Злобина Валентина Геннадьевна
преподаватель
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств п.Балезино
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177909
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Особенности организации учебного процесса в детской музыкальной школе в условиях сельской местности
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №177909


Муниципальное бюджетное учреждение

        дополнительного образования  

Детская школа искусств п. Балезино

Методическая работа

 «Особенности организации учебного процесса в детской музыкальной школе в условиях сельской местности»

   

                                                         Автор: Злобина Валентина Геннадьевна

                                                преподаватель Высшей категории Отделения      

                                                народных инструментов (баян, аккордеон)

Содержание

Введение 3

  1. Общая информация о поселении 5
  2. Создание музыкальной школы в селе Карсовай 5
  3. Особенности образовательного процесса в сельской музыкальной школе 7
  4. Концертная деятельность как средство социализации и формирования самооценки 9

Заключение 12

Список литературы 14

 

Введение

Музыкально – просветительская работа в ДШИ является неотъемлемой частью образования и воспитания. Основной целью музыкального просветительства является пробуждение интереса к музыке, обучение её восприятию, формирование потребности в музыкальном искусстве, системных знаний о нём. Музыка является величайшим источником эстетического и духовного наслаждения. Музыку слушают взрослые и дети – классическую, народную, духовную, серьёзную и развлекательную. Работа педагога-музыканта – творческий труд, требующий полного напряжения психических и физических сил. Единые ценности, интересы позволяют объединить педагога и его учеников в коллектив единомышленников. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем: любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, творческой личностью, обладать педагогическим мастерством. Целью обучения детей в музыкальной школе является не только воспитание будущих музыкантов, но и подготовка любителей музыки, которые обладают первоначальными навыками музыкального творчества: могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение, владеть инструментом, подобрать мелодию и аккомпанемент к ней.

Имея за плечами немалый (36 лет) педагогический опыт работы на селе, могу с уверенностью сказать: людям из глубинки заявить о себе гораздо сложнее, чем людям, живущим в городах, в районных центрах, где возможностей проявить себя много и нет проблем с коммуникациями. Сельский размеренный образ жизни развивает в людях такую черту, как неторопливость и основательность. Они не будут суетиться, будут решать проблемы по мере их поступления. Спокойствие и доброта – черты, которые так типичны для сельского жителя. Сельские дети больше видят природу, умеют увидеть её красоту, почувствовать радость бытия. Тишина позволяет сосредоточиться ребёнку на собственном внутреннем мире, понять его. Селяне  всегда ощущают «волю» и простор, так необходимые человеку. Сельские дети более привязчивы, ценят больше настоящую дружбу.

В данной работе предстоит  отобразить разницу между музыкальным обучением сельских и городских детей.

В сравнении с городскими детьми у сельских детей нередко можно увидеть следующие проблемы:

– низкий уровень общих организационных и коммуникативных умений;

– неуверенность в своих силах;

– повышенная тревожность;

– не всегда адекватная самооценка;

– трудности в общении с новыми людьми и затруднения при адаптации в новых условиях;

– сложность посещения культурных и образовательных центров региона (из-за отдаленности от них);

Кроме проблем, надо отметить положительные моменты обучения музыке сельских детей:

– интенсивность межличностных и творческих взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями;

– возможность каждому ребёнку проявить себя в общем деле, найти свое место в небольшом коллективе;

– активная концертная деятельность, тесная связь с учреждениями дополнительного образования и организаций села.

Цель данной работы – показать особенности работы музыкальной школы в сельской местности в отличие от городской. Для этого необходимо решить следующие задачи.

Задачи:

– изучить историю создания филиала и особенности его учебного процесса;

– раскрыть направления и формы культурно-просветительской деятельности;

– проанализировать опыт сотрудничества с сельскими учреждениями и раскрыть социальную значимость ДМШ на селе.

Так как в Удмуртской республике немало Детских музыкальных школ расположенных в глубинке, данная работа может быть полезна их преподавателям в качестве методической и моральной поддержки. 

