Министерство образования Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Губкинский горно-политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.07 Химия
для специальности среднего профессионального образования
21.02.15 Открытые горные работы
г. Губкин
2024
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии с:
- Приказом Министерства просвещения РФ № 744 от 17.08.2022 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.15 Открытые горные работы”.
- Рекомендациями по получению среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО, утвержденными Департаментом государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения №05- 592 от 01.03.2023 г.
- Примерной рабочей программой учебной дисциплины «Химия» (базовый уровень) вариант 1 (72 часа для специальности 21.02.15 Открытые горные работы).
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК преподавателей математических и естественнонаучных дисциплин Протокол № ____ от ______________ __________ /Е. А. Сивкова/ |
СОГЛАСОВАНО
Методист
____________ /О. Н. Мелихова /
|
Организация-разработчик: ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж»
Разработчик: А. В. Новикова, Протопопова Е. А., преподаватели химии и биологии ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
стр. | |
|
4 |
|
9 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ ОД.07 ХИМИЯ
1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Химия»: формирование представления о химической составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.
Дисциплина «Химия» включена в обязательную часть цикла общеобразовательных дисциплин образовательной программы.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания:
– готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; – готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; – интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: – самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; – устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; – определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; – выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; – вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; – развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: – владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; – выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; – анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; – уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; – уметь интегрировать знания из разных предметных областей; – выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; – способность их использования в познавательной и социальной практике |
– владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия, теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека;
– уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; – уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ, составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; – уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; – сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; – уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания:
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; – совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; – осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: – владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; – создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; – оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; – использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; – владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; |
– уметь планировать и выполнять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
– уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); – владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); – уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | – готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; – принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: – принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; – признавать свое право и право других людей на ошибки; – развивать способность понимать мир с позиции другого человека; |
– уметь планировать и выполнять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания:
– сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; – планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; – умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; – расширение опыта деятельности экологической направленности; – овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; |
– сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
– уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации |
Личностные результаты реализации программы воспитания | |
ЛР 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни. |
ЛР 10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 62 |
Основное содержание | 54 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 38 |
практические занятия | 16 |
Профессионально-ориентированное содержание | 6 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 2 |
практические занятия | 4 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
Самостоятельная работа | 4 |
Консультации | 6 |
Итого | 72 |
2.2. Cодержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических занятий | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Основное содержание (54 часа) | |||
Раздел 1. Основы строения вещества | 6 | ||
Тема 1.1.
Строение атомов химических элементов и природа химической связи |
Cодержание | 4 | ОК 01 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования | |||
Практические занятия | 2 | ||
Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов.
Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы. |
|||
Тема 1.2.
Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева |
Cодержание | 2 | ОК 01
ОК 02 ЛР 4 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов. | |||
Раздел 2. Химические реакции | 6 | ||
Тема 2.1. Типы химических реакций | Cодержание | 4 | ОК 01
ЛР 9 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления-восстановления.
Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов Количественные отношения в химии. |
|||
Практические занятия | 2 | ||
Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов.
Практико-ориентированные задания: расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества. |
|||
Тема 2.2. Электролитическая диссоциация и ионный обмен | Содержание | 2 | ОК 01
ОК 04 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций | |||
Раздел 3.Строение и свойства неорганических веществ | 14 | ||
Тема 3.1. Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ | Cодержание | 4 | ОК 01
ОК 02 |
Теоретическое обучение | 4 | ||
Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ
Номенклатура неорганических веществ. Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов. Чистые вещества и смеси. Практико-ориентированные задания: решение, задач на расчет массовой доли (массы) компонентов смеси, примесей. |
|||
Тема 3.2. Физико-химические свойства неорганических веществ | Cодержание | 6 | ОК 01
ОК 02 ЛР 10 |
Теоретическое обучение | 5 | ||
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии | |||
Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе | |||
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). | |||
Практические занятия | 1 | ||
Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства. | |||
Тема 3.3. Идентификация неорганических веществ | Cодержание | 2 | ОК 01
ОК 02 ОК 04 ЛР 10 |
Практические занятия | 2 | ||
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека. Решение задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по качественным реакциям на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония | |||
Контрольная работа 1 | Строение и свойства неорганических веществ | 2 | |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Подготовка сообщений по теме: «Коррозия металлов и способы защиты от коррозии» | |||
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ | 20 | ||
Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ | Cодержание | 4 | ОК 01
ЛР 4 ЛР 9 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено) |
|||
Практические занятия | 2 | ||
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Практико-ориентированные задания: расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) | |||
Тема 4.2. Свойства органических соединений | Cодержание | 12 | ОК 01
ОК 02 ОК 04 ЛР 9 ЛР 10 |
Теоретическое обучение | 9 | ||
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения): | |||
– предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов;
– непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов |
|||
– кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла | |||
– азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использования.
Генетическая связь между классами органических соединений |
|||
Практические занятия | 3 | ||
Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов, задач на вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. |
|||
Тема 4.3.
Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека |
Cодержание | 4 | ОК 01
ОК 02 ОК 04 ЛР 9 |
Теоретическое обучение | 3 | ||
Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности | |||
Полимеры. Роль органической химии в создании новых материалов. | |||
Контрольная работа 2 | Структура и свойства органических веществ | 1 | |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Подготовка сообщений по теме: «Полимеры в моей профессиональной деятельности» | |||
Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций | 4 | ||
Тема 5.1
Скорость химических реакций. Химическое равновесие |
Cодержание | 4 | ОК 01
ОК 02 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение |
|||
Практические занятия | 2 | ОК 01
ОК 02 |
|
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды.
Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия |
|||
Раздел 6. Растворы | 4 | ||
Тема 6.1.
Понятие о растворах |
Cодержание | 2 | ОК 01
ОК 02 ОК 07 |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.
Дисперсные системы. |
|||
Тема 6.2. Исследование свойств растворов | Содержание | 2 | ОК 01
ОК 02 ОК 04 |
Практические занятия | 2 | ||
Решение практико-ориентированных задач на приготовление растворов, определение массовой доли растворенного вещества | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Решение практико-ориентированных задач | |||
Профессионально-ориентированное содержание (6 часов) | |||
Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека | 6 | ОК 01
ОК 02 ОК 04 ОК 07 ЛР 4 ЛР 10 |
|
Тема 7.1
Химия в быту и производственной деятельности человека |
Cодержание | 6 | |
Теоретическое обучение | 2 | ||
Новейшие достижения химической науки и химической технологии. | |||
Практические занятия | 4 | ||
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Применение химических знаний в профессиональной деятельности | |||
Самостоятельная работа | |||
Подготовка сообщений по теме: ” Применение химических знаний в профессиональной деятельности” | 1 | ||
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет | 2 | |
Консультации | 6 | ||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Всего | 72 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии, оснащенного оборудованием:
№ | Наименование оборудования |
Мебель | |
1 | Рабочее место преподавателя |
2 | Стол компьютерный |
3 | Столы ученические |
4 | Стулья ученические |
5 | Доска ученическая трехэлементная |
6 | Шкаф для документации |
7 | Шкафы для наглядных пособий |
8 | Шкаф для одежды |
9 | Шторы рулонные |
Оборудование | |
1 | Химическая посуда и оборудование |
2 | Реактивы |
ТС | |
1 | Компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения |
2 | Мультимедийный проектор |
3 | МФУ лазерное |
Демонстрационные учебно-наглядные пособия | |
1 | Периодическая таблица Менделеева |
2 | Таблица растворимости |
3 | Ряд напряжений металлов |
4 | Простые и сложные вещества. Типы химических реакций. Химическая связь |
5 | Коллекции «Пластмассы», «Волокна», «Каучуки», «Металлы и сплавы», «Основные виды промышленного сырья», «Каменный уголь», «Нефть и нефтепродукты» |
3.2. Учебно-методическое обеспечение
3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания
- Габриелян О. С. , Химия. базовый уровень. 10 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2020.-191 с.
- Габриелян О. С. , Химия. базовый уровень. 11 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2020.-223 с.
- Химия. Технологический профиль: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г. – 2-е изд.- М.: «Академия», 2024. -304 с.
3.2.2. Дополнительные источники
- Химия. Тесты, задачи и упражнения: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2024. -336с.
