Едунова Нелли Анатольевна
педагог-психолог
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177802
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Проект «В мире эмоций»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №177802


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 10»

Проект

«В мире эмоций»

Выполнила: педагог-психолог

Едунова Н.А.

 

г. Зима,2024

паспорт проекта

Вид проекта: социальный.

Продолжительность: среднесрочный. 

Участники проекта: педагог-психолог, дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители.

Продукты: театр эмоций, фотоколлажи детей «Мои эмоции».

Актуальность и социальная значимость проекта:

В современном мире, где социальные и эмоциональные взаимодействия становятся всё более сложными и разнообразными, формирование эмоционального интеллекта у детей приобретает особую актуальность. Эмоциональный интеллект интеллект позволяет детям лучше понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, а также эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Почему это важно?

  • Развитие социальных навыков. Дети с развитым эмоциональным интеллектом легче заводят друзей, разрешают конфликты и сотрудничают с другими детьми. Это способствует формированию гармоничных отношений в коллективе и успешной социализации.
  • Успешная адаптация. В условиях быстро меняющегося мира дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше адаптируются к новым ситуациям, быстрее находят выход из сложных положений и принимают правильные решения.
  • Снижение риска проблемного поведения. Исследования показывают, что дети с низким уровнем эмоционального интеллекта чаще сталкиваются с проблемами поведения, такими как агрессия, тревожность и депрессия. Формирование эмоционального интеллекта может помочь предотвратить эти проблемы.
  • Подготовка к школе. Развитие эмоционального интеллекта способствует успешному обучению в школе, так как помогает детям лучше усваивать материал, концентрироваться на задачах и управлять своим поведением.
  • Создание позитивной атмосферы. Дети с развитым эмоциональным интеллектом создают вокруг себя позитивную атмосферу, способствующую развитию других детей и укреплению взаимоотношений в коллективе.

Таким образом, формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является важной задачей, которая способствует их гармоничному развитию, успешной адаптации и формированию социальных навыков.

Проблема:

В условиях реализации ФГОС ДО важной задачей является гармоничное развитие каждого ребёнка. Развитие эмоционального интеллекта является важным компонентом общего развития ребенка, его неразвитость может привести к ряду проблем и сложностей в будущем:

  • Трудности в общении. Дети с неразвитым эмоциональным интеллектом могут испытывать сложности в понимании своих и чужих эмоций, что затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. Они могут неправильно интерпретировать намерения других людей, что приводит к конфликтам и непониманию.
  • Проблемы с адаптацией. В условиях быстро меняющегося мира дети с низким уровнем эмоционального интеллекта могут испытывать трудности в адаптации к новым ситуациям. Они могут чувствовать себя неуверенно и тревожно, что мешает им принимать правильные решения и действовать эффективно.
  • Риски проблемного поведения. Исследования показывают, что дети с неразвитым эмоциональным интеллектом чаще сталкиваются с проблемами поведения, такими как агрессия, тревожность и депрессия. Это может негативно сказаться на их развитии и отношениях с окружающими.
  • Сложности в обучении. Развитие эмоционального интеллекта способствует успешному обучению в школе, так как помогает детям лучше усваивать материал, концентрироваться на задачах и управлять своим поведением. Неразвитость этого навыка может затруднить процесс обучения.
  • Отсутствие взаимопонимания. Дети с неразвитым эмоциональным интеллектом могут не понимать чувства и переживания других людей, что может привести к отсутствию взаимопонимания и поддержки в коллективе.

Цели и задачи проекта: 

Цель: Формирование умений управлять своими эмоциями и поведением в различных ситуациях.

Задачи:

  • Познакомить детей с основными эмоциями и чувствами, научить их распознавать и называть эти эмоции.
  • Развивать умение понимать причины возникновения эмоций и чувств у себя и других людей.
  • Формировать навыки управления своими эмоциями, такими как радость, грусть, гнев, страх и т. д.
  • Обучать детей способам выражения своих эмоций и чувств социально приемлемыми способами.
  • Создавать условия для развития эмпатии и понимания эмоций других людей.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение сотрудничать и взаимодействовать с ними.

Критерии и показатели эффективности проекта.

  • повышение интереса детей к эмоциональному состоянию окружающих людей;
  • наличие у детей умения контролировать свои эмоции;
  • улучшение эмоционального фона в коллективе детей;
  • наличие у детей вопросов познавательного характера по теме проекта; 
  • вовлеченность родителей в образовательный процесс.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный этап
  • Сбор информации, работа с интернет – источниками.
  • Постановка цели и задач.
  • Разработка плана проектной деятельности.
  • Внесение изменений в РППС (карточки с эмоциями, художественная литература, сборник игр, дидактические игры и пособия, «Мешок крика», «Мешок хорошего настроения»).
  1. Практический этап:

Реализация намеченного плана работы с детьми: 

Содержание деятельности Срок 
Беседа «Что такое эмоции?».

Рассуждение «Если б не было эмоций…».

Занятие «Мы дружные ребята».

Чтение: О.В. Хухлаева «Храбрый крабик».

Занятие с пособием «Управляем эмоциями».

сентябрь
Занятие «Дружим всей группой».

Чтение: О.В. Хухлаева «Как слоненок перестал стесняться».

Занятие с пособием «Управляем эмоциями». 

Игры на формирование знаний об основных эмоциях: «Чего боялся мальчик?», «Саша веселый – грустный», «Что чувствует кошечка?».

октябрь
Занятие «Радость».

Чтение: Т. Холкина «Как Андрюша гостей встречал».

Занятие с пособием «Управляем эмоциями».

Игры на формирование знаний об основных эмоциях: «Телефон», «Кто когда радуется? (огорчается, грустит и тд)», «Что хочет сделать Машина мама?».

ноябрь 
Занятие «Страх».

Чтение: И. Турина «Сказка про смелого Алёшу».

Занятие с пособием «Управляем эмоциями».

Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции: «Вот так», «Покажи голосом», «Дай мне игрушку», «Актеры».

Ручной труд «Ложки настроения».

декабрь
Занятие «Удивление».

Чтение: М. Андрианов «Бум-бум-бум».

Занятие с пособием «Управляем эмоциями».

Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции: «Две страны», «Кто смешнее засмеется», «Заблудившиеся котята».

Составление синквейнов на тему «Радость», «Печаль».

январь
Занятие «Гнев».

Чтение: Л. Цвирко «Сказка про Колю и его друзей».

Занятие с пособием «Управляем эмоциями».

Игры на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения: «Прогулка», «Расслабление», «Дыши думай красиво».

Ручной труд «Капитошка» (эмоции).

февраль
Занятие «Путешествие в страну настроения».

Чтение: И. Маниченко «Сказка про доброго Петю» 

Игра «Эмоциональный кубик».

Занятие с пособием «Управляем эмоциями».

Игры на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения: «Врасти в землю», «Ты – лев!», «Сбрось усталость», «Музыкальная мозаика».

март 
Занятие – тренинг «Мои эмоции».

Чтение: И. Гурина «Сказка про Зайца-забияку»

Занятие с пособием «Управляем эмоциями».

Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций: «Облака», «Встреча с другом», «Сосредоточенность», «Соленый чай». 

Познавательно-исследовательская деятельность: «Легко ли скрыть эмоции?».

апрель
Занятие «Нарисуем эмоции».

Чтение: Ю. Кузнецова «Сказка про вредную ящерку».

Занятие с пособием «Управляем эмоциями».

Игры для развития эмоциональной сферы: «Как ты себя чувствуешь?», «Мое настроение», «Подарок на всех». 

Творческое задание: «Портрет самого лучшего друга».

Создание в группе «Театра эмоций».

май

Реализация намеченного плана работы с родителями: 

Содержание деятельности Срок 
Анкетирование родителей по вопросам эмоционального развития ребенка. Анализ данных.  сентябрь
Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в семье». октябрь
Консультация «Мама, я хочу быть в безопасности! Или что такое эмоциональная безопасность». ноябрь 
Советы родителям «Приемы развития эмоционального интеллекта у детей». декабрь
Встреча с родителями для игры «Угадай эмоцию». январь
Рекомендации «5 книг для развития эмоционального интеллекта у детей». февраль
Предложить родителям создать вместе с детьми фоторепортаж «Мои эмоции» в виде коллажа. март 
Предложить родителям помочь ребенку распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям в разных журналах и газетах. Составить коллаж «Какие бывают эмоции». апрель
Ознакомление родителей с достижениями детей на итоговом собрании. 

Мастер-класс для родителей по теме «Эмоциональный интеллект ребенка».

май
  1. Заключительный этап:
  • Презентация продуктов проекта.
  • Анализ результатов деятельности.
  • Подведение итогов. Формулировка выводов.
Проект «В мире эмоций»