МБДОУ «Детский сад №14»
Проект на тему:
«Снеговик в гости к нам спешит»
Подготовили: воспитатели
Гасани Кристина Александровна
Чистякова Светлана Сергеевна
2024г.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: творческий.
Участники: воспитатели, дети группы, родители.
Сроки проведения 16.12.2024 по 20.12.2024 год
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом. Формировать у ребёнка социально коммуникативные на основе его взаимодействия с одногрупниками, воспитателями и родителями.
Задачи:
Образовательные: Дать детям элементарные представления о природном объекте- воде, её превращениях в снег, в лёд; Обогатить словарный запас детей по данной теме.
Развивающие: Развивать речь воспитанников; Развивать социально – коммуникативные навыки; Развивать познавательный интерес к смене времени года.
Воспитательные: Воспитывать доброту и взаимопонимание к друг другу. Воспитывать бережное отношение к вещам и к природе.
Актуальность: Актуальность проекта: с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно — образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеговике. Познакомить с элементарными опытами со снегом и водой с целью развития интереса к экспериментированию из природного материала. В 2–3 года ребёнок лучше воспринимает полученную информацию, если задействованы все органы чувств, если он сможет не только увидеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поиграть, сделать что-то своими руками. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком, водой, снегом. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Наблюдая из окна за снегом, дети начали задавать вопросы: «Что это такое?» «Почему снег бывает зимой?». Увидев на картинке снеговика, дети спросили: «Кто это?». Так возникла идея данного проекта. Нам захотелось познакомить детей со снегом и снеговиком.
Предварительная работа:
– Рассматривание иллюстраций, картинки, экспонаты снеговиков.
– Использование д/игр; подвижные и хороводные игры.
– Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.
Оборудование и материалы:
-Художественная литература о снеговиках.
-Картинки, иллюстрации, макеты снеговиков.
-Материалы для изобразительной деятельности (рисование, лепка).
1-ый этап. Подготовительный этап. Разработка проекта:
– Подготовка наглядного иллюстрационного материала.
– Разработка мероприятий работы с детьми.
– Подбор познавательной литературы.
– Подготовка информационного материала для детей.
2-ой этап. Основной этап. Реализация проекта.:
Работа с детьми:
ЗАНЯТИЯ | ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Физическое развитие | П/И «Ну а снег летит, летит» | |
Познавательное развитие | «Снег и его свойства»
Рассматривание альбома «Зима». |
|
Художественно – эстетическое развитие | Лепка | Рисование |
«Снеговики» | «А у нашего двора Снеговик стоял с утра»
«Варежки для снеговика» |
|
Речевое развитие | Чтение художественной литературы:
М. Познанской «Снег идет»; Сказка «Приключения снеговика» Авторы Куликова Е.В. и Шахназарян А.В; Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (обработка О. Капицы); С.Есенин «Берёза» |
|
Социально – коммуникативное развитие | Подвижные игры на прогулке: «Снег кружится», «Выпал беленький снежок», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Снеговик, Снеговик, ты такой хороший!».
Дидактические игры: «Составь снеговика», «Парад снеговиков», «Собери снеговика». |
Работа с родителями:
– Консультации по темам: «Почитаем дома вместе»; «Безопасность в зимний период».
– Творческие работы: Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка». Выставка «Новогодняя открытка для снеговика»
3-ий этап. Заключительный этап.
Выставка детских рисунков «Друзья снеговики».
Рисунок на окне «Дети лепят снеговика»
Изготовление большого объёмного снеговика для декорации группы.
Литература:
1. Колдина Д.Н., Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
2. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С.Демина. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
3. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
4.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Мозаика – Синтез. 2008
5.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада / Н.Ф. Губанова – М,: Мозаика – Синтез. 2008
6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду раннего возраста. Карапуз – Дидактика. Творческий центр «Сфера». Москва, 2009г.
7.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. Методическое пособие 2-е издание. Доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2014
8.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012
9.Материалы из интернета
Приложение 1.
«Снег и его свойства» в первой младшей группе.
Цель. Расширить и закрепить представления об основных признаках, учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать вывод, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Подвести детей к тому, что снег тает и превращается в воду, имеет определенные свойства – (белый, холодный, впитывает краску и окрашивается).
Материал: Тарелочки и чашку со снегом, краски синего, красного и зеленого цвета, кисточки, снег.
Ход занятия
Воспитатель. У меня для вас есть загадка, вот послушайте и отгадайте, когда это бывает?
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Значит, о каком времени года будем говорить?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Да, о зиме. А чего зимой бывает много-много?
Дети: Снега.
Воспитатель: А какого цвета снег?
Дети: Белый.
Воспитатель: Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Ребята, я перед занятием принесла немножко снега, сейчас я положу себе на ладошку небольшой комочек снега, а вы понаблюдайте, что же с ним произойдёт.
Положила снег на ладошку
Воспитатель: Что произошло со снегом на ладошке?
Дети: Снег растаял.
Воспитатель: А почему он растаял?
Дети: Потому что у меня тёплая ладошка.
Затем каждый ребенок брал снег и смотрел на то, как он тает на ладошке и превращается в воду. Таким образом, подвели детей к тому, что снег холодный, а ладошка теплая – поэтому снег тает, снег белый, а вода прозрачная
Воспитатель. Ребята, вы говорили, что снег белый, а как вы думаете, снег чистый?
Дети: Нет.
Воспитатель: А мы сейчас это проверим, опыт проведем. Ребята, вы помните, что утром в группу я принесла чашку со снегом?
Дети. Да.
Воспитатель. Кто догадался, что произошло со снегом в чашке?
Дети. Он растаял.
Воспитатель. Значит, он превратился во что?
Дети. В воду.
Воспитатель. Давайте рассмотрим воду, в которую превратился снег в чашке. Чистая ли она?
Дети. Грязная.
Воспитатель. А теперь объясните, снег можно есть?
Дети. Снег холодный и грязный, можно заболеть!
Затем мы окрашивали снег в разные цвета.
Вывод: снег рыхлый и поэтому впитывает краску. Снег тает и превращается в воду. Вода становится такого же цвета, в какой мы окрашивали снег.
А давайте сейчас превратимся в снежинок.
Физкультурная минутка.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится (кружатся)
И на землю тихо,
Падает, ложится.
(Дети садятся).
-Воспитатель. Молодцы, дети. Вы теперь поняли, что снег есть нельзя, потому что он грязный и холодный.
Приложение 2.
Конспект по лепке в первой младшей группе «Снеговик»
Цель:
Учить раскатывать комок пластилина круговыми движениями, соединять комки вместе.
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Словарная работа: Снеговик, круг, голова, нос -морковь, глаза.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, какое время года сейчас за окном?
Дети: Зима.
В-ль: А как вы догадались, что зима?
Дети: На улице идет снег, холодно.
В-ль: А что дети любят делать зимой на улице?
Дети: Играть (в снежки, лепить снеговика).
В-ль: Я сейчас загадаю вам загадку, а вы послушайте и отгадайте:
С метлой в руке
С ведром на голове
Стою зимой я во дворе
Дети: Снеговик
В-ль: Правильно, это Снеговик.
В-ль: Ребята, посмотрите на картинки, что делают дети во дворе?
(Лепят из снега Снеговика). Дети рассматривают картинки.
-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Снеговик!
Воспитатель ставит на стол макет Снеговика.
-Давайте с ним поздороваемся.
(дети здороваются)
– Ребята, Снеговику, оказывается грустно, у него нет друзей. Как мы можем помочь ему? (Мы можем быть его друзьями).
– Снеговик, наши ребята хотят быть твоими друзьями!
-Но нашему Снеговику нужно больше друзей, чтобы он не грустил.
Что же делать? А давайте ему поможем и слепим друзей снеговиков из пластилина? (Ответы детей)
-Прежде чем лепить маленьких снеговиков, давайте-ка ребята, рассмотрим большого Снеговика.
Какого цвета наш Снеговик? (белого)
– Из каких фигур состоит туловище и голова Снеговика? (из шаров).
– Какой по размеру нижний шар? (большой)
– Голова? (маленький шарик)
– Покажите, как будете лепить шар? (дети имитируют круговые движения ладошками)
– Что ещё есть у Снеговика? (шляпа, нос-морковка, руки, глаза).
Воспитатель показывает последовательность изготовления снеговика,
Перед тем как приступить к работе, мы с вами сделаем зарядку.
Физкультминутка:
Ручки вверх в кулачок,
Ручки вниз на бочок,
Тик-так, тик-так,
Сделаем вот так.
-В-ль: А теперь, ребята, давайте приступим к лепке!
– Напоминаю, что лепить надо только над дощечкой, сидеть надо прямо.
У нас с вами лежат комочки пластилина, раскатываем все комочки круговыми движениями.
– А сколько шаров мы накатали?
Дети считают вместе с воспитателем: три.
– А теперь давайте посмотрим, что еще нам нужно, чтобы сложить фигуру снеговика?
Дети: не хватает морковок для носа, глаз и рук. (Достаю заранее заготовленные из пластилина морковки, глазки и ручки).
Воспитатель помогает прикреплять к каждому маленькому шарику (голове)морковку и глазки.
-В-ль: А теперь собираем наших снеговиков.
Дети сами собирают фигуру снеговика.
-В-ль: Какие хорошие снеговики у вас получились. Нравятся вам они?
Итог занятия: Как хорошо вы поиграли.
– Кого научились лепить? Из чего?
-Понравилось ли Вам?
-Молодцы, ребята! Какие замечательные снеговики у вас получились.
-Как много друзей появилось у снеговика, теперь он больше никогда не будет грустить
Приложение 3.
«Варежки для снеговика»
Цель: Вызвать интерес к теме процессу и результату изображения.
Задачи: Образовательные: учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть.
Развивающие: развивать внимание, восприятие цвета.
Воспитательные: воспитывать у детей стремление к достижению результата, аккуратность, доброжелательное отношение к персонажам.
Предварительная работа: Одевая детей на прогулку, обратить внимание на их одежду. Чтение стихотворения Н. Саконской “Где мой пальчик” с использованием инсценировки или обыгрывания. Предложить детям для игр кукол девочек и мальчиков с набором одежды.
Материалы, инструменты, оборудование:
Силуэты варежек, краски основных цветов, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек; игрушки кукла, Мишутка, Зайчонок.
Методы и приемы: наблюдения на прогулках за одеждой, рассматривание варежек на занятии, показ и пояснение, совместные, частично совместные действия, действия по образцу, по словесному напоминанию в зависимости от индивидуальных умений, художественное слово, обыгрывание рисунков.
Ход занятия
Обращаю внимание на нарядные варежки у кого-нибудь из детей.
Воспитатель: -Посмотрим, в каких варежках пришла Алиса. Их связала бабушка, полосочками украсила. Веселые варежки получились. Давай, Алиса, примерим их и всем покажем. Надеваем, и читаю стихотворение Н. Саконской “Где мой пальчик”.
Воспитатель: -Ой, кто это там говорит, и я такие хочу, и я. Ты Катя? Нет,э то не твой голосок. Это Мишутка и кукла Катя, а вот и Зайчонок прискакал. Все хотят такие нарядные варежки. А то холодно им в снежки играть да снеговика лепить. Может, сделаем им такой подарок.
Воспитатель: -Посмотрите как я украшу полосочками варежку, аккуратно, кисточку держу правильно, веду ее не отрывая от листочка, полоски у меня располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Возьмем кисточку у железной рубашечки пальчиками так, чтобы ей и вам было удобно рисовать.
Свои действия сопровождаю словами. Кисть я в краску обмакну, капельку с нее сниму и полоску проведу. Спрашиваю у детей полоски какого цвета ты будешь рисовать. Давай найдем эту краску и т. д.
По окончании занятия все любуются готовыми яркими варежками. Молодцы, дети. Хорошо потрудились. Сколько варежек мы украсили, они получились очень нарядные. Мишке, Зайчонку, Кате эти варежки очень понравятся.
В дальнейшем эти варежки можно использовать для дидактической игры “Найди пару”. Найти варежку с полосками такого же цвета.
Приложение 4.
Художественная литература.
