Якимова Юлия Алексеевна
Психолог
МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №148997
Всероссийский конкурс «Консультация для родителей», в рамках  проектной деятельности «Взаимодействие с семьёй»
Наименование конкурсной работы: Консультация «КАК ДЕЛАТЬ РЕБЁНКУ ЗАМЕЧАНИЯ ПРАВИЛЬНО И С ДОБРОТОЙ»
Итоговая оценка: 2 место,  70 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №148997


КАК ДЕЛАТЬ РЕБЁНКУ ЗАМЕЧАНИЯ ПРАВИЛЬНО И С ДОБРОТОЙ.

Замечание – это краткое суждение, высказанное по поводу чего-то увиденного или услышанного. Это суждение может быть, как со знаком «плюс» («Вижу, что ты убрал за собой тарелку», «Мне нравится, как у тебя получается строить домики»), так и со знаком «минус» («Опять ты всё раскидал», «Тебе бесполезно что-либо объяснять»). Чаще всего, когда ребёнок ведёт себя нежелательным образом, родители делают ему замечание со знаком «минус», начиная своё предложении с частицы «Не». К сожалению, такие замечания малоэффективны.

Наверняка вы сталкиваетесь с тем, что ваш ребёнок как будто не слышит ваших замечаний, не обращает на них внимания или даже делает всё наоборот.  

Знаете ли вы, что в течение дня среднестатистический ребёнок слышит в свой адрес примерно 432 негативных суждения и всего лишь 32 позитивных. (Исследования Ричарда Кволса «Как изменить поведение ребёнка»).
Представьте, что в вашем доме были бы установлены скрытые камеры и вам нужно было бы постоянно контролировать, что вы говорите. Как вы думаете, сколько раз в день вы бы ловили себя на словах: «Нет», «Не делай этого», «Прекрати», «Перестань», «Не лезь», «Не трогай» и т.д.? Слова – команды «Прекрати» и «Не делай этого» и тому подобные создают целый ряд проблем для детей.  

Почему дети не понимают наших замечаний?

Замечания, которые начинаются с частицы «Не» требуют от ребёнка двойного осмысления. Вначале он должен понять: «Что мама хочет, чтобы я НЕ ДЕЛАЛ и только затем ребёнок должен додумать сам «Что она хочет, чтобы я ДЕЛАЛ» Это может быть довольно сложно и запутанно, особенно для маленьких детей. Гораздо проще для ребёнка, если он слышит от взрослого сразу же прямое указание или просьбу о том, что ему следует делать (вместо того, что НЕ следует делать). Постарайтесь сделать так, чтобы фраз со смыслом «Делай вот так и так» было значительно больше, чем фраз «Не делай вот так».

Как правильно формулировать замечания?

На что нужно обратить внимание, когда делаешь замечание ребёнку?
Формулируйте свои фразы, обращённые к ребёнку, без частички «не», без отрицания. Используйте в самом начале вашей фразы глагол в повелительном наклонении, который объясняет ребёнку, что сейчас нужно сделать. Просто перефразируйте ваше обращение к ребёнку и из отрицания нежелательного действия сделайте призыв к желательному действую.

Примеры правильно сформулированных замечаний:

– Говори тихо» (вместо «Не кричи»)
– Сложи свои игрушки в коробку» (вместо «Не разбрасывай игрушки»)
– Помой ручки с мылом (вместо «Не ходи с грязными руками»)
– Давай подумаем, что тут можно сделать (вместо «Не ной!»)
– Расскажи мне, как было на самом деле (вместо «Не ври»)
– Пожалуйста, ходи по дому медленно и спокойно (вместо «Не бегай по дому»)
– Держи рот закрытым, когда жуёшь (вместо «Не жуй с открытым ртом»)

В этих примерах ребёнок чётко и ясно слышит, что ему нужно делать, что вы от него хотите. Ему проще следовать именно таким фразам, чем фразам, описывающим, что ему делать не нужно.

Примеры – подсказки замечаний с добротой:

  1. Вместо раздражённого: «Пошли скорее, сколько тебя ждать!»
    Скомандовать: «На старт, внимание… марш! Побежали!»
    2. Вместо угрожающего: «Ешь, иначе не получишь десерт».
    Обрадовать: «После того, как исчезнет эта крохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное».
    3. Вместо грубого: «Убери за собой»
    Произнести мечтательным голосом: «Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…»
    4. Вместо рассерженного: «Не мешай!»
    Сказать: «Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини – праздник»
    5. Вместо недовольного: «Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть».
    Примирить с неприятностью: «Смотри – ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай её наденем?»
    6. Вместо риторического: «Ляжешь ты, наконец, спать!»
    Поинтересоваться: «Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?»
    7. Вместо злого: «По попе захотел?»
    Выпустить пар: «Интересно, кому это я сейчас уши и шею намылю?»
    8. Вместо бессильного: «Чтобы я никаких «не хочу» не слышала!»
    Неожиданно закричать: «Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!»
    9. Вместо нудного: «Сколько раз повторять»
    Сказать таинственным шёпотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали».
    10. Вместо недовольного: «Руки помыл?»
    Предложить: «Спорим, что вода с твоих рук потечёт чёрная?»
    11. Вместо принудительного «Быстро пошли домой!»
    Предложить: «Ой, а где мы живём? Покажи, а то мама забыла. Я, кажется, заблудилась — отведи меня домой!»

Конечно, на первых порах вам потребуется следить за тем, что вы говорите. Но зато результаты не заставят себя ждать. Вы увидите, насколько вашему ребёнку легче будет понимать и выполнять ваши просьбы. Вы заметите, насколько меньше времени потребуется на то, чтобы он начал действовать в правильном направлении.

Консультация «КАК ДЕЛАТЬ РЕБЁНКУ ЗАМЕЧАНИЯ ПРАВИЛЬНО И С ДОБРОТОЙ»