Гончар Лидия Федоровна
Воспитатель
МАДОУ ДС №7 «Незабудка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №180331
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучшая дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа (ДООП)/Лучшая авторская методическая разработка», в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка Кораблик «Брызг-Брызг»
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №180331


Кораблик «Брызг-Брызг»

(игровые задания для детей старшего дошкольного возраста)

Как устроен «Кораблик Брызг-брызг»

Пособие Кораблик «Брызг-Брызг» представляет собой плоскую деревянную лодочку с 7 мачтами из фетра. На липучках к мачтам крепятся деревянные флажки всех цветов радуги. Для удобства у каждого флажка есть ручка, за которую его удобно снимать и прикреплять. Каждая мачта пронумерована и имеет разную высоту – от 1 до 7 флажков. Кораблик можно повесить на стену или на стенной ковер: кроме специальных отверстий под гвоздики или крючки на обратной стороне предусмотрены липучки.

Как играть с «Корабликом Брызг-брызг»

Играя с этим игровым пособием, педагог сам подбирает множество игровых заданий. 

Что развивает «Кораблик Брызг-брызг»

В процессе игры ребенок совершенствует пространственно-логическое мышление, память, внимание, речь и мелкую моторику рук, знакомиться с основными цветами «радуги», легко усваивает понятия горизонтали – вертикали – диагонали, учится сравнивать по высоте, знакомится со количественным и порядковым счетом и составом числа. 

      

Игра «Отважная команда» 

-Отважный кораблик

Плывет в океан,

Лягушки-матросы,

А Гусь – капитан.

Лягушки забыв по усталость и скуку.

В пути изучают морскую науку. (показывает детям героев игры)

В их компании ребятам будет ещё интереснее выполнять различные игровые задания.

Играя в кораблик «Брызг-Брызг» дети отправятся в захватывающее морское путешествие с отважной командой: Гусь-капитан и его дружными помощниками Лягушками-матросами: Речкин, Морейкин, Озёркин.

 – Подплыл кораблик к пристани. Стал на прикол. (дети  рассматривают кораблик «Брызг-Брызг»).

– Ребята, сколько вы видите мачт на корабле? (семь)

– У кораблика «Брызг-Брызг» семь мачт разных по высоте.

1 – самая низкая.

2 – низкая,

3 – ниже средней,

4 –средняя,

5 – выше средней,

6 – высокая.

7 – самая высокая.

– Как еще можно назвать высоту третьей мачты? (выше низкой).

– Пятой мачты? (ниже высокой).

– Как можно назвать высоту остальных мачт?

– Мачты какой высоты находятся между самой низкой и средней?

– Какой у них порядковый номер?

Можно предложить детям назвать высоту мачт, например, называя со средней.

    Игра «Флажки» (сортировка по цвету, количественный счет).

Гусь-капитан командует: «Разобрать флажки по цветам!»

– Перечислите все цвета радуги.

– Украсьте флажками вторую мачту. Какой цвет нужен? (оранжевый)

– Флажков какого цвета больше всего?

– Какого меньше всего?

– Сколько флажков голубого цвета?

– Сколько флажков зеленого цвета?

     Предложить детям назвать общее количество флажков, сделать количество флажков фиолетового и красного цвета одинаковым.

Игра «Сколько флажков на каждой мачте?» (счет, соотнесение цифры и количества, знакомство с условной меркой).

Гусь-капитан дает команду:

– Измерить флажками высоту мачт. 

Лягушки-матросы начинают считать: седьмая мачта – высотой в семь флажков, шестая мачта – высотой в шесть флажков и т. д.

– Сколько флажков помещается на седьмой мачте?

– Сколько на самой низкой?

– Сколько флажков помещается на мачте, которая находиться между седьмой и пятой? Какой у неё порядковый номер?

– Сколько флажков прикрепляется к средней мачте?

    Игра «Надеть флажки на мачты»  (сортировка по цвету, определение пространственных отношений) 

 Гусь-капитан даёт команду:

– прикрепить красный флажок на первую мачте;

– оранжевые на второй;

– жёлтые на третьей;

– зелёные на четвертой;

– голубые на пятой;

– синие на шестой;

– фиолетовые на седьмой.

    Лягушки- матросы быстро выполняют команду капитана.

– Флажков какого цвета больше всего?

– Сколько флажков голубого цвета? Сколько желтых флажков?

– Сколько флажков помещается на седьмой мачте? А сколько на самой низкой?

– Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между седьмой и пятой мачтой? Какой у неё порядковый номер?

– Сколько флажков надели на среднюю мачту?

Прикрепить флажки в обратном порядке (счет от 7—1, через одну мачту четные – нечетные, выборочно – прикрепить флажки ко второй и шестой мачтам).

Игра «Тельняшка» (закрепление понятия ряд – горизонталь)

Вариант 1.

– Радуга мне не нужна, – решает Гусь-капитан.

– Сегодня я хочу, чтобы наш кораблик напоминал матросскую тельняшку. Как расположены полоски на тельняшке? Значит, на кораблике тоже будут полоски из флажков. Поэтому вниз на все семь мачт надо повесить флажки того цвета, которых больше всего. Какого цвета флажки?

Дети называют цвет (фиолетовый) и внизу кораблика выкладывают горизонтальный ряд из этих флажков.

– Какого цвета будет второй ряд? Дети называют цвет (синий) и прикрепляют над фиолетовыми флажки синего цвета. Далее дети самостоятельно формируют оставшиеся ряды (над синим-голубой, над голубым-зеленый, над зеленым-желтый, над желтым-оранжевый и на самом верху-красный.)

– Сколько флажков в первом ряду снизу? Какого они цвета? Сколько флажков в последнем ряду снизу? Какого они цвета?

Вот теперь наш кораблик готов к отплытию, и мы отправляемся в плаванье!

Вариант 2.

Прикрепить флажки в обратном порядке начиная с верхнего ряда через один ряд, выборочно по рядам и мачтам. Например, украшаем седьмую мачту: первый флажок снизу будет фиолетового цвета, второй – синего, третий-голубого, четвертый-зелёного, пятый – желтого, шестой – оранжевого, седьмой – красного.

Игра «Лесенка» (закрепление понятия диагональ)

Вариант 1.

      Гусь-капитан дает команду Лягушкам-матросам:

– Повесить флажки лесенкой!

-Украшаем седьмую мачту: первый флажок снизу будет красного цвета, второй-оранжевого, третий-желтого, четвертый-зеленого, пятый-голубого, шестой-синего и седьмой-фиолетового. Флажки дети прикрепляют к мачтам кораблика по диагонали.

Вариант 2.

Прикрепить флажки в обратном порядке, начиная с нижнего диагонального ряда: через один ряд, выборочно по рядам и мачтам. Например, украшаем седьмую мачту: первый флажок снизу будет красного цвета, второй-оранжевого, третий-желтого, четвертый-зеленого, пятый-голубого, шестой-синего, седьмой-фиолетового.

Игра «Кто быстрее»  (закрепления понятия вертикаль, горизонталь, диагональ)

(варианты прикрепления флажков: «радуга», «матросская тельняшка», «лесенка»).

      Игра «Считаем флажки» (решение логико – математических задач, состав числа)

    Кораблик «Брызг-Брызг» в пути несколько дней. За это время флажки стали грязными и некрасивыми. Лягушки – матросы их снимают, стирают и сушат. 

Вариант 1.

Гусь – капитан:

 – Отсчитать десять флажков любого цвета и повесить их на три мачты так, чтобы они были полностью закрыты флажками.

–  Какие это будут мачты по высоте? 

– Какой у них порядковый номер?

Предложите детям найти все варианты решения этой задачи (1+4+5; 2+3+5; 1+3+6; 7+2+1).

Вариант 2.

  1. Отсчитать девять флажков и повесить их так, чтобы на каждой мачте было три флажка. Сколько мачт будет с флажками? (Три.)
  2. Флажки прикрепить к мачтам кораблика по варианту«радуга». Снять с пятой мачты флажки и заполнить ее флажками со второй и третьей мачт (или четвертой и первой). Какого цвета будут флажки и сколько их?

Из каких чисел состоит число пять? Мачты какой высоты остались без флажков?

Вариант 3:

– С кораблика снять все флажки. Повесить на самую высокую мачту флажки с четвертой, второй и первой мачт. Какого они цвета? Сколько флажков зеленого, оранжевого и красного цвета? Из каких чисел состоит число семь?

–  Прикрепить флажки к седьмой мачте (вариант «Радуга»). Сколько на ней поместилось флажков? Какого они цвета? На какие две другие мачты нужно прикрепить эти флажки, чтобы в сумме получилось семь? ( Четвертая и третья: вторая и пятая: первая и шестая).Какого цвета на них флажки?

    Игра  «Мачты» (решение логико-математических задач, закрепить порядковый счет)

Гусь – капитан: 

– Повесить флажки на мачту, которая выше средней, но ниже высокой». (Варианты расположения флажков – «радуга», «матросская тельняшка» или «лесенка»). Сколько флажков на ней помещается? Какого они цвета?

–  Повесить флажки на мачты, которые находятся между второй и пятой. (Вариант расположения флажков – «лесенка»). Какой у них порядковый номер? Как назвать высоту этих мачт? Какого цвета флажки?

–  Прикрепить флажки к мачтам, следующими за пятой. (Вариант расположения флажков – «радуга»). Какой у них порядковый номер? Какого цвета флажки?

– Прикрепить флажки на мачты, которые стоят перед пятой. (Вариант прикрепления флажков – «матросская тельняшка»). Какой высоты эти мачты? Какого цвета флажки?

     Игра «После шторма» (решение логико-математических задач)

Наконец погода улучшается, но все флажки лежат на палубе. 

Гусь – капитан командует:

-Прикрепить зеленый флажок на четвертую мачту сверху.

-Фиолетовый флажок – на самую низкую мачту.

-Оранжевые флажки – на вторую и третью мачты в одном горизонтальном ряду, но не нижнем.

-Три синих флажка – на четвертую мачту.

-Голубые флажки – на вершины третьей, шестой и самой высокой мачт.

-Красный – под голубым на высокой мачте.

-Фиолетовый, синий и желтый – в одном горизонтальном ряду за зеленым.

-Над желтым – фиолетовый, под желтым – зеленый.

-На второй и шестой мачтах в нижнем ряду – зеленые.

-На высокой мачте под синим – фиолетовый и над зеленым – фиолетовый.

-От зеленых справа в горизонтальном ряду – голубые.

-Желтые – в верхнем и нижнем рядах на пятой мачте.

-Синие – на самой высокой мачте.  

     Игра  «Ветер срывает флажки» (решение логико-математических задач)

Вариант 1.

Гусь-капитан:

-Прикрепить флажки на мачты кораблика по образцу (образец изготавливается взрослым на листе бумаги) или под диктовку, что намного сложнее.

Лягушки – матросы быстро выполняют команду капитана. Раз, два –и готово! 

Кораблик «Брызг-Брызг» становится похож на пестрое одеяло.

       Предложите детям подумать, что еще напоминает кораблик.

 Стоит теплая, солнечная погода, но вдруг темнеет, поднимается сильный ветер, и с мачт начинают слетать флажки.

-Сначала ветер сдувает со средней мачты флажки одинакового цвета. Какого?

-Потом срывает со второй мачты флажок не красного цвета. Какого?

-Следом с остальных мачт слетают флажки точно такого же цвета.

-На мачтах, где осталось по два флажка, ветер срывает неголубые. Какие?

-Потом сдувает флажки с мачт, где их было по одному. Сколько всего слетело флажков?

-Столько же флажков ветер срывает с шестой мачты, начиная с верхнего.

-Слетают фиолетовые на всех мачтах, кроме пятой.

-Следом – поровну синих и фиолетовых.

-Наконец – нижний флажок с высокой мачты.

Ветер стихает. На кораблике остается три флажка.

Вариант 2.

-Слетели все зеленые, кроме флажков в нижнем ряду.

-Потом – два флажка между фиолетовым и синим на самой высокой мачте.

-Следом – столько же флажков с четвертой мачты. Какого цвета были флажки?

-Потом ветер сорвал все голубые со всех мачт. Сколько их было?

-С седьмой мачты слетело на два флажка меньше.

-Потом – все одинакового цвета в каждом горизонтальном ряду.

-Через минуту – все фиолетовые с тех мачт, где есть желтые флажки.

-Следом – флажок над зеленым.

-Потом – все одинаковые по цвету.

Какого цвета флажки остались?

 

Методическая разработка Кораблик «Брызг-Брызг»