Мотивация к образовательному процессу у детей первого класса.
Вы бы работали без зарплаты? Ходили на работу, выполняли задания, делали отчеты, все это совершенно бесплатно. Насколько сильно вам бы хотелось трудиться? А если бы вам еще говорили, нужно лучше работать и выполнять больший объем работы. Сразу появилось желание сделать что–то большее, достичь новых высот?!
Начав свою работу в первом классе, я столкнулась с такой проблемой– нет мотивации, чтобы учиться в удовольствие. Класс достаточно хорошо подготовлен и работать с ними было легко. Но вот огонька в глазах или азарта к учебе, можно было увидеть не у всех. Дети хотели оценки своих трудов, признания быть лучшими, получить какую-то награду. Конечно во втором классе такой проблемы бы и не было. Оценки –это серьезный двигатель прогресса.
Нужно было что–то особенное… волшебное и интересное. Так появилась «система от кружка к звезде».
Что это за система? За активную работу на уроке, за выполнение письменного задания, за хорошее чтение или просто за проявление своих навыков ученик получает желтый кружок.
Почему желтый и почему круг? Круг –это символ солнца. А еще в круг в психологии символизирует гармонию отношений, бесконфликтность, демократичность. Для людей, выбравших эту фигуру, характерна высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию.
Жёлтый цвет в психологии символизирует тепло, беспечную радость и оптимизм. Это цвет свободы, светлого будущего и надежды, успеха и удачи.
Некоторые другие значения жёлтого цвета:
- Ясность. В моменты умственной перегрузки или стресса жёлтый цвет обеспечивает психологическую ясность, повышает концентрацию и рациональный порядок мыслей.
- Принятие решений. Активируя интеллект и приглушая эмоции, жёлтый цвет помогает быстро и решительно выбирать между вариантами.
- Энергия. Яркие жёлтые тона стимулируют и заряжают энергией разум и тело.
Выбор в пользу жёлтого цвета говорит о целеустремлённости, дружелюбии, оптимизме и склонности к новаторству.
Ребенок работает на уроке и получает кружки, в пятницу мы подводим итоги. Десять кругов обмениваем на снежинку. Ну это в декабре. В сентябре были желтые листья, в октябре оранжевые, а в ноябре красные. Как вы правильно догадались это все не случайно. Символы осени, символы зимы, символы весны. Эти снежинки (листья и т.п.) приклеиваем в блокнот. За четыре символа ребенок получает золотую звезду. В конце каждой четверти мы считаем звезды и ученик получает грамоту за отличную учебу. В конце года дети получают подарок–книгу.
Так работает ли такая система? Вроде ничего нового и все достаточно просто.
С первого же дня активность детей повысилась. Я почувствовала этот темп и азарт. Дети все внимательно слушают и пытаются заработать этот кружок. Даже те, кто не работал поднимают руку. С кружками ученикам приходиться обращаться аккуратно, беречь их. Ведь обмен совершится только в пятницу. При потере кружка, новые не выдаются. Если бы видели с каким трепетом дети хранят их. Также я лишаю кружков за плохое поведение. Дисциплина стала гораздо лучше.
Если вы хотите:
1) чтобы дети активней работали на уроке
2) научились беречь вещи
3) научились радоваться успехам других
4) соблюдали дисциплину на уроке
5) начали работать все в классе, даже те, кто боялся поднять руку.
То обязательно попробовать применить систему желтый кружок. Это изменит ваш урок. Хорошая дисциплина, высокая активность работы на уроке, а самое главное–горящие глаза детей.
Не зря говорят, что все гениальное просто.