Методика отбора детей на секцию волейбол
МБУ ДО «Нукутская ДЮСШ»
Тренер – преподаватель по волейбол
Мкртчян Н.М..
Отбор детей на начальной стадии спортивной подготовки представляет собой одну из самых актуальных задач для современных тренеров-преподавателей. Раньше повышение мастерства спортсменов часто достигалось за счет увеличения продолжительности тренировок без должного внимания к качеству и содержанию занятий по волейболу, а также недостаточного учета индивидуальных способностей детей.
Подготовка волейболиста — это длительный и сложный процесс, который требует особого подхода. Прежде всего, необходимо тщательно изучать индивидуальные способности и личностные особенности каждого спортсмена.
Юных спортсменов следует воспринимать как уникальных личностей со своими потребностями, желаниями и талантами, которые различаются между собой. Поэтому спортивная ориентация учащихся играет важную роль в этом процессе.
Ключевым фактором успеха в подготовке волейболистов является правильный отбор детей для занятий в спортивных секциях. Успехи в овладении навыками волейбола напрямую зависят от уровня развития у ребенка как общих, так и специфических физических качеств.
Проблема отбора в спортивную секцию
Первоначальный отбор и грамотное комплектование детей в секцию волейбола в спортивной школе являются одними из ключевых условий успешного воспитания молодых игроков. Этот процесс зависит от множества факторов, влияющих на желание ребёнка заниматься этим видом спорта, среди которых можно выделить следующие:
- Доступность спортивного зала;
- Простота формирования спортивной команды;
- Потенциал и таланты юного спортсмена;
- Склонность к волейболу;
- Влияние семьи и окружения;
- Соответствие психофизиологических характеристик интересам к волейболу.
На первых этапах принятия решения о занятии спортом решающую роль играют эмоциональные переживания ребёнка, связанные с выбором вида активности. Тренеру приходится решать множество сложных задач, связанных с психологическими и социальными аспектами отбора детей. Чем выше уровень профессионализма тренера, тем реже случаются ошибки при оценке потенциальных возможностей ребёнка, основанные исключительно на его физическом состоянии или потенциале.
Успешность занятий волейболом и достижение высоких результатов зависят от различных факторов: индивидуальных способностей ребёнка, постоянного интереса к игре, настойчивости, силы воли, трудолюбия, знаний, умений и навыков, а также наличия специальных качеств.
Сегодня одной из основных проблем в волейболе остаётся формирование команд, поскольку требования к игрокам становятся всё более высокими, включая физическую подготовку и антропометрические параметры.
Процесс отбора включает несколько этапов:
- Агитация и выявление интереса: привлечение детей к тренировкам через пропаганду волейбола, проведение медицинского контроля.
- Диагностика физических данных: оценка физической подготовленности и роста ребёнка.
- Овладение техниками и тактиками игры: развитие технических и тактических навыков (этот этап может занимать от полугода до года).
- Определение игровой специализации: распределение ролей в команде с учётом индивидуальных особенностей, способностей и предпочтений игрока (на данном этапе учитываются такие факторы, как сила воли, генетическая предрасположенность, рост и многое другое).
Важным элементом отбора является медицинский контроль, обеспечивающий участие в тренировках только здоровых детей. Также необходимо учитывать особенности физического и психологического развития юных спортсменов на всех возрастных этапах, ведь подростковый период характеризуется значительными изменениями, которые могут существенно повлиять на спортивные достижения.
Основные критерии для ориентирования и совершенствования молодых волейболистов включают:
- Морфологические характеристики;
- Функциональные и физические показатели;
- Личностные особенности.
Методы отбора детей в спортивную секцию волейбол.
Педагогическое наблюдение осуществляется в ходе учебно-тренировочных занятий по волейболу (группа начальной подготовки). Оно включает тестирование и контрольные испытания, состоящие из следующих упражнений:
- Бег на дистанцию 6×5 метров;
- Прыжки в высоту;
- Прыжки в длину с места;
- Метание теннисного мяча на дальность;
- Метание набивного мяча весом 1 кг с места;
- Перемещение приставными шагами (10 секунд);
- Передача волейбольного мяча двумя руками сверху на расстоянии 2 метров;
- Передача мяча двумя руками над собой;
- Нижняя подача (за лицевую линию, три попытки);
- Игра «Борьба за мяч» (ловля, перехват мяча и т.д., продолжительностью 10 минут), где за каждое успешное действие учащийся получает 1 очко.
Эти наблюдения в игровых ситуациях позволяют тренерам оценить, насколько успешно юные спортсмены применяют полученные навыки, знания и двигательные умения.
Для прогнозирования роста используется специальная формула, однако также принимаются во внимание такие параметры, как рост и вес ребёнка при рождении, размеры кистей рук и стоп, а также динамика роста в переходный период.
Кроме того, применяются психологические тесты и опросники для определения готовности учащегося к занятиям волейболом.
Только комплексное исследование позволяет получить точные данные о способностях и возможностях ребёнка.
Волейбол — сложная командная игра, в которой значительное место занимают ростовые данные. Прогнозирование роста является важной задачей для тренера по волейболу.
Правильное комплектование групп и отбор учащихся для занятий волейболом в спортивной школе — ключевые условия, гарантирующие успех в воспитании молодых спортсменов.
Учет пола, возраста, индивидуальных психологических, физических и других особенностей ребёнка — основные вопросы, стоящие перед тренерами. Эти вопросы решаются посредством применения творческого, профессионального и научного подходов. Тренер по волейболу должен обладать творческими способностями, педагогическим талантом, знаниями психологии и высоким уровнем педагогического мастерства, чтобы развивать личностные и физиологические качества своих подопечных, обеспечивая высокие результаты в их спортивной деятельности.