Бим-Бад Б.М. Пед. энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – с. 528.].
Значение наглядности в преподавании теории не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных музыкальных понятий [с. 144 Вагин A.A. Методика преподавания школе.- М.: Просвещение, 1968. – 240 с].
Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским. К.Д. Ушинский приводит известную эмпирическую тезу: «Ничего не было в сознании, что заранее не было бы дано в ощущении» [с. 64.Ушинский К.Д.Собрание сочинений.Т.10-М.-Л.:АПН РСФСР,1950.-с.390].
Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения [с. 185 Харламов И.Ф.Педагогика.-М.:Градарики,2005.-424 с.].
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
В процессе познания окружающей действительности участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100 000, т. е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.[стр. 22, Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 96.]
Следовательно, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух – дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне – думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове» [с. 62 Ушинский К.Д.Собрание сочинений.Т.6-М.-Л.:АПН РСФСР,1950.-с.420.]. Он писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. «Паук, – отмечал он, – потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один удержится другой» []. Развивая эту мысль далее, он говорил о том, что чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются. По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.
Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.
Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей – одно из важнейших положений дидактики.
Ощущение и понятие – различные ступени единого процесса познания. Я.А. Коменский назвал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности. И это сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци: «Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям». В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний и развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями» [цит. по Харламов И.Ф.Педагогика.-М.:Градарики,2005.-424 с., с. 176.].
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо… ничего путного не сделают» [цит. по стр. 25 Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 96.] Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении» []. Наиболее типичными из них являются:
- При помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации.;
- При помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.
Очевидно, что второй способ более эффективен, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.
Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.
Отстаивая необходимость наглядности в обучении, Песталоцци считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия [цит. по с. 192 Харламов И.Ф.Педагогика.-М.:Градарики,2005.-424 с.].
В педагогической системе К.Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «…ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [с. 56 Ушинский К.Д.Собрание сочинений.Т.8-М.-Л.:АПН РСФСР,1950.-с.450].
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Например, в курсе слушания музыки целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, смотреть кинофильмы и т. д.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников [с. 95 Зимняя И.А.Педагогическая психология.-М.:Республика,1994.-230].
Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам [с. 30 Маслоу А.Г.Дальние пределы человеческой психики.-М.:Евразия,1997.-с.225.].
В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности, при всем их многообразии, составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.
Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта, например, при изучении музыкальных форм.
Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям обучения. [с. 56 Методика обучения в школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1978. – с. 160].
Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий. Однако и на более высоких ступенях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.
Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» [цит. по стр.174 Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – с. 519. ]
Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.
Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой – как средства выработки практических умений и навыков у учащихся. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике, а также при проверке и оценке усвоения программного материала учащимися.
Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, схем и т.п. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Ее роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами.
С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении теории музыки.
С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся.
Вывод по параграфу.
Таким образом, реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, слайдов, использования телевидения и других средств наглядности.
1.2 Факторы и характеристика наглядных методов в обучении
детей на уроках музыки
Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в познании, тем больше в сознании появляется впечатлений, которые потом ложатся в механическую память и в дальнейшем легче вспоминаются [с. 251 Ушинский К.Д.Собрание сочинений.Т.6-М.-Л.:АПН РСФСР,1950.-с.420].
Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами. Однако и на более высоких стадиях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.
Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.
Метод (от греч. слова metodos «путь к чему-либо») означает способ достижения цели []. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить? – выводит нас на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.
Метод – это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. В структуре методов обучения выделяются приемы обучения.
Приемы обучения – это элементы, составные части, детали метода обучения. Например, выдача задания; в методе обучения беседе составными элементами могут быть приемы постановки вопросов, требования к ответам учащихся; сообщение плана изложения нового материала может стать приемом метода рассказа, объяснения; приемы анализа, синтеза, сравнения используются при объяснении, беседе, рассказе, упражнениях).
Выбор методов обучения зависит:
от конкретных педагогических целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение);
от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны);
от возрастных особенностей и возможностей учащихся;
от уровня подготовленности учащихся, уровня сформированности у них ЗУН;
от учебно-материальной оснащенности учебного заведения – наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств (ИКТ);
от возможностей и индивидуальных особенностей учителя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.
Существуют сотни классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.
По источнику знаний.
Методы обучения
Источники знаний, умений и навыков, методы их передачи и приобретения
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем строения сонатно-симфонического цикла и т. п. Эти методы способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы:
01.наблюдения,
02.иллюстрации,
- демонстрации.
Иллюстрации служат цели ознакомления учащихся в натуральном виде с предметами, явлениями, объектами, процессами или с их изображениями. Иллюстрируются портреты композиторов, животные, деятили искусства, плакаты, схемы. Как средство иллюстрации широко используется классная доска и интерактивные доски (записываются даты, слова, предложения, задачи, зарисовок, раскрывается последовательность выполнения тех или иных учебных действий). Метод иллюстраций предполагает показ ученикам оперных клавиров, плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
01.применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока (занятия); 02.наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемую наглядность;
03.необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
04.детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
05.демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
06.наглядность должна быть эстетически выполнена;
07.привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией произведений, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций. Компьютерная техника, диафильмы используются с целью создания положительной мотивации, проблемной ситуации, ознакомления с новой информацией, осуществления самопроверки результатов обучения. С помощью компьютера, магнитофона демонстрируются образцы выразительной речи, произведения музыки. Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы используются при демонстрации результатов новейших открытий достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений художников, композиторов. Широкие возможности для демонстрации учебных материалов на основе технологии мультимедиа предоставляют кабинеты, оснащенные компьютерной техникой (с выходом в Интернет), мультимедиапроектором, интерактивной доской.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: 01.Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
02.Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
03.Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.
04.При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
05.Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.
Демонстрацию видео – кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут). Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
Метод наблюдения – длительное, целенаправленное восприятие предметов, явлений действительности. Наблюдение – эффективное средство накопления фактов, необходимых для формирования у школьников конкретных представлений, служащих опорой для обобщений. Эффективность, целенаправленность восприятия предметов и явлений действительности зависит от степени сформированности у школьников приемов наблюдения. Поэтому в процессе иллюстраций, демонстраций дети систематически упражняются в наблюдении за погодой, природой, изменениями в растительном и животном мире, сезонном труде людей. ВЫВОД: такова краткая характеристика наглядных методов обучения, классифицируемая по источникам знаний. Ее неоднократно подвергали критике в педагогической литературе. Ее главным недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков.
Задачи музыкального обучения на уроках музыки.
Обучение на уроках музыка должно быть:
01.обучающим;
02.развивающим;
- воспитывающим.
Обучающий момент включает в себя цели, методы и принципы музыкального обучения. Он призван раскрыть, донести до учащихся цель изучения данного произведения, раскрыть его художественный образ. Для этого учитель использует методы общепедагогические и специфические, принципы музыкального обучения.
Развивающий момент на уроке призван
01.на примере музыкального произведения развивать вокально-хоровые навыки (дыхание, звуковедение, звукоизвлечение, приемы контиленного пения, скороговорки и т.д.);
02.развивать навык слушания и слышания музыкального произведения;
03.расширять и развивать эмоциональную сторону в характере ребенка, делая его добрее и отзывчивее;
04.способствовать развитию навыка, импровизации, игры на детских музыкальных инструментах, умение ритмично двигаться под музыку.
Воспитывающий момент направлен на воспитание всесторонне гармонично развитой личности. В первую очередь он призван помочь учащимся разбираться не только в сфере искусства, но и окружающей нас действительности.
Общепедагогические методы обучения
включают в себя:
01.словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
02.наглядные методы (показ и использование репродукций, иллюстраций, ТСО, дидактического раздаточного материала);
03.практические включают в себя индуктивный, дедуктивный, репродуктивный, проблемно-поисковые методы.
