Федоровых Наталья Григорьевна
преподаватель химии
ГБПОУ Политехнический Колледж №50 имени дважды Героя Социалистического Труда Н.А. Злобина г. Москвы
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №148426
Всероссийский конкурс «Лучшая рабочая программа по предмету», в соответствии с ФОП и ФГОС
Наименование конкурсной работы: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП. 10 ХИМИЯ (базовый уровень) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №148426


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ    КОЛЛЕДЖ  № 50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ
ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА»

(ГБПОУ ПК № 50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А. ЗЛОБИНА)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

ОУП. 10 ХИМИЯ

(базовый уровень)

по профессии  23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Москва

2023

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета ОУП.10 Химия разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями), Федеральной рабочей программы среднего общего образования (далее – ФРП СОО) «Химия» (базовый уровень), 2023г., на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (далее – ФГОС СПО), утвержденного Приказом Министерства Просвещения России от 09.12.2016 № 1581 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.12.2016 № 44800).

 

Составитель: Н.Г. Федоровых – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ  ПК № 50  имени дважды Героя Социалистического Труда Н.А.Злобина.

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 15
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 16
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 21
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

22

 

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА    ОУП. 10 Химия

1.1. Область применения рабочей программы: реализация среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) по профессии  23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей,  в соответствии с ФРП СОО «Химия» (базовый уровень), учебным планом, с учетом технологического профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место общеобразовательного учебного предмета в структуре образовательной программы: в структуре образовательной программы ППКРС  ОУП. 10 Химия является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Естественно-научные предметы» ФГОС СОО.

1.3. Цели и задачи общеобразовательного учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета. 

Цели общеобразовательного учебного предмета:

  • формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественно-научной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия, фундаментальные законы и теории химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и становления; 
  • формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и химических реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире веществ и химических явлений, имеющих место в природе, в практической и повседневной жизни; развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и объяснением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами; 
  • освоение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в формировании основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий;
  • формирование общеучебных компетенций, являющихся базовыми для формирования профессиональных, в соответствии с требованиями ФГОС СПО по по профессии  23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Достижение целей изучения общеобразовательного учебного предмета обеспечивается решением следующих задач: 

  • адаптировать обучающихся к условиям динамично развивающегося мира, формировать интеллектуально развитую личность, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию грамотных решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением; 
  • формировать у обучающихся ключевые навыки (ключевые компетенции), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, необходимых  для приобретения опыта деятельности, которая занимает важное место в познании химии, а также для оценки с позиций экологической безопасности характера влияния веществ и химических процессов на организм человека и природную среду; 
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые знания по химии в соответствии с жизненными потребностями, использовать современные информационные технологии для поиска и анализа учебной и научнопопулярной информации химического содержания; 
  • формировать и развивать у обучающихся ассоциативное и логическое мышление, наблюдательность, собранность, аккуратность, которые особенно необходимы, в частности, при планировании и проведении химического эксперимента; 
  • воспитывать у обучающихся убеждённость в гуманистической направленности химии, её важной роли в решении глобальных проблем рационального природопользования, пополнения энергетических ресурсов и сохранения природного равновесия, осознания необходимости бережного отношения  к природе и своему здоровью, а также приобретения опыта использования полученных знаний для принятия грамотных решений в ситуациях, связанных  с химическими явлениями.

1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательного учебного предмета на основе ФГОС СОО и в  соответствии ФГОС СПО.

Освоение содержания учебного предмета ОУП. 10 Химия обеспечивает достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в формировании основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий обучающихся по освоению содержания химического образования.

Личностные результаты (ЛР) освоения ОУП. 10 Химия отражают сформированность опыта познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации принятых в обществе ценностей, в том числе в части:

а) гражданского воспитания:

ЛР 01 осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения к закону и правопорядку; представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений  в коллективе; готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов; способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности.

2)   патриотического воспитания:

ЛР 02 ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной химии; уважения к процессу творчества в области теории и практического применения химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков;  интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе информации о передовых достижениях современной отечественной химии.

3) духовно-нравственного воспитания:

ЛР 03 нравственного сознания, этического поведения; способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями,  и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков.

4) эстетического воспитания:

ЛР 04 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.

5) формирования культуры здоровья: 

ЛР 05 понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; 

соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной жизни и в трудовой деятельности; понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения.

6) трудового воспитания:

ЛР 06 коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности, общественно полезной, творческой и других видах деятельности; установки на активное участие в решении практических задач социальной направленности;  интереса к практическому изучению профессий различного рода,  в том числе на основе применения предметных знаний по химии; уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности; готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования, будущей профессии и реализации собственных жизненных планов с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и потребностей общества. 

7) экологического воспитания:

ЛР 07 экологически целесообразного отношения к природе, как источнику существования жизни на Земле; понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических процессов на состояние природной и социальной среды; осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов рационального природопользования; активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде, умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения активно противостоять идеологии хемофобии.

8) ценности научного познания:

ЛР 08 сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления  об окружающем мире как о единстве природы и человека, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия; убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины, обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена общества; естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих  в нём изменений, умения делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов; способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях; интереса к познанию и исследовательской деятельности; готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными потребностями; интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты (МР) отражают овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.

Познавательные универсальные учебные действия

МР 01 Базовые логические действия: 

  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её рассматривать;  
  • определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; 
  • использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;  
  • выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;  
  • устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми  явлениями;  
  • строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; 
  • применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые) модели, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение химической реакции –  при решении учебных познавательных и практических задач, применять названные модельные представления для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций. 

МР 02 Базовые исследовательские действия: 

  • владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций; 
  • формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; 
  • владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной работе; 
  • приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. 

МР 03 Работа с информацией: 

    • ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;  
    • формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа;  
    • приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и различных поисковых систем;  
    • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие); 
    • использовать научный язык в качестве средства при работе с химической информацией: применять межпредметные (физические и математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру; 
  • использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.  Коммуникативные универсальные учебные действия

МР 04 Общение: 

  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии); 
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и вести переговоры; 
  • владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; 
  • развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. 

МР 05 Совместная деятельность: 

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи; 
  • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; 
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; 
  • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; 
  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; 
  • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. 

Регулятивные универсальные учебные действия

МР 06 Самоорганизация: 

  • использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; 
  • выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; 
  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; 
  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; 
  • давать оценку новым ситуациям; 
  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; 
  • оценивать приобретённый опыт; 
  • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. 

МР 07 Самоконтроль: 

  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; 
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; 
  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. 

МР 08 Принятие себя и других: 

  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; 
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; 
  • развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Предметные результаты (ПР) освоения курса «Органическая химия» отражают:

ПР 01 сформированность представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения  к своему здоровью и природной среде.

ПР  02  владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, молекула, валентность, электроотрицательность, химическая связь, структурная формула (развёрнутая и сокращённая), моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория строения органических веществ А.М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ); закономерности, символический язык химии; мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека.

ПР 03 сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия  при описании состава, строения и превращений органических соединений.

ПР 04 сформированность умений использовать химическую символику  для составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул органических веществ и уравнений химических реакций, изготавливать модели молекул органических веществ для иллюстрации их химического и пространственного строения.

ПР 05 сформированность умений устанавливать принадлежность изученных органических веществ по их составу и строению к определённому классу/группе соединений (углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, высокомолекулярные соединения), давать им названия по систематической номенклатуре (IUPAC), а также приводить тривиальные названия отдельных органических веществ (этилен, пропилен, ацетилен, этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная кислота, уксусная кислота, олеиновая кислота, стеариновая кислота, глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза, глицин).

ПР 06 сформированность умения определять виды химической связи в органических соединениях (одинарные и кратные).  

ПР 07 сформированность умения применять положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова для объяснения зависимости свойств веществ от их состава и строения; закон сохранения массы веществ.

ПР 08  сформированность умений характеризовать состав, строение, физические и химические свойства типичных представителей различных классов органических веществ (метан, этан, этилен, пропилен, ацетилен, бутадиен-1,3, метилбутадиен1,3, бензол, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислоты, глюкоза, крахмал, целлюлоза, аминоуксусная кислота), иллюстрировать генетическую связь между ними уравнениями соответствующих химических реакций с использованием структурных формул.

ПР 09 сформированность умения характеризовать источники углеводородного сырья (нефть, природный газ, уголь), способы их переработки и практическое применение продуктов переработки.

ПР 10 сформированность умений проводить вычисления по химическим уравнениям (массы, объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству одного из исходных веществ  или продуктов реакции).

ПР 11 сформированность умений владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в химии при изучении веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением. 

ПР 12 сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов.

ПР 13 сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции органических веществ, денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков) в соответствии  с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов.

ПР 14 сформированность умений критически анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средства массовой информации, Интернет и других).

ПР 15  сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых органических веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека.

Предметные результаты (ПР) освоения курса «Общая и неорганическая химия» отражают:

ПР 16  сформированность представлений: о химической составляющей  естественно-научной картины мира, роли химии в познании явлений природы,  в формировании мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде.

ПР 17  владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, d- электронные орбитали атомов, ион, молекула, моль, молярный объём, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), кристаллическая решётка, типы химических реакций, раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие); теории и законы (теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека; сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия  при описании неорганических веществ и их превращений.

ПР 18  сформированность умений использовать химическую символику  для составления формул веществ и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру (IUPAC) и тривиальные названия отдельных неорганических веществ (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашёная известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и другие).

ПР 19 сформированность умений определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) в соединениях, тип кристаллической решётки конкретного вещества (атомная, молекулярная, ионная, металлическая), характер среды в водных растворах неорганических соединений.

ПР 20 сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических веществ по их составу к определённому классу/группе соединений (простые вещества – металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, амфотерные гидроксиды, соли).

ПР 21 сформированность умений раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и прогностическую функции.

ПР 22  сформированность умений характеризовать электронное строение атомов химических элементов 1–4 периодов Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, используя понятия «s-, p-, d-электронные орбитали», «энергетические уровни», объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

ПР 23 сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические свойства неорганических веществ различных классов, подтверждать существование генетической связи между неорганическими веществами  с помощью уравнений соответствующих химических реакций.

ПР 24 сформированность умения классифицировать химические реакции  по различным признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому эффекту реакции, изменению степеней окисления элементов, обратимости реакции, участию катализатора).

ПР 25 сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов, полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия,  при которых эти реакции идут до конца. 

ПР 26 сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных неорганических веществ, распознавать опытным путём ионы, присутствующие в водных растворах неорганических веществ. 

ПР 27 сформированность умений раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций.

ПР 28 сформированность умений объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов; характер смещения химического равновесия  в зависимости от внешнего воздействия (принцип Ле Шателье). 

ПР 29 сформированность умений характеризовать химические процессы, лежащие  в основе промышленного получения серной кислоты, аммиака, а также сформированность представлений об общих научных принципах и экологических проблемах химического производства.

ПР 30 сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе», объёмных отношений газов при химических реакциях, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ, теплового эффекта реакции на основе законов сохранения массы веществ, превращения и сохранения энергии.

ПР 31 сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов.

ПР 32 сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (разложение пероксида водорода в присутствии катализатора, определение среды растворов веществ с помощью универсального индикатора, влияние различных факторов на скорость химической реакции, реакции ионного обмена, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония, решение экспериментальных задач по темам «Металлы» и «Неметаллы») в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов. 

ПР 33 сформированность умений критически анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средства массовой коммуникации, Интернет и других).

ПР   34  сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять  на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия  на организм человека.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями, являющихся базовыми для формирования профессиональных, в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии  23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей и включающими в себя способность:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02.  Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационной технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

1.5. Количество часов на освоение программы общеобразовательного учебного предмета ОУП.10 Химия:

объем учебной нагрузки обучающегося – 110 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 110 часов

теоретическое обучение – 88 часов

лабораторные занятия –  8 часов

практические занятия – 12 часов

самостоятельной работы обучающегося – не предусмотрена

промежуточная аттестация по предмету проводится в форме дифференцированного зачёта – 2 часа.

 

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  ОУП. 10 Химия
Наименование разделов и тем Кол – во

часов на

освоение учебного материала

Теория Лабораторные занятия Практические

занятия

Раздел 1. Теоретические основы общей  химии. 34 30 4
Тема 1.1. Строение атомов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов  

Д.И. Менделеева.

4 4
Тема 1.2. Строение вещества. Многообразие веществ. 14 12 2
Тема 1.3. Химические реакции. 16 14 2
Раздел 2. Неорганическая химия. 24 16 4 4
Тема 2.1. Металлы. 12 8 2 2
Тема 2.2. Неметаллы. 10 6 2 2
Раздел 3. Химия и жизнь. 2 2
Тема 3.1. Химия в быту и производственной деятельности. 2 2
Раздел 4. Теоретические основы органической химии. 50 42 4 4
Тема 4.1. Введение в органическую химию. 2 2
Тема 4.2. Углеводороды. 18 15 3
Тема 4.3. Кислородсодержащие органические соединения. 18 16 2
Тема 4.4. Азотсодержащие органические соединения. 6 5 1
Тема 4.5. Высокомолекулярные соединения. 6 4 2
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет 2 2
Объем образовательной программы 110 90 8 12

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.10 Химия
№ раздела, темы Содержание учебного материала, в том числе профессионально – ориентированное (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия Объем

в часах

Коды общих компетенций

(указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

Раздел 1. Теоретические основы общей химии. 34
Тема 1.1. Строение атомов. Периодический закон и Периодическая система химических элементов  

Д.И. Менделеева.

Основное содержание учебного материала 4 ЛР 02  ЛР 03 ЛР 06 

ЛР 08

МР 01 – МР 03

ПР 14  ПР 17  ПР21

ПР 22  ПР 33

ОК 01  ОК 02

Состав атома, изотопы. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химические элементы и их характеристика, используемые в специальности. 4
Профессионально-ориентированное содержание  учебного материала
Нанотехнология. Нанохимия. Углеродные и неуглеродные  нанотрубки.   Принцип действия молекулярного мотора. Наноавтомобили. Химические элементы и их характеристика, используемые в профессии.
Тема 1.2. Строение вещества. Многообразие веществ. Основное содержание учебного материала 14 ЛР 01 – ЛР 08 

МР 01 – МР 08

ПР 01  ПР 11 – ПР 23

ПР 29  ПР 31 – ПР 34

ОК 01  ОК 02 ОК 04

ОК 07

Химическая связь. Типы кристаллических решеток и свойства веществ.  Дисперсные системы. Истинные растворы.  Классификация неорганических соединений.  12
Профессионально-ориентированное содержание учебного материала
Дисперсные системы, используемые в профессии.
В том числе лабораторных и практических занятий (основное содержание) 2
Практические занятия 2
№ 1  Расчеты с использованием массовой  доли вещества  и объемной доли газов в смеси.
Тема 1.3. Химические реакции. Основное содержание учебного материала 16 ЛР 01 – ЛР 04 ЛР 06 

ЛР 08

МР 03 – МР 08

ПР 12 – ПР 14  ПР 17

ПР 25 – ПР 28

ПР 30 – ПР 32

ОК 01  ОК 02 ОК 04

Классификация химических реакций в неорганической химии. Скорость реакции. Химическое равновесие. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена в неорганической химии.  Гидролиз. Окислительно-восстановительные реакции.  14
Профессионально-ориентированное содержание учебного материала
Нанокатализаторы. Ингибиторы. Электролиз.  Химические источники тока. Аккумуляторы. Электрохимические процессы. Гальванические элементы.
В том числе лабораторных и практических занятий (основное содержание) 2
Практические занятия 2
№ 2 Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
Итого за 1 семестр  34
Раздел 2. Неорганическая химия. 24
Тема 2.1. Металлы. Профессионально-ориентированное содержание учебного материала 12 ЛР 01 – ЛР 04 ЛР 06 

ЛР 08

МР 03 – МР 08

ПР 12 – ПР 14  ПР 17

ПР 20  ПР 23

ПР 30 – ПР 32

ОК 01  ОК 02 ОК 04

Металлы.  Сплавы: классификация, состав и применение в автомобилестроении. Зависимость свойств сплавов от состава и структуры.  Стали: классификация, маркировка, применение. Общие способы получения металлов. Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии. Особенности технологических процессов и оборудования для очистки деталей автомобилей от продуктов коррозииОбщая характеристика металлов главных подгрупп (IA-группа,  IIА-группа) Периодической системы химических элементов.  Алюминий, конструкционные материалы на основе его сплавов. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия. Общая характеристика металлов побочных подгрупп (Б-групп) Периодической системы химических элементов: медь, цинк, хром, железо.  Технический титан и его сплавы. Важнейшие соединения металлов (оксиды, гидроксиды, соли). 8
В том числе лабораторных и практических занятий ( профессионально-ориентированное  содержание) 4
Лабораторные занятия 2
№ 1 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
В том числе лабораторных и практических занятий (основное содержание)
Практические занятия 2
№ 3  Решение расчетных задач по теме: «Металлы».
Тема 2.2. Неметаллы. Основное содержание учебного материала 10 ЛР 01 – ЛР 04 ЛР 06 

ЛР 08

МР 03 – МР 08

ПР 12 – ПР 14  ПР 17

ПР 20  ПР 23

ПР 29 – ПР 32

ОК 01  ОК 02 ОК 04

Неметаллы. Соединения неметаллов.  6
Профессионально-ориентированное содержание учебного материала
Сверхтвердые материалы на основе бора.  Металлокерамические твердые сплавы.  Применение кремния в  производстве полупроводниковых изделий.  Халькогениды, их применение в полупроводниковой технике.  Автомобильное стекло.
В том числе лабораторных и практических занятий (основное содержание) 4
Лабораторные занятия 2
№ 2 Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Практические занятия 2
№ 4 Решение расчетных задач по теме: «Неметаллы».
Раздел 3. Химия и жизнь. 2
Тема 3.1. Химия в быту и производственной деятельности. Профессионально-ориентированное содержание учебного материала 2 ЛР 01 – ЛР 08 

МР 01 – МР 08

ПР 01  ПР 12- ПР 13

ПР 31 – ПР 34

ОК 01  ОК 02 ОК 04

ОК 07

Химическая промышленность и химическая технология. Химия и сельское хозяйство. Проблемы охраны окружающей среды. Химия и повседневная жизнь человека.  Ресурсосберегающие и здоровьесберегающие технологии. 2
Раздел 4. Теоретические основы органической химии. 50
Тема 4.1. Введение в органическую химию. Основное содержание учебного материала 2 ЛР 02  ЛР 03 ЛР 06 

ЛР 08

МР 01 – МР 03

ПР 02  

ПР 04 – ПР 06

ПР 12 – ПР 14  

ОК 01  ОК 02

Предмет органической химии. Классификация органических веществ. Классификация реакций в органической химии.  2
Профессионально-ориентированное содержание учебного материала
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.  
Тема 4.2. Углеводороды. Основное содержание учебного материала 10 ЛР 01- ЛР 04 ЛР 06 

ЛР 08

МР 03 – МР 08

ПР 02  ПР 05

ПР 08 – ПР 15 

ПР 31 – ПР 33

ОК 01  ОК 02 ОК 04

Предельные углеводороды – алканы. Непредельные углеводороды: алкены, алкадиены, алкины.. 7
Профессионально-ориентированное содержание учебного материала
Поливинилхлорид и его применение в автоделе.
В том числе лабораторных и практических занятий 3
Практические занятия 3
№ 5 Решение расчетных задач на  определение молекулярной формулы органического вещества  по массовым долям атомов химических элементов и по массе (объему) продуктов сгорания.

№  6  Генетическая взаимосвязь между классами органических соединений.

Дифференцированный зачет 2
Итого за 2 семестр 38
Тема 4.2. Углеводороды. Основное содержание учебного материала 8 ЛР 01- ЛР 04 ЛР 06 

ЛР 08

МР 03 – МР 08

ПР 02  ПР 05

ПР 08 – ПР 15 

ПР 31 – ПР 33

ОК 01  ОК 02 ОК 04

Ароматические углеводороды. Природные источники углеводородов и их переработка. Материалы и изделия на основе углеводородов, используемые в профессии. 8
Профессионально-ориентированное содержание учебного материала
Токсичность и шум двигателей. Механизм газораспределения. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: ректификация,  крекинг, риформинг, пиролиз.  Нефтепродукты – только для карбюраторных и дизельных двигателей внутреннего сгорания. Зависимость свойств топлива от углеводородного состава. Основные виды топлива. Компоненты бензина. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Принципы смесеобразования в дизеле. Топливо для дизелей и его свойства. Машинные масла. Смазочные материалы.  Материалы и изделия на основе углеводородов, используемые в профессии.
Тема 4.3. Кислородсодержащие органические соединения. Основное содержание учебного материала 18 ЛР 01- ЛР 04 ЛР 06 

ЛР 08

МР 03 – МР 08

ПР 02  ПР 03 ПР 05 ПР 08  ПР 10

ПР 12 – ПР 15

ПР 31 – ПР 33

ОК 01  ОК 02 ОК 04

Спирты. Фенол.  Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Углеводы. 16
Профессионально-ориентированное содержание учебного материала
Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. 

Пропиленгликоль. Тосол, антифриз. Основные требования к автомобильным антифризам. Циркуляция охлаждающей жидкости, способы поддержания оптимального температурного режима. 

Тормозные жидкости (минеральные, гликолевые, силиконовые). 

Характеристика моющих средств: органических растворителей и растворяюще-эмульгирующих средств, кислотных и щелочных растворов, синтетических моющих средств. Лакокрасочные материалы, классификация, состав, свойства. Особенности технологических процессов и оборудования для очистки деталей от старых лакокрасочных покрытий. Клеи, классификация, свойства, применение.

В том числе лабораторных и практических занятий (основное содержание) 2
Лабораторные занятия 2
№ 1 Свойства раствора уксусной кислоты.
Тема 4.4. Азотсодержащие органические соединения. Основное содержание учебного материала 6 ЛР 01- ЛР 04 ЛР 06 

ЛР 08

МР 03 – МР 08

ПР 02  ПР 03 ПР 05 ПР 08  ПР 10

ПР 12 – ПР 15

ПР 31 – ПР 33

ОК 01  ОК 02 ОК 04

Амины. Аминокислоты. Белки. 5
В том числе лабораторных и практических занятий (основное содержание) 1
Практические занятия 1
№ 7 Решение расчетных задач.
Тема 4.5. Высокомолекулярные соединения. Профессионально-ориентированное содержание учебного материала 6 ЛР 01- ЛР 04 ЛР 06 

ЛР 08

МР 03 – МР 08

ПР 02  ПР 03 ПР 05 ПР 08  ПР 10

ПР 12 – ПР 15

ПР 31 – ПР 33

ОК 01  ОК 02 ОК 04

Пластмассы: термопластичные, термореактивные, газонаполненные. Конструкционные пластмассы. Каучуки: строение, классификация и применение в автоделе. Вулканизация каучука. Автомобильные шины. Применение резиновых изделий в машиностроении. Эбонит. Поливинилхлорид и его применение в автоделе.  Волокна.  Нановолокна. 4
В том числе лабораторных и практических занятий  (профессионально-ориентированное содержание) 2
Лабораторные занятия 2
№ 2 Изучение свойств пластмасс и волокон.
Итого за 3 семестр 38
Объем образовательной программы 110

 

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   ОУП. 10 Химия 

4.1 Для реализации программы учебного предмета предусмотрены:

Кабинет «Химии», оснащенный оборудованием:

– посадочные места по количеству обучающихся;

– рабочее место преподавателя;

– комплект учебно-наглядных пособий;

– комплект электронных видеоматериалов;

– материалы дифференцированного зачета.

Технические средства обучения:

– персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

– телевизор, DVD-проигрыватель.

Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

4.2. Информационное обеспечение реализации рабочей программы

Для реализации рабочей программы библиотечный фонд предусматривает печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

Основные печатные источники

  1. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков Химия 10 класс. Базовый уровень.  – М.: Просвещение, 2021. – 127 стр. ISBN: 9785090882415.
  2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков Химия 11 класс. Базовый уровень.  – М.: Просвещение, 2021. – 127 стр. ISBN: 9785090776011.
  3. Ю.М. Ерохин   Химия. Задачи и упражнения. М.: Издательский центр «Академия», 2021. 288 стр. ISBN:  9785446899067.

Основные электронные издания

  1. Образовательный сайт для школьников «Химия» [Электронный ресурс URL]. – Режим доступа http: //www. hemi. wallst. ru
  2. Образовательный сайт для школьников [Электронный ресурс URL]. – Режим доступа http://www. alhimikov. net
  3. Электронная библиотека по химии [Электронный ресурс URL]. – Режим доступа http://www.chem. msu. su
  4. Подготовка к ЕГЭ [Электронный ресурс URL]. – Режим доступа http://www.fipi.ru
  5. Журнал «Химия и жизнь» [Электронный ресурс URL]. – Режим доступа
  6. http://www. hij. ru
  7. Электронный журнал «Химики и химия» [Электронный ресурс URL]. – Режим доступа http://www chemistry-chemists. com.

Дополнительные источники

  1. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков Химия. 10 класс. Базовый уровень. Электронная форма учебника Издательство «Просвещение», 2023.
  2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков Химия. 11 класс. Базовый уровень. Электронная форма учебника Издательство «Просвещение», 2023.

 

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО    УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА  ОУП. 10 Химия

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через личностные, метапредметные и предметные результаты, направленные на формирование общих компетенций по темам содержания учебного материала.

Код и наименование формируемых компетенций Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. Личностные

В части патриотического воспитания:

ЛР 02 ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной химии;  

уважения к процессу творчества в области теории и практического применения химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков;  

интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе информации о передовых достижениях современной отечественной химии.

В части  духовно-нравственного воспитания:

ЛР 03 нравственного сознания, этического поведения; 

способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями,  и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; 

готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков.

В части трудового воспитания:

ЛР 06 коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности, общественно полезной, творческой и других видах деятельности; 

установки на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках своего класса, школы);  

интереса к практическому изучению профессий различного рода,  в том числе на основе применения предметных знаний по химии;  

уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;  

готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования, будущей профессии и реализации собственных жизненных планов с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и потребностей общества. 

Овладение универсальными учебными познавательными   действиями:

МР 01 Базовые логические действия: 

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её рассматривать;  

определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; 

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;  

выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;  

устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми  явлениями;  

строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; 

применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые) модели, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение химической реакции –  при решении учебных познавательных и практических задач, применять названные модельные представления для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций. 

МР 02 Базовые исследовательские действия: 

владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций; 

формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; 

владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной работе; 

приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. 

Предметные результаты:

ПР 01 сформированность представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения  к своему здоровью и природной среде.

ПР 02 владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, молекула, валентность, электроотрицательность, химическая связь, структурная формула (развёрнутая и сокращённая), моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория строения органических веществ А.М. Бутлерова, закон сохранения массы веществ); закономерности, символический язык химии; мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека.

ПР 03 сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия  при описании состава, строения и превращений органических соединений.

ПР 04 сформированность умений использовать химическую символику  для составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул органических веществ и уравнений химических реакций, изготавливать модели молекул органических веществ для иллюстрации их химического и пространственного строения.

ПР 05 сформированность умений устанавливать принадлежность изученных органических веществ по их составу и строению к определённому классу/группе соединений (углеводороды, кислород и азотсодержащие соединения, высокомолекулярные соединения), давать им названия по систематической номенклатуре (IUPAC), а также приводить тривиальные названия отдельных органических веществ (этилен, пропилен, ацетилен, этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная кислота, уксусная кислота, олеиновая кислота, стеариновая кислота, глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза, глицин).

ПР 06 сформированность умения определять виды химической связи в органических соединениях (одинарные и кратные). 

ПР 07 сформированность умения применять положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова для объяснения зависимости свойств веществ от их состава и строения; закон сохранения массы веществ.

ПР 08 сформированность умений характеризовать состав, строение, физические и химические свойства типичных представителей различных классов органических веществ (метан, этан, этилен, пропилен, ацетилен, бутадиен-1,3, метилбутадиен1,3, бензол, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислоты, глюкоза, крахмал, целлюлоза, аминоуксусная кислота), иллюстрировать генетическую связь между ними уравнениями соответствующих химических реакций с использованием структурных формул.

ПР 09 сформированность умения характеризовать источники углеводородного сырья (нефть, природный газ, уголь), способы их переработки и практическое применение продуктов переработки.

ПР 10 сформированность умений проводить вычисления по химическим уравнениям (массы, объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству одного из исходных веществ  или продуктов реакции).

ПР 11 сформированность умений владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в химии при изучении веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением.

ПР 15 сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых органических веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека.

ПР 16 сформированность представлений: о химической составляющей  естественно-научной картины мира, роли химии в познании явлений природы,  в формировании мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде.

ПР 17 владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, изотоп, s-, p-, d- электронные орбитали атомов, ион, молекула, моль, молярный объём, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), кристаллическая решётка, типы химических реакций, раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие); теории и законы (теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях), закономерности, символический язык химии, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека; сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия  при описании неорганических веществ и их превращений.

ПР 18 сформированность умений использовать химическую символику  для составления формул веществ и уравнений химических реакций, систематическую номенклатуру (IUPAC) и тривиальные названия отдельных неорганических веществ (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашёная известь, негашёная известь, питьевая сода, пирит и другие).

ПР 19 сформированность умений определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) в соединениях, тип кристаллической решётки конкретного вещества (атомная, молекулярная, ионная, металлическая), характер среды в водных растворах неорганических соединений.

ПР 20 сформированность умений устанавливать принадлежность неорганических веществ по их составу к определённому классу/группе соединений (простые вещества – металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, амфотерные гидроксиды, соли).

ПР 21 сформированность умений раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и демонстрировать его систематизирующую, объяснительную и прогностическую функции.

ПР 22 сформированность умений характеризовать электронное строение атомов химических элементов 1–4 периодов Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, используя понятия «s-, p-, d-электронные орбитали», «энергетические уровни», объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

ПР 23 сформированность умений характеризовать (описывать) общие химические свойства неорганических веществ различных классов, подтверждать существование генетической связи между неорганическими веществами  с помощью уравнений соответствующих химических реакций.

ПР 24 сформированность умения классифицировать химические реакции  по различным признакам (числу и составу реагирующих веществ, тепловому эффекту реакции, изменению степеней окисления элементов, обратимости реакции, участию катализатора).

ПР 25 сформированность умений составлять уравнения реакций различных типов, полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, учитывая условия,  при которых эти реакции идут до конца. 

ПР 26 сформированность умений проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных неорганических веществ, распознавать опытным путём ионы, присутствующие в водных растворах неорганических веществ. 

ПР 27 сформированность умений раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций.

ПР 28 сформированность умений объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов; характер смещения химического равновесия  в зависимости от внешнего воздействия (принцип 

Ле Шателье).

ПР 30 сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе», объёмных отношений газов при химических реакциях, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ, теплового эффекта реакции на основе законов сохранения массы веществ, превращения и сохранения энергии.

Критерии оценки уровней  сформированности личностных результатов: 

1) понимаю –  имеется  ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении человека, в отношении с другими людьми, понимание собственной ответственности за судьбу Отечества; 

2) стремлюсь – стремление осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных  норм; 

3) делаю – наблюдаются самостоятельные поступки на основе морального выбора и этических норм; ответственность за последствия совершаемых поступков, потребности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для обработки результатов тестирования используют следующие критерии: 

0 баллов – обучающийся не имеет чётких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки; 

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им  не стремится; 

2 балла – нравственные ориентиры существуют, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое; 

3 балла – обосновывает свой выбор нравственных установок, отношение к нравственным нормам устойчивое.

Личностные результаты в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.  Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Критерии оценки уровней  сформированности метапредметных результатов: 

Оценка  за выполнение проекта. 

«5»: 

1.Правильно поставил цель, определил задачи выполнения проекта. 

2. Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы. 

3. Проект оформлен в соответствии с требованиями. 

4. Проявлены творчество, инициатива. 

5. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения. 

6.Соответствует заявленной теме. 

«4»: 

1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 

2. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, 3. Неточности в оформлении. 

4. Проявлено творчество. 

5. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения соответствует заявленной теме. 

«3»: 

1.Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта. 

2.Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в оформлении. 

3.Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.  

«2»: 

Проект не выполнен или не завершен. 

Критерии и нормы оценки рефератов, докладов (сообщений), презентаций.

1.Структура.

2. Наглядность.

3.Дизайн и настройка.

4.Содержание.

5.Требования 

к выступлению.

Каждый из предложенных показателей оценивается по критерию «выполнен – частично выполнен – не выполнен», что соответствует следующему распределению баллов 

«2 балла – 1 балл – 0 баллов» 

Шкала оценивания доклада-презентации  

Баллы   10-9 8-7 6-5 Менее 5  Отметка  5     4      3     2

Критерии оценки    предметных результатов.

Оценка устных ответов. 

«5»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ·     ответ самостоятельный. 

«4»: дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,    материал изложен в определенной последовательности,      допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ. 

«3»: дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно. 

«2»: ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла, ·     допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя. 

Оценка письменных работ. «5»: дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка. 

«4»: допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.  

«3»: работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.  

«2»: работа выполнена меньше чем наполовину,      имеется несколько существенных ошибок. 

Тестирование 

При использовании 100-балльной (тестовой) шкалы принята следующая система перевода её в 5-балльную (шкалу аналогично можно использовать при определении процента выполненных заданий): 

85  –  100 баллов   

(85  –  100  %)   =  «5» 

71 –  84  баллов     

(71  –  84 %)       =  «4» 

51 – 70  баллов     

51– 70 %)          =  «3»  

0–  50  баллов     

(0 – 50 %)          = «2». 

