Борисенко Татьяна Евгеньевна - Воспитатель,
Шаманская Антонина Валерьевна - Воспитатель
МБДОУ «ДСКВ № 46»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177780
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Во славу наших отцов, дедов, прадедов», в рамках мероприятий посвященных 2025 году в России «Год защитника Отечества»
Наименование конкурсной работы: Проект «Ты Живи, Моя Россия»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №177780


Проект 

«ТЫ ЖИВИ, МОЯ РОССИЯ»

Период реализации: сентябрь-май.

Возрастная категория: 6-7 лет.

Тип проекта: социально – значимый, практико – ориентированный.

Участники: дети подготовительной группы, педагогический коллектив группы, родители.

Продукт: видеоролик (фильм) «Люблю Россию!», стенгазета «Наша Родина – Россия», викторина «Мы-патриоты», Картотеки бесед, дидактических игр,  опытов,  изобразительной деятельности,  сюжетно-ролевых игр, консультаций, мастер-классов, Материалы к  акция « Свеча солдату».

 

Пояснительная записка

Актуальность и значимость темы:

В ФОП ДО (п. 18.7.1) в области социально-коммуникативного развития одним из содержанием образовательной деятельности является «формирование основ гражданственности и патриотизма». Действительно, в этом возрасте дети начинают осознавать свою идентичность и место в обществе. Важно прививать детям с раннего возраста любовь и уважение к своей стране, её культуре, традициям и истории. Это способствует формированию их личной идентичности. Дети могут познакомиться с русскими народными традициями, праздниками, фольклором и искусством, что помогает им лучше понять свое культурное наследие. Знакомство с государственными символами (герб, флаг, гимн) помогает детям осознать, что эти элементы представляют их страну и её историю. Осознание своей роли в обществе и понимание, что каждый может внести свой вклад в развитие Родины, формирует активную гражданскую позицию. Обсуждение истории и культуры своей страны помогает детям развивать навыки анализа и критического мышления, что полезно для их общего развития. Роль семьи в формировании патриотического сознания огромна. Дети впитывают идеи и ценности из семейного окружения, поэтому важно, чтобы родители сами были патриотами и передавали эти идеи своим детям.

Особенность проекта: В ходе проекта в гости к детям приходят две куклы Петя и Маша. Они очень любознательны и предлагают детям отправиться в путешествие по России. Петя и Маша – репортеры, они снимают все самое интересное на видеокамеру, беседуют с детьми и родителями о нашей стране, а дети им всячески помогают. В итоге совместными усилиями создается видеоролик (фильм) «Люблю Россию». 

Проблема: 

В условиях современного общества и глобализации у детей может снижаться интерес к патриотическим вопросам в пользу технологий и иностранных культур. Дети в возрасте 6-7 лет могут не полностью понять сложные концепции, связанные с культурой, историей и природой России. Дети в этом возрасте часто не могут абстрактно мыслить, поэтому важно представлять патриотизм через понятные и доступные примеры. Это может быть любовь к Родине, уважение к ее культуре и традициям, восхищение природой и историей.

Цель и задачи:

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств через знакомство с культурным наследием, природой и традициями; развитие чувства гражданской ответственности у детей.

Задачи: 

Обучающие: 

  • расширять представления детей о культурно-исторических событиях Отечества;
  • продолжать знакомить детей с основными положениями порядка использования государственной символики;
  • продолжать знакомить детей с признаками и характеристиками государства;
  • формировать представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей;
  • знакомить детей с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать их при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в населенном пункте.

Развивающие: 

  • развивать познавательный интерес к истории России;
  • развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
  • развивать творческие способности;
  • развивать инициативу и самостоятельность;
  • развивать когнитивные процессы (внимание, память, мышление, воображение).

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей; 
  • воспитывать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
  • воспитывать желание участвовать в социальных акциях, помогать другим людям;
  • воспитывать милосердие, отзывчивость.

Предполагаемые результаты:

  • у детей расширятся представления о культурно-исторических событиях Отечества;
  • дети познакомятся с основными положениями порядка использования государственной символики;
  • дети познакомятся с признаками и характеристиками государства; 
  • у детей сформируются представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей;
  • дети познакомятся с целями и доступными практиками волонтерства в России.

Предполагаемые риски проекта: 

  • нежелание родителей принимать участие в проекте;
  • отсутствие интереса к проблеме у воспитанников;
  • нехватка ресурсов.

Перспективный план проекта

  1. Подготовительный этап:
    • Выявление проблемы.
  • Анализ информационных ресурсов, опыта коллег.
  • Формулировка цели и задач.
  • Планирование деятельности.
  • Подготовка необходимого оборудования, оснащение РППС: карта России,  флаг России, герб России, иллюстрации с изображением природы России, дидактические игры, куклы Петя и Маша, куклы в национальных костюмах, модели военной техники, музыкальные произведения на тему проекта, материалы для творческой деятельности.
  1. Основной этап:

РАЗДЕЛ: «Организация работы с детьми»

Вид деятельности Срок
Российский день леса. Символ России – береза.
ОД «Великая Россия».

Беседа «Что такое заповедник».

ОД «Деревья России».

Игра-путешествие «Русский лес – чудесный лес».

Пластилинография «Во поле береза стояла».

Музыкальное творчество «Утро в лесу».

Социальная акция «Береги деревья – собирай и сдавай макулатуру».

Сентябрь
Народные традиции.
ОД «Знакомство с традициями русского народа».

Музыкальная деятельность  «Русская песня, русская душа».

Лего-конструирование «Русская печь».

Лепка «Матрешка танцует».

ОД «Русские  народные промыслы».

Русские народные подвижные игры «Коршун», «Жабка», «Иван-косарь и звери», «Медведь».

Народное гуляние «Ярмарка». Изготовление поделок для подарков малышам на ярмарке.

Октябрь
Единство России. Многонациональная Россия.
Беседа «День народного единства».

Лепка «Хоровод дружбы».

Ситуативный разговор «В единстве сила России».

ОД «Какие народы живут в России».

Рассматривание альбома «Национальные костюмы народов России».

Чтение В. Степанов «Герб России», «Флаг России», И. Агеева «Флаг России – триколор», С. Зайцев «Флаг родной».

ОД «Государственные символы России – герб». Изготовление герба группы.

Социальная акция «Покормите птиц зимой».

Ноябрь
Герои Отечества. День Конституции Российской Федерации.
ОД «Что значит быть гражданином? Права и обязанности».

Рисование по замыслу. Оформление книжки-малышки «Правила нашей группы».

ОД «Славные люди России».

Образовательное событие-путешествие «Русские богатыри».

Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Приезд героя».

Дидактическая игра «Угадай по описанию», «Что делают солдаты?», «Инженеры-конструкторы».

Социальная акция – «Теплые подарки» для участников СВО.

Декабрь
Мы помним и гордимся. День снятия блокады Ленинграда.
Беседа «Блокадный Ленинград».

Рисование «В Блокадном Ленинграде».

Чтение О. Бергольц «Мы-ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо», С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».

Подвижные игры «Разведчики», «Полоса препятствий».

Сюжетно-ролевая игра «Военная».

Социальная акция «Берегите хлеб».

Январь 
День Российской науки. День Защитника Отечества.
Беседа «День Российской науки».

Развлечение «Госпожа Наука».

ОД «Защитники Отечества».

Сюжетно-ролевая игра «Солдаты».

Рисование «Профессия – Родину защищать».

Аппликация «Танк».

Подвижная игра «Фигуры пилотажа».

Социальная акция – «Поздравь солдата» (изготовление открыток, написание писем, сбор посылок).

Социальная акция – Международный день дарения книги –«Подарим книжку малышам».

Февраль
Государственные символы России.
Беседа «Государственная символика».

Игра-путешествие «Столица России – Москва».

ОД «Государственные символы – флаг, гимн».

Аппликация «Триколор».

Пластилинография «Герб России».

Развлечение «Крым и Россия – едины».

Подвижная игра «Здоровые дети нашей страны».

Социальная акция – изготовление окопных свечей для участников СВО.

Март
Россия – космическая держава.
Беседа «Первый космонавт».

Опытно-экспериментальная деятельность «Космос».

Сюжетно-ролевая игра «Космодром».

Рисование «В космосе».

Конструирование из бумаги «Ракета».

Конструирование из строительного материала по замыслу «Космодром».

Подвижные игры «Космонавты», «Собираемся в полет», «Кто быстрее».

Социальная акция – изготовление плакатов-поздравлений к 9 мая  и развешивание их на подъездах домов.

Апрель
День Победы.
Беседа «Праздник Победы».

ОД «9 Мая – День Победы».

Лепка «Панорама сражения».

Нетрадиционное рисование  «Салют».

Рисование «Георгиевская ленточка».

Слушание песен «День Победы» (муз. Д. Т ухманова, сл. В. Харитонова), «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова), «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского), «Три танкиста» (муз. Бр. Покрасс, сл. Б. Ласкина).

Викторина «Мы – патриоты».

Социальная акция «Я помню, я горжусь» – раздача георгиевской ленточки прохожим, родителям.

Май

РАЗДЕЛ: «Организация работы с родителями»

Вид деятельности Срок
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в семье».

Информация для родителей «Неофициальные символы России».

Участие в акции «Береги деревья – собирай и сдавай макулатуру».

Сентябрь
Изготовление «товара» – изделия народных промыслов для ярмарки.

Папка-передвижка «Как приобщить ребенка к русской культуре».

Мастер-класс «Кукла-самокрутка».

Октябрь
Папка-передвижка «4 ноября – День народного единства».

Мастер-класс «Дымковская слобода».

Изготовление кормушек для зимующих птиц.

Ноябрь
Консультация «День героев Отечества».

Спортивно-познавательный досуг «Оружие и доспехи защитников Отечества».

Участие в акции для участников СВО «Теплые подарки».

Декабрь
Выставка рисунков, иллюстрирующих пословицу «Худой мир лучше доброй ссоры».

Консультация «Что почитать, посмотреть о войне».

Январь
Праздник «Будем в армии служить».

Сбор подарков и поздравлений для участников СВО.

Февраль
Буклет «Государственная символика».

Мастер-класс «Символика России».

Март
Досуг «Мы с папой космические туристы».

Кинозавтрак «Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты» (реж. Р. Качанов), «Загадочная планета» (реж. Б. Ардов), «Незнайка на Луне» (реж. Ю. Бутырин).

Участие в изготовление плакатов-поздравлений и развешивание их на подъездах домов.

Апрель
Консультация «Как рассказать ребенку о войне».

Квест «Георгиевская ленточка».

Участие в акции «Я помню, я горжусь».

Май
  1. Заключительный этап:
  • Презентация продуктов – видеоролик (фильм) «Люблю Россию!», стенгазета «Наша Родина – Россия».
  • Проведение итогового мероприятия – викторина «Мы – патриоты».
  • Подведение итогов.
  • Самоанализ результатов, составление планов на будущее. 

Список информационных ресурсов

  1. Белая К.Ю. , Каралашвили Е.А, Павлова Л.И. Социальные акции в детском саду / К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова. – Рязань: АО «ПРИЗ», 2022.
  2. Ветохина А.Я, Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко, Е.Н. Жигналь. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
  3. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. – Москва: ТЦ СФЕРА, 2023.
  4. Литвинова О.Э. Конспекты организованной деятельности по рисованию, лепке, аппликации и конструированию из бумаги. Для детей 6-7 лет / О.Э. Литвинова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  5. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП / Н.В. Нищева, Ю.А. Кириллова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  6. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа / Л.Е. Осипова. – Москва: СКРИПТОРИЙ, 2023.
  7. Пантелеева Н.Г. Народная культура в эстетическом развитии дошкольников / Н.Г. Пантелеева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
  8. Федулова Ю.В., Рогожина О.А., Депутатова О.Ю. Люблю моё Отечество: Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников / Ю.В. Федулова, О.А. Рогожина, О.Ю. Депутатова. – Москва: ТЦ СФЕРА, 2024.
Проект «Ты Живи, Моя Россия»