Индуктивный – метод восхождения от конкретного к обобщенному (изучение частных разделов предмета).
Дедуктивный – метод движения от обобщенного к конкретному (изучение общих разделов).
Репродуктивный – направлен на обобщение предшествующего жизненного и музыкального опыта школьников с новыми полученными умениями и навыками.
Проблемно-поисковый – направлен на самостоятельное открытие школьниками обобщенного музыкального знания. Проблемно-поисковый метод непосредственно связан с репродуктивным методом.
Наряду с общепедагогическими методами обучения на уроках музыки применяются и специфические – это методы музыкального обучения.
Функции методов музыкального обучения:
01.регулятивная – определяется соотношением учебной деятельности с целями и задачами обучения;
02.познавательная – раскрывается через сочетание учебной деятельности с содержанием обучения;
03.коммуникативная – отражает стиль взаимодействия учителя с учащимися.
Метод стимулирования музыкальной деятельности, направлен на развитие осознанного отношения к музыкальному искусству, формирование художественного мышления, которое включает ряд последовательных действий. Это
01.активизация жизненного и музыкального опыта школьников, который необходим для введения или углубления темы;
02.знакомство учащихся с новыми ключевыми знаниями, применяя
-проблемно-поисковые ситуации;
-эффект удивления;
-эффект успеха;
-метод сравнения и анализа;
- закрепление полученных ключевых знаний;
04.приобретение навыка самостоятельно ориентироваться в музыке на уровне полученных знаний
Метод перспективы и ретроспективы, т.е. метод «забегания» вперед и возвращения назад. Цель: установление в сознании школьников целостного представления о музыке, содержащейся в программе. Этот метод предполагает связи между
- этапами обучения 1-4 классах;
- темами четвертей отдельно взятого класса;
- музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы (одно и то же произведение может использоваться в разных четвертях для решения разных задач). При таком подходе к музыкальному произведению обнаруживается принципиальная разница между простым его повторением и восприятием знакомого материала с позиции новой темы.
Метод эмоциональной драматургии. Основные функции данного метода заключаются в том, чтобы помочь учащимся впитывать в себя опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, заключенной в музыкальных произведениях.
Уроки строятся по двум основным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного типа урока.
Отличительные черты метода эмоциональной драматургии:
01.продуманное с эмоциональной точки зрения построение урока,;
02.психологическая настройка, подготовка учащихся к восприятию музыкального произведения: слово учителя и его интонация должны быть созвучны настроению музыки;
03.организация ребят после того, как отзвучит музыка. Пусть ребята немного помолчат, как бы «подержат» музыку в себе, прежде чем начинать анализ произведения;
04.роль учителя в организации данного метода.
Увлеченность предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, словесном суждении, в соответствии поведения учителя с конкретной ситуацией урока, в его живом интересе к процессу восприятия, исполнения музыки детьми, в объективной оценке успехов учащихся и, конечно, в широте музыкальных впечатлений – выступает как мощный стимул активизации деятельности школьников на уроках музыки.
Метод обобщения направлен на осмысленное, глубокое определение идеи музыкального произведения. Он используется как после работы над каждым видом музыкальной деятельности (микрообобщение), так и в конце всего урока. Метод обобщения применяется не изолированно, а в различных сочетаниях с другими методами музыкального воспитания (словесным, проблемно-поисковым, наглядно-слуховым, методом анализа и сравнения и т.д.).
Дидактические принципы музыкального обучения в школе
Принципы обучения – это исходное положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика. Д.Б.Кабалевский выделил 8 основных принципов:
- Принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития. Этот принцип предусматривает формирование у учащихся широкого и целостного представления о музыкальном искусстве.
- Принцип оптимизации процесса музыкального обучения. Направлен к деятельности учителя. Учитель выявляет психологические особенности класса, его музыкальную подготовку, в каком темпе можно вести урок, на каком музыкальном материале можно раскрыть ту или иную тему четверти, выявляет трудности и пути их преодоления.
- Принцип научности. Направлен на соответствие новой программы обучения новым требованиям, установление единства цели, задач, методов музыкального обучения, научную основу музыкальных занятий.
- Принцип связи музыки и жизни. Музыка как и все виды искусства всегда не только отражала события нашей эпохи, но и влияла на ход событий.
- Принцип доступности и наглядности. Основан на тематическом построении программы и служит более глубокому усвоению и пониманию предмета «Музыка».
- Принцип активности, сознательности. Предполагает самостоятельность суждений, размышлений учащихся, проявление творчества в различных видах музыкальной деятельности (исполнение, импровизация, игра на детских музыкальных инструментах, выполнение музыкально-ритмических движений).
- Принцип прочности, систематичности и последовательности. Обращен к результативной стороне музыкального обучения. Данная система обучения исходит из того, что
– каждый ребенок имеет необходимые задатки для систематического музыкального развития;
– процесс музыкального обучения является средством массового развития школьников, формирования у них потребности в музыке, развитие музыкального вкуса.
- Принцип увлеченности. Основан на эмоциональном восприятии и является важнейшим условием для достижения единства идейно-воспитательной, познавательной и эстетических задач.
Связанность принципа наглядности с этапом чувственного восприятия нового, а реализация его в современных условиях отличается наличием разнообразных аудиовизуальных средств, расширяющих границы и возможности познания. В школе используются различные виды наглядности. По линии возрастания абстрактности виды наглядности, согласно концепции Т.А. Ильиной, принято подразделять следующим образом:
01.Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (предметами объективной реальности);
02.Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности, предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности;
03.Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фото, рисунки, картины, диафильмы, немые кинофильмы, диапозитивы);
04.Объемная наглядность в системе учебных пособий, имеющихся в школе, представляют музыкальные инструменты;
05.Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов;
06.Звуко-изобразительная наглядность предполагает использование кино и телевидения, которые воссоздают реальность в наиболее полной и живой форме;
07.Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, так как пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном, символическом виде (карточки ,схемы, таблицы и формулы теории музыки);
08.Внутренняя или опосредованная наглядность – оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений или образы, создаваемые речью учителя.
По характеру отражения окружающей действительности различают следующие виды наглядности:
01.Натуральная наглядность – ее достоинство заключается в том, что учащиеся знакомятся с подлинными предметами, могут непосредственно воспринять их органами чувств; однако посредством натуральной наглядности невозможно представить разнообразие всех явлений, предметов, сложных процессов, составляющих содержание учебного материала; к натуральной наглядности приближаются специально изготовленные пособия искусственного характера;
02.Изобразительная наглядность (фотографии, картины, рисунки) применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа совершенно необходимо;
03.Символические изображения (схемы, таблицы) нужны для установления связей и взаимозависимости явлений;
04.Учебное кино сочетает все предыдущие виды наглядности, обладает такими свойствами, которые делают его незаменимым в процессе обучения; воспроизводит динамику явлений.
И поэтому, различные виды наглядности выполняют различные функции. Одни из них содействуют оживлению представлений, другие являются опорой для отвлеченного мышления. Главное противоречие принципа наглядности заключается в том, что в нем диалектически сочетается единство конкретного и абстрактного. В связи с этим желательно иметь несколько видов наглядных пособий, в которых варьируются несущественные признаки при сохранении основных.
Наглядность обучения – это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности, развития речи и самостоятельности понимания, В процессе восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядности может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Реализация принципа наглядности связана с реализацией других принципов. Все вместе они отражают единство содержания учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
1.3 Компьютерные технологии, как наглядный метод обучения
на уроках слушания музыки
Новизна предмета слушания музыки, нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания вынуждают учителей вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания курса. Но при любом выборе необходимо соблюдение некоторых общих дидактических принципов, одним из которых является принцип наглядности. Наглядность – неотъемлемая черта преподавания слушания музыки в силу гибкости содержания понятия «информация»: одну и ту же информацию можно представить в виде множества образов.
Видно, что с появлением компьютеров обучение стало более наглядным: на экране ПК реальные объекты нетрудно заменить их моделями. С помощью компьютерных программ можно создавать плакаты, схемы, рисунки, видеоматериалы, слайды и другую технологическую документацию. Для реализации принципа наглядности на практике широко применяются компьютерные (информационные) технологии обучения, которые дают возможность преподавателю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
Компьютеры нового времени предоставляют значительные возможности для обработки различного рода информации, в частности, с развитием мультимедиа-технологий все большую популярность приобретает использование мультимедийных презентаций в различных отраслях человеческой деятельности. Большое распространение мультимедийные презентации получили в учебном процессе, так как их использование позволяет в полной мере реализовать принцип наглядности.
Термин «мультимедиа» означает много сред. Такими информационными средами являются текст, звук, видео. Мультимедийная презентация – это набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда PowerPoint к другому.
Многие учителя отдают свое предпочтение именно Microsoft PowerPoint, поэтому на сегодняшний день PowerPoint является одной из самых популярных программ разработки мультимедийных презентаций. Данная программа позволяет подготовить наглядные материалы к уроку, комбинируя различные виды наглядности, максимально используя достоинства каждого и убирая недостатки. В программе Microsoft PowerPoint видеоурок – это набор слайдов, смена которых может производиться по щелчку мыши или автоматически, через определенное время в соответствии с настройкой. Каждый слайд может содержать фотографии, рисунки, схемы, текстовые фрагменты, а также видеофильмы и мультипликацию. Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). Мультимедийная презентация предлагается вниманию ученика (учеников) на экране монитора или, если имеется подключенный к компьютеру проектор). Возможности данной программы так разнообразны, что она идеально подходит для создания наглядности: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Созданные в среде Microsoft PowerPoint мультимедийные презентации можно использовать в качестве наглядности и для сопровождения уроков-лекций, и для подготовки дополнительных материалов, которыми ученики могут воспользоваться во внеурочное время.
Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а также предполагаемой аудитории. Использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Мультимедийные презентации позволяют моделировать и демонстрировать в пространстве геометрические тела различной формы, показывать в динамике процессы и явления, использовать яркие, насыщенные, контрастные цвета, записать звуковое (музыкальное или текстовое) сопровождение. Все это способствует развитию пространственного воображения, привлечению большего внимания к изучаемому материалу. Просмотр и обсуждение презентации увеличивает и степень запоминания учебного материала. Систематическое использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. Использование современных мультимедиа-технологий в преподавании теории музыки позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью мультимедийных презентаций, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации.
Использование мультимедийных презентаций на уроках теории музыки помогает и учителю в преподавании предмета,и ученику в освоении предмета. Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.
Если ученик работает с презентацией самостоятельно, то он имеет возможность выбрать удобный для себя темп, не подстраиваясь под преподавателя или других учеников. В результате создается комфортная для каждого обстановка, что благотворно влияет на формирование мотивов самообразования и социального сотрудничества. Когда учащиеся сами участвуют в процессе познания, управляя своими действиями и корректируя скорость работы, они чувствуют себя не объектами, а руководителями учебного процесса» а это значительно повышает интерес к учебной деятельности.
Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:
01.информация на экране должна быть структурирована;
02.визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;
03.темп работы должен варьироваться;
04.периодически должны варьироваться яркость цвета или громкость звука;
05.содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.
Мультимедийные презентации используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные презентации применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, для чего предназначен мультимедийный урок.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках теории музыки дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, позволяет создать положительную мотивацию учения, прежде всего благодаря высокой наглядности представления информации и внесения элемента новизны, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования. Яркие иллюстрации и анимированные процессы привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к рассматриваемой теме.