Оценивание умений решать задачи 

«5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом, 

допущено не более двух несущественных ошибок. «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок,      допускается существенная ошибка в математических расчетах. 

«2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Оценивание экспериментальных умений  (в процессе      выполнения  лабораторных занятий).  

«5»: работа  выполнена полностью, сделаны правильные   наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами, ·     проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно используются реактивы).    «4»: работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами. 

«3»: ответ неполный,   работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),          которую учащийся исправляет по требованию учителя. 

«2»: допущены две или       более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),    которые обучающийся не может исправить. 

Методы оценки личностных результатов обучения: личностное самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация: 

наблюдения,

тестирования,

решения типовых диагностических задач для определения уровня развития личностных результатов.

Методы оценки  метапредметных результатов обучения:

письменные работы: реферат, доклад (сообщение), доклад-презентация;

подготовка творческих работ, защита групповых и индивидуальных проектов;

создание мультимедийных презентаций.

Методы оценки предметных результатов обучения:

устного и письменного опросов,

выполнения терминологического диктанта,

тестирования (стартового, текущего, тематического, итогового),

результатов выполнения лабораторных и практических занятий,

самостоятельных работ, 

диагностических работ,

выполнения индивидуальных заданий и  дифференцированного зачета.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. Личностные

В области ценности научного познания:

ЛР 08 сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;  

понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления  об окружающем мире как о единстве природы и человека, в

познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;

убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины, обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена общества; 

естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих  в нём изменений, умения делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов; 

способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях; 

интереса к познанию и исследовательской деятельности;  

готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными потребностями;  

интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной деятельности.

Овладение универсальными учебными познавательными   действиями:

МР 03 Работа с информацией: 

ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;  

формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа;  

приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и различных поисковых систем;  

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие); 

использовать научный язык в качестве средства при работе с химической информацией: применять межпредметные (физические и математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру; 

использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.  

Предметные результаты:

ПР 14, ПР 33 сформированность умений критически анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средства массовой информации, Интернет и других).

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. Личностные

В части гражданского воспитания:

ЛР 01 осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения к закону и правопорядку; 

представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений  в коллективе;  

готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов;  

способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности.

Овладение универсальными коммуникативными учебными действиями:

МР 04  Общение: 

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии); 

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и вести переговоры; 

владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; 

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. 

МР 05 Совместная деятельность: 

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи; 

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; 

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; 

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; 

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; 

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. 

Овладение универсальными регулятивными учебными действиями:

МР 06 Самоорганизация: 

использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; 

выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; 

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; 

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; 

давать оценку новым ситуациям; 

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; 

оценивать приобретённый опыт; 

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. 

МР 07 Самоконтроль: 

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; 

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; 

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. 

МР 08 Принятие себя и других: 

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; 

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; 

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Предметные результаты:

ПР 11 сформированность умений владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в химии при изучении веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением. 

ПР 12,  ПР 31 сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов.

ПР 13, ПР 32 сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции органических веществ, денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков) в соответствии  с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Личностные

В части эстетического воспитания:

ЛР 04 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; 

понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности; 

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.

В части формирования культуры здоровья: 

ЛР 05 понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; 

соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной жизни и в трудовой деятельности;  

понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;  

осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения).

В части экологического воспитания:

ЛР 07 экологически целесообразного отношения к природе, как источнику существования жизни на Земле; 

понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических процессов на состояние природной и социальной среды;  

осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов рационального природопользования; 

активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде, умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;  

наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения активно противостоять идеологии хемофобии.

Овладение универсальными учебными познавательными   действиями:

МР 01 Базовые логические действия: 

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её рассматривать;  

определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; 

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;  

выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;  

устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми  явлениями;  

строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; 

применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые) модели, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение химической реакции –  при решении учебных познавательных и практических задач, применять названные модельные представления для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций. 

МР 02 Базовые исследовательские действия: 

владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций; 

формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; 

владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной работе; 

приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. 

Овладение универсальными регулятивными учебными действиями:

МР 06 Самоорганизация: 

использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; 

выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; 

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; 

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; 

давать оценку новым ситуациям; 

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; 

оценивать приобретённый опыт; 

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. 

МР 07 Самоконтроль: 

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; 

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; 

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. 

Предметные результаты:

ПР 01, ПР 16 сформированность представлений о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения  к своему здоровью и природной среде.

ПР 15, ПР 34  сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых органических веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека.

ПР 29 сформированность умений характеризовать химические процессы, лежащие  в основе промышленного получения серной кислоты, аммиака, а также сформированность представлений об общих научных принципах и экологических проблемах химического производства.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП. 10 ХИМИЯ (базовый уровень) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей