Консультация для педагогов «Работа по формированию навыков употребления числительных детьми дошкольного возраста».
В осуществлении познавательной деятельности (а математическая деятельность – это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи. Выполняя практическое действие, ребёнок должен суметь оречевить это действие.
Известный исследователь детской речи А.Н.Гвоздев отмечает очень медленное усвоение числительных дошкольниками . Система изменения числительных сложнее для восприятия, чем система падежных форм существительных, и умение пользоваться ею формируется в речи детей позже. Понимание и правильное употребление числительных усложняется в связи с тем, что ребёнку необходимо осознать целое словосочетание, в состав которого входит несколько слов, в том числе предлоги: «от двух бабочек, к пяти стульям».
Пробелы в усвоении этого речевого материала могут в дальнейшем вызвать у детей затруднения на уроках математики в школе (понимание смысла текста задачи).
Большое количество ошибок в употреблении падежных окончаний всех склоняемых частей речи (существительных, прилагательных, местоимений, числительных) требует тщательной отработки соответствующих грамматических форм.
Однако, особые трудности дети испытывают при употреблении существительных в сочетании с количественными числительными.
Характерные ошибки употребления числительных детьми .
Нарушение согласования слов в роде: два яблоки, два полотенцы.
Ошибки в управлении: четыре палочек, пять пальца.
Отсутствие формы творительного и предложного падежей числительных: двумями, треми, пятьми.
Формированию навыков употребления числительных воспитателями уделяется недостаточное внимание как на занятиях по ФЭМП, так и в совместной деятельности.
С целью обеспечения целенаправленной работы составлено тематическое планирование формирования и закрепления навыков употребления числительных, рассчитанный на четыре года обучения.
При этом учитывался принцип постепенного усложнения отрабатываемого речевого материала.
Итак, упражнения по закреплению навыков употребления числительных являются
во-первых, важной составляющей формирования грамматического строя речи детей ,
во-вторых, одним из средств профилактики школьной неуспеваемости,
в-третьих, позволяют развивать восприятие, внимание, элементы словесно-логического мышления,
в-четвертых, формируют умение рассуждать и обосновывать то или иное решение.
Перспективное тематическое планирование работы по формированию и
закреплению навыков употребления числительных.
Младшая группа
Сроки | Тема (модель словосочетания) | Пример словосочетания | Дидактические игры и упражнения |
Первое полугодие. | – Именительный падеж сочетаний числительных один – одна с существительными мужского и женского рода.. | Один петух. Одна утка.
Один мяч. Одна нога. |
Лото
«Один-одна» |
Второе полугодие. | – Именительный падеж сочетаний числительных два – две с существительными мужского и женского рода. | Два жука. Две бабочки.
Два глаза. Две сумки. |
Лото
«Два-две» |
Средняя группа.
Сентябрь
Октябрь Ноябрь |
Именительный падеж сочетаний числительных один – одна – одно, два – две с существительными мужского, женского и среднего рода. | Один заяц. Одна улитка. Одно окно.
Два ведра. Две чашки. |
Лото
«Один-одна-одно» «Сосчитай части тела» |
Декабрь
Январь Февраль |
Употребление сочетаний числительных один – одна с существительными мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах. | Нет одной собаки, одного кота (ведра).
Кому? Одной собаке одному коту (ведру) и т.д. |
«Чего не стало»,
«Магазин игрушек» |
Март
Апрель Май |
Употребление сочетаний числительных два – две с существительными мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах без предлога. | Двух книг (машин, ведер). Двум книгам (машинам, ведрам) и т. д. | Дидактическое упражнение
«Сложи сам» |
Старшая группа
Сентябрь
Октябрь |
Родительный падеж сочетаний числительных от 5 до 10 с существительными мужского, женского и среднего рода. | Нет пяти бабочек, карандашей, колес. | «Чего не стало»
«Что забыл нарисовать художник?». |
Ноябрь,
Декабрь |
Родительный падеж сочетаний числительных 2,3,4 с существительными мужского, женского и среднего рода с предлогом «от». | От двух (трех четырех) мячей (девочек, колец). | Лото
«Один-два» |
Январь, февраль | Дательный падеж сочетаний числительных от 2 до 10 с существительными мужского женского и среднего рода с предлогом «к». | К двум мячам (девочкам, колесам). | «К чему добавилось? » |
Март
Апрель |
Винительный падеж сочетаний числительных от 2 до 4 с одушевленными существительными. | Вижу двух коней, трех бабочек. | «Кого я видел?»
(в поле, в лесу, в зоопарке). |
Май | Закрепление употребления числительных от 2 до 10 с существительными (все падежные формы). | Домино
«Грибы», «Ягоды», «Цветы»; Математические лото, «Садовник и разиня» |
Подготовительная группа
Сроки | Тема (модель словосочетания) | Пример словосочетания | Дидактические игры и упражнения |
Октябрь | Именительный падеж сочетания:
числительное (один – одна – одно – два – две) + прилагательное + существительное. |
Один зеленый карандаш, одна желтая бабочка, одно синее ведро. | Лото
«Один-одна-одно» «Сосчитай, сколько?» |
Ноябрь | Употребление сочетания: числительное (один – одна) + прилагательное + существительное в косвенных падежах. | Одного зеленого карандаша, одной желтой бабочке одним синим ведром и т. д. | «Каких предметов не стало? »
«Дежурство» |
Декабрь | Творительный падеж сочетаний числительных два – две с существительными мужского женского и среднего рода. | Двумя карандашами (бабочками, ведрами). | «Кто с кем?» |
Январь | Творительный падеж сочетаний числительных от 5 до 10 с существительными мужского женского и среднего рода. | Пятью карандашами (бабочками, ведрами). | «Раз два… сосчитай» |
Февраль | Родительный падеж сочетания: числительное (от 5 до 10) + прилагательное + существительное мужского женского и рода. | Нет (отнять от…, сложил из…) пяти зеленых карандашей (от семи желтых бабочек, из восьми синих квадратов). | « Каких сколько?» |
Март | Родительный падеж сочетания: числительное (2,3,4) + прилагательное +. существительное. | Нет (отнять от, сложил из) четырех палочек, | «Сложи сам» |
Апрель | Предложный падеж сочетаний числительных от 2 до 10 с существительными. | Заботится о двух о коровах, мечтает о пяти дисках. | «О ком заботится хозяин?»,
«Подарок». |
Описание дидактических игр и упражнений
«Сложи сам»
1.Башня.
- Елка.
- Дом.
- Машина.
- Лодка.
- Цветные тележки.
Цель: упражнение в употреблении родительного падежа количественных числительных в сочетании с существительными и прилагательными
А) числительное «два, три, четыре) + существительное: «Я сложил машину из четырех квадратов и двух кругов»
Б) числительное «два, три, четыре» + прилагательное +существительное: «Я сложил дом из трех зеленых треугольников и четырех оранжевых квадратов».
Дидактическая игра «Чего не хватает на рисунке?»
Цель: упражнение в употреблении родительного падежа количественных числительных в сочетании с существительными.
– Чего не хватает у …(коровы)?
-Скольких рогов не хватает у…( коровы)?
Лото «Один – два».
Цель: упражнение в употреблении родительного и дательного падежа количественных числительных в сочетании с существительными.
А) Ребенок берет у логопеда маленькую карточку, кладет её на большую карту рядом с изображением того же предмета и говорит: «К двум книгам я прибавил еще одну книгу. У меня стало три книги».
Б) Убирая маленькую карточку, дети говорят: «от трех машин я отнял две машины. У меня осталась одна машина».
Дидактическая игра «Чего не стало?», «Каких предметов не стало »
Цель: упражнение в употреблении родительного падежа количественных числительных в сочетании с существительными.
Ход игры.
На мольберте выставлен ряд (4 -5) картинок с изображением на каждой множества однородных предметов: один мяч два ведра, три груши, четыре куклы, пять карандашей.
Сначала дети называют количество предметов на картинках, потом закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос: «Чего не стало?»
Ребенок, ответивший без ошибок, получает фишку.
В подготовительной группе дети называют количество и признаки предметов: Нет одного зеленого карандаша.
Упражнение «Считаем части тела животных».
Сколько у кошки ушей?
Ну-ка, скажи поскорей.
Столько же, сколько и глаз,
Вы догадались тотчас.
Сколько у кошки хвостов?
Просто прохлопай без слов.
Если один только хвост,
Будет ответ очень прост.
Лапки трудней сосчитать.
Сколько их? Три или пять?
Вопросы:
Сколько рогов (хвостов, глаз, ушей, ног, лап, копыт) у коровы (собаки, лошади ит.д.)?
Лото «Сосчитай, сколько?»
Цель:
упражнение в согласовании количественных числительных с существительным в роде,
употребление сочетаний числительных от 2 до 4 с неодушевленными и одушевленными существительными в винительном падеже,
закрепление навыков счета,
развитие произвольного внимания.
– У кого два (две) жука (ягоды)?
– Дайте мне двух жуков (две ягоды).
Лото «Кто с кем?»
Цель: упражнение в образовании формы творительного падежа сочетаний числительных от 2 до 10 с существительными (названия детенышей животных).
Корова пасется со сколькими телятами?
Кошка играет со сколькими котятами?
Дидактическая игра «Каких сколько?»
Цель: закрепление речевой модели: числительное (от 1 до 10) + прилагательное + существительное в именительном падеже и в косвенных падежах.
– Это две деревянные матрешки.
– Дайте, пожалуйста, трех пушистых зайцев.
– Я вижу на карточке шесть веселых клоунов.
Игра «Садовник и разиня»
Цель:
упражнение в согласовании количественных числительных с существительным в роде,
закрепление навыков счета,
развитие произвольного внимания.
Карточка «пугало» находится у ведущего, остальные – у играющих поровну. Дети выкладывают карточки на игровое поле по порядку, именуя количество предметов на картинке: «одна груша, две груши и т. д.». Тот, у кого карточка «садовник», начинает игру. Если играющий «прозевал», не заметил среди своих картинок нужную, ведущий дает ему «пугало», и ребенок пропускает ход.
Упражнение «Магазин игрушек»
Цель:
отработка употребления родительного падежа множественного числа существительных в сочетании со словом «много»;
отработка употребления речевой модели: родительный падеж числительного (2,3,4) + прилагательное +. существительное.
Оборудование: картинки с изображением 2,3,4 игрушек, перечисленных в стихотворении.
С. Михалков «Андрюшка»
Лежали на полке,
Стояли на полке,
Слоны и собаки,
Верблюды и волки,
Пушистые кошки,
Губные гармошки,
И утки, и дудки,
И куклы-матрешки.
Кто видел у нас в магазине Андрюшку?
Он самую лучшую выбрал игрушку.
Он выбрал ружье, и сказал продавец:
– Ты будешь охотником, ты молодец!
Вопросы:
– Чего было много в магазине?
– Каких игрушек было много на полке?
– Скольких пушистых кошек увидел мальчик?
Игра – драматизация сказки
Цель: закрепление навыка образования формы творительного падежа числительных.
Оборудование: фланелеграф, фигурки персонажей сказки.
Как зайчонок маму искал.
Жила-была зайчиха. У неё были три зайчонка. Однажды зайчиха отправилась за капустой и позвала с собой зайчат. Но один зайчонок спал и не слышал, как его мама с двумя зайчатами ушла. Проснулся зайчонок и видит – никого нет. Скучно стало зайчонку. Он отправился искать свою маму и братьев.
Скачет зайчонок по лесу и видит трех бельчат.
Спрашивает их зайчонок: «Не видали вы мою маму с двумя зайчатами?»
«Нет», – отвечают бельчата.
«Помогите мне маму искать», – попросил зайчонок.
Бельчата согласились. Дальше зайчонок поскакал уже не один, а с тремя бельчатами. Бегут они по лесу и встречаются с четырьмя ежатами.
«Куда это вы мчитесь?» – спрашивают ежата.
«Помогаем зайчонку маму искать, – отвечают бельчата, – пошли с нами!»
Ежата согласились. Дальше зайчонок побежал по лесу с тремя бельчатами и с четырьмя ежатами. Видят – на поляне играют два лисенка. Зайчонок спросил их, не видели ли они его маму с двумя зайчатами.
Лисята говорят: «Вон, видишь на опушке три елки? За ними мы видели твою маму и братьев. Пойдем, мы тебе их покажем».
Все зверята дружно побежали к трем елкам. А за елками был огород. Там зайчиха с двумя зайчатами собирала капустные листья.
Зайчиха обрадовалась зайчонку. Она поблагодарила всех зверят за помощь.
Вопросы.
С кем жила зайчиха?
С кем она ушла за капустой?
С кем зайчонок встретился?
С кем зайчонок искал свою маму?
Где зайчонок нашел свою маму?
Список литературы.
- Хватцев Н.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольноговозраста.—М:Учпедиз, 1961.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М,, 1993.
- Борякова К.Ю. Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. — М., 1994.
- Ткаченко ТА. Если дошкольник плохо говорит. – СП6: Акцидент, 1997.
Статьи из журнала “Дефектология”:
- Крылова Н.А. О коррекционной работе логопеда и воспитателя на материале занятий по счету. № 4, 1980.
- Крылова Н.А. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей. № 2, 1985,
- Крылова Н.А. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств, речи у дошкольников с ОНР. № 4. 1989.
- Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков у дошкольников с ОНР. № 2, 1988.
- Гаркуша Ю. Ф. Занятия по аппликации и конструированию в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими ОНР.
№ 3, 1990.
- Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с ОНР. №1, 1995.
7.Коноваленко В.В. Количественные числительные 1,4,5 + существительные. Дидактическая игра для детей 5-7 лет. М: Издательство «Гном и Д»,2006.
8.Бобылева З.Т. Игры с парными карточками. М: Издательство «Гном и Д»,2007.
9.М.А. Гараева, С.Ю. Кондрашова. Активизация речевой деятельности на занятиях по ФЭМП в подготовительной группе детского сада. Дошкольная педагогика №3, 2010.