Мкртчян Нарек Мкртинович
тренер-преподаватель по волейболу
МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177829
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Методика отбора детей на секцию волейбол
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №177829


Методика отбора детей на секцию волейбол

МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ» 

Тренер – преподаватель по волейбол

Мкртчян Н.М..

Отбор детей на начальной стадии спортивной подготовки представляет собой одну из самых актуальных задач для современных тренеров-преподавателей. Раньше повышение мастерства спортсменов часто достигалось за счет увеличения продолжительности тренировок без должного внимания к качеству и содержанию занятий по волейболу, а также недостаточного учета индивидуальных способностей детей.

Подготовка волейболиста — это длительный и сложный процесс, который требует особого подхода. Прежде всего, необходимо тщательно изучать индивидуальные способности и личностные особенности каждого спортсмена.

Юных спортсменов следует воспринимать как уникальных личностей со своими потребностями, желаниями и талантами, которые различаются между собой. Поэтому спортивная ориентация учащихся играет важную роль в этом процессе.

Ключевым фактором успеха в подготовке волейболистов является правильный отбор детей для занятий в спортивных секциях. Успехи в овладении навыками волейбола напрямую зависят от уровня развития у ребенка как общих, так и специфических физических качеств.

Проблема отбора в спортивную секцию

Первоначальный отбор и грамотное комплектование детей в секцию волейбола в спортивной школе являются одними из ключевых условий успешного воспитания молодых игроков. Этот процесс зависит от множества факторов, влияющих на желание ребёнка заниматься этим видом спорта, среди которых можно выделить следующие:

  • Доступность спортивного зала;
  • Простота формирования спортивной команды;
  • Потенциал и таланты юного спортсмена;
  • Склонность к волейболу;
  • Влияние семьи и окружения;
  • Соответствие психофизиологических характеристик интересам к волейболу.

На первых этапах принятия решения о занятии спортом решающую роль играют эмоциональные переживания ребёнка, связанные с выбором вида активности. Тренеру приходится решать множество сложных задач, связанных с психологическими и социальными аспектами отбора детей. Чем выше уровень профессионализма тренера, тем реже случаются ошибки при оценке потенциальных возможностей ребёнка, основанные исключительно на его физическом состоянии или потенциале.

Успешность занятий волейболом и достижение высоких результатов зависят от различных факторов: индивидуальных способностей ребёнка, постоянного интереса к игре, настойчивости, силы воли, трудолюбия, знаний, умений и навыков, а также наличия специальных качеств.

Сегодня одной из основных проблем в волейболе остаётся формирование команд, поскольку требования к игрокам становятся всё более высокими, включая физическую подготовку и антропометрические параметры.

 

Процесс отбора включает несколько этапов:

  1. Агитация и выявление интереса: привлечение детей к тренировкам через пропаганду волейбола, проведение медицинского контроля.
  2. Диагностика физических данных: оценка физической подготовленности и роста ребёнка.
  3. Овладение техниками и тактиками игры: развитие технических и тактических навыков (этот этап может занимать от полугода до года).
  4. Определение игровой специализации: распределение ролей в команде с учётом индивидуальных особенностей, способностей и предпочтений игрока (на данном этапе учитываются такие факторы, как сила воли, генетическая предрасположенность, рост и многое другое).

Важным элементом отбора является медицинский контроль, обеспечивающий участие в тренировках только здоровых детей. Также необходимо учитывать особенности физического и психологического развития юных спортсменов на всех возрастных этапах, ведь подростковый период характеризуется значительными изменениями, которые могут существенно повлиять на спортивные достижения.

Основные критерии для ориентирования и совершенствования молодых волейболистов включают:

  1. Морфологические характеристики;
  2. Функциональные и физические показатели;
  3. Личностные особенности.

 

Методы отбора детей в спортивную секцию волейбол.

Педагогическое наблюдение осуществляется в ходе учебно-тренировочных занятий по волейболу (группа начальной подготовки). Оно включает тестирование и контрольные испытания, состоящие из следующих упражнений:

  • Бег на дистанцию 6×5 метров;
  • Прыжки в высоту;
  • Прыжки в длину с места;
  • Метание теннисного мяча на дальность;
  • Метание набивного мяча весом 1 кг с места;
  • Перемещение приставными шагами (10 секунд);
  • Передача волейбольного мяча двумя руками сверху на расстоянии 2 метров;
  • Передача мяча двумя руками над собой;
  • Нижняя подача (за лицевую линию, три попытки);
  • Игра «Борьба за мяч» (ловля, перехват мяча и т.д., продолжительностью 10 минут), где за каждое успешное действие учащийся получает 1 очко.

Эти наблюдения в игровых ситуациях позволяют тренерам оценить, насколько успешно юные спортсмены применяют полученные навыки, знания и двигательные умения.

Для прогнозирования роста используется специальная формула, однако также принимаются во внимание такие параметры, как рост и вес ребёнка при рождении, размеры кистей рук и стоп, а также динамика роста в переходный период.

Кроме того, применяются психологические тесты и опросники для определения готовности учащегося к занятиям волейболом.

Только комплексное исследование позволяет получить точные данные о способностях и возможностях ребёнка.

Волейбол — сложная командная игра, в которой значительное место занимают ростовые данные. Прогнозирование роста является важной задачей для тренера по волейболу.

Правильное комплектование групп и отбор учащихся для занятий волейболом в спортивной школе — ключевые условия, гарантирующие успех в воспитании молодых спортсменов.

Учет пола, возраста, индивидуальных психологических, физических и других особенностей ребёнка — основные вопросы, стоящие перед тренерами. Эти вопросы решаются посредством применения творческого, профессионального и научного подходов. Тренер по волейболу должен обладать творческими способностями, педагогическим талантом, знаниями психологии и высоким уровнем педагогического мастерства, чтобы развивать личностные и физиологические качества своих подопечных, обеспечивая высокие результаты в их спортивной деятельности.

Методика отбора детей на секцию волейбол