Новикова Алла Васильевна - преподаватель,
Протопопова Елена Александровна - преподаватель
ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177879
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая рабочая программа по предмету», в соответствии с ФОП и ФГОС
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа дисциплины ОД.07 Химия для специальности 21.02.15 Открытые горные работы
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №177879


Министерство образования Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Губкинский горно-политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 

ОД.07 Химия

для специальности среднего профессионального образования

21.02.15 Открытые горные работы

г. Губкин

2024 

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. 

Программа разработана в соответствии с: 

  1. Приказом Министерства просвещения РФ № 744 от 17.08.2022 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.15 Открытые горные работы”.
  2. Рекомендациями по получению среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО, утвержденными Департаментом государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения №05- 592 от 01.03.2023 г. 
  3. Примерной рабочей программой учебной дисциплины «Химия» (базовый уровень) вариант  1  (72  часа для специальности 21.02.15 Открытые горные работы).

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК преподавателей математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол №  ____ от ______________

__________  /Е. А. Сивкова/                     

            СОГЛАСОВАНО

            Методист 

      

      ____________ /О. Н. Мелихова /

  

 

Организация-разработчик: ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж»

Разработчик: А. В. Новикова, Протопопова Е. А., преподаватели химии и биологии ОГАПОУ  «Губкинский горно-политехнический колледж»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

стр.
  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ  16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ  18

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ 

ДИСЦИПЛИНЫ ОД.07 ХИМИЯ

1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы

Цель дисциплины «Химия»: формирование представления о химической составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.

Дисциплина «Химия» включена в обязательную часть цикла общеобразовательных дисциплин образовательной программы.

 


1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Код и наименование формируемых компетенций Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие Дисциплинарные
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам В части трудового воспитания:

– готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; 

– готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; 

– интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

 а) базовые логические действия:

– самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне

– устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; 

– определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

– выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; 

– вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; 

– развивать креативное мышление при решении жизненных проблем 

б) базовые исследовательские действия:

– владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; 

– выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; 

– анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 

– уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

– уметь интегрировать знания из разных предметных областей; 

– выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; 

– способность их использования в познавательной и социальной практике

– владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия,  теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека;

– уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;

– уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ, составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;

– уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции;

– сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

– уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности В области ценности научного познания:

– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; 

– совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; 

– осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

– владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

– создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

– оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; 

– использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 

– владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;  

– уметь планировать и выполнять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

– уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);

– владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);

– уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде – готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

– принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

– принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

– признавать свое право и право других людей на ошибки;

– развивать способность понимать мир с позиции другого человека;

– уметь планировать и выполнять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях В области экологического воспитания:

– сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

– планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; 

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 

– умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; 

– расширение опыта деятельности экологической направленности; 

– овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

– сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

– уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации

Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда.
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни.
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины 62
Основное содержание 54
в т. ч.:
теоретическое обучение 38
практические занятия 16
Профессионально-ориентированное содержание 6
в т. ч.:
теоретическое обучение 2
практические занятия 4
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Самостоятельная работа 4
Консультации 6
Итого 72


2.2. Cодержание дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практических  занятий Объем часов Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы
1 2 3 4
Основное содержание (54 часа)
Раздел 1. Основы строения вещества 6
Тема 1.1.

Строение атомов химических элементов и природа химической связи

Cодержание 4 ОК 01
Теоретическое обучение 2
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования
Практические занятия 2
Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов.

Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы.

Тема 1.2.

Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева

Cодержание 2 ОК 01

ОК 02

ЛР 4

Теоретическое обучение 2
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов.
Раздел 2. Химические реакции 6
Тема 2.1. Типы химических реакций Cодержание 4 ОК 01

ЛР 9

Теоретическое обучение 2
Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления-восстановления.

Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов

Количественные отношения в химии.

Практические занятия 2
Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. 

Практико-ориентированные задания: расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества. 

Тема 2.2. Электролитическая диссоциация и ионный обмен Содержание 2 ОК 01

ОК 04

Теоретическое обучение 2
Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций 
Раздел 3.Строение и свойства неорганических веществ 14
Тема 3.1. Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Cодержание 4 ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение 4
Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ

Номенклатура неорганических веществ. Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов. 

Чистые вещества и смеси. Практико-ориентированные задания: решение, задач на расчет массовой доли (массы) компонентов смеси, примесей. 

Тема 3.2. Физико-химические свойства неорганических веществ  Cодержание 6 ОК 01

ОК 02

ЛР 10

Теоретическое обучение 5
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии
Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). 
Практические занятия 1
Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства. 
Тема 3.3. Идентификация неорганических веществ Cодержание 2 ОК 01

ОК 02

ОК 04

ЛР 10

Практические занятия 2
Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека. Решение задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по качественным реакциям на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония
Контрольная работа 1 Строение и свойства неорганических веществ 2
Самостоятельная работа 1
Подготовка сообщений по теме: «Коррозия металлов и способы защиты от коррозии»
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ 20
Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ Cодержание 4 ОК 01

ЛР 4

ЛР 9

Теоретическое обучение 2
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. 

Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено)

Практические занятия 2
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Практико-ориентированные задания: расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) 
Тема 4.2. Свойства органических соединений  Cодержание 12 ОК 01

ОК 02

ОК 04

ЛР 9

ЛР 10

Теоретическое обучение 9
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения):
– предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов;

– непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов

– кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла
– азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использования. 

Генетическая связь между классами органических соединений

Практические занятия 3
Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.

Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов, задач на вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 4.3. 

Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека

Cодержание 4 ОК 01

ОК 02

ОК 04

ЛР 9

Теоретическое обучение 3
Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности
Полимеры. Роль органической химии в создании новых материалов.
Контрольная работа 2 Структура и свойства органических веществ 1
Самостоятельная работа 1
Подготовка сообщений по теме: «Полимеры в моей профессиональной деятельности»
Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций 4
Тема 5.1 

Скорость химических реакций.

Химическое равновесие

Cодержание 4 ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение 2
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. 

Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение

Практические занятия 2 ОК 01

ОК 02

Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды.

Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия

Раздел 6. Растворы 4
Тема 6.1. 

Понятие о растворах

Cодержание 2 ОК 01

ОК 02

ОК 07

Теоретическое обучение 2
Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Смысл показателя предельно допустимой концентрации и его использование в оценке экологической безопасности.

Дисперсные системы.

Тема 6.2. Исследование свойств растворов Содержание 2 ОК 01

ОК 02

ОК 04

Практические занятия 2
Решение практико-ориентированных задач на приготовление растворов, определение массовой доли растворенного вещества 
Самостоятельная работа 1
Решение практико-ориентированных задач
Профессионально-ориентированное содержание (6 часов)
Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека 6 ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ЛР 4

ЛР 10

Тема 7.1

Химия в быту и производственной деятельности человека

Cодержание 6
Теоретическое обучение 2
Новейшие достижения химической науки и химической технологии. 
Практические занятия 4
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Применение химических знаний в профессиональной деятельности
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений по теме: ” Применение химических знаний в профессиональной деятельности” 1
Промежуточная аттестация  Дифференцированный зачет 2
Консультации 6
Самостоятельная работа 4
Всего 72


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  химии, оснащенного оборудованием: 

Наименование оборудования
Мебель
1 Рабочее место преподавателя
2 Стол компьютерный
3 Столы ученические
4 Стулья ученические
5 Доска  ученическая трехэлементная
6 Шкаф для документации
7 Шкафы для наглядных пособий
8 Шкаф для одежды
9 Шторы рулонные
Оборудование
1 Химическая посуда и оборудование
2 Реактивы
ТС
1 Компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения
2 Мультимедийный проектор
МФУ лазерное
Демонстрационные учебно-наглядные пособия
1 Периодическая таблица Менделеева
2 Таблица растворимости
3 Ряд напряжений металлов 
4 Простые и сложные вещества. Типы химических реакций. Химическая связь
5 Коллекции «Пластмассы», «Волокна», «Каучуки», «Металлы и сплавы», «Основные виды промышленного сырья», «Каменный уголь», «Нефть и нефтепродукты»

3.2. Учебно-методическое обеспечение

3.2.1. Основные печатные и/или электронные издания

  1. Габриелян О. С. , Химия. базовый уровень. 10 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2020.-191 с. 
  2. Габриелян О. С. , Химия. базовый уровень. 11 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2020.-223 с.
  3. Химия. Технологический профиль: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г. – 2-е изд.-  М.: «Академия», 2024. -304 с. 

 

3.2.2. Дополнительные источники

  1. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2024. -336с.
  2. Химия. Практикум: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ [О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков, Н. М. Дорофеева] –М.: «Академия», 2024. -304 с. 
  3. Габриелян О.С., Остроумов И. Г., Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с. 
  4. Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с. 
  5. http://www.xumuk.ru – На сайте размещены учебные материалы по различным разделам химии, представлена химическая энциклопедия (более 5000 терминов, охватывающих все разделы химии, а также пограничные области).
  6. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
  7. www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
  8. www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).
  9. https://resh.edu.ru/subject/ (Российская электронная школа. 10,11 класс Химия
  10. https://www.uchportal.ru/load/59 – учительский портал. Методические разработки по химии.

Электронно-библиотечная система:

  1. Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/
  2. Электронно-библиотечная система «Знаниум» https://znanium.com/

Веб-система для организации дистанционного обучения и управления им: 

Система дистанционного обучения ОГАПОУ «ГГПК» http://ggpk2020.beget.tech/

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися заданий контрольных работ, а также дифференцированного зачета

ОК Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий
1 Раздел 1. Основы строения вещества Формулировать базовые понятия и законы химии Дифференцированный зачет
1.1 ОК 01 Строение атомов химических элементов и природа химической связи Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности 1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической связи».

2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.).

1.2 ОК 01

ОК 02

Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева Характеризовать химические элементы в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева 1. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системе.
2 Раздел 2. Химические реакции Характеризовать типы химических реакций Дифференцированный зачет
2.1 ОК 01

ОК 04

Типы химических реакций Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительно-восстановительные реакции 1. Задачи на составление уравнений реакций: 

– соединения, замещения, разложения, обмена; 

– окислительно-

восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.

2. Задачи на расчет массы вещества или объёма

газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ.

2.2 Электролитическая диссоциация и ионный обмен Составлять уравнения химических реакции ионного обмена с участием неорганических веществ Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и солей
3 Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ Исследовать строение и свойства неорганических веществ Контрольная работа

«Свойства неорганических веществ»

Дифференцированный зачет

3.1 ОК 01 Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением 1. Решение, задач  на расчет массовой доли (массы) компонентов смеси, примесей.

2. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов.

3.2 ОК 01

ОК 02

Физико-химические свойства неорганических веществ Устанавливать зависимость физико-химических свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки Практико-ориентированные задания по составлению уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ.
3.3 ОК 01

ОК 02

ОК 04

Идентификация неорганических веществ Изучить качественные реакции неорганических веществ  Задания по составлению уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ.
4 Раздел 4. Строение и свойства органических веществ Исследовать строение и свойства органических веществ Контрольная работа

«Строение и свойства органических веществ»

Дифференцированный зачет

4.1 ОК 01 Классификация, строение и номенклатура органических веществ Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением 1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.

2. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)

4.2 ОК 01 

ОК 02

ОК 04

Свойства органических соединений  Устанавливать зависимость физико-химических свойств органических веществ от строения молекул 1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения.

2.  Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ.

4.3 ОК 01 

ОК 02

ОК 04

Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в быту и промышленности.
5 Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Характеризовать влияние различных факторов на равновесие и скорость химических реакций Дифференцированный зачет
5 ОК 01 

ОК 02

Скорость химических реакций. Химическое равновесие Характеризовать влияние концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций

Характеризовать влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия

Задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции и  смещения равновесия химической реакции и 
6 Раздел 6. Растворы Исследовать истинные растворы с заданными характеристиками Дифференцированный зачет
6.1 ОК 01 

ОК 02

Понятие о растворах Различать истинные растворы Практико-ориентированные расчетные задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека
6.2 ОК 01

ОК 04

Исследование свойств растворов Готовить растворы Задачи на приготовление растворов.
7 Раздел 7. 

Химия в быту и производственной деятельности человека

Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности  Дифференцированный зачет
ОК 01 

ОК 02 

ОК 04

ОК 07

Химия в быту и производственной деятельности человека Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности

 

Рабочая программа дисциплины ОД.07 Химия для специальности 21.02.15 Открытые горные работы