Лазарев Михаил Григорьевич
педагог дополнительного образования
МАУ ДО - ДДиЮ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177939
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Физкультура и спорт», в рамках реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни»
Наименование конкурсной работы: Мотивация обучающихся младшего школьного возраста к занятиям спортом (на примере секции ОФП «Олимп»)
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №177939


М.Г. Лазарев,

педагог дополнительного образования

 МАУ ДО – Дома детства и юношества,

Кировского района г. Екатеринбурга

Мотивация обучающихся младшего школьного возраста к занятиям спортом (на примере секции ОФП «Олимп») 

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие обучающихся к действию или бездействию в различных ситуациях. В узком – мотивы выбора конкретного вида деятельности другому. 

Предлагаю три параметра для классификации мотивов:

  1. Мотивы осознаваемые и неосознаваемые.

2.Мотивы, источником которых являются физиологические, психологические, социальные потребности.

  1. Мотивы, формирующиеся под воздействием имеющегося опыта деятельности и общения. Мотивы, побуждающие обучающихся заниматься ОФП формируются под воздействием, как прошлого, так и настоящего опыта, который влияет на сознание обучающихся.

Наблюдения за возрастными особенностями обучающихся позволили сделать вывод: потребность в достижении успеха проходит три стадии развития по мере созревания ребенка. Ребенок в возрасте до шести лет, выполняя двигательные упражнения, воспринимает себя автономно. В начальной школе он начинает соревноваться с другими, в результате чего формируются социальная потребность в достижении успеха. Позднее происходит установление равновесия автономных, личных, и социальных потребностей. Мотивация достижения носит индивидуальный характер, включая побудительные, базисные и процессуальные компоненты. 

Занятия в секции «Олимп», достижение результатов, поощрение имеют положительный эффект, а именно, повышают результативность, индивидуальные, командные достижения. Появляется сложная система мотивов, в которой потребности в достижении успеха связаны с личными и социальными потребностями. Например, у обучающегося А., родители которого (особенно отец) одобряют и поддерживают занятия их сыном в секции, хвалят его постоянно, уровень мотивации на успех низкий. У обучающегося К., которого никогда не хвалили и не поощряли за достигнутый успех, тоже низкая мотивация на успех.

В ситуации, когда родители (или, по крайней мере, один из родителей, желательно отец) ставили перед сыном трудные, но достижимые задачи, и предоставляли ему самому добиваться успеха, хвалили за результат, у ребенка формируется высокая мотивация на успех, что положительно отразилось на его отношение к занятиям спортом.

В работе с детьми важна морально-волевая подготовка, являющаяся значимой частью мотивационной работы. Обучающиеся в коллективе «Олимп», мотивированные на успех, обычно ставят перед собой положительную цель, достижение которой – успех. На занятиях, в соревнованиях ведется системная работа, нацеленная на достижение успеха. 

Педагог подбирает методы, направленные на достижение поставленной цели. В работе по формировании мотивации у обучающихся младшего школьного возраста на успех педагог ставит задачи средней и повышенной степени трудности, так как при их решении у детей укрепляется желание заниматься спортом. 

Дети, боясь неудач, стремятся их избежать, при этом часто не верно оценивают свои возможности, расстраиваются при неудачах, имеют низкую самооценку. Дети, ориентированные на успех, ведут себя противоположным образом. Они адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, и не расстраиваются.

Бороться, преодолевать препятствия, изменять обстоятельства и добиваться успеха являются значимым мотивом в физкультурно-спортивном коллективе «Олимп». Обучающиеся получают большое удовлетворение от занятий и побед над соперником, при преодолении препятствий, возникающих на их пути. В работу нами учитываются рекомендации психолога ДДиЮ: рассказывать обучающимся о привлекательности победы над собой и соперниками. Мотивация к преодолению препятствия и получаемое от этого удовлетворение действительно являются мощными стимулами. Достижение успеха в трудных условиях, характерных для многих видов спорта, может принести детям большую пользу и в дальнейшей жизни. Большинству обучающихся знают, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе, повышают уверенность в своих силах.

Программа секции ОФП «Олимп» физкультурно-спортивной направленности очень актуальна. Цель программыповысить уровень физической подготовки обучающихся средствами физической культуры; создать условия для правильного физического развития. Программой предусмотрено и взаимодействие с родителями. Педагог дает рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях, проведению самостоятельных занятий, оздоровительной гимнастики, закаливанию.

Секция ОФП «Олимп» неоднократно организовывала физкультурно-спортивные мероприятия районного и городского уровня, занимая призовые места: в турнире по хоккею «Выходи играть во двор» была победителем; в турнире на кубок «ЮиТ» многократно являлась чемпионом. Ежегодно проводятся турниры между родителями и детьми, например, турнир по хоккею «Отцы и дети». В секции «Олимп» педагог практикует присутствие родителей на занятиях и даже их участие в качестве соперников своих детей во время занятия. В осенне-весенний период проходят матчи по футболу и флорболу между детскими командами города и родителями обучающихся. На занятия приглашаются спортсмены-ветераны и спортсмены действующих команд, мастера по различным видам спорта. Наш девиз, девиз олимпийцев, – «Быстрее. Выше. Сильнее»!

Мотивация обучающихся младшего школьного возраста к занятиям спортом (на примере секции ОФП «Олимп»)