Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Клуб путешественников» рассчитана на 1 год, предназначена для учащихся 5 классов. Объём программы составляет 34 часа, 1 час в неделю. Цели и задачи программы:
- Расширение и углубление знаний учащихся по географии
- Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
- Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
- Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники
- Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру информатике, математике.
- Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.
- Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать.
- Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся, что отрицательно сказывается на усвоении программного материала и тормозит развитие интереса к географии. По этой причине тематика курса составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи курса достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Планируемые результаты освоения содержания
В результате обучения учащиеся:
– приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России, истории их возникновения, архитектуре, географии;
– получат возможность обрабатывать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация, слайд и др.;
– смогут наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
-закрепят умение передавать информацию в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Приобретут практические навыки и умения:
– работы с картой,
– работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
– навыки организации работы в группе,
– правила поведения при выходе на экскурсии.
Личностные результаты:
Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице;
Регулятивные УУД:
-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
-умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
– оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий. Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды
– овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
– формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Ориентирование на местности | 11 (в т.ч. 2 экскурсии) |
3 | Жизнь земной коры | 7 (в т. ч. 1 экскурсия) |
4 | Голубая планета | 5 |
5 | Воздушное покрывало | 5 |
6 | Зеленая планета | 5 (в т. ч. 1 экскурсия) |
ИТОГО | 34 |
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире географии»
Тема 1. Введение – 1 час
– знакомство с целями и задачами курса, планирование работы.
Тема 2. Ориентирование на местности – 11 часов
– история изобретения компаса
– упражнения и движение на местности с компасом и без него
– определение направлений, расстояний по плану местности и
– решение географических задач на определение координат.
Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов
– современные гипотезы о происхождении гор на земле
– вулканы, гейзеры, горячие источники
– землетрясения
– разнообразие форм рельефа на Земле
– рельеф своей местности
Тема 4. Голубая планета -7 часов
– современные способы изучения морей и океанов
– водяные смерчи, бури и ураганы в море
– растительный и животный мир океанов и морей
– тайны Мирового океана
– крупнейшие реки Земли
– крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
Тема 5. Воздушное покрывало – 5 часов
– современные методы изучения атмосферы
– обработка и оформление результатов наблюдения за погодой
– грозные явления в атмосфере
– местные признаки и приметы для предсказания погоды
Тема 6: Зеленая планета -5 часов
– удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены
– уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы
– крупные заповедники и охраняемые природные территории
– экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях