Чистякова Светлана Сергеевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №14»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177899
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Проект «Снеговик в гости к нам спешит»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №177899


МБДОУ «Детский сад №14»

Проект на тему: 

«Снеговик в гости к нам спешит»

Подготовили: воспитатели 

Гасани Кристина Александровна

Чистякова Светлана Сергеевна

 

2024г.

 

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: творческий.

Участники: воспитатели, дети группы, родители.

Сроки проведения 16.12.2024 по 20.12.2024 год

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом. Формировать у ребёнка социально коммуникативные на основе его взаимодействия с одногрупниками, воспитателями и родителями.
Задачи:

Образовательные: Дать детям элементарные представления о природном объекте- воде, её превращениях в снег, в лёд; Обогатить словарный запас детей по данной теме.

Развивающие: Развивать речь воспитанников; Развивать социально – коммуникативные навыки; Развивать познавательный интерес к смене времени года.

Воспитательные: Воспитывать доброту и взаимопонимание к друг другу. Воспитывать бережное отношение к вещам и к природе.

Актуальность: Актуальность проекта: с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно — образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеговике. Познакомить с элементарными опытами со снегом и водой с целью развития интереса к экспериментированию из природного материала. В 2–3 года ребёнок лучше воспринимает полученную информацию, если задействованы все органы чувств, если он сможет не только увидеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поиграть, сделать что-то своими руками. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком, водой, снегом. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Наблюдая из окна за снегом, дети начали задавать вопросы: «Что это такое?» «Почему снег бывает зимой?». Увидев на картинке снеговика, дети спросили: «Кто это?». Так возникла идея данного проекта. Нам захотелось познакомить детей со снегом и снеговиком.

Предварительная работа:

– Рассматривание иллюстраций, картинки, экспонаты снеговиков.

– Использование д/игр; подвижные и хороводные игры.

– Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.

Оборудование и материалы:

-Художественная литература о снеговиках.

-Картинки, иллюстрации, макеты снеговиков.

-Материалы для изобразительной деятельности (рисование, лепка).

1-ый этап. Подготовительный этап. Разработка проекта:

– Подготовка наглядного иллюстрационного материала.

– Разработка мероприятий работы с детьми.

– Подбор познавательной литературы.

– Подготовка информационного материала для детей.

2-ой этап. Основной этап. Реализация проекта.:

Работа с детьми:

ЗАНЯТИЯ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физическое развитие  П/И «Ну а снег летит, летит»
Познавательное развитие  «Снег и его свойства» 

Рассматривание альбома «Зима».

Художественно – эстетическое развитие  Лепка Рисование
«Снеговики» «А у нашего двора Снеговик стоял с утра»

«Варежки для снеговика»

Речевое развитие Чтение художественной литературы: 

М. Познанской «Снег идет»;

Сказка «Приключения снеговика» Авторы Куликова Е.В. и Шахназарян А.В; 

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (обработка О. Капицы); 

С.Есенин «Берёза»

Социально – коммуникативное развитие   Подвижные игры на прогулке: «Снег кружится», «Выпал беленький снежок», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Снеговик, Снеговик, ты такой хороший!».

Дидактические игры: «Составь снеговика», «Парад снеговиков», «Собери снеговика».

Работа с родителями:  

– Консультации по темам: «Почитаем дома вместе»; «Безопасность в зимний период».

– Творческие работы: Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка». Выставка «Новогодняя открытка для снеговика»

3-ий этап. Заключительный этап.

Выставка детских рисунков «Друзья снеговики».

Рисунок на окне «Дети лепят снеговика»

Изготовление большого объёмного снеговика для декорации группы.

 

Литература:
1. Колдина Д.Н., Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие. 2-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
2. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С.Демина. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
3. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

4.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Мозаика – Синтез. 2008

5.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада / Н.Ф. Губанова – М,: Мозаика – Синтез. 2008

6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду раннего возраста. Карапуз – Дидактика. Творческий центр «Сфера». Москва, 2009г.

7.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. Методическое пособие 2-е издание. Доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2014

8.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград. Издательство «Учитель», 2012

9.Материалы из интернета

 

Приложение 1.

«Снег и его свойства» в первой младшей группе.

Цель. Расширить и закрепить представления об основных признаках, учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать вывод, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Подвести детей к тому, что снег тает и превращается в воду, имеет определенные свойства – (белый, холодный, впитывает краску и окрашивается).

Материал: Тарелочки и чашку со снегом, краски синего, красного и зеленого цвета, кисточки, снег.

Ход занятия

Воспитатель. У меня для вас есть загадка, вот послушайте и отгадайте, когда это бывает?

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Значит, о каком времени года будем говорить?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Да, о зиме. А чего зимой бывает много-много?

Дети: Снега.

Воспитатель: А какого цвета снег?

Дети: Белый.

Воспитатель: Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он?

Дети: Холодный.

Воспитатель: Ребята, я перед занятием принесла немножко снега, сейчас я положу себе на ладошку небольшой комочек снега, а вы понаблюдайте, что же с ним произойдёт.

Положила снег на ладошку

Воспитатель: Что произошло со снегом на ладошке?

Дети: Снег растаял.

Воспитатель: А почему он растаял?

Дети: Потому что у меня тёплая ладошка.

Затем каждый ребенок брал снег и смотрел на то, как он тает на ладошке и превращается в воду. Таким образом, подвели детей к тому, что снег холодный, а ладошка теплая – поэтому снег тает, снег белый, а вода прозрачная

Воспитатель.  Ребята, вы говорили, что снег белый, а как вы думаете, снег чистый?

Дети: Нет.

Воспитатель: А мы сейчас это проверим, опыт проведем. Ребята, вы помните, что утром в группу я принесла чашку со снегом?

Дети. Да.

Воспитатель. Кто догадался, что произошло со снегом в чашке?

Дети. Он растаял.

Воспитатель. Значит, он превратился во что?

Дети. В воду.

Воспитатель. Давайте рассмотрим воду, в которую превратился снег в чашке. Чистая ли она?

Дети. Грязная.

Воспитатель. А теперь объясните, снег можно есть?

Дети. Снег холодный и грязный, можно заболеть!

Затем мы окрашивали снег в разные цвета.

Вывод: снег рыхлый и поэтому впитывает краску. Снег тает и превращается в воду. Вода становится такого же цвета, в какой мы окрашивали снег.

А давайте сейчас превратимся в снежинок.

Физкультурная минутка.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится (кружатся)

И на землю тихо,

Падает, ложится.

(Дети садятся).

-Воспитатель. Молодцы, дети. Вы теперь поняли, что снег есть нельзя, потому что он грязный и холодный.

 

Приложение 2.

Конспект по лепке в первой младшей группе «Снеговик»

Цель:

Учить раскатывать комок пластилина круговыми движениями, соединять комки вместе.

Задачи:

Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание прийти на помощь.

Словарная работа: Снеговик, круг, голова, нос -морковь, глаза.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, какое время года сейчас за окном?

Дети: Зима.

В-ль: А как вы догадались, что зима?

Дети: На улице идет снег, холодно.

В-ль: А что дети любят делать зимой на улице?

Дети: Играть (в снежки, лепить снеговика).

В-ль: Я сейчас загадаю вам загадку, а вы послушайте и отгадайте:

С метлой в руке

С ведром на голове

Стою зимой я во дворе

Дети: Снеговик

В-ль: Правильно, это Снеговик.

В-ль: Ребята, посмотрите на картинки, что делают дети во дворе?

(Лепят из снега Снеговика). Дети рассматривают картинки.

-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Снеговик!

Воспитатель ставит на стол макет Снеговика.

-Давайте с ним поздороваемся.

(дети здороваются)

– Ребята, Снеговику, оказывается грустно, у него нет друзей. Как мы можем помочь ему? (Мы можем быть его друзьями).

– Снеговик, наши ребята хотят быть твоими друзьями!

-Но нашему Снеговику нужно больше друзей, чтобы он не грустил.

Что же делать? А давайте ему поможем и слепим друзей снеговиков из пластилина? (Ответы детей)

-Прежде чем лепить маленьких снеговиков, давайте-ка ребята, рассмотрим большого Снеговика.

Какого цвета наш Снеговик? (белого)

– Из каких фигур состоит туловище и голова Снеговика? (из шаров).

– Какой по размеру нижний шар? (большой)

– Голова? (маленький шарик)

– Покажите, как будете лепить шар? (дети имитируют круговые движения ладошками)

– Что ещё есть у Снеговика? (шляпа, нос-морковка, руки, глаза).

Воспитатель показывает последовательность изготовления снеговика,

Перед тем как приступить к работе, мы с вами сделаем зарядку.

Физкультминутка:

Ручки вверх в кулачок,

Ручки вниз на бочок,

Тик-так, тик-так,

Сделаем вот так.

-В-ль: А теперь, ребята, давайте приступим к лепке!

– Напоминаю, что лепить надо только над дощечкой, сидеть надо прямо.

У нас с вами лежат комочки пластилина, раскатываем все комочки круговыми движениями.

– А сколько шаров мы накатали?

Дети считают вместе с воспитателем: три.

– А теперь давайте посмотрим, что еще нам нужно, чтобы сложить фигуру снеговика?

Дети: не хватает морковок для носа, глаз и рук. (Достаю заранее заготовленные из пластилина морковки, глазки и ручки).

Воспитатель помогает прикреплять к каждому маленькому шарику (голове)морковку и глазки.

-В-ль: А теперь собираем наших снеговиков.

Дети сами собирают фигуру снеговика.

-В-ль: Какие хорошие снеговики у вас получились. Нравятся вам они?

Итог занятия: Как хорошо вы поиграли.

– Кого научились лепить? Из чего?

-Понравилось ли Вам?

-Молодцы, ребята! Какие замечательные снеговики у вас получились.

-Как много друзей появилось у снеговика, теперь он больше никогда не будет грустить

 

Приложение 3. 

«Варежки для снеговика»

Цель: Вызвать интерес к теме процессу и результату изображения.

Задачи: Образовательные: учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть.

Развивающие: развивать внимание, восприятие цвета.

Воспитательные: воспитывать у детей стремление к достижению результата, аккуратность, доброжелательное отношение к персонажам.

Предварительная работа: Одевая детей на прогулку, обратить внимание на их одежду. Чтение стихотворения Н. Саконской “Где мой пальчик” с использованием инсценировки или обыгрывания. Предложить детям для игр кукол девочек и мальчиков с набором одежды.

Материалы, инструменты, оборудование:

Силуэты варежек, краски основных цветов, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек; игрушки кукла, Мишутка, Зайчонок.

Методы и приемы: наблюдения на прогулках за одеждой, рассматривание варежек на занятии, показ и пояснение, совместные, частично совместные действия, действия по образцу, по словесному напоминанию в зависимости от индивидуальных умений, художественное слово, обыгрывание рисунков.

Ход занятия

Обращаю внимание на нарядные варежки у кого-нибудь из детей.

Воспитатель: -Посмотрим, в каких варежках пришла Алиса. Их связала бабушка, полосочками украсила. Веселые варежки получились. Давай, Алиса, примерим их и всем покажем. Надеваем, и читаю стихотворение Н. Саконской “Где мой пальчик”.

Воспитатель: -Ой, кто это там говорит, и я такие хочу, и я. Ты Катя? Нет,э то не твой голосок. Это Мишутка и кукла Катя, а вот и Зайчонок прискакал. Все хотят такие нарядные варежки. А то холодно им в снежки играть да снеговика лепить. Может, сделаем им такой подарок.

Воспитатель: -Посмотрите как я украшу полосочками  варежку, аккуратно, кисточку держу правильно, веду ее не отрывая от листочка, полоски у меня располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Возьмем кисточку у железной рубашечки пальчиками так, чтобы ей и вам было удобно рисовать.

Свои действия сопровождаю словами. Кисть я в краску обмакну, капельку с нее сниму и полоску проведу. Спрашиваю у детей полоски какого цвета ты будешь рисовать. Давай найдем эту краску и т. д.

По окончании занятия все любуются готовыми яркими варежками. Молодцы, дети. Хорошо потрудились. Сколько варежек мы украсили, они получились очень нарядные. Мишке, Зайчонку, Кате эти варежки очень понравятся.

В дальнейшем эти варежки можно использовать для дидактической игры “Найди пару”. Найти варежку с полосками такого же цвета.

 

 

Приложение 4. 

 

Художественная литература.

 

С. А. Есенин «Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (обработка О. Капицы)

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца: — У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная! Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу: — Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе! — Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась? Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор. На другой день лиса опять просится: — Пусти меня, заюшка, на крылечко. — Нет, не пущу: зачем дразнилась? Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. На третий день лиса опять просит: — Пусти меня, заюшка, в избушку. — Нет, не пущу: зачем дразнилась? Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи. На четвёртый день опять лиса просит: — Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе! — Нет, не пущу: зачем дразнилась? Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил её заяц и на печку. Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать: — Ступай вон, косой. Не хочу с тобой жить! Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает. Бегут мимо собаки: — Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь? — Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. — Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — Мы её выгоним. — Нет, не выгоните! — Нет, выгоним! Подошли к избушке: — Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон! А она им с печи: — Как выскочу, Как выпрыгну — Пойдут клочки По заулочкам! Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк: — О чём, заинька, плачешь? — Как же мне не плакать, серый волк? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. — Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её выгоню. — Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь. — Нет, выгоню. Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом: — Уыыы… Уыыы… Ступай, лиса, вон! А она с печи: — Как выскочу, Как выпрыгну — Пойдут клочки По заулочкам! Испугался волк и убежал. Вот заяц опять сидит и плачет. Идёт старый медведь. — О чём ты, заинька, плачешь? — Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. — Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню. — Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь. — Нет, выгоню. Пошёл медведь к избушке и зарычал: — Рррр… ррр… Ступай, лиса, вон! А она с печи: — Как выскочу, Как выпрыгну — Пойдут клочки По заулочкам! Испугался медведь и ушёл. Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу. — Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь? — Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. — Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню. — Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь. — Нет, выгоню. Пошёл петух к избушке: Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи! Услыхала лиса, испугалась и говорит: — Одеваюсь… етух опять: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи! А лиса говорит: — Шубу надеваю… Петух в третий раз: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи! Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

 

М. Познанской «Снег идет»

Тихо, тихо снег идёт,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе лопатой.

 

От калитки мы с трудом

К дому стёжку проведём.

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

Авторы Куликова Е. В., Шахназарян А. В «Приключения снеговика»

 

На самом крайнем севере

Чудес и тайн полна

Среди лесов затеряна

Сказочка одна.

Сказка вовсе не простая –

Новогодняя она!

Вы слыхали! Вы слыхали!

Скоро будет карнавал!

Снеговика письмом позвали

Малыши к себе на бал.

Наряжался, суетился,

Собирался, торопился.

В санки новенькие сел,

Быстрей ветра полетел.

Мчится он быстрей метели

По заснеженным дорогам,

Натыкается на ели

И купается в сугробах.

Много – много раз упал,

Рукавицы потерял.

Потерял он нос и глазки,

Шапку, шарфик и салазки.

Опоздать боится к детям!

По секрету нам сказали:

«Снеговик еще ни разу

Не бывал на карнавале».

Полем снеговик пошел

И на волка он набрел.

– Что случилось, снеговик?

   Тыне мал и не велик!

– Торопился я на бал,

   Свои глазки потерял!

– Это вовсе не беда!

   Помогу тебе я! Да!

   Подарю два уголька,

   Будешь видеть ты всегда!

На тропиночке в лесу

Встретили они лису.

– Что случилось, снеговик?

   Ты не мал и не велик!

– Торопился я на бал,

   Шапку, шарфик потерял!

– Это вовсе не беда!

   Помогу тебе я! Да!

   Подарю я рукавицы,

   Шапку, шарфик и …ресницы!

Все отправились на бал.

Тут зайчишка прискакал.

– Что случилось, снеговик?

   Ты не мал и не велик!

– Торопился я на бал

   И свой носик потерял!

– Это вовсе не беда!

   Помогу тебе я! Да!

   Подарю тебе морковь!

   Будет новый носик вновь!

Вдруг навстречу им медведь.

Да как начал он реветь:

«-Что случилось, снеговик?

    Ты не мал и не велик!»

– Торопился я на бал

   И салазки потерял!

– Это вовсе не беда!

   Помогу тебе я! Да!

   Подарю тебе я санки,

   И отправимся на бал –

   На веселый карнавал!

   И за наши все старанья

   Пусть исполнятся желанья!

Вот и сказке тут конец!

А кто слушал – молодец!

 

Проект «Снеговик в гости к нам спешит»