Пушкина Наталья Александровна - Воспитатель,
Чайковская Юлия Леонидовна - Воспитатель
МДОУ «Детский сад № 175», г. Ярославль
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №177944
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Организация работы с родителями в ДОУ», в соответствии с требованиями ФОП
Наименование конкурсной работы: «Разговор с родителями детей с ОВЗ: направления взаимодействия»
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №177944


ПЕДСОВЕТ

«Работа с детьми с ОВЗ, как условие повышения качества образования в ДОУ»

Тема выступления Пушкиной Н.А, Чайковской Ю.Л.: «Разговор с родителями детей с ОВЗ: направления взаимодействия»

Разговор с родителями детей с ОВЗ – это деликатный процесс, требующий от воспитателя такта, эмпатии и профессионализма. Главная цель – установить доверительные отношения и выстроить эффективное сотрудничество, направленное на благополучие и развитие ребенка.

Общие принципы разговора:

  • Доброжелательность и открытость: Начинайте разговор с позитивного тона, подчеркивая свои намерения помочь ребенку.
  • Индивидуальный подход: Учитывайте особенности каждой семьи, их потребности и готовность к сотрудничеству.
  • Простота и ясность: Избегайте сложных терминов, говорите понятным языком.
  • Конкретика и наглядность: Приводите примеры из наблюдений за ребенком, используйте наглядные материалы (фотографии, видео, рисунки).
  • Слушать и слышать: Дайте родителям возможность высказаться, внимательно выслушайте их опасения и надежды.
  • Совместное решение: Старайтесь прийти к общему решению, учитывающему интересы и потребности ребенка.
  • Позитивный настрой: Подчеркивайте достижения ребенка, вселяйте надежду и уверенность.

Этапы разговора:

  1. Приветствие и установление контакта: Начните с доброжелательного приветствия, представьтесь и выразите свою готовность к сотрудничеству.
  2. Обсуждение целей встречи: Кратко объясните цель разговора, например, обсудить развитие ребенка, обменяться информацией, выработать совместные действия.
  3. Положительная оценка достижений ребенка: Начните с обсуждения сильных сторон ребенка, его достижений, положительных изменений в поведении и развитии.
  4. Деликатное обсуждение трудностей: Обсудите имеющиеся проблемы и трудности ребенка, при этом используйте деликатный тон и избегайте обвинений.
  5. Обмен информацией: Узнайте у родителей о поведении ребенка дома, его интересах, предпочтениях, особенностях сна и питания. Расскажите о том, что наблюдаете в детском саду, о его успехах и трудностях, о методах работы, которые используете.
  6. Совместное планирование действий: Выработайте совместный план действий, направленный на поддержку ребенка, включающий конкретные шаги со стороны воспитателя и родителей.
  7. Ответы на вопросы: Ответьте на вопросы родителей, предоставьте необходимую информацию.
  8. Завершение разговора: Поблагодарите родителей за сотрудничество, договоритесь о следующей встрече.

Направления взаимодействия с родителями детей с ОВЗ:

  1. Обсуждение индивидуальных особенностей ребенка:
  • Анамнез и медицинские данные: Сбор информации о диагнозе ребенка, его медицинских особенностях, рекомендациях врачей.
  • Сенсорные особенности: Учет сенсорных особенностей ребенка (гиперчувствительность, гипочувствительность), создание комфортной среды.
  • Речевое развитие: Обсуждение уровня речевого развития, методов стимулирования речи, рекомендации логопеда.
  • Моторные навыки: Обсуждение особенностей моторики, рекомендации по развитию мелкой и крупной моторики.
  • Познавательные особенности: Обсуждение уровня познавательного развития, интересов ребенка, методов обучения и развития.
  • Эмоционально-волевая сфера: Обсуждение особенностей поведения ребенка, его эмоциональных реакций, способов коррекции поведения.
  1. Установление единых требований и подходов:
  • Режим дня: Согласование режима дня ребенка дома и в детском саду.
  • Правила поведения: Согласование правил поведения, способов поощрения и наказания.
  • Используемые методы и приемы: Обсуждение используемых воспитателем методов и приемов работы с ребенком, их эффективности.
  • Домашние задания: Обсуждение необходимости выполнения домашних заданий, их содержания.
  1. Информирование и просвещение:
  • Методические материалы: Предоставление родителям методических материалов (статьи, памятки, буклеты) по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ.
  • Рекомендации специалистов: Предоставление рекомендаций логопеда, дефектолога, психолога, невролога и других специалистов.
  • Онлайн-ресурсы: Предоставление ссылок на полезные онлайн-ресурсы и сайты.
  • Специализированная литература: Рекомендации по выбору специализированной литературы для родителей.
  1. Совместная деятельность:
  • Совместные занятия: Привлечение родителей к совместным занятиям с детьми (мастер-классы, игры).
  • Участие в мероприятиях: Привлечение родителей к участию в праздниках, конкурсах, выставках, экскурсиях.
  • Изготовление дидактических материалов: Привлечение родителей к изготовлению дидактических материалов.
  • Посещение открытых занятий: Приглашение родителей на открытые занятия для наблюдения за работой воспитателя.
  1. Психологическая поддержка:
  • Группы поддержки: Приглашение родителей в группы поддержки для общения с другими семьями, имеющими детей с ОВЗ.
  • Индивидуальные консультации психолога: Предложение индивидуальной консультации психолога при необходимости.
  • Эмоциональная поддержка: Выражение поддержки и понимания, создание атмосферы доверия и взаимопонимания.

Примеры вопросов для обсуждения с родителями:

  • Как ваш ребенок ведет себя дома?
  • Какие его любимые занятия?
  • Какие трудности у него возникают?
  • Как вы его поощряете?
  • Какие методы воспитания вы используете?
  • Что бы вы хотели улучшить в развитии ребенка?
  • Какую помощь вы ждете от нас?

В заключение:

Эффективное взаимодействие с родителями детей с ОВЗ – это залог успешного развития ребенка. Регулярные, открытые и доверительные разговоры, основанные на взаимном уважении и понимании, помогут создать единую команду, работающую ради благополучия и процветания каждого ребенка. Помните, что родители – это ваши главные партнеры в этом нелегком, но благородном деле!

«Разговор с родителями детей с ОВЗ: направления взаимодействия»