Саенко Лариса Дмитриевна
учитель-дефектолог
СП ОГБУ «БРЦ ПМСС» МЦ ПППД Ракитянского и Краснояружского районов
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №180413
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Все начинается с логопеда (дефектолога, педагога)», в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №180413


СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛЬНОЙ

ПОДДЕРЖКИ

Саенко ЛД, 

учитель-дефектолог,

СП ОГБУ «БРЦ ПМСС» 

МЦ ПППД Ракитянского и

Краснояружского районо

 

Ключевые слова: сенсорное развитие, расстройство аутистического спектра, дошкольник, визуальная поддержка, наглядность.

 

Сенсорное развитие играет ключевую роль в образовательной сфере детей дошкольного возраста, так как позволяет им получать и правильно интерпретировать информацию об окружающей среде. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья требуют системы сенсорного воспитания, направленной на формирование чувственного познания. Для успешного преодоления дефектов развития важно начинать коррекционный процесс как можно раньше и максимально использовать сенситивные периоды развития.

У детей с расстройствами аутистического спектра часто наблюдаются нарушения в сенсорной сфере, что вызывает чувствительность к различным сенсорным воздействиям. Изучение сенсорной сферы детей с аутизмом в настоящее время является объектом пристального внимания. Важность сенсорного развития для будущей жизни ребенка выдвигает задачу разработки и применения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания [1].

Визуальные пособия представляют собой средства передачи информации с использованием изображений или других визуальных материалов, целью которых является облегчение понимания для детей, испытывающих трудности с языковым восприятием.

Использование визуальных пособий позволяет не только лучше запоминать информацию, но и выделять ключевые аспекты, снижать тревожность, а также улучшать понимание различных правил и абстрактных понятий. Методы визуальной поддержки особенно эффективны при обучении детей с расстройствами аутистического спектра, которые предпочитают визуальное  восприятие.  Доказано,  что  одновременное  использование

визуальной и аудиальной информации способствует более эффективному запоминанию [5].

Технические устройства визуальной поддержки играют важную роль в обучении детей с аутистическими расстройствами, улучшая взаимодействие с родителями и окружающими, а также облегчая освоение социальных норм. В целом, визуальные пособия являются неотъемлемой частью образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра, помогая им эффективно учиться и развиваться [2].

Использование визуальной поддержки включает в себя применение изображений или других наглядных материалов для передачи информации детям, страдающим сложностями с устной речью. Основная идея данного метода заключается в использовании наглядных материалов, что делает общение с детьми, страдающими аутистическими расстройствами, более эффективным и оперативным, поскольку они предпочитают визуальную информацию звуковой.

Для детей с расстройством аутистического спектра необходимо разработать индивидуальный речевой конструктор, в котором будут отображены реальные люди, места и важные для малыша предметы в фотографиях. Таким образом, создается возможность речевого развития и снимается коммуникативный барьер общения между сверстниками и другими людьми.

Составленное правильно визуальное расписание значительно улучшает качество жизни ребенка, поскольку имеет следующие преимущества:

  1. Повышает уровень самостоятельности и снижает зависимость от чужих команд.
  2. Визуальное расписание может содержать как задания, которые приятно выполнять ребенку, так и структурированные задачи, позволяющие ему сочетать более сложные и более простые задания, что способствует снижению нежелательного поведения и улучшению координации.
  3. Активизирует сильные стороны ребенка для его развития и обучения. Большинство детей на аутистическом спектре имеют лучшую развитую визуальную способность. Планирование помогает им осваивать новые навыки и улучшать уже имеющиеся.
  4. Исключает необходимость лишней устной коммуникации и предотвращает сенсорную перегрузку.
  5. Фиксирует начало и результаты действий, делая цепочку поведения предсказуемой.
  6. Снижает тревожность и делает будущее более предсказуемым, особенно в новых ситуациях.
  7. Способствует развитию независимости и обеспечивает более короткий и безопасный путь к самостоятельности.
  8. Предоставляет первые шаги к обучению чтению, поскольку иллюстрации поддерживают процесс визуального восприятия слов.

Визуальное расписание представляет собой последовательность изображений, слов и чисел, отражающих этапы определенного события или активности. Для эффективного развития сенсорной сферы у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра рекомендуется использовать программы визуальной поддержки, разрабатывать алгоритмы подготовки занятий с визуальной поддержкой и применять картинки визуального расписания в процессе обучения. Это способствует улучшению выполнения задач, повышению самостоятельности, снижению уровня тревожности и созданию понятной и конкретной обстановки как в повседневной жизни, так и в окружающей среде.

Для успешной реализации визуального расписания в работе с ребенком с расстройством аутистического спектра необходимо следовать трехэтапному алгоритму. Сначала рекомендуется начать с простого расписания по принципу «Сначала → потом», затем перейти к использованию визуального расписания на занятиях у специалистов.

Применение методов сенсорной интеграции способствует развитию сенсорных компонентов у детей с расстройством аутистического спектра, улучшает сенсорную систему и повышает эффективность учебной деятельности. Важно отметить, что сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе необходима и неотъемлема для детей всех возрастных и категориальных групп [4].

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика / А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей. – Москва : Теревинф, 2019. – 768 с.
  2. Барбера, М. Л. Вербально-поведенческий подход в АВА-терапии. Методы обучения детей с аутизмом и др. особенностями / М. Л. Барбера. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2023. – 264 c.
  3. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью / С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова. – Санкт-Петербург : Сеанс, 2020. – 202 с.
  4. Крановиц, К. С. Разбалансированный ребенок. Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации / К. С. Крановиц. – Санкт-Петербург : Редактор. – 2019. – 396 с.
  5. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы   взаимодействия,   развитие   речи,   психотерапия   / Е. А. Янушко. – Москва : Теревинф, 2023. – 136 с.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