  • Общая информация о поселении

Есть в Удмуртии несколько населённых пунктов, которые на определённом этапе нашей истории были центрами района, но затем в результате различных преобразований упали до статуса обычных сёл. В наше время они находятся в каком-то промежуточном положении по уровню жизни, решению социальных вопросов: выше простой деревни, но ниже посёлка. Карсовай в Балезинском районе – из их числа. Село – это «корни» народа, истоки уклада нашей жизни и традиций. Когда мы говорим о селе, то, как правило, речь заходит об аграрных вопросах, сельхозпроизводстве, урожайности и надоях. Всё, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далёкого прошлого и ближайших времён несёт народная музыка удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. В деревнях люди живут не только работой, их не меньше горожан интересуют новинки культуры, театральные и кинопремьеры, концерты. Проблема сохранения и развития культурных традиций в сельской местности, её материальных и духовных ценностей остаётся актуальной и в наши дни. Центрами культурной жизни и местом отдыха для сельского населения являются Дом культуры, Дом ремёсел, библиотека. Не менее большой вклад в развитие художественного образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания вносит деятельность музыкальной школы.

  • Создание музыкальной школы в селе Карсовай

Филиал Детской музыкальной школы посёлка Балезино в селе Карсовай был создан в 1981 году по инициативе заведующего Отделом культуры посёлка Балезино Лопатина Евгения Павловича и директора ДМШ Лопатиной Ирины Аркадьевны. Для музыкальных занятий в здании сельского Дома культуры были отведены три кабинета. Первыми учителями были Баженова (Лекомцева) Елена Александровна, преподаватель хора и Шибанова (Некрасова) Ольга Анатольевна, преподаватель баяна, аккордеона. На смену молодым педагогам в 1988 году, после окончания Республиканского музыкального училища города Ижевска по распределению появилась в этих краях и автор этой работы Злобина (Жигалова) Валентина Геннадьевна, преподаватель народных инструментов. Преподаю в этой школе по настоящее время. 1 сентября этого же года состоялось зачисление десяти учащихся в первый класс музыкальной школы, в класс баяна и аккордеона. В сельской местности, к сожалению, не идёт разговор о конкурсной основе, сюда приходят дети с разными музыкальными данными. Приходилось учить всех желающих, а кроме своей специализации вести и все остальные предметы (сольфеджио, музыкальная литература, хор, общее фортепиано). Помогали в преподавании знания, приобретённые за время учёбы в музыкальной школе и музыкальном училище. Всё шло своим чередом – занятия, сдача зачётов, родительские собрания, выступления. Результатам, как и положено, радовались сообща. В 1991 году вернулась в своё родное село и проработала до 1993 года выпускница филиала Шилова Екатерина Альбертовна. С 1994 года по 2002 год  работала в школе дирижёр–хоровик Ушакова (Счаславская) Татьяна Эдуардовна. С 1996 года начала свою педагогическую деятельность в филиале Пономарёва (Нопина) Галина Сергеевна, как преподаватель по классу баяна и аккордеона, а в 2012 году возглавила педагогический коллектив ДШИ в посёлке Балезино. Набор первоклассников производился не ежегодно, поэтому количество учащихся всегда было небольшим. В настоящее время музыкальная школа располагается в новом здании Дома культуры, в двух просторных, оборудованных музыкальными инструментами кабинетах. Обучаются десять детей (8-14 лет), трудятся два преподавателя. С 2018 года в филиале реализуется дополнительная предпрофессиональная программа «Народные инструменты». За 43 года филиал выпустил более 70 учащихся. Казалось бы, цифра и не большая по городским меркам, а для села она значительная. Некоторые из выпускников продолжили профессиональное образование в средних и высших учебных заведениях. Среди них:

– Сунцова (Конькова) Татьяна – учитель музыки, коррекционная школа города Ижевска;

– Емельянова (Птащенко) Мария – музыкальный руководитель, детский дом посёлка Нылга;

– Вахрушева Анна – методист, Сельский Дом культуры села Карсовай;

– Крысова (Савинова) Ольга – учитель музыки, средняя общеобразовательная школа села Карсовай;

– Третьякова Юлия – студентка Удмуртского Государственного Университета факультета искусств, народное пение, преподаватель ДШИ №8 г. Ижевска;

– Катаева Светлана – учитель музыки, гимназия города Ижевска;

– Максимова Александра – студентка 1 курса ОНИ Республиканского музыкального колледжа, г.  Ижевск;

– Чечегова Милана – студентка 3 курса ОНИ колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина, г.  Киров;

– Птащенко Анастасия – студентка 2 курса ОНИ колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина, г. Киров;

Наличие студентов даёт нам надежду на то, что школа будет продолжать своё существование. Двое выпускников в настоящее время работают в родном селе и продолжают наше дело, обучая детей познавать музыкальный мир. Они являются активными участниками многих сельских мероприятий и праздников, сохраняя традиции преемственности.

  • Особенности образовательного процесса в сельской музыкальной школе

Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, стимулирует интерес к творчеству. Но задачи музыкальной школы, особенно в сельской местности, не должны ограничиваться только этим. Главное – привить детям любовь к музыке, раскрыть музыкальные способности ребёнка, расширить его кругозор на основе художественно полноценной музыки разных эпох. Совершенствоваться в эстетическом плане, стать грамотным слушателем в концертном зале, участником художественной самодеятельности, (воспитывать личность, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии), а наиболее одарённым – продолжить своё профессиональное образование. Особенность сельской школы заключается в том, что для неё характерны, более доверительные, неформальные отношения учеников и педагогов по сравнению с городской. Отличается уклад деревенской жизни, особенности мировосприятия людей, неспешность в обдумывании и принятии решений, с одной стороны это положительный момент, а с другой – фактор риска, потому, что учащийся, попадая в другую, городскую среду, имея даже высокий уровень знаний, сталкивается с определёнными, достаточно серьёзными проблемами (например, поступив на учёбу, на работу). Сельские дети в связи с социально – экономическими условиями (отдалённость от райцентра, материальные затруднения, жизненный уклад сельчан) лишены возможности посещать выставки, театры и музеи. Культурная жизнь села в основном заполнена местной самодеятельностью, которой недостаточно для полноценного эстетического развития детей. Ни одно праздничное или концертное мероприятие села не обходится без участия наших артистов. Такое участие социально значимо, потому что обучающиеся понимают важность собственного творчества, осознают, какую роль они занимают в культурном пространстве села. Они пропагандируют занятия творчеством, тем самым приобщают людей к прекрасному, повышают уровень общей культурына селе. Обучение в музыкальной школе оказывает ярко выраженное положительное влияние на детей и на их образовательный уровень в целом. Учащиеся, занимающиеся в ДМШ, более рационально планируют своё время, их успеваемость значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые не имеют подобной  дополнительной учебной работы. Учитель–музыкант, работающий в условиях сельской школы, хорошо знает каждого ученика, следит за динамикой развития его музыкальных способностей. Небольшое количество учащихся делает нашу школу сплочённым коллективом, одной семьей. Все мы стараемся друг другу доверять, помогать. Дети, родители, учителя – все являются участниками образовательного процесса. И качество нашего общения влияет на качество обучения, на благоприятную обстановку в школе. С целью достижения максимально положительного результата  школа поддерживает тесные партнёрские отношения с родителями. В начале учебного года, к примеру, мы организовываем встречу с родителями первоклассников и проводим беседу о специфике работы музыкальной школы: порядками, условиями и задачами. Такие встречи помогают познакомиться поближе с семьёй каждого учащегося, узнать культурный уровень и в связи с этим строить определённые планы. На селе музыкант, как правило, вынужден работать на «несколько фронтов». Приходится работать не только с детьми, но и с их родителями, бабушками и дедушками. При Доме культуры существует Народный хор ветеранов «Калинушка», с которым учащиеся музыкальной школы совместно создают художественные номера. В работе с родителями используем разные формы работы:

– родительские собрания с обязательными концертами;

– организация совместных музыкальных праздников («Посвящение в музыканты», «8 Марта», «Встреча Нового года», «Выпускной»);

– совместные выезды на концерты разных исполнителей с культурно–просветительской целью;

Так, 18 марта была организована поездка в город Глазов, на концерт Удмуртского Государственного симфонического оркестра; в ДШИ посёлка Балезино –  на молодого баяниста Степана Лагунова, студента Российской академии музыки имени Гнесиных; 26 ноября – на замечательного аккордеониста Александра Поелуева, Лауреата Международных конкурсов, Двукратного чемпиона мира; 9 февраля посетили оперу «Любовный напиток» в Театре оперы и балета города Ижевска. Соприкосновение с высоким искусством приносит детям много впечатлений, радости, ведь в деревне увидеть что-то подобное нет возможности.

Активное участие родителей в деятельности филиала способствует повышению авторитета учреждения. Несмотря на различное материальное положение семей и их социальный статус, родители заинтересованы в образовании детей, расширении их кругозора и повышении культурного уровня. Они интересуются успехами, достижениями, проблемами своих детей. И, если в учёбе заинтересованы родители, то и дети занимаются с большим интересом и усердием. Педагогический опыт показывает, что не только родители учатся у учителей или учителя учатся у родителей, но и мы, взрослые, учимся у учеников. У них есть своя логика, свой взгляд, своё понимание жизни. Благодаря этому филиал имеет стабильный, творчески заинтересованный контингент учащихся. Тесно поддерживаем творческую связь с преподавателями  ДШИ посёлка Балезино. В этом общении происходит обмен педагогическим опытом, укрепляются связи преподавателей.

  • Концертная деятельность как средство социализации и формирования самооценки

Концертное выступление – результат напряжённого творческого труда и является ответственным этапом, стимулирующий дальнейший творческий рост учащегося. Музыкальная школа не только учит играть на музыкальных инструментах и выявляет одарённых детей, но при этом решает проблему досуга учащихся и прививает навыки его культурного проведения. Растить творческого человека надо начинать с детства. Каждый ребёнок талантлив по–своему, нужно только вовремя увидеть этот талант, развить, поддержать, бережно направить в нужное русло. Концертная деятельность – это неотъемлемая часть обучения ребёнка в музыкальной школе. Именно публичные выступления являются важным элементом учебного процесса. Уже во время обучения необходимо предоставлять ученикам возможность самореализации в исполнительской деятельности и способствовать формированию у них определённого опыта, накоплению знаний и умений. Важной частью работы является сотрудничество с образовательными и культурно–досуговыми учреждениями поселения. Формы сотрудничества самые разнообразные. Преподавателей и учащихся нашей школы отличает высокая активность в концертной деятельности села. Среди мероприятий, в которых мы ежегодно принимаем участие: День воспитателя, День пожилого человека, День учителя, Библионочь, День народного единства, День матери, Встреча нового года, Проводы зимы, 8 Марта, День Победы, День защиты детей. Поддерживаем творческую связь с учреждениями культуры и дополнительного образования. Ежегодно, к примеру, Карсовайский Детско-юношеский центр проводит районный конкурс «Мастерство», куда съезжаются  гости со всего района и наши учащиеся являются приглашёнными артистами на этом празднике. Также мы активно сотрудничаем с зональной библиотекой, и на совместных мероприятиях дети с удовольствием демонстрируют свои таланты. Традиционными стали чествования юбиляров, выездные концерты в детский сад «Берёзка», а в День пожилых людей мы радуем своими музыкальными номерами наших бабушек и дедушек на сцене нашего Дома культуры, в стенах организаций села – сельхозпредприятия «Россия», Центра социального обеспечения, Потребобщества. Таким образом, за 2015-2016 учебный год мы приняли участие в 19 мероприятиях села и посёлка, за 2016-2017 год – в 20 мероприятиях, за 2017-2018 год – в 23 мероприятиях, за 2019-2024 годы – свыше 70… Дети растут, число концертов увеличивается, разнообразнее становятся и жанры концертных номеров, и состав исполнителей: Это и хоровые песни, исполняемые под живой аккомпанемент и фонограмму, и сольные инструментальные, и ансамблевые произведения, и даже стихи.

Долгое время не было возможности вывозить детей на конкурсы. Одной из причин было отсутствие хороших музыкальных инструментов. Но как только у нас появились новые баян и аккордеон, чему были очень рады, мы решили попробовать свои силы в исполнительстве, соревнуясь с учащимися ДШИ городов и районов Удмуртской республики. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребёнка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьёзной поддержкой для творчески-одарённых детей. Наши ученики становятся участниками конкурсов различного уровня, завоёвывая звания лауреатов и дипломантов:

– Открытый городской конкурс юных исполнителей на народных инструментах «Ижик» г.Ижевск, 2017г, 2018г (диплом Лауреата III степени Максимова Александра; диплом Лауреата III степени Чечегова Милана);

– Межрегиональный конкурс исполнителей на народных инструментах «Музыка на все времена» г.Глазов, 2018г (диплом Лауреата III степени Чечегова Милана);

– Республиканский конкурс учащихся младших классов инструментальных отделений ДШИ «Наследники» г.Воткинск, 2018г (диплом Лауреата II степени Чечегова Милана);

– Республиканский смотр–конкурс юных исполнителей на народных инструментах «Народник», г. Ижевск, 2018г (диплом Лауреата II степени Максимова Александра);

– Всероссийский конкурс  детского  и молодёжного творчества «Дети XXI века» г.Глазов, 2018г (диплом Лауреата III степени Чечегова Милана);

– Республиканский конкурс ансамблевого исполнительства «Играем вместе» г. Глазов, 2018г (диплом за участие Конькова Ксения, Чечегова Милана, Жуйкова Анна);

– Республиканский конкурс по сольфеджио и музыкальной литературе «В объятьях Терпсихоры» г.Ижевск, 2018г (диплом III степени в номинации «Музыкальная литература» Богданова Жанна);

– Республиканский конкурс по сольфеджио и музыкальной литературе для учащихся III классов ДШИ «Музыкальный эрудит: Его величество Танец» ДШИ с. Завьялово, 2018г (диплом II степени в номинации «Сольфеджио» Конькова Ксения);

– Всероссийский конкурс юных исполнителей на народных инструментах «Родники Удмуртии», г. Ижевск, 2021г. (номинация «Ансамблевое исполнительство», Диплом Лауреата III ст. Гудочкина Е. Птащенко А.);

– Межрегиональный фестиваль-конкурс исполнителей на народных инструментах «Музыка на все времена», г. Глазов, 2022 г.,  (Диплом Лауреата  III ст. Чечегова М.);

          – Всероссийский конкурс детского и молодёжного творчества «Дети 21 века», г. Глазов, 2023г. (номинация «Ансамбль», Диплом Лауреата II ст. Колотова М., Максимова С.);

         – Международный конкурс оркестров и ансамблей «Tutti», г. Москва, 2023г. (номинация «Оркестры и ансамбли», Диплом Гран-При Гудочкина Е. Птащенко А.);

Именно участие в конкурсах позволяет детям примерить на себя роль настоящего профессионального музыканта. Ситуация конкурентной борьбы закаливает характер, в случае победы – повышает самооценку, в случае проигрыша – даёт пищу для самоанализа и стимул к совершенствованию. Конкурсная деятельность может разнообразить жизнь ребёнка, внести в неё новые эмоции, новые знания, новых людей. И участие одного ребёнка из класса, становится стимулом для других учащихся.

Заключение

Карсовайская музыкальная школа – это 2 преподавателя, 10 учеников и их родители, а также некоторое количество поклонников. Несмотря на небольшое количество, ДМШ – авторитетная, действенная и созидательная сила в нашем поселении. Учащиеся, получившие музыкальное образование, даже в объёме школы, занимаясь в дальнейшем любым другим видом деятельности, как правило, имеют достижения на голову выше, чем их коллеги, не получившие такого образования в детстве. И мы, преподаватели, непосредственно связанные с музыкой, обязаны сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе, музыкальную культуру, ведь музыка является одним из активных средств воздействия на современного ребёнка. У ребенка, занимающегося музыкой, совершенствуется мышление, развивается память, речь, обогащается эмоциональная сфера, словом, формируется гармоничная личность. Не важно, что после окончания музыкальной школы дети не станут музыкантами, главное, что они поднимутся на новый культурный уровень, разовьют свой вкус и эстетическое восприятие, научатся различать хорошую и плохую музыку, ценить красоту в искусстве и жизни! 

Наша музыкальная школа – это «душа» села. Участие в школьных концертах, выступлениях перед родителями, товарищами в классе, в детском саду – даёт возможность каждому ребёнку выразить себя, найти свою концертную площадку, своего слушателя. Этим самым, мы привлекаем и расширяем круг любителей музыки, радуем своим творчеством нашего зрителя.

Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать: «Я, счастливый человек!» И прежде всего, потому что меня окружают дети. Я учу их, а они учат меня, учу всему, что знаю и ценю сама, учу быть терпеливыми и добрыми. Я востребована в своей профессии. Я нужна людям и этим счастлива!

Список литературы

  1. «Между Чепцой и Камой». Балезинский район. Издательство «Удмуртия», 2002г
  2. https://infourok.ru/statya-rol-detskoy-shkoli-iskusstv-v-razvitii-kulturi-sovremennogo-sela-2534940.html – интернет ресурс
  3. https://multiurok.ru/files/riefierat-na-tiemu-muzykal-noie-obrazovaniie-riebi.html – интернет ресурс
  4. http://www.dmsbg.ru/articles/113-and-the-classic-sounds-of-rural – интернет ресурс
  5. https://infourok.ru/rol-domashnih-zanyatiy-v-dmsh-3170788.html – интернет ресурс
Особенности организации учебного процесса в детской музыкальной школе в условиях сельской местности