Колодина Анастасия Александровна
педагог-психолог
МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа» Тамбовский муниципальный округ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177792
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте современного образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка «Психологический практикум для педагогов»
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №177792


Методическая разработка 

«Психологический практикум для педагогов»

Колодина Анастасия Александровна, 

педагог-психолог МБОУ «Комсомольская СОШ»

Чтобы ваши педагоги в течение учебного года не теряли выдержки и самообладания, организуйте для них практикум. Воспользуйтесь готовым сценарием с упражнениями. 

Цель упражнений – снять эмоциональное напряжение педагогов и укрепить психологическое здоровье.

В теоретической части практикума ваши коллеги познакомятся с понятием «эмоциональное выгорание» и его характеристиками. Практическая часть в форме тренинга поможет создать условия, чтобы сохранить физическое, психологическое, социальное здоровье педагогов и сформировать у них позитивное мышление.

Вам понадобятся: бумага формата А4, ручки, карандаши, музыка для разминки и релаксации, ватманы, цветные карандаши, фломастеры, коврики для тренинга. Мероприятие рассчитано примерно на 60 минут.

Основной этап начните с мини-лекции о том, что такое «эмоциональное выгорание», по каким признакам его можно определить и как избавиться от этого состояния. 

Далее предложите коллегам упражнения для эмоциональной разгрузки. На заключительном этапе выполните с участниками упражнение «Теплые пожелания» и проведите рефлексию. Для рефлексии используйте карточку.

Сценарий практикума

Этап 1. Вводная часть

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Рада видеть вас на нашем практикуме! Скажите, какие ассоциации вызывает у вас слово «работа»?

Дайте высказаться всем желающим, выслушайте ответы каждого участника.

Ведущий:

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми мы часто находимся в ситуации эмоционального напряжения, что приводит к ухудшению состояния здоровья. Наш практикум будет состоять из теоретической части и практической работы в форме тренинга, который поможет освободиться от части эмоционального напряжения, пообщаться с коллегами в непринужденной обстановке, немного отдохнуть.

Разминка

Ведущий:

Предлагаю по кругу описать свое настроение парой фраз. Это нам поможет понять, в каком вы сейчас состоянии, и проработать его. Например, меня зовут Екатерина, я себя чувствую чуть волнительно.

Упражнение «Наши ожидания»

Ведущий:

Вам необходимо ответить на два вопроса: чего вы ждете от данного тренинга? какие результаты предполагаете получить? Запишите свои ожидания на лист бумаги. Затем все по кругу зачитают свои записи.

Этап 2. Основная часть

Ведущий:

Сейчас поговорим о том, что представляет из себя «эмоциональное выгорание». Именно эмоциональное выгорание приводит к истощению, апатии, депрессии. Педагоги находятся на первом месте в группе риска, так как они наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания. Прислушайтесь к себе и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки эмоционального выгорания.

Предложите педагогам пройти самодиагностику, чтобы определить уровень стресса. Обсудите результаты.

Ведущий:

Как мы можем избежать встречи с синдромом профессионального выгорания? Настроимся на очень приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. А кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся? Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

Упражнение «Передышка»

Ведущий:

Обычно, если мы чем-то расстроены, то начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабиться. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете закрыть глаза. Наслаждайтесь глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Упражнение «Образ выгоревшего педагога»

Включите музыку для разминки, разбейте педагогов на мини-группы, расположите каждую подгруппу отдельно от других подгрупп и раздайте ватманы и фломастеры, дайте инструкцию.

Ведущий:

Ваша задача – на ватмане изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть все что угодно, единственное условие: словами описывать нельзя! К придуманному образу подберите название и напишите его на обратной стороне ватмана.

Выделите педагогам несколько минут на выполнение задания, затем пригласите группы для демонстрации своих работ.

Ведущий:

Сейчас каждая группа по очереди покажет свои работы, но сами авторы при этом молчат. Остальные группы рассказывают все, что видят на рисунках. Затем авторы говорят название своего рисунка и рассказывают свой настоящий замысел на рисунке.

Проведите обсуждение работ с участниками мастер-класса.

Ведущий:

Теперь, когда обсуждение окончено, передайте рисунки по кругу соседней группе. Задача каждой группы – переделать рисунок так, чтобы вместо выгорания было что-то позитивное. Также необходимо придумать новое название. Обсуждение будет происходить аналогичным образом.

Релаксация «Заросший сад»

Включите музыку для релаксации и обеспечьте участников ковриками для тренинга.

Ведущий:

Сядьте поудобнее и закройте глаза: «Представьте, что вы находитесь в старинном заброшенном городе и совершаете прогулку по территории большого забытого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой есть деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись, все настолько заросло травами, что не видно земли, трудно различить тропинки. Вообразите, как вы начинаете приводить его в порядок. Представьте, как вы пропалываете сорняки, подрезаете ветки, окапываете и пересаживаете деревья. Делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид. Через некоторое время остановитесь и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали. Со временем вы сможете возвращаться в этот сад и продолжать начатую вами работу».

Далее проведите обратную связь с участниками и обсудите самочувствие. Затем воспользуйтесь картотекой и проведите упражнения, чтобы обучить педагогов способам расслабления и снятия эмоционального напряжения.

Этап 3. Заключительная часть

Раздайте педагогам карточку «Теплые пожелания».

Ведущий:

В центре солнышка напишите свое имя. Затем по кругу передайте друг другу листы, впишите пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, вернутся к своему хозяину.

Дайте участникам время для выполнения задания. После выполнения обсудите результаты.

Ведущий:

Благодарю вас за участие в практикуме! Наша встреча была ресурсной и рефлексивной. В завершение просим вас высказаться. Используйте фразы для начала высказываний. Надеюсь, что все приемы профилактики эмоционального выгорания помогут вам в вашей работе!

Методическая разработка «Психологический практикум для педагогов»