С. А. Есенин «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (обработка О. Капицы)
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца: — У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная! Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу: — Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе! — Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась? Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор. На другой день лиса опять просится: — Пусти меня, заюшка, на крылечко. — Нет, не пущу: зачем дразнилась? Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. На третий день лиса опять просит: — Пусти меня, заюшка, в избушку. — Нет, не пущу: зачем дразнилась? Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи. На четвёртый день опять лиса просит: — Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе! — Нет, не пущу: зачем дразнилась? Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил её заяц и на печку. Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать: — Ступай вон, косой. Не хочу с тобой жить! Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает. Бегут мимо собаки: — Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь? — Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. — Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — Мы её выгоним. — Нет, не выгоните! — Нет, выгоним! Подошли к избушке: — Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон! А она им с печи: — Как выскочу, Как выпрыгну — Пойдут клочки По заулочкам! Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк: — О чём, заинька, плачешь? — Как же мне не плакать, серый волк? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. — Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её выгоню. — Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь. — Нет, выгоню. Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом: — Уыыы… Уыыы… Ступай, лиса, вон! А она с печи: — Как выскочу, Как выпрыгну — Пойдут клочки По заулочкам! Испугался волк и убежал. Вот заяц опять сидит и плачет. Идёт старый медведь. — О чём ты, заинька, плачешь? — Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. — Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню. — Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь. — Нет, выгоню. Пошёл медведь к избушке и зарычал: — Рррр… ррр… Ступай, лиса, вон! А она с печи: — Как выскочу, Как выпрыгну — Пойдут клочки По заулочкам! Испугался медведь и ушёл. Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу. — Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь? — Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. — Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню. — Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь. — Нет, выгоню. Пошёл петух к избушке: Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи! Услыхала лиса, испугалась и говорит: — Одеваюсь… етух опять: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи! А лиса говорит: — Шубу надеваю… Петух в третий раз: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи! Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
М. Познанской «Снег идет»
Тихо, тихо снег идёт,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стёжку проведём.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Авторы Куликова Е. В., Шахназарян А. В «Приключения снеговика»
На самом крайнем севере
Чудес и тайн полна
Среди лесов затеряна
Сказочка одна.
Сказка вовсе не простая –
Новогодняя она!
Вы слыхали! Вы слыхали!
Скоро будет карнавал!
Снеговика письмом позвали
Малыши к себе на бал.
Наряжался, суетился,
Собирался, торопился.
В санки новенькие сел,
Быстрей ветра полетел.
Мчится он быстрей метели
По заснеженным дорогам,
Натыкается на ели
И купается в сугробах.
Много – много раз упал,
Рукавицы потерял.
Потерял он нос и глазки,
Шапку, шарфик и салазки.
Опоздать боится к детям!
По секрету нам сказали:
«Снеговик еще ни разу
Не бывал на карнавале».
Полем снеговик пошел
И на волка он набрел.
– Что случилось, снеговик?
Тыне мал и не велик!
– Торопился я на бал,
Свои глазки потерял!
– Это вовсе не беда!
Помогу тебе я! Да!
Подарю два уголька,
Будешь видеть ты всегда!
На тропиночке в лесу
Встретили они лису.
– Что случилось, снеговик?
Ты не мал и не велик!
– Торопился я на бал,
Шапку, шарфик потерял!
– Это вовсе не беда!
Помогу тебе я! Да!
Подарю я рукавицы,
Шапку, шарфик и …ресницы!
Все отправились на бал.
Тут зайчишка прискакал.
– Что случилось, снеговик?
Ты не мал и не велик!
– Торопился я на бал
И свой носик потерял!
– Это вовсе не беда!
Помогу тебе я! Да!
Подарю тебе морковь!
Будет новый носик вновь!
Вдруг навстречу им медведь.
Да как начал он реветь:
«-Что случилось, снеговик?
Ты не мал и не велик!»
– Торопился я на бал
И салазки потерял!
– Это вовсе не беда!
Помогу тебе я! Да!
Подарю тебе я санки,
И отправимся на бал –
На веселый карнавал!
И за наши все старанья
Пусть исполнятся желанья!
Вот и сказке тут конец!
А кто слушал – молодец!