Деркачева Татьяна Владимировна
учитель географии
МОУ Раменская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №180400
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии «Клуб путешественников», 5 класс
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №180400


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Клуб путешественников» рассчитана на 1 год, предназначена для учащихся 5 классов. Объём программы составляет 34 часа, 1 час в неделю. Цели и задачи программы: 

  1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии
  2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
  3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами. 
  4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники 
  5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру  информатике, математике. 
  6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.
  7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать.
  8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру. 

Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся, что отрицательно сказывается на усвоении программного материала и тормозит развитие интереса к географии. По этой причине тематика курса составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи курса достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

 

Планируемые результаты освоения содержания

В результате обучения учащиеся:

– приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России, истории их возникновения,   архитектуре, географии; 

– получат возможность обрабатывать  информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация, слайд  и др.;

– смогут наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

-закрепят умение передавать информацию в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Приобретут практические навыки и умения:

 – работы с картой,

 – работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами, 

– навыки организации работы в группе,  

– правила поведения при выходе на экскурсии.

 Личностные результаты: 

Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; 

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

 Личностные УУД: 

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице; 

Регулятивные УУД: 

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

-умение управлять своей познавательной деятельностью; 

умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

– оценивать достигнутые результаты. 

Познавательные УУД: 

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 

-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий. Коммуникативные УУД: 

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) 

Предметные результаты: 

-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды

 – овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 

– формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях.

Тематическое планирование

Название темы Количество часов
1 Вводное занятие 1
2 Ориентирование на местности 11 (в т.ч. 2 экскурсии)
3 Жизнь земной коры 7 (в т. ч. 1 экскурсия)
4 Голубая планета 5
5 Воздушное покрывало 5
6 Зеленая планета 5 (в т. ч. 1 экскурсия)
ИТОГО 34

 

Содержание курса внеурочной деятельности «В мире географии»

Тема 1. Введение – 1 час 

– знакомство с целями и задачами курса, планирование работы. 

Тема 2. Ориентирование на местности – 11 часов

 – история изобретения компаса

 – упражнения и движение на местности с компасом и без него

 – определение направлений, расстояний по плану местности и 

– решение географических задач на определение координат.

 Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов

 – современные гипотезы о происхождении гор на земле

– вулканы, гейзеры, горячие источники

 – землетрясения

 – разнообразие форм рельефа на Земле

 – рельеф своей местности

Тема 4. Голубая планета -7 часов

– современные способы изучения морей и океанов

 – водяные смерчи, бури и ураганы в море

 – растительный и животный мир океанов и морей

 – тайны Мирового океана

 – крупнейшие реки Земли

 – крупнейшие озера земли, озера-диковинки. 

Тема 5. Воздушное покрывало – 5 часов

 – современные методы изучения атмосферы

 – обработка и оформление результатов наблюдения за погодой

 – грозные явления в атмосфере

– местные признаки и приметы для предсказания погоды 

Тема 6: Зеленая планета -5 часов

 – удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены

 – уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы

 – крупные заповедники и охраняемые природные территории

 – экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии «Клуб путешественников», 5 класс