Проект
«ТЫ ЖИВИ, МОЯ РОССИЯ»
Период реализации: сентябрь-май.
Возрастная категория: 6-7 лет. Тип проекта: социально – значимый, практико – ориентированный. Участники: дети подготовительной группы, педагогический коллектив группы, родители. Продукт: видеоролик (фильм) «Люблю Россию!», стенгазета «Наша Родина – Россия», викторина «Мы-патриоты», Картотеки бесед, дидактических игр, опытов, изобразительной деятельности, сюжетно-ролевых игр, консультаций, мастер-классов, Материалы к акция « Свеча солдату». |
Пояснительная записка
Актуальность и значимость темы:
В ФОП ДО (п. 18.7.1) в области социально-коммуникативного развития одним из содержанием образовательной деятельности является «формирование основ гражданственности и патриотизма». Действительно, в этом возрасте дети начинают осознавать свою идентичность и место в обществе. Важно прививать детям с раннего возраста любовь и уважение к своей стране, её культуре, традициям и истории. Это способствует формированию их личной идентичности. Дети могут познакомиться с русскими народными традициями, праздниками, фольклором и искусством, что помогает им лучше понять свое культурное наследие. Знакомство с государственными символами (герб, флаг, гимн) помогает детям осознать, что эти элементы представляют их страну и её историю. Осознание своей роли в обществе и понимание, что каждый может внести свой вклад в развитие Родины, формирует активную гражданскую позицию. Обсуждение истории и культуры своей страны помогает детям развивать навыки анализа и критического мышления, что полезно для их общего развития. Роль семьи в формировании патриотического сознания огромна. Дети впитывают идеи и ценности из семейного окружения, поэтому важно, чтобы родители сами были патриотами и передавали эти идеи своим детям.
Особенность проекта: В ходе проекта в гости к детям приходят две куклы Петя и Маша. Они очень любознательны и предлагают детям отправиться в путешествие по России. Петя и Маша – репортеры, они снимают все самое интересное на видеокамеру, беседуют с детьми и родителями о нашей стране, а дети им всячески помогают. В итоге совместными усилиями создается видеоролик (фильм) «Люблю Россию».
Проблема:
В условиях современного общества и глобализации у детей может снижаться интерес к патриотическим вопросам в пользу технологий и иностранных культур. Дети в возрасте 6-7 лет могут не полностью понять сложные концепции, связанные с культурой, историей и природой России. Дети в этом возрасте часто не могут абстрактно мыслить, поэтому важно представлять патриотизм через понятные и доступные примеры. Это может быть любовь к Родине, уважение к ее культуре и традициям, восхищение природой и историей.
Цель и задачи:
Цель: формирование нравственно-патриотических чувств через знакомство с культурным наследием, природой и традициями; развитие чувства гражданской ответственности у детей.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления детей о культурно-исторических событиях Отечества;
- продолжать знакомить детей с основными положениями порядка использования государственной символики;
- продолжать знакомить детей с признаками и характеристиками государства;
- формировать представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей;
- знакомить детей с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать их при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в населенном пункте.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории России;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- развивать творческие способности;
- развивать инициативу и самостоятельность;
- развивать когнитивные процессы (внимание, память, мышление, воображение).
Воспитательные:
- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей;
- воспитывать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
- воспитывать желание участвовать в социальных акциях, помогать другим людям;
- воспитывать милосердие, отзывчивость.
Предполагаемые результаты:
- у детей расширятся представления о культурно-исторических событиях Отечества;
- дети познакомятся с основными положениями порядка использования государственной символики;
- дети познакомятся с признаками и характеристиками государства;
- у детей сформируются представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей;
- дети познакомятся с целями и доступными практиками волонтерства в России.
Предполагаемые риски проекта:
- нежелание родителей принимать участие в проекте;
- отсутствие интереса к проблеме у воспитанников;
- нехватка ресурсов.
Перспективный план проекта
- Подготовительный этап:
-
- Выявление проблемы.
- Анализ информационных ресурсов, опыта коллег.
- Формулировка цели и задач.
- Планирование деятельности.
- Подготовка необходимого оборудования, оснащение РППС: карта России, флаг России, герб России, иллюстрации с изображением природы России, дидактические игры, куклы Петя и Маша, куклы в национальных костюмах, модели военной техники, музыкальные произведения на тему проекта, материалы для творческой деятельности.
- Основной этап:
РАЗДЕЛ: «Организация работы с детьми»
Вид деятельности | Срок |
Российский день леса. Символ России – береза. | |
ОД «Великая Россия».
Беседа «Что такое заповедник». ОД «Деревья России». Игра-путешествие «Русский лес – чудесный лес». Пластилинография «Во поле береза стояла». Музыкальное творчество «Утро в лесу». Социальная акция «Береги деревья – собирай и сдавай макулатуру». |
Сентябрь |
Народные традиции. | |
ОД «Знакомство с традициями русского народа».
Музыкальная деятельность «Русская песня, русская душа». Лего-конструирование «Русская печь». Лепка «Матрешка танцует». ОД «Русские народные промыслы». Русские народные подвижные игры «Коршун», «Жабка», «Иван-косарь и звери», «Медведь». Народное гуляние «Ярмарка». Изготовление поделок для подарков малышам на ярмарке. |
Октябрь |
Единство России. Многонациональная Россия. | |
Беседа «День народного единства».
Лепка «Хоровод дружбы». Ситуативный разговор «В единстве сила России». ОД «Какие народы живут в России». Рассматривание альбома «Национальные костюмы народов России». Чтение В. Степанов «Герб России», «Флаг России», И. Агеева «Флаг России – триколор», С. Зайцев «Флаг родной». ОД «Государственные символы России – герб». Изготовление герба группы. Социальная акция «Покормите птиц зимой». |
Ноябрь |
Герои Отечества. День Конституции Российской Федерации. | |
ОД «Что значит быть гражданином? Права и обязанности».
Рисование по замыслу. Оформление книжки-малышки «Правила нашей группы». ОД «Славные люди России». Образовательное событие-путешествие «Русские богатыри». Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Приезд героя». Дидактическая игра «Угадай по описанию», «Что делают солдаты?», «Инженеры-конструкторы». Социальная акция – «Теплые подарки» для участников СВО. |
Декабрь |
Мы помним и гордимся. День снятия блокады Ленинграда. | |
Беседа «Блокадный Ленинград».
Рисование «В Блокадном Ленинграде». Чтение О. Бергольц «Мы-ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо», С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда». Подвижные игры «Разведчики», «Полоса препятствий». Сюжетно-ролевая игра «Военная». Социальная акция «Берегите хлеб». |
Январь |
День Российской науки. День Защитника Отечества. | |
Беседа «День Российской науки».
Развлечение «Госпожа Наука». ОД «Защитники Отечества». Сюжетно-ролевая игра «Солдаты». Рисование «Профессия – Родину защищать». Аппликация «Танк». Подвижная игра «Фигуры пилотажа». Социальная акция – «Поздравь солдата» (изготовление открыток, написание писем, сбор посылок). Социальная акция – Международный день дарения книги –«Подарим книжку малышам». |
Февраль |
Государственные символы России. | |
Беседа «Государственная символика».
Игра-путешествие «Столица России – Москва». ОД «Государственные символы – флаг, гимн». Аппликация «Триколор». Пластилинография «Герб России». Развлечение «Крым и Россия – едины». Подвижная игра «Здоровые дети нашей страны». Социальная акция – изготовление окопных свечей для участников СВО. |
Март |
Россия – космическая держава. | |
Беседа «Первый космонавт».
Опытно-экспериментальная деятельность «Космос». Сюжетно-ролевая игра «Космодром». Рисование «В космосе». Конструирование из бумаги «Ракета». Конструирование из строительного материала по замыслу «Космодром». Подвижные игры «Космонавты», «Собираемся в полет», «Кто быстрее». Социальная акция – изготовление плакатов-поздравлений к 9 мая и развешивание их на подъездах домов. |
Апрель |
День Победы. | |
Беседа «Праздник Победы».
ОД «9 Мая – День Победы». Лепка «Панорама сражения». Нетрадиционное рисование «Салют». Рисование «Георгиевская ленточка». Слушание песен «День Победы» (муз. Д. Т ухманова, сл. В. Харитонова), «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова), «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского), «Три танкиста» (муз. Бр. Покрасс, сл. Б. Ласкина). Викторина «Мы – патриоты». Социальная акция «Я помню, я горжусь» – раздача георгиевской ленточки прохожим, родителям. |
Май |
РАЗДЕЛ: «Организация работы с родителями»
Вид деятельности | Срок |
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в семье».
Информация для родителей «Неофициальные символы России». Участие в акции «Береги деревья – собирай и сдавай макулатуру». |
Сентябрь |
Изготовление «товара» – изделия народных промыслов для ярмарки.
Папка-передвижка «Как приобщить ребенка к русской культуре». Мастер-класс «Кукла-самокрутка». |
Октябрь |
Папка-передвижка «4 ноября – День народного единства».
Мастер-класс «Дымковская слобода». Изготовление кормушек для зимующих птиц. |
Ноябрь |
Консультация «День героев Отечества».
Спортивно-познавательный досуг «Оружие и доспехи защитников Отечества». Участие в акции для участников СВО «Теплые подарки». |
Декабрь |
Выставка рисунков, иллюстрирующих пословицу «Худой мир лучше доброй ссоры».
Консультация «Что почитать, посмотреть о войне». |
Январь |
Праздник «Будем в армии служить».
Сбор подарков и поздравлений для участников СВО. |
Февраль |
Буклет «Государственная символика».
Мастер-класс «Символика России». |
Март |
Досуг «Мы с папой космические туристы».
Кинозавтрак «Просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты» (реж. Р. Качанов), «Загадочная планета» (реж. Б. Ардов), «Незнайка на Луне» (реж. Ю. Бутырин). Участие в изготовление плакатов-поздравлений и развешивание их на подъездах домов. |
Апрель |
Консультация «Как рассказать ребенку о войне».
Квест «Георгиевская ленточка». Участие в акции «Я помню, я горжусь». |
Май |
- Заключительный этап:
- Презентация продуктов – видеоролик (фильм) «Люблю Россию!», стенгазета «Наша Родина – Россия».
- Проведение итогового мероприятия – викторина «Мы – патриоты».
- Подведение итогов.
- Самоанализ результатов, составление планов на будущее.
Список информационных ресурсов
- Белая К.Ю. , Каралашвили Е.А, Павлова Л.И. Социальные акции в детском саду / К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова. – Рязань: АО «ПРИЗ», 2022.
- Ветохина А.Я, Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко, Е.Н. Жигналь. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
- Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. – Москва: ТЦ СФЕРА, 2023.
- Литвинова О.Э. Конспекты организованной деятельности по рисованию, лепке, аппликации и конструированию из бумаги. Для детей 6-7 лет / О.Э. Литвинова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП / Н.В. Нищева, Ю.А. Кириллова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
- Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа / Л.Е. Осипова. – Москва: СКРИПТОРИЙ, 2023.
- Пантелеева Н.Г. Народная культура в эстетическом развитии дошкольников / Н.Г. Пантелеева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Федулова Ю.В., Рогожина О.А., Депутатова О.Ю. Люблю моё Отечество: Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников / Ю.В. Федулова, О.А. Рогожина, О.Ю. Депутатова. – Москва: ТЦ СФЕРА, 2024.