- Химия. Практикум: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ [О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков, Н. М. Дорофеева] –М.: «Академия», 2024. -304 с.
- Габриелян О.С., Остроумов И. Г., Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
- Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.
- http://www.xumuk.ru – На сайте размещены учебные материалы по различным разделам химии, представлена химическая энциклопедия (более 5000 терминов, охватывающих все разделы химии, а также пограничные области).
- www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
- www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
- www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).
- https://resh.edu.ru/subject/ (Российская электронная школа. 10,11 класс Химия
- https://www.uchportal.ru/load/59 – учительский портал. Методические разработки по химии.
Электронно-библиотечная система:
- Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/
- Электронно-библиотечная система «Знаниум» https://znanium.com/
Веб-система для организации дистанционного обучения и управления им:
Система дистанционного обучения ОГАПОУ «ГГПК» http://ggpk2020.beget.tech/
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися заданий контрольных работ, а также дифференцированного зачета
№ | ОК | Раздел/Тема | Результат обучения | Типы оценочных мероприятий |
---|---|---|---|---|
1 | Раздел 1. Основы строения вещества | Формулировать базовые понятия и законы химии | Дифференцированный зачет | |
1.1 | ОК 01 | Строение атомов химических элементов и природа химической связи | Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности | 1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической связи».
2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.). |
1.2 | ОК 01
ОК 02 |
Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева | Характеризовать химические элементы в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева | 1. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системе. |
2 | Раздел 2. Химические реакции | Характеризовать типы химических реакций | Дифференцированный зачет | |
2.1 | ОК 01
ОК 04 |
Типы химических реакций | Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительно-восстановительные реакции | 1. Задачи на составление уравнений реакций:
– соединения, замещения, разложения, обмена; – окислительно- восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса. 2. Задачи на расчет массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ. |
2.2 | Электролитическая диссоциация и ионный обмен | Составлять уравнения химических реакции ионного обмена с участием неорганических веществ | Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и солей | |
3 | Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ | Исследовать строение и свойства неорганических веществ | Контрольная работа
«Свойства неорганических веществ» Дифференцированный зачет |
|
3.1 | ОК 01 | Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ | Классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением | 1. Решение, задач на расчет массовой доли (массы) компонентов смеси, примесей.
2. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов. |
3.2 | ОК 01
ОК 02 |
Физико-химические свойства неорганических веществ | Устанавливать зависимость физико-химических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки | Практико-ориентированные задания по составлению уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ. |
3.3 | ОК 01
ОК 02 ОК 04 |
Идентификация неорганических веществ | Изучить качественные реакции неорганических веществ | Задания по составлению уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ. |
4 | Раздел 4. Строение и свойства органических веществ | Исследовать строение и свойства органических веществ | Контрольная работа
«Строение и свойства органических веществ» Дифференцированный зачет |
|
4.1 | ОК 01 | Классификация, строение и номенклатура органических веществ | Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением | 1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.
2. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) |
4.2 | ОК 01
ОК 02 ОК 04 |
Свойства органических соединений | Устанавливать зависимость физико-химических свойств органических веществ от строения молекул | 1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения.
2. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ. |
4.3 | ОК 01
ОК 02 ОК 04 |
Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека | Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов | Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в быту и промышленности. |
5 | Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций | Характеризовать влияние различных факторов на равновесие и скорость химических реакций | Дифференцированный зачет | |
5 | ОК 01
ОК 02 |
Скорость химических реакций. Химическое равновесие | Характеризовать влияние концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций
Характеризовать влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия |
Задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции и смещения равновесия химической реакции и |
6 | Раздел 6. Растворы | Исследовать истинные растворы с заданными характеристиками | Дифференцированный зачет | |
6.1 | ОК 01
ОК 02 |
Понятие о растворах | Различать истинные растворы | Практико-ориентированные расчетные задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека |
6.2 | ОК 01
ОК 04 |
Исследование свойств растворов | Готовить растворы | Задачи на приготовление растворов. |
7 | Раздел 7.
Химия в быту и производственной деятельности человека |
Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности | Дифференцированный зачет | |
ОК 01
ОК 02 ОК 04 ОК 07 |
Химия в быту и производственной деятельности человека | Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности |